Подборка стихов о профессиях
Методический кабинет МБДОУ детский сад «Берёзка»
Стихи для дошкольников
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН: Магарамова П.Х
Сергей ЧертковДЕТЯМ О ПРОФЕССИЯХ
ПОВАР
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель... И тогда
Ждёт вас вкусная еда.
ДОЯРКА
Утром солнце светит ярко,
Молочко несёт доярка.
Тёплое, коровье,
Детям на здоровье.
ПАРИКМАХЕР
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
ФОКУСНИК
Кто из шляпы достаёт
Зайца всем на удивление?
Это фокусник даёт
В цирке представление.
СТОЛЯР
Молоток в работе нужен,
И с пилою столяр дружен.
Он дощечки распилил
И скворечник смастерил.
ВЕТЕРИНАР
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар -
Перевяжет, даст отвар.
КОНСТРУКТОР
На далёкие планеты
От земли летят ракеты.
Их конструктор разработал,
День и ночь не спал, работал.
ПОГРАНИЧНИК
Охранять границу - важно!
Пограничника зовут.
С верным псом они отважно
Службу РОДИНЕ несут
ЛЁТЧИК
Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.
МОРЯК
Плывёт моряк на корабле
Он не тоскует по земле.
Он с ветром дружит и волной
Ведь море - дом его родной.
ХУДОЖНИК
Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт.
ФЕРМЕР
Есть у фермера хозяйство,
Держит фермер поросят.
Труд не терпит разгильдяйства
Знает каждый из ребят.
РЫБАК
Каждый день он в море ходит
И сетями рыбу ловит.
Ловит и зимой, и летом -
Рыбака работа в этом.
ПОЖАРНЫЙ
Если вдруг беда случится,
Где-то что-то загорится,
Там пожарный нужен срочно.
Он погасит, - это точно.
МУЗЫКАНТ
Как играет музыкант,
Как прекрасны скрипки звуки!
У него большой талант,
Золотые руки.
УЧЕНЫЙ
В микроскоп учёный смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки -
Весь в работе, весь в науке.
СПАСАТЕЛЬ
Спасатель там, где есть беда,
Придёт на помощь он всегда.
И сомневаться нет причин:
Спасать - работа для мужчин.
ПОВАР
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель... И тогда
Ждёт вас вкусная еда.
ДОЯРКА
Утром солнце светит ярко,
Молочко несёт доярка.
Тёплое, коровье,
Детям на здоровье.
ПАРИКМАХЕР
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
ФОКУСНИК
Кто из шляпы достаёт
Зайца всем на удивление?
Это фокусник даёт
В цирке представление.
СТОЛЯР
Молоток в работе нужен,
И с пилою столяр дружен.
Он дощечки распилил
И скворечник смастерил.
ВЕТЕРИНАР
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар -
Перевяжет, даст отвар.
КОНСТРУКТОР
На далёкие планеты
От земли летят ракеты.
Их конструктор разработал,
День и ночь не спал, работал.
ПОГРАНИЧНИК
Охранять границу - важно!
Пограничника зовут.
С верным псом они отважно
Службу РОДИНЕ несут
ЛЁТЧИК
Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.
МОРЯК
Плывёт моряк на корабле
Он не тоскует по земле.
Он с ветром дружит и волной
Ведь море - дом его родной.
ХУДОЖНИК
Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт.
ФЕРМЕР
Есть у фермера хозяйство,
Держит фермер поросят.
Труд не терпит разгильдяйства -
Знает каждый из ребят.
РЫБАК
Каждый день он в море ходит
И сетями рыбу ловит.
Ловит и зимой, и летом -
Рыбака работа в этом.
ПОЖАРНЫЙ
Если вдруг беда случится,
Где-то что-то загорится,
Там пожарный нужен срочно.
Он погасит, - это точно.
МУЗЫКАНТ
Как играет музыкант,
Как прекрасны скрипки звуки!
У него большой талант,
Золотые руки.
УЧЕНЫЙ
В микроскоп учёный смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки -
Весь в работе, весь в науке.
СПАСАТЕЛЬ
Спасатель там, где есть беда,
Придёт на помощь он всегда.
И сомневаться нет причин:
Спасать - работа для мужчин.
ПОВАР
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель... И тогда
Ждёт вас вкусная еда.
ДОЯРКА
Утром солнце светит ярко,
Молочко несёт доярка.
