Сценарий общешкольного внеклассного мероприятия «Герои Отечества» (5-9 классы)
Сценарий общешкольного внеклассного мероприятия «Герои Отечества».
Подготовила и провела Иванова Алевтина Михайловна.
Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на основе знаний о героях Отечества.
Задачи:
образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о днях воинской славы России;
развивающая – совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умение анализировать события и давать им оценку;
воспитательная – формирование чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооружённым силам и к землякам - героям.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация «Дни воинской славы», классная доска
Тип мероприятия: общешкольный классный час
Подготовительная работа с детьми: собрать информацию о выпускнике школы Сидыганове Николае, написать «Письмо прадедушке», разучить стихотворение
Место проведения: кабинет информатики
Ход мероприятия
Эпиграф:
«Есть память, которой не будет забвенья,
И слава, которой не будет конца…»
Ученик читает стихотворение «Не ходите на Русь»
«Не ходите на Русь!» - Мономах обращался к соседям.«Кто с мечом к нам придёт, От меча и погибнет!» -Сказал храбрый князь Александр.И в немеркнущей вечно победеПравоту своих словСправедливым мечом доказал.Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия?Сколько ж лучших сынов отдала ты кровавым врагам?«Не ходите на Русь!» -Об одном ты просила,Не к друзьям обращалась,А только к врагам.«Не ходите на Русь!» - Но враги наступали кроваво…И тогда нам вручила родная странаВместе с грозным оружьемПоля нашей славы,Наших предков великихСвятые для нас имена…”
Учитель: У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед.
Образы героев как звезды на небе освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец служения своему Отечеству и народу.
Запись на доске слова Отечество. Какое однокоренное слово можете подобрать? (Отец). Значит, отечество – это земля отцов. А каждый отец передает свои знания, опыт, умения своим детям, встает на защиту сынов и «земли отцов», приходит время – сыновья создают свой живой щит.
Пишется на доске: сыны Отечества.
А какие можете подобрать синонимы к слову «отечество»? (Родная земля, отчизна, земля народа, край, место, где родился, Родина)
Пишется на доске: земля русская
Земля русская собиралась веками. За ее целостность и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, ее защитников. Они надеялись, жизнь станет лучше, счастливее, если не детям, то внукам – и их тяжкие труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую – нашу Родину.
На доске пишется: защитники земли русской
Ученик: 9 декабря наша страна отмечает День героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году.
Ученица: День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг георгиевских кавалеров. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации.
Ученик: Всем нам хотелось бы жить в мире, совершенно свободном от войн и насилия. Об этой благословенной мечте, общей едва ли не для всего человечества, можно много размышлять. Но, к сожалению, в мире много военных опасностей, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.
Выступление ученицы «Знаете, каким он парнем был» и показ презентации:
Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почетных. Служить Отечеству – это оберегать мирную жизнь нашего народа, это хранить честь и достоинство своей Родины. В замечательном фильме «Офицеры» один из главных героев говорит: «Есть такая профессия - Родину защищать!»
Сегодня мы говорим и гордимся мужеством и бесстрашием выпускника Иштымбальской средней общеобразовательной школы, офицера Вооруженных Сил России, старшего лейтенанта Сидыганова Николая Геннадьевича.
Сидыганов Николай Геннадьевич родился 12 мая 1979 года в деревне Большой Царанур Куженерского района РМЭ. В 1997 году окончил нашу школу. Затем поступил в Кировское военное авиационно-техническое училище, где получил профессию бортового техника. Военная служба проходила в Хабаровском крае в составе Дальневосточного военного округа, рядом с Китайской границей. Случались длительные командировки в горячие точки, не раз Николай был на территорию Чеченской Республики. 27 апреля 2007 года при выполнении специального задания Правительства Российской Федерации на территории Чеченской Республики геройски погиб старший лейтенант Сидыганов Николай. В горах под Шатоем была блокирована крупная банда боевиков от 30 до 50 человек. Бандиты, попавшие в окружение, пытались вырваться. В район боя были направлены три вертолета МИ-8. Две машины высадили бойцов на вершинах высот, а третья была сбита огнем с земли, когда находилась примерно на 100- метровой высоте.
В составе экипажа МИ-8 был старший лейтенант Николай.
За заслуги перед Отечеством Николай был награжден памятным нагрудным знаком «За службу на Кавказе», медалью «За воинскую доблесть», медалью «За службу на Северном Кавказе».
Звучит песня «Закавказье»
Ученица: Во все времена все народы защищали свою страну, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. Воин живет в каждом из нас. Рядом с отцами, дедами и старшими братьями мужают повзрослевшие дети, становятся солдатами, защитниками Отечества.
