РОЛЬ КНИГИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. РАБОТА С КНИГОЙ. СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ ПО СТИЛИСТИКЕ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ Х.М. БЕРБЕКОВА»
КАФЕДРА РУССКОГО, КАБАРДИНСКОГО И БАЛКАРСКОГО ЯЗЫКОВ СПО ПК ПИ КБГУ
РОЛЬ КНИГИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. РАБОТА С КНИГОЙ. СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ ПО СТИЛИСТИКЕ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
ЦЕЛИ:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
познакомить студентов с историей возникновения книги и библиотеки
научить самостоятельно работать с книгой с максимальной пользой
научить студентов самостоятельно работать с каталогами
РАЗВИВАЮЩИЕ:
данная тема позволяет узнать много нового о библиотеке и о работе над книгой
дает представление о работе с каталогом
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
привитие любви к чтению
привитие навыков эффективной работы с книгой
ВИД ЗАНЯТИЙ: лекция
ВРЕМЯ: 90 минут
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: аудитории
ОСНАЩЕНИЕ: наглядные пособия
СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ: раздаточный материал
АВТОР – БЕРБЕКОВ Б.Ч., зав. кафедрой русского, кабардинского и балкарского языков
СПО ПК ПИ КБГУ
ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ
№ Структура элемента урока Время
1 2 3
1. Организационный момент 2 мин
2. Мотивация учебной деятельности (вызвать интерес студентов к восприятию новой темы). 3-5 мин
3. Сообщение темы и развернутого плана 7 мин
4. Сообщение домашнего задания 3 мин
5. Сообщение и усвоение темы (восприятие, осмысление). 65 мин
6. Закрепление 5 мин
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
№ Структурные элементы занятия согласно хронокарте
Методическое обоснование
Организационный момент Начальная мотивация учебной деятельности
(вызвать интерес к восприятию темы) Чтобы заинтересовать студентов,
обращаюсь к истории возникно- вения письменности и книги. Использую высказывания великих ученых о роли и значении книги.
Сообщение темы развернутого плана Студентам сообщается тема, дается план. Согласно плана идет конспектирование основных моментов.
Сообщение домашнего задания Даются методические рекомендации
по выполнению домашнего задания
с указанием основной и дополнительной литературы.
Сообщение и усвоение новой темы (восприятие, осмысление, закрепление) Преподаватель объясняет новую тему, выделяет главное для записи в тетради по вопросам. Конспект прилагается.
Закрепление материала Закрепление нового материала происходит посредством диалога со студентами по теме. Обсуждается каждый момент.
ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
1. Изучаемые вопросы
2. Уровень усвоения
а) Роль книги в жизни человека Знать
б) История создания книг и появление библиотек Иметь представление
в) Значение и роль библиографии в подборе
литературы Знать
г) Как правильно читать книгу Знать
д) Справочный аппарат книги Знать
е) Справочный аппарат библиотек Знать
ж) Работа с каталогами Знать
з) Записи при чтении. Знать
Книга -могучее орудие общения, труда, борьбы. Она вооружает человека
опытом жизни, раздвигает горизонты, дает знания.
Н.К. Крупская
Книга в жизни человека занимает одно из ведущих мест. Конечно, в настоящее время, когда наша жизнь насыщена информацией, получаемой от телевидения, видео, компьютеров, книга как бы отошла на второй план.
Но на самом деле это не так. Она по-прежнему занимает одно из основных мест в самообразовании человека.
Перелистывая книгу, читая ее, вы узнаете много нового и интересного. Встретите хорошо известных авторов или совсем еще незнакомых. Книга позволяет Вам проникнуть в удивительный, неизвестный, целостный мир, рожденный вдохновением автора, его талантом. Книга позволит вам расширить кругозор, узнать много нового, подчерпнуть необходимые знания.
«Книга делает человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства».
И. Гончаров.
«Книга есть кратчайший отчет о пройденном пути человечества».
Л. Леонов.
«Общение с книгой - высшая и незаменимая форма интеллектуального развития, человека»
А. Твардовский.
