Логопедическое занятие на тему: Свистящие звуки С-Ц. Лексическая тема Посуда
Тема: Свистящие звуки /С/,/Ц/. Лексическая тема «Посуда».
Цель:
1. Коррекционно – развивающие:
развитие фонематического восприятия;
развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия;
развитие пространственной ориентировки.
2. Образовательные:
умение различать звуки С, Ц по артикуляции;
расширение словарного запаса учащихся, упражнение обучающихся в использовании предлогов, в составлении предложений описательного характера;
дифференциация звуков и букв С, Ц;
умение ориентироваться в пространстве;
умение образовывать относительные прилагательные и использовать их в самостоятельной речи;
3. Воспитательные:
воспитание интереса к учебе.
Оборудование: схема описания посуды, изображения детей, кружка-мимика, предметные картинки ( супница, сковорода, сервиз, чайник, кружка, сахарница, стакан, кастрюля, сапоги, сок, сова, собака, совок, пуговица, цветы, овца, полотенце), звуковые дорожки звуков /С/ и /Ц/, схема артикуляции звуков, контурное изображение посуды, изображения цыплят, предметы (салфетница, салатница, солянка, сахарница,) магниты, сахар, салат, соль, салфетки, лото, индивидуальные зеркала, шнурки, полоски бумаги, профили артикуляции звуков.
Ход занятия:
1. Орг. мом.
Психогимнастика
- Маша, Таня, Петя и Коля решили устроить чаепитие и ребятам нужно помочь расставить кружки. Объясни свой выбор.
2. Сообщение темы занятия.
- Посмотрите на доску, вы видите? ( кастрюля, сервиз, чайник, кружка, сахарница, стакан, сковорода).
- Как назвать эти предметы одним словом? ( посуда).
- Молодцы ребята! Сегодня на занятии мы повторим названия предметов посуды, вспомним, для чего нам нужна посуда, кокой она бывает?
- Но кроме посуды сегодня на занятии мы продолжим узнавать звуки, а какие вы сейчас назовёте сами, посмотрите внимательно на картинку, что вы видите? ( пуговицу, зайца, куст, носки).
- Посмотрите у вас на партах чистый лист бумаги и картинки, ваша задача разложить картинки в таком порядке, в котором они располагались у меня.
(выполняют).
- Что справа? Что слева?
- Какой одинаковый звук в словах: пуговица, заяц? ( Ц).
- Какой одинаковый звук в словах: куст, носки? (С).
- Молодцы вторая тема сегодняшнего занятия это звуки /С/ и /Ц/, и сегодня мы научимся узнавать и различать эти звуки.
- Но сначала мы должны сделать с вами гимнастику для губ и языка ( улыбочка, трубочка-улыбочка, качели, горка).
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
- Посмотрите внимательно на доску, перед вами схема произношения звуков /С/ и /Ц/.
Профиль артикуляции звуков С Ц
- Звук /С/ (губы в улыбке, зубы сближены, язык упирается в нижние резцы, сильная воздушная струя идет посередине языка, струя воздуха холодная, голосок «спит», глухой, звук согласный, синий.
- Посмотрите какая интересная дорожка, сейчас мы пройдемся со звуком /С/.
- Звук /Ц/ ( губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка опущен и касается нижних зубов, сильная воздушная струя по середине языка, звук краткий, воздух холодный, голосок «спит», глухой, звук согласный, синий.
- Своя дорожка есть и у звука /Ц/.
4. Произношение звуков в слогах, словах.
Игра «Эхо». Тихое и громкое произношение слогов ЦА-СА-ЦА, СА-СА-ЦА, СА-ЦА-ЦА, СА-ЦА-СА, ЦА-ЦА-СА.
- Сегодня к нам в гости пришли цыплёнок Цып и цыплёнок Соня.. Они приготовили вам задание. А задание следующее разложить картинки где звук /с/ цыплёнку Сони, со звуком /ц/ цыплёнку Цыпу.
5. Определение позиции звука в слове.
- Посмотрите внимательно на слова со звуком /С/ давайте определим где находится звук в начале, в середине или в конце слова. ( Также со звуком /Ц/)
6. Словообразование.
- Давайте расскажем Цыпу и Сэму, какие предметы можно назвать посудой.
(кастрюля, стакан, сковорода, сахарница, сервиз, вилка, ложка, нож)
- Все предметы сделаны из различных материалов (Стакан из пластмассы – (пластмассовый), вилка из металла -, сахарница из фарфора-, кастрюля из алюминия-, стакан из стекла-,)
- Ребята, каждый предмет имеет составные части ( описание чайника, кастрюли, сахарницы, сковороды).
- Вы любите отгадывать загадки? (Да)
Из горячего колодца
Через нос водица льётся. ( чайник).
- Давайте разделим чайник на части.
- Какая часть есть у чайника и нет у кастрюли? ( у кастрюли нет носика).
- Молодцы! Вы справились и с этим заданием.
- А теперь давайте научим наших гостей (Цыпа и Соню) описывать предметы посуды. Посмотрите перед вами подсказки, они помогут нам не ошибиться, когда мы будем описывать посуду. ( цвет, форма, материал, составные части, действия с посудой).
7. Физминутка.
Развитие моторики.
Мы с мамой в магазине посуду выбирали,
Тарелки, блюдца, чашки
и ложки выбирали.
Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
Набор ножей и вилок, шумовку и маслёнку.
Игра «Определи предмет по частям».( чайник, кастрюля, сахарница).
8. Падежное управление.
- О чём мы сегодня с вами беседуем? (о посуде).
- А теперь давайте расскажем Цыпу и Сэму о назначении разной посуды. Для чего нам нужна сахарница? (хранить сахар), солонка? Салфетница? Супница? Салатница? Сковорода? Кастрюля? Стакан?
- А теперь мы покажем, для чего нам нужна посуда.( Я насыпаю сахар в сахарницу. Я кладу салат в салатницу. Я наливаю воду в стакан. Я насыпаю соль в солонку. Я кладу салфетку в салфетницу. ).
- Цып и Сэм принесли с собой картину, но они не могут разобрать, что на ней изображено?
9. Звуковой анализ и синтез.
- Какое слово я сейчас скажу? Слушаем внимательно - /С/ /У/ /П/ (суп).
- Хорошо, сколько звуков в слове СУП? (три).
- Давайте зашифруем это слово цветными фишками. ( , ).
10. Знакомство с буквами Ц и С.
- На что похожа буква С?
- Вот какая буква Ц.
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
- у каждого на столе есть шнурки и полоски бумаги. Какую букву мы будем делать из шнурка, а какую из полосок. (Из шнурка букву С, а из полосок букву Ц).
11. Итог.
- Скажите ребята, чем сегодня на занятии мы с вами занимались? ( Учились различать звуки /С/ и /Ц/, говорили о посуде для чего она нужна, какая бывает посуда, познакомились с буквами С и Ц.)
15