Использование игровых приемов в процессе коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников.


Использование игровых приемов в процессе коррекции
нарушений чтения и письма у младших школьников

Малькова Е.А.,
МБОУ Школа № 65 г.о. Самара
Нарушения чтения и письма являются достаточно распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Эти расстройств оказывают отрицательное воздействие на весь процесс обучения детей, на социальную и школьную адаптацию в целом.
Проблема нарушений письма и чтения — одна из ведущих для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Внимание к проблемам профилактики и коррекции специфических нарушений письма и чтения у детей обусловлен тем, что данные виды речевой деятельности играют важную роль в жизни человека: они стимулируют его психическое развитие, обеспечивают общеобразовательную подготовку, влияют на становление личности.
Виды ошибок письма и чтения достаточно разнообразны. А если учитывать ещё и индивидуальные различия в проявлении этих ошибок, то при выборе способов и приемов коррекции можно оказаться в весьма затруднительном положении. Процесс коррекции нарушений чтения и письма должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т. е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны учителя-логопеда.
Добиться положительного результата в коррекционной работе по преодолению нарушений письма и чтения у младших школьников можно, если умело включать в этот процесс игровые приёмы. К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания, а в данном случае процесс коррекции, был более продуктивным.
В процессе коррекции нарушений чтения у младших школьников можно использовать  следующие игровые   приемы:
1. «Наоборот»
- чтение  строчек наоборот по словам, когда написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым  и  т.д.
- чтение строчек наоборот по буквам, когда написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.
- поочередное чтение слов нормально и наоборот, когда первое слово читается как обычно, второе наоборот.
2. «Прятки»
- чтение «зашумленных» слов, когда предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы.
3. «Дорожки»
- чтение пунктирно написанных слов, когда предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией.
4. «Путаница»
- чтение наложенных друг на друга слов, когда слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним.
5. «Угадай-ка»
- чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.
- чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.
6. «Разведчики»
- поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок. Возможно использование приема соревнования.
7. «Перевёртыши»
- чтение перевернутого текста: страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
8. «Собирай-ка»
- восполнение пропусков букв в словах: предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
9. «Конструктор»
- складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на другой.
10. «Прыгуны»
- чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.
11. «Шифровальщики»
- нахождение заданных букв среди строчек с разным шрифтом, размером и цветом: ребенку предлагается стимульный материал с рядами напечатанных букв. Буквы на карточках различного цвета, шрифта и размера. Ребенку задают найти в строчках 1-3 буквы и подчеркнуть их.
12. «Препятствие»
- чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов, когда детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.
Вышеперечисленные игровые приемы направлены на коррекцию  первого компонента навыка  чтения  – техники чтения.
Ниже представлены игровые приемы, которые помогут развивать второй компонент навыка чтения – понимание текста.
«Пять вопросов»
- один ребенок загадывает слово, а другие дети задают ему вопросы о значении этого слова. На вопросы можно отвечать только «да», «нет»  и  «не знаю». Задается только 5 вопросов. Дети должны угадать слово, которое загадал ведущий.
2. «Противоположности»
- поиск противоположных предметов: называется какой-либо предмет. Надо перечислить как можно больше предметов, противоположных заданному. Противопоставлять предметы можно, беря за основу разные свойства и признаки предмета.
- поиск противоположных слов: в каждой строчке даются 5 слов, из которых нужно выбрать 2, имеющих противоположное значение.
3. «Рифмушки»
- нахождение внутритекстовых связей: ребенку предлагается расставить строчки стихотворения в нужном порядке.
Далее представлены игровые приемы, которые можно использовать в процессе коррекции нарушений письма у младших школьников.
1. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха.
а) «Задуманное слово»
- предлагается отгадать задуманное слово, для этого надо выделить из каждого слова (на слух или по картинке) второй, третий, четвертый и т.д. звук. б) «Составь слово»
- предлагается составить из данного слова новое, путём добавления к нему одного звука (например, рот – крот);
- предлагается составить из данного слова новые, путём изменения в нём первого звука (например, дом – ком – сом);
- предлагается составить как можно больше слов из звуков данного слова (например, трактор – рот, кот, торт, рак, ток, рота).
2. Игры и упражнения на развитие восприятия образа буквы.
а) «Буквографика»
- предлагается «написать» в воздухе букву пальцем; написать букву пальцем на песке, либо, окунув его в воду, на доске;
- предлагается «написать» букву на спине, либо на ладони ребенка пальцем проводится контур буквы. Он должен отгадать букву. Контур буквы можно обозначить не сплошной линией, а точками.