Минута молчания
Учитель: Дорогие ребята, а сейчас вам предлагаются вопросы викторины «Защитники Отечества. Что ты знаешь о них». Ваша задача – показать свои знания, кратко вспомнив все дни воинской славы России, события истории. В конце мероприятия лучшие из вас получат значок «Отличник».
Викторина «Защитники Отечества. Что ты знаешь о них?»
(каждый участник получает за правильный ответ жетон)
Назовите события по датам
1941-1945 гг. (годы Великой Отечественной войны)26 августа 1812 г. (дата Бородинского сражения)15 июля 1240 г. (Невская битва)1380 г. (Куликовская битва)
Этот герой просидел на печи 33 года (Илья Муромец)
Назовите имя главного героя этого мультфильма (Алеша Попович)
4. Назовите автора картины (В.Васнецов «Три богатыря»)
5. Этот герой был до того силен, что мог своими руками мять кожи. (Никита Кожемяка)
6. Именно он принял решение об оставлении Москвы без боя, сказав: «Мы оставляем Москву, но сохраним армию, а значит и всю Россию». (М.И.Кутузов) 7. Кто являлся главным «героем» этой войны, в честь которого она и получила название «Отечественная»? (народ) 8. Этот музей, посвященный одному из ключевых событий Отечественной войны, имеет необычную форму – в виде круга. Находясь в его центре создается впечатление, что сам находишься на поле брани. (музей Бородинского сражения)
9. Этот полководец, происходивший из грузинских князей, прославился в годы Отечественной войны 1812 года. Во время Бородинского сражения он командовал левым флангом и был смертельно ранен осколком. (Багратион)
10. Этот город продержался в блокаде 900 дней и ночей. (Ленинград)11.Назовите город, который знаменит не только своими пряниками и самоварами, но и героической обороной в 1941 году. (Тула)12. Крепость, которая одна из первых приняла удар немецкой армии в 1941 году и сопротивлялась до холодов. (Брестская крепость)13. Город на Волге, где в 1942 году решалась судьба Великой Отечественной войны. (Сталинград)
14. Кто получает эту награду в современной России и как она называется? (Герой России)
15. Этот Орден в годы Великой Отечественной войны могли получить солдаты и офицеры, которые проявили в боях с фашистами храбрость, стойкость и мужество либо своими действиями способствовали успеху боевых операций советских войск. (Орден Отечественной войны)16. Герой Твардовского говорил:Нет, ребята, я – не гордый,И заглядывая вдаль,Я скажу: «Не надо орденЯ согласен на …»На что же он был согласен? (на медаль)17. Этот знак был учрежден 13 февраля 1807 года «для поощрения храбрости и мужества» солдат и унтер-офицеров. Имел четыре степени. (Георгиевский крест)
18. Этот крестьянин Костромской губернии в годы Смутного времени спас Михаила Федоровича Романова. Каким образом? (Иван Сусанин- завёл поляков в лес)19. Во время Отечественной войны 1812 г. одного крестьянина французы хитростью завербовали в свою армию, и в знак этого ему поставили клеймо на руке. Узнав о том, что теперь он подданный Наполеона, он сделал именно это. (отрубил себе руку)20. Александр Матросов, рядовой стрелкового полка, нейтрализовал немецкий дзот, мешавший продвижению подразделения. Что он сделал? (Закрыл амбразуру дота своим телом)21.У С. Михалкова есть стихотворение:Ищут пожарные, ищет милиция,Ищут давно, но не могут найтиПарня лет двадцати.Знак ГТО на груди у негоБольше не знают о нем ничего…За что его разыскивали? (спас девочку из горящей квартиры)
22. Многие из его высказываний стали крылатыми. Вот одно из них: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Кто автор этих слов? (М.В.Суворов)
23. Про какой корабль в песне поется: («Аврора»)
Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой.
Что тебе снится крейсер «…»,
В час, когда солнце встает над Невой?
Подведение итогов викторины. Вручение знака «Отличник».
Ученица:
Мы будем помнить ваши именаИ память завещать грядущим поколеньям.Герои не уходят навсегда,Им не грозит холодное забвенье.
Список используемых источников.
http://muzofon.tv/search/закавказьеhttp://muzofon.tv/search/метрономаМатериалы уголка памяти школы «Знаете, каким он парнем был»
Фотографии из архива семьи СидыгановыхИстория сёл и деревень РМЭ. Куженерский район: Сборник документальных очерков. – Йошкар-Ола, 2006 г.
Книга Памяти. Вспомним их поимённо. Куженерский район. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1994.
Они защищали Родину. Письменный список участников Великой Отечественной войны Куженерского района. Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2005