Близнецовый метод для изучения влияния наследственности и среды на развитие ребенка
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Близнецовый метод для изучения влияния наследственности и среды…………………………………………………………………………………………………………………..5
Двигательные характеристики……………………………………………………..10
3. Исследование сложных поведенческих навыков……………………….11
4. Исследование стандартизированных двигательных проб………….13
5. Исследование тонкой координации…………………………………………….15
6. Физиологические исследования………………………………………………….16
7. Нейрофизиологические исследования……………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………………….18
Литература………………………………………………………………………………………..20
Введение
В практике физического воспитания и спорта на разных этапах процесса обучения движениям наблюдается различная динамика формирования двигательных навыков. Трудности в обучении возникают на этапе начального или углубленного разучивания упражнения. Для некоторых сложности возникают при закреплении и дальнейшем совершенствовании осваиваемых упражнений. В связи с этим можно предложить, что вместе с организационными и методическими причинами подобного явления в разных фазах формирования двигательного навыка возможно влияние наследственных и средовых факторов в различном соотношении.
Движения человека, их индивидуальные особенности — весьма перспективный объект психогенетического исследования, позволяющий достаточно четко задавать и фиксировать психологические условия реализации движения, менять стимульную среду, задачу, биомеханику, исследовать разные уровни обеспечения движения и т.д. (6). Однако психогенетические исследования двигательных характеристик очень слабо представлены в мировой литературе, несмотря на то, что двигательные особенности человека легко доступны для изучения, в том числе и в психогенетике. Эти исследования актуальны для ранней диагностики индивидуальных способностей моторики человека, что возможно при использовании генетических маркеров(7).
Среди продуктивных гипотез выделяются, две: первая — об изменении генотип-средовых соотношений в вариативности фенотипически одного и того же движения при изменении механизмов его реализации, т.е. включения его в различные функциональные системы; и вторая — о динамике этих соотношений при переходе от индивидуального оптимума к предельным возможностям данной функции (9).
Движения человека — важный для познания индивидуальности и продуктивный для психогенетического исследования признак (6).
Стандартизированные двигательные пробы широко используются в психологии как экспериментальные модели изучения различных психологических феноменов (6). Как известно, особенности двигательных реакций могут служить индикаторами функционального состояния, нейродинамических и типологических особенностей высшей нервной деятельности (9). Помимо самой двигательной сферы (речевые движения и письмо), с помощью двигательных реакций тестируются и изучаются особенности темперамента, сенсорные функции, психофизиологические и интеллектуальные характеристики и т.д. (6). Их используют для изучения процессов произвольного регулирования сенсомоторной деятельности. По индивидуальным особенностям временных, продуктивных и других параметров моторики судят о психических процессах, чертах личности. Лабораторное изучение элементарных двигательных реакций дает неоценимую для психогенетического исследования возможность уравнивать средовые влияния (9).
Однако двигательные реакции имеют несколько особенностей психогенетического исследования. К ним относится их отчетливо фиксируемая тренируемость и возможность реализации одного и того же движения на разных уровнях регуляции: осознанной (произвольной) и автоматизированной (6).
Отечественные ученые внесли весомый вклад в изучение природы межиндивидуальной вариативности времени сенсомоторных реакций человека, причем особое внимание уделялось психологическому анализу выполняемых двигательных актов. В частности, в исследовании С.Б. Малых было выявлено, что наследуемость параметров одного и того же движения зависит от психологической структуры той деятельности, в которую это движение оказывается включенным. Методом возрастных срезов было установлено, что наследуемость потенциалов мозга, связанных с движением, демонстрирует возрастную динамику, вероятно, обусловленную сменой механизмов организации движений в онтогенезе (2). Учеными также было показано, что двигательная тренировка, приводящая к автоматизации двигательного навыка, может значительно влиять на показатели наследуемости изучаемого двигательного акта. В целом исследования, выполненные в этом направлении, позволяют утверждать, что наследуемость параметров движения зависит от возраста, структуры двигательного акта, степени его автоматизированности и роли в познавательной деятельности человека.
