Приоритетные направления воспитательной работы
-5054601696085Приоритетные направления
воспитательной работы
0Приоритетные направления
воспитательной работы
8 направлений воспитательной работы:
1) воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание;
2) духовно-нравственное воспитание;
3) национальное воспитание;
4) семейное воспитание;
5) трудовое, экономическое и экологическое воспитание;
6) поликультурное и художественно-эстетическое воспитание;
7) интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры;
8) физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание
Цель: формирование патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; политической, правовой и антикоррупционной культуры личности; правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилию в детской и молодежной среде.
Критерии оценивания:
проявление уважительного отношения, чувства гордости и ответственности по отношению к:
Родине, государственному строю, государственной политике, государственной идеологии;
Конституции и законодательству Республики Казахстан, государственным символам (гербу, флагу, гимну), правопорядку;
межнациональному и межконфессиональному согласию в стране, дружбе народов;
достижениям своей страны в сфере экономического и социокультурного развития;
ценностям, правам и свободам другого человека;
природе, культурно-исторической жизни своего края (села, города,
микрорайона);
правовым знаниям и антикоррупционному поведению;
требованиям законов, правам и обязанностям;
социальным ценностям.
Механизмы реализации:
Занятия, учебные предметы, внеурочная деятельность, дополнительное образование. В рамках программы НДО «Самопознание» проведение уроков мужества, чести и достоинства, бескорыстного служения Родине, организация дебатных, дискуссионных клубов, патриотические форумы, акции, в том числе призывающие к нетерпимости к коррупции. Конкурсы и олимпиады школьников на знание атрибутов государственности и государственных символов Республики Казахстан. Краеведческие экспедиции по изучению культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа, других этносов, проживающих в Казахстане. Встречи с государственными деятелями, литературы, искусства, науки, ветеранами войны и ветеранами труда, общественными деятелями, работниками правоохранительных органов, юстиции, органов государственной службы и противодействия коррупции; развитие системы детских и молодёжных инициативных проектов.
Духовно-нравственное воспитание
Цель: формирование духовно-нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями, нормами и традициями жизни казахстанского общества.
Критерии оценивания:
1) проявление нравственного отношения к:
общепринятым нормам морали и этики;
собственному достоинству, чести и долгу;
внутренней свободе и принятию нравственного решения;
культуре, традициям, обычаям своего и других народов;
религиозным ценностям;
единству мыслей, слов и дел;
совершенствованию своего характера;
поступкам, одобренных внутренним голосом совести;
единству различных культур и верований;
бескорыстному служению людям;
своему долгу перед родителями, родиной, обществом.
Механизмы реализации:
Усиление воспитательного потенциала обучения через интеграцию ценностей в содержание учебных предметов; разработка и выполнение социальных, благотворительных проектов, развитие волонтерства; педагогические консилиумы, институт родителей; усиление метапредметной и воспитательной роли программы нравственно-духовного образования «Самопознание», проведение мониторинга качества духовно-нравственного воспитания в школах, расширение возможностей системы дополнительного образования в свете духовно-нравственного воспитания.
Национальное воспитание
Цель: ориентация личности на общечеловеческие и национальные ценности, уважение к родному и государственному языкам, культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан.
Критерии оценивания:
проявление чувства гордости и ответственности по отношению к:
этническому самосознанию, этнической идентичности;
владению родным и государственным языками;
культурному наследию своего народа;
обычаям и традициям казахского и своего народа;
этнокультуре Казахстана;
другим культурам этносов Казахстана;
межэтническому миру и согласию.
Механизмы реализации:
Занятия, интеграция общечеловеческих и национальных ценностей в учебных предметах, дополнительном образовании, внеурочной деятельности. Деятельность кабинетов этнопедагогики; проведение акций в рамках проекта «Мәңгілік Ел», фестивалей и конкурсов по знанию символики Республики Казахстан, государственного языка, культуры и традиций казахского народа, истории Казахстана; краеведческая работа и др.
Семейное воспитание
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности и ответственности за воспитание детей.
Критерии оценивания:
проявление уважительного, бережного отношения к:
этносоциальным ролям;
своей семье и продолжению рода;
ценностям семьи и брака через поддержание нравственных устоев.
Механизмы реализации:
Попечительские советы и родительские комитеты организаций образований; Центры репродуктивного здоровья, проведение консультаций специалистов, совместные семейные мероприятия; в рамках программы НДО «Самопознание» обучение родителей, проведение бесед с молодежью о культуре поведения юношей и девушек, внедрение элективных курсов «Этика семейной жизни» для старшеклассников и студентов вузов; участие родителей в жизни организаций образования; клубы отцов, бабушек; советы старейшин; психолого-педагогический всеобуч родителей через государственный заказ; сотрудничество с неправительственными организациями; восстановление работы дворовых клубов; организация доступа детей и молодежи к объектам дополнительного образования на безвозмездной основе; элективные курсы, фестивали, конкурсы, соревнования «Моя семья», «Семья года».
Трудовое, экономическое и экологическое воспитание
Цель: формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие экономического мышления и экологической культуры личности.
