Мастер-класс Метод проектов как один из интерактивных методов обучения

ФГКОУ «Астраханское суворовское военное училище МВД России»









Мастер-класс по теме: «Метод проектов как один из интерактивных методов обучения»







Подготовила: преподаватель цикла гуманитарных и математических дисциплин Сердюкова Ангелина Викторовна








Астрахань, 2016 год

Сценарий мастер - класса по теме:
« Метод проектов, как один из интерактивных методов обучения»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению методом
проектов, как одним из интерактивных методов обучения.
Задачи:
- осмыслить педагогами понятие «интерактивное обучение»;
- познакомить педагогов с методами интерактивного обучения;
- углубить знания педагогов о методе проектов, алгоритме создания проекта.
- создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Оформление:
- тема мастер-класса;
- таблицы: «Стадии проектной деятельности»,
«Схема проекта»,
«Этапы презентации проекта»,
«Возможные выходы проектной деятельности»;
«Формы презентации»;
«Проекты включают в себя»;
- эпиграф;
- музыкальное оформление;
- доска, мел;
- медиапроектор;
- интерактивная доска.
Ход мастер-класса
I) Организационный момент.
В кабинете, где собираются педагоги, и гости звучит лёгкая, спокойная музыка. Все рассаживаются. Представляют педагога, ведущего мастер-класс.
II) Цели и задачи мастер-класс.
Уважаемые коллеги! Основная цель мастер-класса, проводимого сегодня - это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.
Сегодня мы с вами ещё раз поговорим об интерактивных методах обучения, о том, чем они отличаются от пассивных и активных методов. Вы углубите свои знания о методе проектов, об алгоритме создания проекта. С вами будут проведены три интерактивных практических занятия, в процессе которых вы сможете выяснить, что вам мешает заниматься проектной деятельностью, вспомните основные стадии проекта и поработаете над одной из главных стадии создания проекта - планированием действии команды. Кроме того, вы покажете умение работать в команде.
Я надеюсь, что проведённый сегодня мастер-класс поможет вам начать активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность обучающихся.
III) Основная часть мастер-класса.
Сегодня перед педагогикой стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения интересным и полезным. Педагоги в своей практике используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные и интерактивные. При использовании пассивных методов педагог играет центральную роль на занятии. Здесь преобладает монологовый режим общения. Педагог сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на занятии заранее составленный план. Любая попытка обучающегося проявить самостоятельность, инициативу и творчество рассматривается как отход от заранее намеченного и единственно верного плана работы. Дети на таких занятиях являются только объектом воздействия взрослых.
При использовании активных методов обучения на занятии используется метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, центральная роль педагога остается. Воспитанники уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. Такие занятия не имеют жесткой структуры, формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения.
Наиболее интересными в настоящее время считаются интерактивные методы обучения, где педагог теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Акцент на таком занятии делается на сотрудничество и взаимодействие. Педагог определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана, даёт консультации, помогает в серьёзных затруднениях. Меняется сама обстановка на занятии, происходит отход от привычных требовании к дисциплине. Обучающиеся на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботиться о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.
В процессе обучения педагогами должны использоваться различные методы, но необходимо помнить, что в традиционной пассивной педагогике: педагог учит - ученик учится, педагог думает - ученик воспроизводит, педагог выбирает - ученик принимает, педагог активен воспитанник пассивен, педагог авторитарен - воспитанник несвободен. При использовании же интерактивных методов обучения в корне меняются соотношения «педагог - ученик»: ученик определяет цель деятельности, педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания - педагог рекомендует источники знаний, ученик выбирает педагог содействует, ученик активен - педагог создает условия для проявления активности. Таким образом, интерактивные методы способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения. Одним из интерактивных методов обучения является метод проектов.
Сегодня мы поговорим с вами об этом методе, как об одном из интерактивных методов обучения. Метод проектов впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом У. Килпатриком в первой четверти XX века. Он становится неотъемлемым дидактическим средством образования, вызывающим в последние десятилетия новый и вполне заслуженный интерес. Килпатрик так определил сущность метода проектов: «Это метод - целесообразной деятельности в связи с разрешением, какого-нибудь учебного задания в реальной жизненной обстановке». Метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда обучающиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный творческий процесс, т.е. самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая опыт самостоятельной, исполнительской (репродуктивной), творческой и коммуникативной деятельности.
Практическое занятие.
Работа в малых группах по методике «1 – 2 - все вместе» (каждый участник группы в течение 1-2 минут продумывает ответ на вопрос. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса).
Обсуждение вопросов:
1. Что мешает вам заниматься проектной деятельностью?
2. Есть ли в нашем учреждении условия для создания проектов? Какие?

Для того, чтобы активно заниматься проектной деятельностью, вам необходимо пополнить свои знания в этом направлении, овладеть самим и научить детей этому новому способу деятельности. Что же такое проект?
Это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации. Это буквально «нечто брошенное вперёд». В последнее время это слово ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.
Хочу вам напомнить, что в педагогике, как и в науке, выделяют несколько типов проектов:
*По доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные и прикладные;
*По предметно-содержательной деятельности: монопроект и межпредметный проект;
*По характеру контактов: внутренние, региональные, международные;
*По количеству участников: личностные, парные, групповые;
*По продолжительности выполнения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные (от 30 дней до нескольких месяцев).

