СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО СТИЛИСТИКЕ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ Х.М. БЕРБЕКОВА»
КАФЕДРА РУССКОГО, КАБАРДИНСКОГО И БАЛКАРСКОГО ЯЗЫКОВ СПО ПК ПИ КБГУ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО СТИЛИСТИКЕ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Нальчик 2010г
ЦЕЛИ:
овладение синтаксической единицей языка – словосочетанием
формирование умения выделять эту единицу на основе анализа и учета её признаков
умение отличать словосочетание от слов и предложений
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

о языковых единицах разных уровней с точки зрения их содержание и формы
об употреблении словосочетания как в письменной, так и в устной форме
ЗНАТЬ как образовано словосочетание
что общего у слова и словосочетания
- как писатели и поэты могут соединять слова в словосочетании, чтобы при
чтении возникал определенный образ, картина
УМЕТЬ
выявлять внутриуровневые и межуровневые связи
ОСНАЩЕНИЕ: схемы, таблицы.
АВТОР – БЕРБЕКОВ Б.Ч., зав. кафедрой русского, кабардинского
и балкарского языков СПО ПК ПИ КБГУ
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (5-7 мин.)
(приветствие, перекличка, оформление журнала.)
2. ВВЕДЕНИЕ (постановка цели занятия и его мотивация).
Ребята, цель нашего занятия - развить орфографическую и пунктуационную зоркость, языковое чутье, воспитать бережное отношение к языковой норме, воспитать чуткого и внимательного читателя, понимающего содержание текста и умеющего получать наслаждение от прочитанного.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ (70 МИН)
Вопросы для рассмотрения.
Словосочетание как синтаксическая единица
Виды подчинительной связи
Употребление словосочетаний в художественной литературе
Подведение итогов (12 мин.)
Домашнее задание
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ. АУДИТОРНАЯ РАБОТА
На доске записать:
Новый, книга; новая книга; Книга новая?
Преподаватель:
Какие языковые единицы представлены в каждом случае?
Студент:
слово, словосочетание, предложение.
Преподаватель:
Укажите признаки единиц первого столбика?
Студент:
самостоятельные слова, потому что имеют лексическое значение; изменяемые слова. Так как имеют окончания.
Преподаватель:
В каком разделе науки о языке изучаются слова как части речи?
Студент:
речь идет о разделе «Морфология»
Преподаватель:
Назовите все признаки языковой единицы третьей группы.
Студент:
в третьем варианте записано предложение, основные признаки: предложение вопросительное, состоит из главных членов предложения - подлежащего книга, которое выражено именем существительным в именительном падеже, и сказуемого новая, выраженного именем прилагательным.
II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1. РАБОТА В ПАРАХ
Прочитайте параграф учебника (автор Греков В.Ф.), посвященный словосочетанию и сформулируйте вопросы по его материалу; сравните с вопросами, которые предложены преподавателем, и ответьте на те из них, какие у вас отсутствуют.
БЛОК ВОПРОСОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Как образовано слово «словосочетание»? Какой вывод можно сделать после разбора этого слова по составу?
Самостоятельные или служебные слова образуют словосочетание? Приведите примеры.
Как узнать, какое слова в словосочетании главное и какое зависимое?
Что общего у слова и словосочетания? Чем они различаются?
Какие значения имеют словосочетания? Приведите примеры. Почему значения словосочетания связаны с их строением?
Какие словосочетания называются синонимичными? Приведите примеры.
Беседа преподавателя и студента завершаются анализом записи во втором столбике на классной доске и доказательством того, что новая книга - словосочетание.
2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ВЗАИМОПРОВЕРКОЙ И САМОПРОВЕРКОЙ.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ДОМА.Спишите свою часть текста, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. К выделенным словосочетаниям подберите синонимические.
Почему автор использовал данные словосочетания?
Чем различаются синонимические сочетания?
Выпишите по пять словосочетаний с грамматическим значением:
предмет и его признак;
действие и предмет, на который оно ходит
действие и его признак
Для первого студента пары (I часть текста)Осень в лесуПриш...л сентябрь. После знойного лета. после августовских теплых дней наступила з...лотая осень. По опушкам лесов ещ... р...стут грибы: красноголовые подосиновики, з ...леноватые и розовые сыр ...ежки сколь...кие грузди и душистые рыж...ки. На старых больших пнях жмутся друг к дру... тонк...ногие опенки. На м...ховых болотах ож...рельем ра/с/сс/ыпана по кочкам рум...ая клюква.