Близнецовый метод для изучения влияния наследственности и среды
Для изучения влияния наследственности и среды на процесс обучения движениям человека был использован близнецовый метод генетики. Обследовано 50 пар монозиготных (МЗ) однополых дизиготных (ДЗ) близнецов (из них 24 пары МЗ и 26 пар ДЗ близнецов) в возрасте 11—17 лет. Зиготность близнецов определялась при помощи полисимптомного метода сходства, серологическим анализом групп крови и дерматоглифических данных.
Близнецы обучались девяти сложнокоординированным упражнениям без предметов и с предметами (гимнастической палкой, ядром, теннисным, баскетбольным и волейбольным мячами). Первые два упражнения состояли из разнонаправленных движений рук и ног. В третьем упражнении близнецы выполняли круговые движения одновременно правой и левой рукой в различных направлениях. Скорость обучения четвертому и пятому упражнениям зависела не только от координационных способностей, но в определенной мере также от развития гибкости в суставах. Так, четвертое упражнение выполнялось из исходного положения упор лежа. Впоследствии близнецы проносили ноги между руками, оканчивая упражнение положением упора сидя сзади. Пятое упражнение выполнялось с гимнастической палкой. Близнецам предлагалось перепрыгнуть вперед и назад через гимнастическую палку, которая была в руках (расстояние между кистями — на ширине плеч). В шестом упражнении близнецы обучались жонглированию легкоатлетическим ядром. Вес ядра изменялся в зависимости от пола и возраста детей. Седьмое и восьмое упражнения выполнялись с теннисным мячом. Близнецы держали хватом сверху теннисный мяч в руке, вытянутой вперед. Выпуская мяч из руки, выполняли круговое движение руки вокруг падающего мяча с последующим хватом его сверху. Вначале упражнение выполнялось правой рукой (седьмое упражнение), а потом левой (восьмое упражнение). Освоение данных упражнений во многом зависело от быстроты одиночного движения. В девятом упражнении близнецам предлагалось из исходного положения лежа на спине бросить баскетбольный (мальчики) или волейбольный (девочки) мяч вверх. После этого встать и поймать мяч.
Подбор упражнений и оценка процесса обучаемости соответствовали требованиям одной из наиболее разработанных стахастических моделей обучаемости, предложенной Р. Бушем и Ф. Мостеллером (1), в нашей модификации (8). Сущность модели заключается в следующем. Имеются две альтернативы: 1 — упражнение выполнено, 2 — упражнение не выполнено. Любой третий вариант частичного выполнения упражнения не принимается во внимание. В процессе обучения увеличивается доля удачных попыток в выполнении упражнений и снижается доля неудачных (тем самым происходит формирование двигательного навыка). Модель предполагает, что после пяти удавшихся подряд попыток упражнение считается изученным (в большинстве случаев упражнение впоследствии выполняется) и обучение прекращается. Предполагается, что обучение для отдельных близнецов может и не произойти за то среднее количество попыток, которое определяется для близнецов. Условия для партнеров пары близнецов были сходными.
Влияние наследственности в фенотипической изменчивости при формировании двигательных навыков оценивали по коэффициенту наследуемости Н, вычисленному через дисперсии ?-квадрат для МЗ и ДЗ близнецов, а также по критерию F — Фишера, определяемых до первой, второй и т. д. удачных попыток. Коэффициенты наследуемости рассчитывались также для суммарного количества удачных подряд 2—5 попыток.
Результаты. Сравнение процесса обучения движениям МЗ и ДЗ близнецов позволило определить коэффициенты наследуемости (см. табл.). Анализируя результаты, отметим, что в процессе обучения физическим упражнениям соотношение влияния наследственности и среды изменяется.
Наследуемость процесса обучаемости физическим упражнениям
Примечание. Н — коэффициент наследуемости Хольцингера, F — критерий Фишера, Р — уровень достоверности (* — Р<0,05, в остальных случаях Р>0,05 и Р<0.01).
Так, при освоении первого сложно-координированного упражнения наблюдается S-образное изменение коэффициентов наследуемости (рис. 1А), т. е. в начале обучения коэффициенты повышаются, потом понижаются, а в конце процесса обучения их значения вновь становятся большими.
При обучении второму сложнокоординированному упражнению наследственные влияния усиливаются от одной удачной попытки к другой (рис. 1А). Подобная тенденция наблюдается в процессе обучения третьему упражнению (рис. 1Б).