Практическое занятие
Работа в малых группах по методике «Диалог». Задание: работа над проектом предполагает прохождение 8 стадий (шагов). Попробуйте самостоятельно сделать эти 8 шагов. Каждый участник группы играет определённую роль, которую ему выбирает ведущий (спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, поощрение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы (коротко, разборчиво), одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы. Остальные члены группы активные участники обсуждения.
Группы ищут согласованное решение, а результат работы должен быть отображён в виде схемы, перечисления признаков, конечном тексте, который потом записывается в тетрадях. После завершения работы даётся обобщённый ответ на задание, который записывается всеми. (Идёт работа по группам, затем каждая группа озвучивает свои наработки, ведущий вместе с педагогами обсуждает стадии проекта и делает вывод).
Таким образом, мы с вами выяснили, что работа над проектом состоит из:
1 .Подготовки к работе над проектом (информация о проекте, его актуальности, поиск проблем и т.д.);
2. Выбора проблемы (использование метода «мозгового штурма», разговор о каждой проблеме, голосование за проблему);
3. Сбор и анализ информации (можно разделить обучающихся на несколько
групп: юристы, социологи, журналисты (юристы изучают нормативные
документы, социологи опрашивают об актуальности проблемы, журналисты
берут интервью);
4. Планирование действий команды (куда, кому, зачем, что делать, просчитывается экономическая составляющая);
5. Реализация проекта. Подготовка к защите проекта (стенды, плакаты, портфолио, макеты, подготовка группы для защиты проекта);
6. Презентация проекта (7-10 минут в устной форме);
7. Рефлексия (проводится через неделю после защиты. Ответ на вопрос: «Что дал проект?»).

Кроме того, проект включает в себя пять П:
Проблема;
Проектирование (планирование);
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Можно добавить ещё шестое П - Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта).

Важным является то, что каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. В ходе работы над проектом, а также на презентации вам могут пригодиться следующие требования и ориентиры: Мы изучаем. Мы планируем. Мы исследуем. Мы действуем.
Кроме того, я хочу предложить вашему вниманию информацию о перечне возможных выходов проектной деятельности: сайт, видеофильм, атлас, видеоклип, выставка, газета, журнал, игра, коллекция, модель, оформление кабинета, пакет рекомендаций, праздник и т.д.
Видами презентации могут быть: деловая игра, демонстрация фильма, инсценировка, доклад, реклама, спектакль, экскурсия и т.д.
А сейчас мы с вами проведём ещё одно интерактивное практическое занятие: «Составляем программу действий». Вам предстоит спланировать действия ваших команд. Продуктом планирования станут программы действий. После того, как вы составите программы ваших действий, вам предстоит их защитить. Работать вы будете по методу «мозгового штурма».
Практическое занятие
Работа в малых группах по методу «мозгового штурма».
Тема: «Составляем программу действий».
Цель: организация оперативного поиска действий.
Маршрут поиска: работа над проектом.
Результат «мозгового штурма: составление программы действий, способствующей осуществлению проекта.
Правила «мозгового штурма»:
Нельзя делать никаких критических замечаний по ходу выдвижения действий. Это мешает формулировке мыслей. Не стоит бояться несбыточности предложений: чем необычнее действие, тем лучше. Чем больше предложений, тем вероятнее, что быстрее отыщется наиболее верное действие. Желательна цепочка действий, что даёт простор для обсуждения

IV) Подведение итогов мастер-класса.
а) Педагогом - мастером:
Вашему вниманию был представлен мастер-класс по теме: «Метод проектов, как один из интерактивных методов обучения». Я познакомила вас с понятием «интерактивные методы обучения», с одним из методов» интерактивного обучения методом проектов, показала интерактивную форму обучения. Считаю, что задачи, которые я ставила перед собой, выполнены. Надеюсь, что представленный вашему вниманию материал повысит вашу мотивацию к овладению проектной деятельностью, поможет использовать интерактивные формы обучения в работе.
б) Выступления педагогов и гостей. Оценка результативности мастер класса (метод «Аквариум»: участники работают в круге, остальные наблюдают и анализируют, т.е. выступают в роли зрителей):
1. Как, по-вашему мнению, прошел мастер-класс?
2. Как работали участники мастер–класса, как общались?
3. Все ли участники команды были активны?
4. Проявляли ли терпимость к любой точке зрения?
5. Насколько удалось группам выполнить поставленные задачи?
6. Были ли созданы условия для активного взаимодействия участников между собой?
7. Ваши предложения (замечания, дополнения) по проводимому мастер- классу.











Использованная литература
А. Иоффе «Помогите это сделать самому». Ж. «Учитель года», №6 2002 г., стр.40.
М.В. Жирова, Ю.С Инякина «Социально-образовательный проект
краеведческой направленности «Моя история». Ж. «Дополнительное
образование», №5 2002 г., стр.41.
В.П. Пахомова «Алгоритм создания социального проекта». Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе, 2005 г., стр. 27.
А.С. Сиденко «Метод проектов: история и практика применения». Ж.
«Завуч», №6 2003 г., стр.96.
Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». Москва. АРКТИ. 2005 г.
И. Сасова «Через проблему к практическому результату». Ж. «Учитель»,
№5 2001 г., стр. 35.
7. И.С. Сергеев «Как организовать проектную деятельность?». Москва.
АРКТИ. 2004 г.










15