Исследовательская работа «Римские цифры»


Римские цифры. Выполнил: ученик 3 класса МБОУ «Так «Такталачукская СОШ» Актанышского муниципального района Р.Т. Хурматуллин Р.Р. Руководитель: Учитель начальных классов МБОУ « Такталачукская «СОШ» Актанышского муниципального района Р.Т. Сарварова З.Н. На уроках математики мы изучили о римских цифрах. Научились пользоваться этими цифрами. Решали задачи при помощи этих цифр. Мне захотелось узнать побольше об этих цифрах. Это привело меня к исследовательской работе. Цель исследовательской работы: Проверить использование Римских цифр в наши дни. Задачи:1. Познакомиться с видами счисления в древние времена.2. Получить побольше информации о Римских цифрах. Я нашёл книги в школьной библиотеке, также поискал материал в интернете. В ходе исследовательской работе мне помогали: моя учительница Зимфира Нависовна, мама и папа, старшая сестра. Из истории чисел. Самым первым инструментом счета у древнего человека были пальцы рук. Сама природа предоставила человеку этот универсальный счетный инструмент. У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счетного устройства. Для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало. К счету по пальцам рук восходят многие системы счисления, например пятеричная (одна рука), десятеричная (две руки), двадцатеричная (пальцы рук и ног), сорокаричная (суммарное число пальцев рук и ног у покупателя и продавца). У многих народов пальцы рук долгое время оставались инструментом счета и на наиболее высоких ступенях развития Первые способы счисления. Древняя Азия. Древний Египет. Древняя Индия. Древние арабы. Древний Рим. I IV I I I I I I Когда появились Римские цифры? Римские Цифры появились около 500 лет назад до нашей эры у этрусков. Единицы Десятки Сотни Тысячи 1 I 10 X 100 С 1000 M 2 II 20 XX 200 СС 2000 MM 3 III 30 XXX 300 ССС 3000 МММ 4 IV 40 XL 400 CD 5 V 50 L 500 D 6 VI 60 LX 600 DC 7 VII 70 LXX 700 DCC 8 VIII 80 LXXX 800 DCCC 9 IX 90 ХС 900 CM VI=5+1=6, IV=5-1=4 1. CCXXXII=100+100+10+10+10+1+1=232; 2. MCMXCV = 1000 + (1000 - 100) + (100 -10) + 5=1995; 3. MCMXLV = 1000 + (10000-900)+ (50-10)+5=1945; 4. MMXII = 1000+1000+10+2=2012 Для закрепления в памяти буквенных обозначений цифр в порядке убывания существует правило :Мы Дарим Сочные Лимоны,Хватит Всем И еще останется. M D C L X V I 1000,500,100,50,10,5,1. Для правильной записи больших чисел римскими цифрами необходимо сначала записать число тысяч, затем сотен, затем десятков и, наконец, единиц.Пример: число 1988. Одна тысяча М, девять сотен СМ, восемьдесят LXXX, восемь VIII. Запишем их вместе: MCMLXXXVIII. Практическая работа Мы в классе выполнили практическую работу. Зимфира Нависовна задала нам задание: Найти предметы с Римскими цифрами..Цель работы- встречаются ли в наши дни Римские цифры? Что же получилось : все нашли предметы с Римскими цифрами. Они чаще встречаются на этикетках размера вещей, товарных чеках,книжных томах. . на фронтонах старинных и современных зданий, памятниках, страницах книг. В природе тоже можно увидеть Римские цифры. Итог: . Римские цифры,не утратили свою ценность , дошли и до наших времен. Мы ими пользуюмся и сейчас. Они используются для нумерации (веков,томов и разделов книг и т.д.) В Римской системе счисления цифры пишутся латинскими буквами. Источники: Ru.wikipedia.org›wiki/Римские_цифрыkrn.moy.su›urok_matematiki_3_kl_rimskie_chisla.docprezentacia.ucoz.ru…-rimskie-cifry.htmlusers/arhmat/post187578267/Т.Д.Щепкина «Практическая нумерология» Харьков Белгород 2011