Игра сначала проводится индивидуально с каждым ребенком, затем дети для игры разбиваются на пары.
б) «Найди меня»
- предлагаются карточки с наложенными изображениями букв. Нужно найти все спрятанные там буквы.
в) «Конструктор»
- дети складывают заданные буквы из картонных элементов, счетных палочек ;- дети переставляют элементы заданной буквы (например, Н), выложенной из картонных элементов или счетных палочек, так, чтобы получилась другая буква (например И или П).
3. Игры и упражнения на коррекцию ошибок на уровне слога.
а) «Паутина»
- в «паутине запутались» буквы. Их можно спасти, составив из них как можно больше слогов.
б) «Самый внимательный»
-дети пишут под диктовку слоги различной конструкции. Учитель следит как за правильностью написания, так в дальнейшем и за четкостью прочтения слогов. Затем предлагаются задания: «Среди ряда слогов нужно найти два одинаковых слога», «Какое слово спряталось среди слогов?»
в) «Пропущенные буквы»
- предлагается вставить буквы в слова, но при этом можно пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах.
4. Игры и упражнения на коррекцию ошибок на уровне слова.
а) «Иностранные слова»
- предлагаются карточки с «иностранными словами», например: «родога», «камош», «монли» и задание в стихотворной форме:
Даны слова вам странные, почти как иностранные.
На них вы посмотрите и переведите! (Дорога, мошка, лимон.)
б) «Слово рассыпалось»
- предлагается составить слова из букв или слогов и задание в стихотворной форме: Слово рассыпалось, буквы смешались.
Слоги и буквы совсем растерялись.
Очень прошу вас, друзья, помогите,
Буквы скорее на место верните!
в) «Цветочек»
- предлагается подобрать к заданному слову родственные. При этом на каждое придуманное слово на цветочке (картонная заготовка - стебель с листочком) закрепляют лепесток. Например: лес – лесок – лесок – лесник – лесочек. Затем предлагается вспомнить эти родственные слова и записать их.
г) «Внимательные глазки»
- предлагается запись на доске или на карточке, например «фпфефсфнфяф»и задание: С этим, словом что-то сталось, буква лишняя закралась.
Эту букву отними, слово ты освободи! (песня)
д) «Скажи и напиши слово наоборот»
- предлагается карточка с написанными на ней предложениями. Сначала нужно прочитать предложения, затем записать, заменив выделенные слова противоположными по смыслу (антонимами). Затем можно провести взаимопроверку с обсуждением правильности выполнения задания. Примерные предложения: У Ирины твёрдая подушка и холодное одеяло. В самом конце зимы снег ещё чёрный и грязный.
5. Игры и упражнения для коррекции ошибок на уровне словосочетания. а) «Найди ошибку»
- предлагается запись, в которой нужно найти ошибку, например: красный цветы, весёлая гости, белый платье, верная товарищи.
б) «Найди пару»
- предлагаются записанные в два столбика слова:
Новый-книги Новая-дом
Новое-блузка Новые-платье
Дети должны соединить стрелками слова так, чтобы получились верные словосочетания.
в) «Волшебница-точка»
- предлагается запись: «Тихо падают. Листья торопятся в школу. Дети».
Дети должны правильно расставить точки.
(Тихо падают листья. Торопятся в школу дети.)
г) «Склеенное предложение»
- предлагается карточка: «Пастушокпотушилкостер».
Детям необходимо разрезать ее так, чтобы получились отдельные слова.
д) «Что было сначала, а что потом?»
- на доске записан текст с нарушенным порядком предложений. Предлагается восстановить порядок предложений.
- на карточках записаны отдельные предложения. Дети должны разложить карточки с предложениями так, чтобы получился рассказ, отражающий
последовательность событий.
Игровые приёмы могут включаться в каждый этап логопедического занятия. Их можно использовать как в групповой работе на занятии, так и в индивидуальной.
Игры и игровые приёмы являются эффективным средством повышения результативности коррекционного воздействия. Их применение позволяет успешно решать задачи коррекционной работы в процессе преодоления нарушений письма и чтения, улучшает успеваемость по русскому языку и чтению.
Литература: 1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 180 с.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991. – 168 с.
3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД МиМ, 1997. – 286 с.
4. Лалаева, Р. И . Нарушения  чтения   и  пути их коррекции у младших школьников.– М.: ИНИОН, 2002. – 286 с.
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Уч. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.