Картотека дыхательной гимнастики в первой и второй младшей группы


Картотека дыхательной гимнастики в первой и второй младшей группы
У детей часто болеют органы дыхания, носоглотки — ларингиты, трахеиты. Объем легких у них небольшой, дыхание неглубокое. А поверхностное дыхание может привести к болезням верхних дыхательных путей, что в свою очередь влияет на мелодичность голоса. Дыхательная гимнастика научит ребенка свободно вдыхать и плавно выдыхать, на помощь воспитателям приходит специальная картотека упражнений. Делать этот комплекс на укрепление дыхания могут и вполне здоровые дети — оно активизирует кровообращение в носоглотке, расширяет легкие, держит в тонусе мышцы грудной клетки и диафрагмы. Все это в комплексе укрепляет организм и уменьшает вероятность болезней.
Правила занятий
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики должен быть безопасным, тренировка должна проходить по следующим правилам:
Желательно заниматься на открытом воздухе, в холодное время года хорошо проветрите комнату. Тяжелый застоявшийся воздух при интенсивном дыхании может привести к плохому самочувствию и даже болезням.
Ребенок должен быть в хорошем настроении и выявлять охоту к тренировкам. Для настроения нужно хорошо поесть, но выдержите полчасика после еды.
Картотека дыхательной гимнастики большая, но сначала попробуйте сделать два упражнения, потом расширяйте время занятий — так дети не будут уставать, не будет кружиться голова. У астматиков вообще может быть приступ, поэтому они должны наблюдаться у врача.
Упражняясь, плечи ребенка не должны двигаться, ребенок должен быть расслаблен, мимика на лице — естественная. Бледность, слабость, головокружение, сильная отдышка должны быть сигналом к прекращению нагрузок.
1 младшая группа
Чтобы развить дыхание, победить кашель, улучшить речь, детям с двух лет можно применять следующий комплекс дыхательной гимнастики, предназначенный для первой младшей группы. Упражнения также улучшают координацию, укрепляют позвоночник и мышцы рук.
Пузырь. Ребенок вдыхает воздух через нос и надувает щеки, потом медленный выдох через рот.
Насос. Руки на пояс, вдох на приседании, выдох — возврат в исходное положение. Приседать сначала нужно чуть-чуть, увеличивая амплитуду, поэтом упражнение напоминает насос.
Отвечалка — вы задаете вопрос, ребенок отвечает,Сигнал паровозика? — Ту-туГудок машинки? — Би-биКак тесто дышит? Пых-пых
Пение гласных а-а-а-а-а-а-а, о-о-о-о-о-о, у-у-у-у-у-у.
 Комплекс включает стихи, под которые ребенок под движется:Самолетик-самолет (разведение рук ладошками, голова поднимается на вдохе).Отправляется в полёт (здесь нужно задержать дыхание)Жужу -жу (поворачивается вправо)Жу-жу-жу (на выдохе нужно произнести ж-ж)Постою и отдохну (опускает руки, становится прямо)Я налево полечу (голову вверх на вдохе)Жу – жу – жу (поворачивается влево)Жу – жу –жу (звук ж-ж-ж на выдохе)Постою и отдохну (становится прямо, опустив руки).
Еще одна игра сопровождается движениямиУ мишки дом огромный (ребенок становится прямо и на носочки, поднимает вверх руки на вдохе, потягивается, смотря на руки)У мышки – очень маленький (малыш приседает, обняв руками колени, опускает голову, произнося ш-ш-ш)Мышка приходит в гости к мишке (хождение на носочках)Он никак к ней не попадает.
Стих ветер — под стихЯ сильный ветер, я лечу,Лечу-лечу, куда хочу (ребенок взыхает носом, при этом ноги расставлены на ширину плеч, руки опустить)Хочу направо посвищу (повернуть голову направо, губы трубочкой и подуть)Могу подуть налево (с позиции голова прямо, малыш, вдыхая, поворачивает налево голову, делая трубочкой выдох)Могу подуть и вверх (в позиции прямой головы делается вдох носом, выдох губы трубочкой, потом опять вдохнуть)И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)Ну а пока я разгоняю тучи (покрутить руками).
Курочки — наклонившись, опустите голову, руки поставьте свободно, похоже на крылья и, похлопывая по коленкам и выдыхая, произносите «так-так-так». Поднимаясь, поднимайте руки и вдыхайте.
Пчелка — положение сидя, голову опустить и скрестить руки на грудной клеткеПчёлка жужала: «Жу-жу-жу» (стиснуть грудь, на выдохе говорим: ж-ж-ж, потом разводим руки на вдохе ставим спину ровно и говорим далее)Полечу и пожужжу, мёда детям принесу (встать, развести в стороны руки, сделать круг в комнате).
Косильщик травыОпустить руки, поставив на ширину плеч ноги. Ребенок должен говорить «зу-зу», и, махая в одну сторону, совершать вдох, в другую — выдох.Зу-зу-зу, мы косим траву.Зу-зу-зу, направо взмахну.Зу-зу-зу, очень быстро, вместе быстроМы покосим нашу траву.Зу-зу-зу.
