Эссе. Я — учитель, и этим горжусь!
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Шкуричева Н.В.
п. ХанымейЯ - учитель, и этим горжусь!
Почему я стала учителем? Отвечая на этот вопрос, я вспоминаю самого важного человека в своей жизни – Перловскую Ольгу Михайловну. Человека, который предопределил мою судьбу. Это моя бабушка, а по совместительству педагог, учитель начальных классов. Всё своё детство я провела с ней, присутствовала на её уроках, помогала проверять тетради учеников.
Я считаю, что учитель - это не просто моё призвание, это моя судьба, это моё божественное предназначение. Я с самого рождения знала, что буду учителем, только учителем и никем другим! Именно поэтому вопроса, куда пойти учиться, не возникало. Сначала Благовещенский педагогический колледж, а затем Бирская государственная социально - педагогическая академия. После учёбы начала работать в школе организатором Детского Движения, руководителем группы продленного дня, воспитателем в детском саду, но желание работать учителем было настолько сильным, что Вселенной ничего не оставалось, как исполнить его. И уже в сентябре 2011 года меня пригласили на работу в школу учителем начальных классов.
Убеждена, что сила мысли – великая сила. Ольга Михайловна всегда говорила: «Очень важно человеку найти своё предназначение в жизни, и когда он его найдёт, то даже дышать начинает по-другому, у него открывается второе дыхание, внутренний потенциал, и те возможности, о которых он даже и не подозревал». И сейчас, проработав учителем пять с половиной лет, я поняла, насколько важен труд учителя. И с уверенностью могу сказать, что теперь бабушка могла бы мной гордиться.
Моя концепция в работе с детьми основана на сотрудничестве, творя совместно, дети раскрываются сами, открывают новый мир для себя, и я вместе с ними раскрываюсь тоже. Несомненно, каждый малыш индивидуален, талантлив, открыт познанию и творчеству. Он такой же очень важный и нужный гражданин России, как и все мы, взрослые.
Моя главная цель заключается в том, чтобы ребёнок нашёл себя в этом мире, понял своё истинное предназначение. При планировании уроков я в первую очередь ставлю задачу раскрыть внутренний потенциал каждого ученика, чтобы он оценил свои возможности и уважал талант и способности окружающих его взрослых и детей. Работая с детьми, я чувствую, что развиваюсь вместе с ними, расту в статусе педагога, наставника, друга, матери. Раскрывается моё сердце к добру, любви, заботе, ответственности - я становлюсь мудрее и молодею вместе со своими учениками.
Первый учитель – это самый важный человек в жизни каждого ребёнка. Я не помню своего воспитателя в детском саду, но я хорошо помню своего первого учителя – Соловьёву Раису Сергеевну. Какими восхищёнными глазами мы смотрели на неё, стараясь уловить каждое её слово, каждый жест и взгляд. И всё, чтобы ни сказал учитель, это был закон, это было даже весомее слов родителей.
Родители доверяют учителю своих детей и судьба каждого малыша в наших руках. Невозможно быть хорошим учителем и при этом не учиться самому. Учитель учится сам ежедневно, все мы проходим уроки судьбы, мы читаем книги, встречаем новых людей, путешествуем, оказываемся в различных жизненных ситуациях, и задача учителя - извлечь эти уроки и научить детей учиться. Находить в уроках то, что важно и нужно, то, что пригодиться в жизни. Ещё Адольф Фридрих Дистервег, немецкий педагог XIX века, говорил: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». И сейчас в XXI веке, когда темп жизни совершенно иной, эти слова не потеряли своей актуальности. Учитель и сегодня является самым важным примером для своих учеников. Необходимо всё время осваивать какие-то горизонты, стремиться чему-то научиться, ведь жизнь не стоит на месте, и человек не должен останавливаться. Жизнь прекрасна, надо помнить об этом. Желание жить и двигаться только вперёд - очень важный инструмент для преодоления страхов и сложных жизненных ситуаций. Этому я учу своих учеников.
Новое время диктует нам и новые подходы в обучении, воспитании и развитии наших детей. В период введения и реализации ФГОС главной целью стало раскрытие способности ученика к самообучению и коллективной работе. Начальная школа – это фундамент знаний, и именно в этом возрасте формируются основы умения учиться. Именно в этот момент учителю важно создать на уроке «ситуацию успеха» для учеников, ведь каждый ребёнок индивидуален. Очень важно обратить внимание на формирование адекватной самооценки, без неё ученику очень сложно подниматься по лестнице успеха.
При планировании уроков я использую роль оценки, выполняющую воспитывающую и формирующую функции. На уроке мы работаем под девизом: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Главное - найти ошибку, ведь такая находка – свидетельство положительного результата для ученика. Для закрепления знаний мои ученики в системе проводят работу над ошибками, где не только ведут учёт собственных ошибок, но и составляют задания для отработки навыков правильного письма или различных математических действий.
В основе реализации ФГОС лежит системно - деятельностный подход. Наиболее успешно реализовать данный подход можно через проектную деятельность. С её помощью можно проследить динамику успеха отдельного учащегося и класса в целом. Проектная деятельность даёт возможность для формирования самооценки, а «Портфель достижений» является показателем уровня достижений ученика при оценивании его внеурочной и урочной деятельности. Это папка с личными материалами, демонстрирующими успехи ученика за учебный период времени в разных сферах его деятельности. Это очень сильная положительная оценка самостоятельных достижений ребенка им самим под девизом: «Что у меня получилось лучше всего?». Пополняя «Портфель достижений» грамотами, проектами, исследовательскими работами, ученик повышает свою самооценку и самостоятельно выстраивает лестницу личного успеха. «Портфель достижений» является важным педагогическим приёмом для создания «ситуации успеха» ученика.
Не менее важным в реализации ФГОС является развитие личности ребенка, его талантов. Для достижения этой цели мной организована театрализованная деятельность, которая позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, раскрытия внутреннего потенциала личности каждого ученика. При чтении и пересказе произведений учащиеся ведут себя более раскрепощенно, эмоционально, артистично, что так же помогает им раскрыться.
В стремительно меняющемся мире считаю главным своим профессиональным качеством - умение учиться, быть готовым к переменам, обладать мобильностью, способностью к нестандартным трудовым действиям, обладать ответственностью и самостоятельностью в принятии решений. Только обладая такими качествами, современный учитель способен решить те задачи, которые ставит перед ним российское образование.
Меняется мир, меняются дети, и это, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но, чтобы ни происходило вокруг, для себя я уяснила одно: «Любое дело, которое я начала делать, я должна делать только на сто процентов. Тогда всё получится!»