Управленческий аспект формирования ценности здоровья и здорового образа жизни


Управленческий аспект формирования ценности здоровья
и здорового образа жизни в МОБУ СОШ №15
Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов.
Под управлением понимается систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности (одного человека, группы лиц или специального созданного органа) на социальный объект, в качестве какового может выступать общество в целом, его отдельная сфера (например, экономическая или социальная), отдельное предприятие, фирма и т.п., с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, динамическое равновесие с окружающей средой и достижение намеченной цели.Говоря об управлении образовательным учреждением следует иметь в виду систему управления, то есть применять системный подход к теоретическому осмыслению управленческой деятельности.
В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечено – «…воспитание – специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства…»
Если мы говорим о воспитании личности ребенка, то необходимо учитывать основные компоненты формирования личности: обучение, воспитание, развитие, здоровье, генетика.
На наш взгляд, целесообразно отдельно ставить воспитательные задачи и говорить о некоем компоненте «здоровье» - это не только физическое, но и психологическое здоровье, здоровое отношение, времяпрепровождение ребенка в образовательном учреждении.
В настоящее время проблемы оздоровления и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Дети отличаются слабым здоровьем, несмотря на то, что в МОБУ СОШ №15 проводится комплекс мер для охраны и укрепления организма воспитанников. Около 70% детей приходят из детских садов в школу со слабым здоровьем. Положение усложняется многими причинами. Из-за неблагоприятной экологической ситуации и постоянных температурных перепадов в Прикамье дети не могут нормально адаптироваться к этим изменениям.
Основную роль в формировании, развитии и сохранении здоровья должны играть дошкольные и учебные заведения. В связи с этим, осознание потребности в здоровье, мотивация к здоровому образу жизни должны формироваться в дошкольных, школьных и высших образовательных учреждениях.
Для создания целостной организации жизнедеятельности детей, в дошкольном образовательном учреждении мы разработали систему оздоровительных мероприятий в режиме ДОУ. Актуальность выбора данного направления продиктована тем, что снижение заболеваемости дошкольников является наиболее трудно решаемой проблемой. Тем более что наше учреждение, находится вблизи Кармановской ГРЭС и высоковольтных линий, которые также являются фактором негативной среды для детского организма.
Укрепление здоровья детей дошкольного возраста – это приоритетное направление нашего учреждения, над которым мы работаем из года в год, охватывая всех детей, стараемся привлечь и родителей.
Сегодня дошкольное образование выдвигает на передний план цели охраны жизни и здоровья детей; заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии; интеллектуально-личностного развития дошкольника; степень соответствия услуг запросам и ожиданиям родителей.
Исследования базировалась на предложении о том, что:
основы ценностей здоровья и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), эмоционально-положительным отношением к данным элементам и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку);
формирование основ ценностей здоровья и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста может быть организованно в рамках разработанной структурной модели на основе системного, аксиологического, личностно-деятельностного подходов;
необходимыми педагогическими условиями формирования основ ценностей здоровья и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста являются: организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной, общения) информацией об основах ценностей здоровья и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и формирование на этой базе эмоционально-положительного отношения к данному процессу; расширение предметно-пространственной среды для освоения детьми способов ведения основ ценностей здоровья и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного взаимодействия.
Были сформулированы следующие задачи исследования:
Проанализировать состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике дошкольных образовательных учреждений, уточнив содержание понятия «основы ценностей здоровья и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
Теоретически обосновать структурную модель формирования основ ценностей здоровья и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, ее компоненты и связи.
Выявить и проверить эффективность разработанных педагогических условий, направленных на формирование основ ценностей здоровья и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Определить критерии, показатели и охарактеризовать уровни сформированности основ ценностей здоровья и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Учитывая, что на этапе воспитания и образования детей с году до семи лет одним из приоритетных направлений в работе МОБУ СОШ №15 является физкультурно-оздоровительное, которое подразумевает обеспечение охраны жизни и здоровья детей через создание условий для двигательной активности, способствование становления ценностей ЗОЖ, расширение представления о своем теле и своих физических возможностях у детей - получаем практическую значимость исследования, которая заключается в разработке рекомендаций по организации физкультурно-оздоровительной работы МОБУ СОШ №15, в определении форм, методов и содержания физкультурно-оздоровительной деятельности сотрудников ДОУ.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);
- эмпирические (анализ деятельности учреждения по проблеме формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста; наблюдение, анкетирование, методики, эксперимент).