При освоении четвертого упражнения соотношение наследственности и среды изменяется незначительно (рис. 1Б). Для процесса обучения пятому упражнению тенденция изменения коэффициента наследуемости отличается от закономерностей, найденных для предыдущих упражнений. Вначале коэффициент наследуемости понижается, а к концу обучения увеличивается (рис. 1В). Подобное изменение влияния наследственных факторов найдено в процессе обучения близнецов восьмому упражнению (рис. 1Г).
Закономерность влияния наследственности на процесс обучения шестому, седьмому и девятому упражнениям во многом сходная (рис. 1В, Г, Д). Вначале коэффициенты наследуемости увеличиваются, а следовательно, усиливается генетический контроль за освоением движений, к концу обучения они понижаются.
Принимая во внимание то, что на быстроту обучения двигательным действиям человека оказывают большее влияние наследственные факторы, чем средовые , можно предположить, что в процессе обучения генетические влияния могут изменяться. Более жесткий наследственный контроль может быть на этапе углубленного разучивания или совершенствования упражнения, чем на этапе его начального освоения.
Рис. 1. Наследуемость процесса обучаемости физическим упражнениям (1—9 — коэффициенты наследуемости для процесса обучаемости соответственно 1—9 упражнениям).
На возможность уменьшения влияния наследственных факторов в процессе формирования двигательных навыков указывал также Brody [5]. При исследовании у близнецов тонких зрительно-моторных координации Kinger, Wilde (цит. по (5)) выявили U-образную динамику проявления генетических факторов. Это значит, что влияния наследственных факторов в большей степени выявлены в начале и конце тренировки, наименьший — в середине. Высокий уровень генетической обусловленности на этапе автоматизированного выполнения двигательного навыка, когда влияние словесных инструкций в управлении двигательной деятельностью снижается, выявили Т. А. Пантелеева (5).
Возможные варианты изменения коэффициента наследуемости в зависимости от изменений коэффициентов внутрипарной корреляции у МЗ и ДЗ близнецов, которые могут происходить в процессе обучения двигательным навыкам, указал Wilde (рис. 2). Так, например, коэффициенты корреляции у МЗ и ДЗ близнецов могут не изменяться в процессе обучения и быть весьма сходными. В этом случае коэффициент наследуемости будет близок к нулю (рис. 2А). Коэффициенты корреляции у МЗ и ДЗ близнецов могут не изменяться при обучении, однако иметь различные значения (большие у МЗ близнецов и меньшие у ДЗ). Тогда коэффициент наследуемости будет стабильно значимым (рис. 2Б). Внутрипарная корреляционная связь ДЗ близнецов может снижаться в процессе освоения навыка, а МЗ близнецов — оставаться неизменной. При этом коэффициент наследуемости может увеличиваться либо от нуля (рис. 2В), либо от уже определенной величины Н (рис. 2Г). В случае неизменного коэффициента корреляции у МЗ близнецов и увеличения его у ДЗ близнецов коэффициент наследуемости будет уменьшаться до нуля (рис. 2Д) или до определенной незначительной величины (рис. 2Е). Подобное изменение Н будет наблюдаться при уменьшении коэффициента корреляции у МЗ близнецов и при неизменной величине коэффициента у ДЗ близнецов (рис. 2Ж и 3).
Двигательные характеристики
В сфере движений есть некоторые варианты фенотипов, которые демонстрируют альтернативный характер изменчивости. Есть движения, которыми одни люди владеют в совершенстве, а другие - сколько бы не старались, овладеть не могут (4).
К разряду альтернативных признаков относят: способность двигать ушами; способности, связанные с умением манипулировать языком (умение завивать кончик языка, складывать язык в форме трилистника, сворачивать язык трубочкой); «право- леворукость».
Психогенетические исследования других особенностей двигательной сферы человека, которые, несомненно, следует относить к количественным мультифакториальным признакам, также не слишком многочисленны, весьма разнообразны по применяемым подходам и часто противоречивы (4). С.Б. Малых в 1988 г. сделал попытку свести воедино имеющиеся на тот момент результаты, выделяет четыре группы работ в соответствии с изучаемыми фенотипами: 1). сложные поведенческие навыки;2). стандартизованные двигательные пробы;3). физиологические системы обеспечения мышечной деятельности;4). нейрофизиологический уровень обеспечения движений (3).