Тёплое, коровье,
Детям на здоровье.
ПАРИКМАХЕР
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
ФОКУСНИК
Кто из шляпы достаёт
Зайца всем на удивление?
Это фокусник даёт
В цирке представление.
СТОЛЯР
Молоток в работе нужен,
И с пилою столяр дружен.
Он дощечки распилил
И скворечник смастерил.
ВЕТЕРИНАР
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар -
Перевяжет, даст отвар.
КОНСТРУКТОР
На далёкие планеты
От земли летят ракеты.
Их конструктор разработал,
День и ночь не спал, работал.
ПОГРАНИЧНИК
Охранять границу - важно!
Пограничника зовут.
С верным псом они отважно
Службу РОДИНЕ несут
ЛЁТЧИК
Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.
МОРЯК
Плывёт моряк на корабле
Он не тоскует по земле.
Он с ветром дружит и волной
Ведь море - дом его родной.
Пожарный
Жил-был пожарный в каске ярко-бронзовой.Носил, чудак, фиалку на груди! Ему хотелось ночью красно-розовойИз пламени кого-либо спасти. Мечта глухая жгла его и нежила: Вот кто-то спичку выронит, и вот... Но в том краю как раз пожаров не было: Там жил предусмотрительный народ. Из-за ветвей следить любила в детстве яКак человек шагал на каланче... Не то, чтобы ему хотелось бедствия! Но он грустил о чём-то вообще... Спала в пыли дороженька широкая. Набат на башне каменно молчал. А между тем...горело очень многое, Но этого никто не замечал.
Новелла Матвеева
Врачам (в День медработника)
В ходе сверок и проверок, Жарких споров и речейМного выдумано мерок, Чтоб измерить труд врачей. Сотни разных эталонов, Показателей и норм, Статистических талонов, Карт, листков, учетных формМедстатистики считаютПлан, нагрузку, оборот, И туда-сюда летаютЗвонкие костяшки счет, ЭВМ почти дымится, Калькуляторы в потуНо какою единицейИзмеряют доброту? Нам по данным бухгалтерийСообщат оклад и стаж –Но какой такой критерийТруд души измерит ваш? Вам важней расчет особый, Где превыше всех заслуг –Драгоценность высшей пробы: В здравом теле здравый дух!
Лесорубы
Наши пилы белозубы, Нипочем не затупить! Подымайся, лесорубы, Щепки новые рубить! Смолокуры-балагуры, И лесник, и дровосек, Бейте в било, Дуйте в трубы: За работу, человек! Вроде мало интересу -Отпили да обруби. А потом, глядишь, из лесуВыплывают корабли. Очень важно выплывают, Куда хочешь поплывут, Все на свете повидают, Фотокарточку пришлют. А ну-ка, раз-два, живо -Да не спеша! А ну-ка, без нажима, Сама пошла! А ну-ка, солнце-солнышко,Синий небосвод! Жила-была сосеночка, А вышла мачта-грот!
Юлий Ким
Водолаз
Уходит в воду водолаз.О чём он думает, когда,Над головой его, кружась,Соединяется вода?Среди своих подводных дел,Где неизвестность – что ни шаг,О чём он думает, надев,Непроницаемый колпак?Под ним клубится синева,Пространства холода и тьмы,Где обитают существа,Которых не узнаем мы.Воды зелёное виноНа глубине сжимает грудь.Не так уж сложен путь на дно,Куда трудней обратный путь.Чтоб солнца праздничную медьУвидеть в гавани опять,Он должен в камере сидетьИ сжатым гелием дышать.Уходит в воду водолаз.Он думает: когда-нибудь,Устав от межпланетных трасс,Освоят люди этот путь.Забудет внук о царстве вьюг,Гудящих неизвестно где,И вековой замкнётся кругИ разойдётся по воде.
Александр Городницкий
Переводчик
Переводчик переводит.Как актер он входит в роль,И чужда его природеНеосознанная боль.Он склонился над стихами.В голове его, звонка,Словно птица, не стихаетЧужеродная строка.Переводчик переводит,А за окнами темно.В слов беззвучном хороводеВыбирает он одно.И, бесстрастно взяв на веруПосторонних мыслей груз,Соответствием размераОзабочен, как Прокруст.Он живет, извечный пленник,Неизменно кропотлив,Жизнь свою без сожаленийВ чьих-то жизнях растворив.