Работа проводилась на базе МОБУ СОШ №15городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем усилена актуальность проблемы формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
На основании исследования в МОБУ СОШ №15 была разработана «Система оздоровительных мероприятий»:
«Система оздоровительных мероприятий»
Охрана и укреп-ление здоровья детей: Организация двигательной активности: Профилакти-ческие меро-приятия Лечебно-оздоро-вительная рабо-та включает: Психолого-педагоги-ческие технологии
1.Обеспечение условий комфортной адаптации ребенка в ДОУ.
2.Определение максимально допустимого объема образова-тельной нагрузки на детей, с учетом возраста ребенка в режиме учреждения.
3.Формирование у детей привычки к ЗОЖ (гигиени-ческие навыки, самообслужива-ние и т.д.).
4.Утренний прием и осмотр детей (кожные покровы, измерение температуры и т.д.).
1.Утренняя гимнастика в физкультурном зале, в летний период – на улице.
2.Занятия плаванием.
3.Физкультур-ные НОД: в физкультурном зале и на улице.
4. Прогулка не менее 4 часов.
5.Специально-организован-ные подвижные игры на свежем воздухе.
6.Музыкальные занятия.
7.Самостоятель-ная активность детей в течение дня.
8.«День здоровья».
9. Спортивные праздники, развлечения.
1.Применение прибора Биоптрон – профилактика всех болезней.
2.Дыхательная гимнастика
Натуротерапия – чесночные бусы.
4.Ароматерапия – «Чесночно-луковый букет» (в группе дольки чеснока и лука в тарелочке).
5.Профилактика гриппа (по схеме)
6.Лекарственная терапия – оксолиновая мазь в нос.
7.Профилактика зрения.
8.Стимулирую-щая терапия: Витаминный коктейль.
1.Общеукрепляющая терапия – поливитамины.
2.Стимулирующая терапия: Витаминный коктейль.
3. Закаливающие мероприятия
- контрастные воздушные ванны;
- контрастные обливания во время занятий плаванием;
- корригирующая гимнастика в постели после сна;
- босоножие по «Дорожкам здоровья»;
- мытье рук по локоть;
- полоскание зева водой комнатной температуры.
- воздушные, солнечные ванны в летний период.
4.Упражнения для глаз 1.Арт-терапия;
2.Технология музыкального воздействия;
3.Сказкотерапия;
4.Психогимнастика;
5.Артикуляционная гимнастика;
6.Библиотерапия
7.Технология коррекции поведения.
8.Мониторинг здоровья детей совместно с родителями.
9.Детско-родительский клуб «Здоровячок».
10.Консультационный пункт «Здоровье»
11.Физкультурно-оздоровительный кружок «Хатха-йога для дошкольников»
Охрана жизни и укрепление здоровья детей – это всегда важное направление в работе детского сада. В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в учреждении осуществляется чёткая организация медико-педагогического обслуживания в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей детей, социального статуса семьи.
Педагогами детского сада проводится работа с родителями в форме индивидуальной беседы, анкетирования. В результате воспитатели получают объёмную информацию о каждом ребенке, дают рекомендации родителям, индивидуальные для каждого ребёнка. Устанавливается щадящий режим, неполный день пребывания в учреждении, гибкий график посещения детского сада, согласованный с родителями. В результате такой работы отмечается снижение заболеваемости у детей, начинающих посещать детский сад.
В рамках «Системы оздоровительных мероприятий» педагоги под  руководством  медицинской сестры осуществляют различные виды закаливания, используют современные здоровьесберегающие технологии.
В учреждении ежегодно проводится мониторинг физического развития детей, который помогает строить всю работу с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья детей. В МОБУ СОШ №15 разработан экран заболеваемости, который заполняют воспитатели и медицинские работники учреждения.
В связи с «Системой оздоровительных мероприятий» проведено обновление организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельностью в учреждении. Эффективность управляющей системы МОБУ СОШ №15 зависит от многих факторов, прежде всего, от размеров образовательного учреждения, характера образовательной системы, зрелости коллектива, потенциальных возможностей педагогов, интенсивности образовательной деятельности.
Организация работы шла в системе оздоровительных мероприятий по таким направлениям, как:
Педагогическое:
внедрение принципов здоровьесберегающей педагогики;
валеологический аспект обучения (реализация принципов гуманизации, индивидуализации, дифференциации обучения и воспитания);
валеологическое просвещение педагогов, детей, родителей;
повышение профессиональной квалификации сотрудников, коородинация действий специалистов.
