Конспект урока литературного чтения во 2 классе Русская народная сказка Хаврошечка
Методическое объединение учителей начальных классов МАОУ СМТЛ
Установочный семинар 13.02. 2012
Тема: Система работы над текстом в начальной школе
Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе
Тема урока: «Русская народная сказка «Хаврошечка»
Место проведения МАОУ СМТЛ, 2-1 МБ класс
Дата: 20.03.2012.
Учитель Изянина Ю.В.
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема : Русская народная сказка "Хаврошечка"
Цели:
Учить работать с текстом.
Формировать умения, необходимые для анализа произведения и характеристики героев.
Совершенствовать восприятие, понимание и воспроизведение читаемого текста.
Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения. Расширять читательский опыт и кругозор.
Развивать связную речь.
Воспитывать доброе отношение к сказкам, сказочным героям.
Оборудование:
Презентация урока
аудиозапись русской народной песни «Во поле берёза стояла…»
аудиозапись фонограммы «В гостях у сказки.»аудиозапись сказки «Хаврошечка»
раздаточные карточки
Оргмомент.
Приветствие.
Проверка уровня начитанности. (звучит мелодия «Сказка»)
1) - Какой раздел литературного чтения мы изучаем? (сказки)
- Как вы дадите определение понятия сказки?
- Заполните схему. (экран)
- Какие бывают сказки? (Сказки о животных, бытовые)
- Проверим правильность составленной схемы. (экран)
- Какие сказки о животных вы знаете?
- Как ведут себя звери, птицы, насекомые в сказках о животных?
- Какие сказки относятся к бытовым? (Бытовые сказки - сказки про быт, про простую жизнь. Героями являются простые люди). - На свете очень много сказок. Но не все же сказки про животных и про быт. Еще какие сказки бывают? (Волшебные).
- Как вы думаете, какие сказки относятся к волшебным сказкам?
(В этих сказках происходят чудеса, волшебства. В сказке есть что-то чудесное, фантастическое.)По словарю Ожегова слово "волшебный" имеет следующее значение - действующий волшебством, обладающий чудодейственной силой.(экран)
Значит, в волшебных сказках есть чудодейственная сила, что-то чудесное, фантастическое.
2) Предлагаю вам вспомнить сказки по отрывкам, напечатанных на листах.Игра «Вспомни и назови». ( у каждого ребёнка лист с текстами сказок)
*Вот так и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.
*Тянут- потянут, а вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.
*Беда! В нашем доме поселились страшные великаны. Один мне всё лицо исцарапал, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубинкой стукнул. А четвёртый закричал мне в след: «Держи вора!»
*Пошла девушка в ткацкую комнату и затворила дверь наглухо. Вскоре послышался за стеной быстрый- быстрый стук: кирикара тон-тон-тон, кирикара тон-тон-тон. День, и другой, и третий стучит ткацкий станок.
*- русская сказка «Журавль и цапля»(сказка о животных)
*-русская сказка «репка» (сказка бытовая)
*-Бр. Гримм «Бременские музыканты» ( сказка о животных)
*-японская народная сказка «Журавлиные перья» (волшебная сказка)
3. Первичное восприятие текста.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одной волшебной сказкой.
- Прослушайте аудиозапись.
(Слушание 1,2 части)
Проверка первичного восприятия.
- С какой сказкой мы сегодня познакомимся? (Русская народная сказка "Хаврошечка"). (слайд 4)
- Это современная сказка или старинная?
- Какая это сказка: авторская или народная? Какого народа?
- Посмотрите на обложку книги этой сказки.(экран) Можно ли по иллюстрации обложки понять, что это русская народная сказка? Почему?
4.Вторичное восприятие текста.
Работа над 1 частью.
- Обратимся к тексту сказки.
1)- Прочитайте 1 часть сказки цепочкой по предложению.
(чтение учащимися)Как можно озаглавить эту часть?
- Назовите героев сказки.
2)Анализ прочитанного. Работа с текстом.
а) Словарная работа.
- Какие непонятные слова встречаются в тексте? Обратитесь к тексту. Назовите их. В современном языке встречаются такие слова? Как называются такие слова? ( устаревшие) – Где можно встретить устаревшие слова? (в сказках, былинах, пословицах, и т.д.)
- Устаревшие слова – это признаки сказки.
б) Работа по содержанию.
- А ещё какие признаки назовёте?
(ласковые слова, зачин, повторы, превращения, чудеса)
- Найдите в тексте зачин. Прочитайте.
- Как вы понимаете это высказывание?
- C какой интонацией его нужно прочитать? Почему вы так считаете? Используя эту интонацию, прочитайте.
в) Чтение по ролям.
- Найдите отрывок в тексте, где происходит разговор Хаврошечки с коровушкой.
- Возьмите простой карандаш, прочитайте самостоятельно этот отрывок, исключая слова автора, отмечая карандашом реплики героев.
- Попробуем прочитать получившийся отрывок.
Физминутка ( под мелодию «Во поле берёза стояла»)
Работа над 2 частью.
1)Чтение вместе с учителем хором.
2)Работа над содержанием.
- Какой отрывок текста соответствует иллюстрации в учебнике? (экран)
- Найдите отрывок, который мог бы прочитать вот этот человек. (Картинка хозяйки, мачехи) (экран)
-С какой интонацией это нужно сделать? Прочитайте.
- Какие слова повторяются в этой части?
- Перечитай те 2 часть, устранив повторы. Озвучьте, какой текст у вас получился.
- Как озаглавите 2 часть?
- Что правдиво, а что вымышлено из прочитанного? Зачитайте.
- Назовите положительных героев сказки, отрицательных героев.
- Подчеркните в тексте слова отрицательных героев.
3)Оживление картинки.( 2 ученика работают)
…. Будет читать, а …. будет мимикой оживлять эти слова.
4)работа с пословицей.
- Прочитайте пословицу (экран).
«За добро добром и платят».
- К какому отрывку можно соотнести эту пословицу?
5. Подведение итогов. Рефлексия.
- Подведём итоги урока. Мы поработали над 1 и 2 частями сказки.
- Вы хорошо потрудились.
- Поделитесь своими чувствами. Дополните высказывания. (экран)
*Я вспомнил…
*Я повторил…
*Мне было…
*Мне понравилось…
- В сказках всегда добро побеждает зло.
- На следующем уроке мы закончим работу над сказкой.
6. Домашнее задание.
Прочитать 3 часть сказки, озаглавить её.