3. Исследование сложных поведенческих навыков
Больше всего проводилось работ по изучению таких сложных двигательных навыков, как письмо, вдевание нитки в иголку, хождение по бревну, бритье и т.д. (3).
Первые специальные исследования наследственной обусловленности моторных функций человека были посвящены двигательным актам начала ходьбы у близнецов в раннем детстве (9). Эти исследования были начаты еще в Медико-биологическом институте в конце 20-х годов и касались, главным образом, возраста начала хождения. Самая большая выборка представлена в работе Л.Я. Босик, которая, среди прочего, исследовала сроки появления основных двигательных действий ребенка — начала сидения и хождения (6). В ходе исследований обнаружено, что начало хождения зависит от генетических (9) и средовых факторов (6), причем влияния среды, по-видимому, имеет несколько большее значение. Конечно, надо учитывать, что в этом возрасте могут сказываться неблагоприятные факторы внутриутробного развития близнецов, искажающие реальное внутрипарное сходство (6).
Поразительное сходство движений и поведения близнецов на различных ступенях раннего детства обнаружили А. Геззел и Х. Хальварсон (3).
Интересно, что в ряде исследований было обнаружено влияние генотипа на индивидуальные особенности мимических движений и пантомимики (3). Мимику и пантомимику близнецов впервые зарегистрировал и сопоставил финский исследователь А. Летоваара во время показа детям-близнецам картинок приятного или отпугивающего содержания (6).
Почерк близнецов исследовал Ф. Гальтон, который отметил широкий диапазон внутрипарных различий почерка и пришел к выводу о том, что почерк соблизнецов путают в редких случаях. Последующие работы не дали надежного ответа: оценка графологами почерка М3 и Д3 близнецов по отдельным характеристикам почерка также не дали четких результатов, хотя, общая динамика и темп письма чаще обнаруживают влияние факторов наследственности, чем детали почерка – форма букв и т.д. (9).
Другой тип сложных поведенческих навыков — спортивная деятельность (6).
Существует возможность оценить наиболее общие характеристики: склонность к занятию спортом вообще и конкретным его видам в частности, чем и занимались Л. Гедда, К. Фейг, и др. исследователи (6).
В настоящее время эти исследования представляют скорее исторический интерес. Однако, несмотря на методические недостатки эти работы поставили на повестку дня вопрос о месте генетических факторов в формировании межиндивидуальной вариантивности двигательных качеств человека (3).
4. Исследование стандартизированных двигательных проб
Стандартизированные двигательные пробы можно разделить на две подгруппы: в одну входят показатели, которые обычно получаю в стандартных измерениях характеристик, существенных для спорта и физвоспитания; во вторую – используемые в психодиагностике и в психологических исследованиях двигательные тесты, время двигательных реакций и т.д. (6).
В генетических исследованиях используется достаточно широкий спектр моторных тестов, диагностирующих основные двигательные качества, причем здесь выделяют два относительно независимых подхода:
1). Представлен работами специалистов в области физического воспитания, в которых изучаются выносливость, ловкость и скоростно-силовые характеристики человека при выполнении спортивных движений;
2). Собственно психогенетический подход, связан с исследованием особенностей координации и скоростных характеристик микромоторики (9).
Основным экспериментальным приемом, используемым в исследованиях скоростных характеристик двигательных актов, является регистрация теппинга (темпа постукиваний) и времени реакции. Фундаментальное исследование оптимального темпа постукиваний руками и ногами, осуществленное в 30-е гг. И. Фришайзен-Келер, выявило высокую внутригрупповую стабильность этой характеристики (9).
Большое количество фактов о наследственной обусловленности скоростных двигательных актов накоплено в рамках исследований свойств нервной системы близнецов, поскольку для диагностики таких свойств, как подвижность и лабильность, использовали различные двигательные методики (теппинг-тест, реакция выбора и т.д.) (3).А. Анастази подчеркивает высокую специфичность моторных тестов; она приводит результаты факторно-аналитических работ Э. Флейшмана и его сотрудников, выявивших 11 основных факторов, описывающих двигательные функции, среди них — скоростные факторы; регуляторные; связанные с точностью движений и т.д. Интересно, что одноименные характеристики (например, скорость), но относящиеся к разным органам движений (например, руке и пальцам), входят в разные факторы, т.е. оказываются не зависящими друг от друга (6). Следовательно вопрос о том, существует ли общий фактор скорости остается открытым. Наследуемость самого времени двигательной реакции была предметом изучения в немногих работах; результаты оказались неоднозначными (6).