Эти изречения отражают всю суть книги - как философского понятия. Она обогащает нашу память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. Книги содержат концентрированный опыт человечества, все лучшее, что создано его гением. Они возвышают человека, обогащая его ум и сердце, расширяя кругозор, наполняя его душу любовью и сочувствием к людям. Книга помогает вооружать миллионы людей подлинно научным мировоззрением, овладевать законами общественного развития, бороться за социальный прогресс.
Наш народ считается самым читающим народом в мире. Спрос на книги непрерывно возрастает: постоянно увеличивается количество выпускаемых изданий. Изучение литературы помогает нам глубже понимать общественные процессы, лучше разбираться в людях, их психологии, мотивах их поступков, воспитывает любовь к избранной профессии, к общественным обязанностям.
Художественная литература - важнейшее средство эстетического воспитания, обогащающая человека понимаем красоты жизни и искусства. Учебная литература- Ваш помощник в самостоятельной работе. Как и всякая книга, которая знакомит с основами науки, учебник рассчитан на читателя, имеющего «серьёзные намерения работать головой». Учебник ведет его, помогая делать первые шаги и уча идти дальше самостоятельно».
Книги и другие печатные издания постоянно нужны для занятий. Каждый из нас имеет дома библиотеку, но как бы ни была богата личная библиотека, она никогда не сможет удовлетворить потребность в книгах и периодических изданиях. Необходимую литературу читатель всегда найдет в библиотеке.
Библиотека… Древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: непримиримую борьбу идей, пытливый научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний, развлечение и т.д. - до бесконечности. Вся жизнь вселенной сосредоточена в этом магическом кристалле, именуемом библиотекой.
По словам ученого С.И. Вавилова: «Современный человек находится перед Гималаями книжных сокровищ в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». Это говорит о грандиозности книжных богатств и одновременно сложности их использования читателями. Библиотечный фонд- это море, а порой даже океаны литературы. Сложна и значительна роль библиотек в обществе. Она включает в себя задачи идеологической работы, образования и воспитания нового человека, содействие техническому прогрессу и развитию народного хозяйства. В нашей стране все библиотеки общедоступны. Сущность принципа общедоступности заключается в том, что каждому член}' общества должно быть доступно пользование библиотечной книгой в соответствии с характером и направленностью его запросов.
Ваш помощник - библиография. От установления, в какой библиотеке есть нужные Вам книжные фонды, до нахождения необходимой литературы обычно приходится проделать такой же путь, как от намеченной точки на карте до соответствующего ей пункта на местности. И компасом в этих путешествиях за книгой служит библиография.
В старину на библиографических изданиях ставилась эмблема- золотые ключи. Сейчас же она не печатается, но библиография сохранила свое значение ключа к книжным сокровищам. Валерий Брюсов дал очень точное определение этого значения: «Каждая наука основывается на библиографии. Труд библиографа, если угодно, черновой, но совершенно необходимый для развития знаний. Библиотеки уделяют большое значение и внимание пропаганде библиографических знаний среди читателей. С этой целью выпускаются памятки, путеводители и плакаты, проводятся библиографические обзоры и семинары, индивидуальные консультации и т. д.
Будучи уже глубоким стариком, Гёте говорил, что научиться читать стоит больших трудов: «Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели».
В результате многолетней практики у каждого человека вырабатывается своя система чтения. Как правило, чтению предшествует беглый просмотр отобранных книг. Просмотр книги начинается с титульного листа- первого, следующего после обложки. На нем обычно помещаются все основные данные характеризующие книгу: автор, название книги, подзаголовочные данные, выходные данные. На обороте титульного листа дается аннотация, в которой указывается, в связи с чем книга издана, какие вопросы освещаются в ней и на какой крут читателей она рассчитана. Большое значение имеет предисловие книги. Оно знакомит читателей с личностью автора, историей создания книги, вводит читателя в тот мир, который изображен в произведении. Предисловие или введение, написанное автором, - неотъемлемая часть книги. Прочитав предисловие и получив общее представление о книге, следует обратиться к оглавлению. Оглавление книги знакомит читателя с содержанием и логической структурой произведения, позволяет выбрать нужный мате риал для чтения.