2 младшая группа
Этот комплекс дыхательной гимнастики рекомендуется для второй младшей группы детского сада.
Качели — поставить на диафрагму живота мягкую игрушку, произносить на вдохе «качели вверх», на выдохе — «качели вниз», третий слог — «крепче ты, дружок, держись».Ветер и дерево — скрестить ноги на полу или сесть на колени, спину держать прямо. Руки со вдохом поднимать над головой, с выдохом — опускать. Туловище прогибать, словно от ветра.
Дровосек — стоя прямо, ноги шире плеч. Ладони рук сложить и работать как топориком — сверху, прогибаясь, остановится между ногами со словом «бах».
Сердитый ежик — дышать плавно. Наклонится, причем пятки остаются на полу, обхватить грудную клетку руками, с опущеной головой произносить на выдохе звук сердитого ежика «п-ф», потом «ф-р», ежик доволен.
Надуть шар — надувая, развести на вдохе руки, потом соединить ладони перед собой без хлопка со звуком ф-ф-ф. Потом шарик лопает — с хлопком, сложить губы трубочкой и приседая, с опущенными руками имитировать выход воздуха из шарика со звуком ш-ш-ш.
Листопад — вырезаем из бумаги листья и дуем так чтобы полетели. Если листья разные, можно комментировать названия деревьев.
Гуси летят — медленно ходить, поднимая в стороны руки на вдохе, опуская на выдохе со звуком «г-у-у».
Пушок — привязать перышко на нитку и дуть на него губами трубочкой, вдыхая носом.
Жук — скрестить на груди руки, вдыхает, поднимая голову, и выдыхает, опуская. Все это под стих — «жук крылатый сказал ж-у, посижу, пожужу».
Петушок — на вдохе поднимаем со сторон руки, хлопаем на выдохе по бедрам, произнося «ку-ка-ре-ку».
Ворона — опустить руки, на вдохе разводит их в стороны имитируя крылья с максимально протяжным звуком «кар-р-р».
Паровозик — руки согнуты в локти, ходьба со звуком «чух-чух» и с остановками под звук «ту-т-у-у-у».
Вырасти большой — вдыхая, поднимаем руки над головой и поднимаемся на носки, выдыхая — со звуком «у-х-х» опускаем руки и становим пятки на пол.
Часики — размахивать руками вперед, назад со звуком «тик-так».
Каша кипит — одну руку на живот, другую — на грудь. На вдохе втягивать живот, на выдохе со звуком «ф-ф-ф» опускать грудь, опять на вдохе выпячивать вперед живот.
Воздушный шарик — лечь на пол, руки на животе (воображаемый шарик). На вдохе надуть живот, на выдохе сдуть.
Насос — на приседании вдох, выпрямление — выдох, начинать понемножку, увеличивая силу приседаний.
Регулировщик — одну руку поднять над головой, другую отвести в сторону. На вдохе носом меняем положение рук, на продолжительном выдохе произносим звук «р-р-р» .Ножницы — руки впереди или по сторонам перед грудью, ладонями вниз. Вдыхая поднимаем одну руку (или кисть) вверх, вторую вниз, на выдохе — наоборот.
Снегопад — сдувать кусочки бумаги, словно снежинки с ладони.
Трубач — руки трубочкой вверху, на выдохе — звук «пф-ф-ф».
Футбольный поединок — скатать мяч из салфетки или ваты, поставить ворота, например кубики. Двое детей дуют стараясь забить мяч друг другу. Похожее упражнение — кто дальше загонит шарик одним выдохом.
Пружинка — лежа на выдохе выпрямленные ноги сгибаем и прижимаем к груди, на вдохе выпрямляем.
Дуем на воображаемый одуванчик, или реальную игрушку с пропеллером, игрушечную мельницу.
Бегемотик — сидя или в положении лежа рука на диафрагме и глубокое дыхание через нос со словамиСели бегемотики, потрогали животики.Далее вдох — То животик поднимаетсяНа вдохе — То животик опускается.
Курочка — руки как крылья в стороны на вдохе, на выдохе — наклон, с опущенной головой и крыльями звук «тах-тах», хлопая себя по коленях.
Парящие бабочки — вырезать бабочек из листа бумаги и плавно и длительно дуть так, чтобы они летели вверх.
Аист — стоя, согнуть перед собой ногу в колене и развести руки по сторонам, выдыхая, опускать ногу и руки со звуком «ш-ш-ш».
В лесу — на вдохе кричать ау-у с разной громкостью и интонацией.
Волна — лечь ровно на полу, вдыхая поднимаем руки и вытягиваем над головой, на выдохе со словом «Вни-и-з» опускаем опять руки по швам.
Хомячок — пройти десять шагов с надутыми щеками, хлопнуть на выдохе по щекам, пройти еще несколько шагов, дыша носом.
Лягушонок — ноги вместе присесть, на вдохе прыгнуть вперед, на выдохе — квакнуть после приземления.
Клич воинов-индейцев — кричать, хлопая ладошкой по губам, с разной громкостью.
Жемчужные ныряльщики — на третьем вдохе закрывается рот и нос и совершаются приседания, пока не будет желание выдохнуть. Игру выигрывает тот, кто дольше продержится.