Особенно отличаются от остальных исследований работы Т.В. Василец и Т.Д. Пантелеевой. В работах для определения подвижности были выбраны следующие методики: переделки сигнального значения раздражителей, измерения последействия стимулов, измерения темпа несложной деятельности (3). Была обнаружена разная степень генетических влияний на разные показатели. И выявлено, что в измерениях латентных периодов влияния факторов наследственности не обнаруживается, а в динамике ошибок генетический контроль обнаруживается только в группе взрослых испытуемых (3).
Попытка более детально изучить динамику генотип-средовых соотношений при изменении отдельных звеньев контура саморегуляции (задачи, мотивации и др.) была предпринята С.Н. Иванченко и С.Б. Малыхом. Двигательные реакции интенсивно использовались при изучении свойств нервной системы. Их «переделка», т.е. изменение знака предварительно выработанной реакции на противоположный (положительного на тормозный и наоборот), — один из стандартных способов диагностики подвижности нервных процессов [4].В работе Т.А. Пантелеевой и Н.Ф. Шляхты исследовались некоторые показатели лабильности нервных процессов у близнецов 13-16 лет (3). Генетический анализ времени простых сенсомоторных реакций дал противоречивые результаты – от явного влияния генотипа до отсутствия такового (9). Следует отметить, что в данных исследованиях сенсомоторная реакция рассматривалась как элементарный гомогенный акт, тогда как в современной психологии и физиологии эта реакция считается сложным по структуре актом, состоящим из независимых друг от друга компонентов – премоторного, связанного с восприятием и анализом поступающей стимуляции, и моторного, связанного с реализацией движений (9).Таким образом, соотношение генетических и средовых детерминант зависит, и от типа движения (простое или сложное), и от предельных скоростных возможностей человека (6).5. Исследование тонкой координации
Анализ психогенетических исследований тонкой координации лучше всего начать с работы К. Макнемара (3), в которой были изучены близнецы старшего школьного возраста. Испытуемые выполняли двигательные пробы из Стэнфордской батареи моторных тестов: «Ротор», «Тремометр», «Вращение сверла», «Упаковка катушек», а также «Сортировка карт» (9). К. Макнемаром было зафиксировано высокое внутрипарное сходство (2).
Большое внутрипарное сходство также было зафиксировано в те же годы в исследовании А.Н. Миреновой (3). И было выявлено, что более элементарные, по своей координационной структуре, двигательные действия в большей мере контролируются генотипом.В проведенном почти через 30 лет исследовании С. Ванденберга наряду с моторными тестами из Стэнфордской батареи использовались тесты «Лабиринт», «Рисунок с зеркала», а также методика «Ловкость обращения с пинцетом». Были получены достаточно высокие коэффициенты наследуемости результатов выполнения практически всех проб, кроме тестов «Лабиринт» и «Тремометр»; отмечено, что точность движений кисти рук в большей степени детерминируется генотипом, чем более грубые движения всей руки (9).
6. Физиологические исследования
К физиологическим системам обеспечения движений относятся: характеристики дыхания и кровообращения, особенности функционирования мышечного аппарата, аэробная и анаэробная работоспособность и т.д. (3). Поэтому изучение вариативности показателей работы этих физиологических систем может быть также полезно при исследовании моторики в целом (4).
В генетических исследованиях физиологических факторов реализации движений в основном изучались спортивные способности. Первыми работами этого направления стали исследования В.Б. Шварца и И.А. Крамова, а также В. Клиссаураса, установивших значительное влияние генетических факторов на межиндивидуальную вариантивность некоторых параметров кровообращения и максимального потребления кислорода (МПК) при выполнении спортивных движений (3).
Относительно МПК следует отметить, что его среднепопуляционная величина составляет около 40 мл/мин/кг. Этнических различий по МПК не обнаруживается, показатель почти не изменяется с возрастом и мало подвержен тренировке, однако у спортсменов международного класса его величина почти в два раза выше среднепопуляционной. Исследования близнецов демонстрируют высокую наследуемость МПК (показатель наследуемости колеблется в пределах 66-93%). Вероятно, индекс МПК может быть использован как наследственный маркер для прогноза спортивной успешности (4).