Помимо авторского текста в книге часто содержится дополнительный материал, помогающий лучше понять ее содержание и облегчающий работу с ней. Такой материал называется «Справочным аппаратом книги». К нему относится аннотация издательства, вступительная статья или послесловие, а также примечания (комментарии), алфавитный указатель произведений, перечень иллюстраций, указатель имен, предметный указатель, даты жизни и деятельности автора, краткий словарь специальных терминов и т.д.
Примечания помещаются либо в конце книги, либо внизу страницы. В построчных примечаниях чаще всего даются ссылки на источники цитат и авторские пояснения к тексту.
Алфавитный указатель произведений обычно дается в последнем томе собрания сочинений или другого многотомного издания. Он показывает, в каком томе и на какой странице помещено то или иное произведение. Большую пользу читателю приносит Указатель имен и Предметный указатель. В Указателе имен отмечается, в каком томе, на каких страницах упоминается имя того или иного политического деятеля, деятеля искусств или ученого. С помощью Предметного указателя можно найти в тексте высказывания автора потому или иному вопросу. Предметный указатель представлен в первой части «Справочного тома» к собранию сочинений.
Но справочным аппаратом снабжены не все книги. К тому же он дает ответы только на вопросы, имеющие прямое отношение к теме книги. При чтении часто возникают вопросы общего характера. Узнать подробнее об упоминаемом событии или лице, выяснить значение незнакомых слов помогут справочные издания.
Самым обстоятельным универсальным справочником является 30- томная «Большая Советская энциклопедия» (1970-1978г.г). Более новое издание представляет «Большой Энциклопедический словарь».
Глубокие ответы на интересующие Вас вопросы по отдельным отраслям знаний можно получить в специальных энциклопедиях: литературной, технической, медицинской и т.д.
Объяснение непонятных слов можно найти в 4-томном, «Толковом словаре русского языка» под ред. Ожегова С.И. или Ушакова Д.Н., в словаре «Иностранных слов» под ред. А.Г. Спиркина.
Необходимо помнить, что словари, справочники и энциклопедии полезны для справок, но не могут заменить глубокого изучения материала по специальной литературе.
Главное место в работе с книгой занимает чтение. Вдумчивое чтение - это стремление уловить главную мысль автора, цель его рассуждений, понять логику его доказательств, найти ответы на интересующие вопросы.
Вдумчивое чтение художественного произведения позволяет не только следить за мыслью автора, но и сопереживать его героям, получать эстетическое наслаждение от художественных достоинств произведения.
Чтение должно быть не только сосредоточенным, но и активным. Можно очень внимательно следить за мыслью автора, переписывать все описанное в книге, хорошо запомнить ее содержание, но не составить о ней никакого суждения. При активном чтении читатель критически оценивает мысли автора: одни принимает, другие отвергает. Он не только оценивает действия героев, но и уясняет себе мотивы этих действий: почему герой в этих обстоятельствах должен поступить так. а не иначе. Если книга читается впервые, то следует читать весь текст подряд, обращая при этом внимание на иллюстрации, таблицы, примечания и другой вспомогательный материал. Читать лучше по главам или параграфом с остановками, обдумыванием прочитанного. При повторном чтении можно пропускать хорошо знакомые части произведения. Иногда выборочное чтение применяют при выяснении отдельных вопросов в политической и научной литературе. При этом возможно параллельное чтение материала по одному и том}' же вопросу из нескольких книг.
ЗАПИСИ ПРИ ЧТЕНИИ
Важное значение для усвоения прочитанного имеют записи при чтении. Давно замечено, что при записи материал запоминается лучше. Записи сохраняют для вас прочитанный материал и позволяют в любое время воспользоваться им. Выполнение записей требует определенного умения и навыков. Не следует, например, конспектировать материал при первом чтении, когда еще не понята до конца мысль автора. Лучше сначала прочитать и продумать главу или раздел книги, а затем зафиксировать на бумаге то, что необходимо. Гораздо труднее делать записи после прочтения всей книги, это можно рекомендовать только при чтении художественной литературы.