Александр Городницкий
Олеся Емельянова
Про профессии(стихи для детей)
Столяр
У Семена-столяраДело спорилось с утра:Он строгал, пилил, сверлил,Гвоздик молотком забил,А шуруп блестящий верткий –Быстро завернул отверткой.Так он смастерил буфет,Стол, комод и табурет.А потом их шлифовал,Ярким лаком покрывалИ приделывал к ним ручки,Ножки и другие штучки.
Художник
На холсте художник ПетяНарисует все на свете.Опускает в краску кистьИ на холст ее хлобысть!Хорошенечко размажет,"Хороша картина!" – скажет.Будут люди много днейДумать, что же там на ней.
Врач
Любит делать доктор ЛолаВсем прививки и уколы,И, велев "А-а!" пропеть,Горло палочкой смотреть,Ставить градусник под мышку,Слушать трубочкой одышку,И в особую тетрадьВсе подробности писать.И мальчишкам, и девчонкамМазать ссадины зеленкой,Руки-ноги бинтоватьИ рецепты штамповать.
Повар
Повар Вася очень ловкоЧистит ножиком морковку,Сыр на крупной терке трет:Взад-вперед да взад-вперед.Суп мешает поварешкойИ толкушкой мнет картошку,Режет ножиком укроп:Вжик-вжик-вжик и в миску оп!Получилось вкусно чтобы,Лично с блюд снимает пробы.Всё посолит, поперчитИ горчицей погорчит.
Салон красоты
Нравится работать СонеПарикмахером в салоне –Причесать, постричь, завить,Лаком для волос облить.Косметологу же АсеНравится ресницы красить,Пудрить лоб и пудрить нос,Красить губы ярче роз,Щечки бледные румянить,Веки обводить тенями,И на пальчиках руки –Красить лаком ноготки.
Уборщица
У уборщицы КарлоттыОчень важная работа:Подмести, пропылесосить,Все поднять, что на пол бросят,Вымыть окна, стены, пол, Протереть от пыли стол.Мусор вынести в мешочках,Напоить цветы в горшочках,Проследить, чтоб тут и тамВсе стояло по местам.
Учительница
Нравится всезнайке ОлеБыть учительницей в школе.Мелом на доске писатьБукву "А" и цифру "пять"И указывать указкой:"Это сом! А это ласка!Это рыба! Это зверь!Это парта! Это дверь!" "Динь-динь-динь!" – звенит звонок,Вот и кончился урок.И должны ученикиТряпкой мел стереть с доски.
Портниха
Для портнихи ВиолеттыДело есть зимой и летом.Людям круглый год нужныПлатья, юбки и штаны.Чтоб была обнова впору,Все-все-все измерит споро –Руки, талию и рост,Шею, голову и хвост.Тут же выкройку найдет,Белым мелом обведет,Раскроит, сошьет, погладит,В платье манекен нарядит,А потом сидит и ждет,Что клиент за ним придет.
Фермер
Деревенский фермер ВоваЗнает, как доить корову,Траву на лугу косить,Пойло для свиньи месить,Справиться с козой рогатой,Огород вскопать лопатой, Грядки прополоть, взрыхлитьИ из леечки полить.От заката до рассветаВова трудится все лето, Чтобы на зиму запасУ него был и у нас.
Музыкант
Любит музыкант ФилипкаДля людей играть на скрипке,На рояле, на баяне,На дуде, на барабане,На гитаре, на трубе,Ксилофоне и себе –Широко разинув рот,Громким голосом поет:"До, ре, ми, фа, соль, ля, си!Села кошка на такси!"Филе хлопают в ладоши –Ах, какой концерт хороший!
Спортсмен
Нравится спортсмену ВанеПобеждать в соревнованьях!Может молот он метать, Бегать, прыгать, приседать,Плавать, шпагами сражаться,Подтянуться и отжаться,Быстро веслами грестиИ на пьедестал взойтиВыше всех, чтоб сразу далиКубки все и все медали!
Строитель
Для строителя привычноСтроить новый дом кирпичный.Экскаватором СтепанВырыл в поле котлован, В землю вбил большие сваи,А теперь цемент мешает,Ровно кирпичи кладет –Ветер щелки не найдет.Кирпичи с земли СтепануПоднимать сподручно краном.Вот и новый дом готов,Запускать пора котов!