Психологическое:
переориентация психической службы;
различные формы диагностики;
проведение серии психолого-педагогических тренингов с педагогами и детьми ДОУ;
обучение коллектива приемам здоровьесбережения;
работа с семьями дошкольников.
Медицинское:
мониторинг состояния здоровья детей;
общее и дифференцированное обследование детей специалистами;
организация рационального питания;
лектории для родителей и педагогов.
При создании «Системы оздоровительных мероприятий», обеспечивающей оптимальные условия для формирования физически и психически здоровой личности ребенка, на основе соблюдения валеологических принципов решаются следующие задачи:
сформированность у педагогического коллектива валеологический подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;
организовать воспитательно-образовательный процесс в учреждении на принципах здоровьесберегающей педагогики;
улучшить медико-социальные условия, совершенствовать развивающую среду в учреждении;
создать условия для эмоционально-психического благополучия ребенка;
воспитывать у дошкольников потребность в ценности здоровья и здорового образа жизни, развивать познавательный интерес к окружающему через различные виды деятельности;
осуществлять преемственность в работе детского сада и семьи, детского сада и школы.
За каждым должностным лицом и подразделением в нашем образовательном учреждении закрепляется ответственность за выполнение каких-либо функций. До появления инновационных процессов структура управления носила централизованный характер. В такой структуре все замкнуто на руководителе. Он должен быстро переключаться на решение различных по типу задач и поэтому испытывал высокую нагрузку. Новая структура управления позволила «разгрузить» управленческие функции руководителя и дала возможность самореализоваться подчиненным, а также позволила существенно повысить гибкость этого процесса, использовать и наращивать потенциал своего образовательного учреждения. Появляются новые возможности взаимодействия с социумом.
Система управления осуществляется на трех уровнях:
Первый уровень – заведующий и коллегиальные органы управления (педсовет).
Непосредственное руководство учреждением осуществляет заведующий, принимая основные управленческие решения.
Педагогические и методические вопросы организации образовательного процесса, изучения и распространения передового опыта решает педагогический совет. Членами педагогического совета являются; специалисты, воспитатели, медицинские работники, родители. Председатель педагогического совета – заведующий. Работа основана на Положении о педагогическом совете.
Второй уровень управления представлен административными работниками учреждения, находящимися в прямом подчинении заведующему: старший воспитатель, заместитель по АХЧ, медсестра. Их прямые обязанности – контроль и координация, обучение персонала, распределение заданий, планирование различных видов работ и организация работы в инновационном режиме.
Третий уровень управления состоит из работников педагогического коллектива: педагог-психолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, преподаватель по изобразительной деятельности, воспитатели.
Творческая группа является рабочим органом и также основывается на Положении. Состоит из высококвалифицированных, творческих педагогов. Разрабатывает перспективные планы, подготавливает проекты, диагностический материал. Рекомендации творческой группы выносятся на обсуждение педагогического совета и утверждаются принятием решения.
Заместитель руководителя по АХЧ координирует работу младшего обслуживающего персонала.
В МОБУ СОШ №15 создана гибкая организационная структура управления. Распределены должностные обязанности между заведующим и его заместителями, разработаны должностные инструкции для всех категорий сотрудников, положения о всех структурных единицах системы управления (согласно Уставу учреждения). Для поощрения и стимулирования творческой активности педагогов разработаны: Положение о материальном поощрении работников.
Таким образом, новая структура управления, постановка задач, четкое и своевременное их исполнение всеми субъектами управления, обеспечение мотивации исполнителей, обучение кадров, опережающий контроль, наличие побуждающего, а не принуждающего стиля руководства педагогическим коллективом со стороны администрации обеспечивают новые знания в оптимизации здоровьесберегающей деятельности развивающегося учреждения.
Итак, отметим, что с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться - человек, с незапамятных времен животное коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь - начиная от знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т.п.). Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Сегодня дошкольное образование выдвигает на передний план цели охраны жизни и здоровья детей; заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии; интеллектуально-личностного развития дошкольника (наличие специальных учебных образовательных программ по развитию ребенка); степень соответствия услуг запросам и ожиданиям родителей.
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм, методов работы направленных на сохранение и укрепление здоровья, и всестороннее физическое развитие детей.
В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.
Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка, а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья ребенка. Основная задача детского сада - воспитать всесторонне развитого, психически и физически здорового ребенка, развить творческие и умственные возможности ребенка.
В сложившейся системе оздоровительных работ нашего учреждения, цель которой – обеспечение условий для формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, управленческого аспекта является основой функционирования системы и достижения высоких результатов при ее реализации.