7. Нейрофизиологические исследования
Использование в генетике поведения метода регистрации потенциалов мозга, связанных с движением (ПМСД), дает возможность оценить вклад генетических факторов в изменчивость биоэлектрических коррелятов индивидуальных особенностей организации и построения движений (3).
Использование процедуры усреднения дало возможность исследователям выделять в записи ЭЭГ изменения потенциала, связанные с организацией и выполнением двигательного акта.
Нейрофизиологическое исследование двигательного акта С.Б. Малых показало, что в детерминации изменчивости амплитудно-временных показателей компонентов ПМСД, отражающих способности центральных процессов организации и построения двигательных актов, наблюдаются существенные различия в зависимости от места движения в структуре действия и от уровня нейрофизиологического обеспечения (3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Имеющиеся психогенетические исследования двигательной сферы человека включают изучение сложных поведенческих навыков, стандартизованных двигательных проб, физиологических и нейрофизиологических механизмов обеспечения движений.
В настоящее время исследования сложных поведенческих навыков представляют скорее исторический интерес, но тем не менее эти работы показали влияние наследственных факторов на моторику человека. Использование стандартизированных двигательных проб позволило получить более точные данные о влиянии генотипа на моторную сферу человека. Использование стандартизированных спортивных тестов выявило значительное влияние наследственных факторов в формировании гибкости, скоростно-силовых характеристик бега, прыжков в длину и высоту, относительной мышечной силы и ряда других характеристик.
Достаточно высокое влияние наследственных факторов наблюдается для показателей физиологического уровня обеспечения движений.
Несмотря на малочисленность исследований генетической обусловленности моторики человека можно отметить следующие закономерности. Нельзя считать, что при анализе разных уровней двигательной сферы – от поведенческого до нейрофизиологического – может быть выделен какой-либо один уровень, в котором влияние генотипа на изменчивость соответствующих признаков окажется более значительным, чем на любом другом. На каждом из этих уровней выделяется группа признаков, индивидуальные особенности которых формируются в основном генотипом, и другая группа, в которой индивидуальные особенности признаков формируются под влиянием факторов среды. Есть основания полагать, что на любом уровне зависимость фенотипической изменчивости от наследственных факторов тем выше, чем более автоматизированным является само движение и чем проще его координационная структура.
Следует полагать, что в процессе формирования двигательных навыков человека влияние наследственных факторов на разных этапах обучения изменяется.
Найдены пять вариантов изменения влияния наследственных факторов в процессе обучения движениям: а) S-образная динамика изменения наследственного контроля, б) соотношение влияния наследственных и средовых факторов практически не изменяется, в) влияние наследственных факторов постепенно увеличивается, г) U-образная динамика изменения коэффициентов наследственности, д) П-образная динамика генетических влияний.
ЛИТЕРАТУРА 1. Буш Р., Мостеллер Ф. Стохастические модели обучаемости. М., 1962.
2.Малых С.Б. Генетические основы индивидуально-психологических различий: Развитие и структура психологических и психофизиологических признаков: диссертация... доктора психологических наук: 19.00.01 Москва, 2000. - 375 c.
3. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. - М.: Эпидавр, 1998. – 744с.
4.Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетика: Учебник для ВУЗов. – СПб: Изд-во Питер, 2008. Том 1. – 408 с.
5. Пантелеева Т. А. Анализ индивидуальных различий в сенсомоторных реакциях человека методом близнецов: Автореф. канд. дис. М., 1977. 26 с.
6. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика: Учеб. для студентов вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 447с.
7. Сергиенко Л. П., Кореневич В. П. Прогнозирование быстроты обучения движениям человека по генетическим маркерам: // Вопросы психологии. - 1987. - №3. - с. 145-149
8. Сергиенко Л. П. Некоторые вопросы контроля за двигательной подготовленностью студентов // Основы профессионального мастерства учителя физической культуры. Ульяновск. 1976. С. 98—100.
9. Трубников В.И. Психогенетика. Юнита 2. — М.: Современный Гуманитарный Университет, 2000. — 71 с.