Критерии оценивания:
1) проявление бережного и позитивного отношения к:
государственной политике в области экологического развития, в частности, к программе «Зеленая экономика»;
экологической грамотности, к природе, окружающим людям и самому себе;
системе «человек – общество – природа»;
разнообразным видам деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды;
профессиональным знаниям и производительному труду;
законам рыночной экономики.
2) проявление осознанного отношения к:
соблюдению норм экологически безопасного поведения;
выбору профессии;
достижению цели в трудовой деятельности;
профессиональной мобильности на основе непрерывного образования.
Механизмы реализации:
Занятия, учебные предметы, дополнительное образование в экспедициях, туристических походах по родному краю, в субботниках, в озеленении и благоустройстве организаций образования, района, города, в посадке зелёных насаждений, в движении «Жасыл ел» и в рамках программы НДО «Самопознание» участие в волонтерском движении, в экологических форумах, научных экологических проектах, в очистке природных зон от мусора. Трудовое воспитание на занятиях, уроках технологии, дополнительное образование, внешкольную, внеурочную деятельность. Субботники, экскурсии на предприятия, встречи с наставниками, новаторами, успешными профессионалами, наставничество, дуальное образование, конкурсы профессионального мастерства, деятельность студенческих строительных и педагогических отрядов. Реализация проектов «Планирование жизни и карьеры», «Профессиональные пробы». Укрепление материально-технической базы предмета «Технология», учебных мастерских и лабораторий.
Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание
Цель: формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных возможностей, лидерских качеств и одаренности каждой личности, а также информационной культуры.
Критерии оценивания:
проявление заинтересованности, желания и стремления к:
обучению на протяжении всей жизни;
самостоятельному добыванию знания и умению пользоваться информацией;
развитию способности мыслить критически, анализировать и эффективно использовать полученную информацию;
овладению навыками исследовательской и проектной деятельности, способности к инновациям;
развитию навыков ведения дискуссии;
созидательной деятельности;
работе в команде, укреплению корпоративного духа;
критическому отбору источников информации;
включенности в Интернет-сообщество;
противостоянию девиантному поведению в Интернете;
формированию Интернет-грамотности;
этическим нормам в информационной деятельности;
формированию высокой информационной культуры.
Механизм реализации осуществляется через:
Занятия, учебные предметы, элективные курсы, кружки и занятия по интересам, школьные и сетевые дебатные турниры, совместные проектные работы с детьми и молодежью; внеурочную работу, деятельность в детских и молодёжных объединениях, участие в органах соуправления различных уровней, дополнительное образование. Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов с предметом «Самопознание», проведение элективных курсов: «Физика языком сердца», «Математика как наука о духовно-нравственных законах», «Нравственные уроки истории», «Основы информационной культуры». Интеллектуальные игры, конкурсы, тренинги, викторины, олимпиады, научно-практические конференции. Встречи с талантливыми специалистами и сверстниками, рефераты, научно-исследовательские, научно-тематические информационные проекты, творческие работы, доклады, сообщения, школьные и студенческие медиа центры, средства массовая информация, сайты, популяризация библиотек. Психометрические и социометрические тесты и методики; программы по развитию лидерства.
Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры
Цель: формирование общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности, создание в организациях образования поликультурной среды.
Критерии оценивания:
проявление уважительного отношения к:
толерантности и глобальному мышлению;
поликультурности и полиязычию;
знанию государственного, русского, английского и других языков; межкультурному взаимодействию;
нормам поведения, принятым в том или ином культурном сообществе; нормам языковой и речевой культуры;
эстетическим идеалам, художественным ценностям;
творческому мышлению и воображению, художественно-эстетической деятельности.
Механизм реализации осуществляется через:
Занятия, интеграция программы НДО «Самопозание» в выявлении единства общечеловеческих ценностей во всех культурах, развитие умения молодёжи видеть единство в многообразии культур и народов. Кружки, литературные клубы; экскурсии: театры, музеи, художественные выставки, галереи, исторические места, мероприятия: творческие вечера, выставки работ детей и молодежи, фестивали дружбы народов, языковые и творческие клубы, конкурсы; встречи: с известными людьми, деятелями искусства; сотрудничество с Ассамблеей народа Казахстана и этнокультурными центрами; создание Малых Ассамблей народа Казахстана в организациях образования.
Физическое воспитание, здоровый образ жизни
Цель: создание пространства для успешного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью.
Критерии оценивания:
проявление желания и готовности к:
скринингу состояния здоровья;
социальным установкам и духовным потребностям;
овладению способами эффективного противостояния негативным влияниям;
рациональному использованию природных задатков;
сохранению и укреплению здоровья, безопасному и ответственному поведению;
стрессоустойчивости к новым жизненным ситуациям;
обеспечению безопасности и жизнедеятельности;
созданию здоровьесберегающей среды.
Механизм реализации осуществляется через:
Занятия, уроки физической культуры, учебные предметы, дополнительное образование, спортивные секции и кружки, проведение в рамках программы НДО «Самопознание» информационно-просветительских курсов, семинаров-тренингов по репродуктивному здоровью, профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, Вирус иммунодефицита человека и основам здорового образа жизни; фестивали здоровья, спартакиады, маршруты безопасности; разработку и распространение информационно-пропагандистских материалов; организацию «служб доверия».