Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения
Составил учитель-логопедПотапова Татьяна ВладимировнаМАДОУ №38 Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, произнесения того или иного звука.Артикуляционная гимнастика — упражнения необходимые для тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);— улучшить подвижность артикуляционных органов;— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;— увеличить амплитуду движений;— уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков. Как проводить артикуляционную гимнастику.*Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 5 минут.*Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык, щеки.*Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении. Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом так, чтобы ребёнок хорошо видел своё лицо и лицо взрослого.*Детей младше 5 лет занятия перед зеркалом могут утомлять. В этом случае вы можете сесть друг против друга.*Дети, для которых важен зрительный образ, охотно рассматривают картинки, а затем выполняют упражнения.*Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя, чтобы все другие мышцы ребенка были расслаблены, кроме прямой спины.*Упражнения выполняются от простых к сложным.*Начинать гимнастику нужно с упражнений для губ.Помните, что упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе.Каждое упражнение повторять по 7-10 раз.Чтобы ребенку нравилось, что он делает - поиграйте с ним в игру, типа "сейчас будем показывать как слоник хобот вытягивает","как белочка улыбается" и т.д.*Если у ребенка не получается сразу упражнение - не беда, проделайте вместе с ним упражнение и скажите, что у Вас тоже не получается, но мы потренируемся и все получится. Чаще хвалите ребёнка и ни в коем случае не выказывайте недовольство. Это придаст ему уверенности в своих силах и снимет беспокойство за результат. Артикуляционные упражнения Статические:ПтенчикЛопаточкаЧашечкаКиска сердитсяТрубочкаГрибок Динамические:ЧасикиКачелиФутболКатушкаВкусное варенье Упражнения для губ УлыбкаЗаборчикХоботокБублик Птенчик Рот широко открыт, я зык спокойно лежит в ротовой полости. Лопаточка Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Чашечка Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. «Горка», «Киска сердится» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. «Грибок» Рот открыт. Язык присосать к нёбу. «Часики», «Маятник» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончик узкого языка попеременно тянуть к уголкам рта. «Качели» Рот открыт. Напряжённым язычком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. «Футбол», «Спрячь конфетку» Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку. «Катушка» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта. «Вкусное варенье» Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. «Улыбка» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «Заборчик» Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. «Хоботок» Вытягивание сомкнутых губ вперёд. «Бублик» «Рупор» Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