В практике работы с книгой выработано несколько видов записей.
Основные из них: ПЛАН, ТЕЗИСЫ, КОНСПЕКТ.
ПЛАН - самый короткий вид записи. В нем только перечисляются вопросы, освещенные в произведении.
ТЕЗИСЫ - излагаются (коротко) основные мысли автора.
Самой развернутой формой записывается КОНСПЕКТ.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ
Каждое литературное произведение, научное или художественное, строится по определенному плану. Типичным примером плана может служить оглавление. Каждой части произведения мы даем заглавие в виде короткого назывного предложения и порядковый номер. Формулирование заголовков заставляет вдуматься в содержание каждой составной части, уловить её основную мысль.
План бывает простой и сложный. В простом плане составные части произведения нумеруются подряд. При составлении сложного плана мы делим произведение на крупные части, а каждую часть -на более мелкие.
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
Слово «конспект» латинского происхождения, в буквальном переводе оно означает «обзор». Конспект- это краткое связное изложение содержания произведения или его частей, без. подробностей и второстепенных деталей. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану произведения. Поэтому необходимо сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответов на вопросы плана.
Конспект может быть текстуальным, составленным из текста отдельных положений (дословный); и свободным, в котором авторская мысль изложена своими словами. Чаще всего составляют «смешанные» конспекты: некоторые формулировки переписывают из текста дословно, остальные мысли излагают своими словами. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы в конспекте точно была передана мысль автора.
ТЕЗИСЫ. Слово «тезис» в переводе с греческого обозначает «положение». Тезисы передают не содержание, а только основные положения книги. Чтобы составить тезисы, нужно прочесть книгу, продумать её содержание, найти основную идею, проследить ее главные положения. Следовательно, тезисы - это наиболее сложная форма записей: их составление требует умения анализировать произведение. Тезисы, как и конспект, могут быть текстуальные, свободные и смешанные.
ЦЕЛИ ЧТЕНИЯ
Цели чтения могут быть самые различные. Но мы с вами поговорим о чтении для самообразования. Самообразование требуют самостоятельности (самодеятельности). Но самодеятельность эта должна выражаться не в само- набивании головы плохо понятными сведениями, а в усвоении их и в саморазвитии. Необходимо развивать и тренировать свои умственные способности, как мы развиваем физические; для этого есть только один путь- упражнение и работа, работа и работа. При самообразовании работа над книгой должна быть самая серьёзная, упорная, трудная и часто очень долгая. Но времени на неё жалеть нельзя:
Долгая работа над книгой есть лучшее применение так называемого рационального способа запоминания. Содержание проработанной книги тысячью корней закрепится в сознании, и таким образом вы сразу достигните две основные цели.
Вся работа над книгой называется проработкой книги. Она необходима при изучении книги или отдельного вопроса и при чтении книги для самообразования.
Для такой работы нельзя щадить ни времени, ни сил. Вкладывайте в неё все силы, это оплатится с избытком.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
Роль книги в жизни человека.
Роль и значение библиотек в современном мире.
Работа с книгой.
Записи при чтении.
Значение и роль библиографии в подборе литературы.
Как правильно читать книг}'1?
Справочный аппарат книги.
Справочный аппарат библиотек.
Работа с книгой, с каталогами их назначение.
Работа с книгой в самообразовании.
ЛИТЕРАТУРА
Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке. И., Книга 1990.
Поварнин С.И. Как читать книги М., книга, 1987.
Учись работать с книгой. М., Молодая гвардия, 1971.
Примаковский А. О методах самостоятельной работы с книгой М., Молодая гвардия. 1972.
Как пользоваться каталогами. Изд. 3-е., М., Библиотека имени Ленина. 1972.
Библиотечно- библиографические знания школьникам. Практическое пособие. Изд. 3-е, М., Книжная палата. 1989.