На осве...ще...ых со...нцем лесных п...лянах краснеют гроздья р...бины. Чист и прозрачен воздух. Дал...ко слышны звуки отч...тливо разнос...тся голоса. На дне л...сного руч...я виден каждый кам...шек каждая тонкая тр...винка.
Для второго студента пары (II часть текста)
По прозрачному высокому небу б...гут и б...гут обл...ка. В погожие тихие дни л...тает над землей садит...ся на л...цо липкая п...утина. В эти осе...ие дни многие ул...тели птиц... готовятся к отлету. Уже ул...тели ласточ...ки быстр... крылые стр...жи. Остаются зимовать ря... чики, тетерева, кур...патки. В шумные стайки соб...раются сквор.., ул...тают на юг певчие птицы. В дальний путь отпр...вляются дикие гуси покидают родные болота длин...оногие журавли.
Студенты проверяют друг друга и знакомятся с полным текстом. Затем вновь меняются тетрадями и проверяют раз весь текст по интерактивной доске. Это разнообразит учебную деятельность студентов, развивает орфографическую и пунктуационную зоркость. Преподаватель закрепляет знания студентов о словосочетании, просит их привести примеры словосочетаний с разными грамматическими значениями и доказать, что это словосочетание.
III. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
Пользуясь учебником и таблицей, расскажите о связях слов в словосочетании. Каким способом осуществляется эта связь в каждом случае? Приведите примеры на каждый тип связи. Попробуйте усовершенствовать таблицу.
Связь Схема Особенности Пример
1. Согласование Кто? Что?
Имя прилагательное
Порядковое числительное
Местоимение
Причастие
1. При изменении главного слова изменяется и зависимое 2. Управление
2. Средство связи 3. Примыкание Как? И др.
Наречие
Деепричастие Неопределённая форма глагола В качестве зависимого слова выступает неизменяемое
Связи по смыслу
На базе таблицы постройте алгоритм распознавания типа связи слов в словосочетании.
Преподаватель:
Какой признак следует выделить, который бы однозначно определял один из видов связи?
Студент:
Наверно, это связь по смыслу.
Преподаватель:
А разве при согласовании и управлении нет связи по смыслу?
Студент:
Этот признак не подходит. Может быть, это неизменяемость зависимого слова. Ведь в других типах связи выступают изменяемые слова (т.е. имеющие окончание).
Преподаватель:
Яркий, однозначный показатель. Как мы отразим это в первом шаге алгоритма?
Студент:
Выделить словосочетание. Найти зависимое слово. Оно - неизменяемое?
ДаНет
Примыкание
Первого шага недостаточно, чтобы разграничить согласование и управление. Нужно искать еще один признак
Преподаватель:
Верно. Какой же это признак?
Студент:
Используем тот же признак - изменяется или не изменяется.
Изменяются оба слова?
ДаНет
СогласованиеУправление
Алгоритм построен.
Преподаватель:
Можно ли что-нибудь в алгоритме изменить? Сделать его по-другому?
Студент:
Можно изменить второй шаг
2.Форма зависимого слова остается неизменной?
ДаНет
УправлениеСогласование
Преподаватель:
Давайте их представим вместе и проведем, насколько верно алгоритмы работают.
Студент:
Зависимое слово - неизменяемая часть речи
ДаНет
ПримыканиеСогласование
Самостоятельная работа в парах (студенты работают с упражнениями учебника).
После выполнения организуется взаимопроверка и выборочная коллективная проверка: проверяется по одному примеру на каждый вид связи и объясняется выбор.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ1. БЕСЕДА С АУДИТОРИЕЙ ПО ВОПРОСАМ:С какой единицей мы с вами познакомились? Расскажите о ней.
В чем сходство и различие слов и словосочетаний?
Почему словосочетание изучается в разделе “Синтаксис”?
Какая единица языка также изучается в синтаксисе?
2. 3АДАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ ВОПРОСЫ ПО ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЕ, ОЦЕНИТЕ ОТВЕТ ТОВАРИЩА.
V. ЗАДАНИЕ НА ДОМОбязательное для всех: сформулируйте вопросы по изученной теме «Словосочетание». Отвечать на уроках придется на те из них, которых у вас не окажется.
2. Задания по выборуУпражнения по учебнику. Рассказ о словосочетании как о синтаксической единице.
Из художественного произведения, газет, журналов выпишите отрывок (текст), зашифруйте для взаимодиктанта и приготовьте - задания по словосочетанию.
3) Разберите таблицу «Словосочетание, предложение и их признаки».