В. Катаев «Цветик — семицветик», Русская народная сказка «Хаврошечка»

В. Катаев «Цветик - семицветик»,
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Цели:
• Формирование навыка работы с текстом;
• Знакомство с новым произведением;
• Формирование навыка монологической речи.
Ход урока
I.Проверка домашнего задания.
Вопрос Ответ
Какое произведение вы читали дома самостоятельно? «Цветик-семицветик» В. Ка­ таева.
Похоже ли это произведение на сказку? Да.
Какие чудеса здесь происходят? Каждый из оторванных лепестков исполняет желание девочки.
Есть ли в произведении заклинаельные слова? «Лети-лети, лепесток...»
П. Знакомство с новым материалом.
Теперь мы поговорим о сказках. Их много, и они бывают разные: литературные и народные, страшные и не очень, про животных, про народный быт и врлшебные... Всего и не перечислишь.
Мы с вами поговорим о волшебных сказках. Волшебные сказки полны чудес и превращений. Что ни сказка, то новое чудо! Волшебные сказки помогают нам верить в счастье, добро, учат бороться со злом.
Вопрос Ответ
Первая из таких сказок в нашем учебнике - это «Хаврошечка». Прочи­ таем ее. Объяснение непонятных слов вы найдете на странице учебника 144. Как правило, волшебные сказки начинаются с зачина - слова до начала самой сказочной истории. Прочитайте зачин этой сказки. (Первый абзац).
Как жилось Крошечке-Хаврошечке в чужой семье? Ее «работой заморили», «тяжело ей жить-поживать».
Кто помогал девочке-сироте? Корова.
В волшебных сказках доброму герою всегда кто-то помогает. Его называют волшебный помощником. Та­ ковым здесь является корова. Как об этом рассказывается? (Пересказ).
Какими вы представляете хозяйских дочерей? (Самостоятельные рас­ суждения учеников).
Как можно описать характер Кро-шечки-Хаврошечки? Мягкий, добрый, ласко­ вый, услужливый.
Какие чудеса происходят в сказке? 1. Коровушка помогает выполнить поручение хо­ зяев.
2. Из косточек коровы выросла яблоня.
3. Ветви яблони сами тянутся к Крошечке-Хавро­ шечке, а от злых сестер поднимаются выше.
Вспомните зачин. К каким людям можно отнести хозяйку и ее дочерей.' Объясните, почему. (Самостоятельные рас­ суждения учеников).
III. Практические задания.
Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 83 № 1. (Самостоятельная работа).
РТ «Литературное чтение»: стр. 83 №2. РТ «Литературное чтение»: стр. 83 №3. РТ «Литературное чтение»: стр. 83 №4. Жить без горя.
IV. Домашнее задание.