Дрессировщица
Укротительница НадяНосит хлыст не драки ради. Только скажет: "Алле оп!"Тут же слон на тумбу хлоп!Хоботом потешно машет.Лев на задних лапках пляшет,Ей в его большую пастьГолову не страшно класть.Позабыв про сон и игрыПрыгают сквозь кольца тигры.После представленья НадяВсех накормит и погладит.
Программист
Пантелею-программистуНравится печатать быстро. Целый день сидит-молчитИ по кнопочкам стучит.
© Автор. Олеся Емельянова. 2009 г.
Стихи про профессии помогут детям узнать про разные виды деятельности людей и получить новую информацию.СтолярУ Семена-столяраДело спорилось с утра:Он строгал, пилил, сверлил,Гвоздик молотком забил,А шуруп блестящий верткий –Быстро завернул отверткой.Так он смастерил буфет,Стол, комод и табурет.А потом их шлифовал,Ярким лаком покрывалИ приделывал к ним ручки,Ножки и другие штучки.ХудожникНа холсте художник ПетяНарисует все на свете.Опускает в краску кистьИ на холст ее хлобысть!Хорошенечко размажет, "Хороша картина!" – скажет.Будут люди много днейДумать, что же там на ней.ВрачЛюбит делать доктор ЛолаВсем прививки и уколы,И, велев "А-а!" пропеть,Горло палочкой смотреть,Ставить градусник под мышку,Слушать трубочкой одышку,И в особую тетрадьВсе подробности писать.И мальчишкам, и девчонкамМазать ссадины зеленкой,Руки-ноги бинтоватьИ рецепты штамповать.ПоварПовар Вася очень ловкоЧистит ножиком морковку,Сыр на крупной терке трет:Взад-вперед да взад-вперед.Суп мешает поварешкойИ толкушкой мнет картошку,Режет ножиком укроп:Вжик-вжик-вжик и в миску оп!Получилось вкусно чтобы,Лично с блюд снимает пробы.Всё посолит, поперчитИ горчицей погорчит.Салон красотыНравится работать СонеПарикмахером в салоне –Причесать, постричь, завить,Лаком для волос облить.Косметологу же АсеНравится ресницы красить,Пудрить лоб и пудрить нос,Красить губы ярче роз,Щечки бледные румянить,Веки обводить тенями,И на пальчиках руки –Красить лаком ноготки.УборщицаУ уборщицы КарлоттыОчень важная работа:Подмести, пропылесосить,Все поднять, что на пол бросят,Вымыть окна, стены, пол, Протереть от пыли стол.Мусор вынести в мешочках,Напоить цветы в горшочках,Проследить, чтоб тут и тамВсе стояло по местам.УчительницаНравится всезнайке ОлеБыть учительницей в школе.Мелом на доске писатьБукву "А" и цифру "пять"И указывать указкой:"Это сом! А это ласка!Это рыба! Это зверь!Это парта! Это дверь!" "Динь-динь-динь!" – звенит звонок,Вот и кончился урок.И должны ученикиТряпкой мел стереть с доски.ПортнихаДля портнихи ВиолеттыДело есть зимой и летом.Людям круглый год нужныПлатья, юбки и штаны.Чтоб была обнова впору,Все-все-все измерит споро –Руки, талию и рост,Шею, голову и хвост.Тут же выкройку найдет,Белым мелом обведет,Раскроит, сошьет, погладит,В платье манекен нарядит,А потом сидит и ждет,Что клиент за ним придет.ФермерДеревенский фермер ВоваЗнает, как доить корову,Траву на лугу косить,Пойло для свиньи месить,Справиться с козой рогатой,Огород вскопать лопатой, Грядки прополоть, взрыхлитьИ из леечки полить.От заката до рассветаВова трудится все лето, Чтобы на зиму запасУ него был и у нас.МузыкантЛюбит музыкант ФилипкаДля людей играть на скрипке,На рояле, на баяне,На дуде, на барабане,На гитаре, на трубе,Ксилофоне и себе –Широко разинув рот,Громким голосом поет:"До, ре, ми, фа, соль, ля, си!Села кошка на такси!"Филе хлопают в ладоши –Ах, какой концерт хороший!СпортсменНравится спортсмену ВанеПобеждать в соревнованьях!Может молот он метать, Бегать, прыгать, приседать,Плавать, шпагами сражаться,Подтянуться и отжаться,Быстро веслами грестиИ на пьедестал взойтиВыше всех, чтоб сразу далиКубки все и все медали!СтроительДля строителя привычноСтроить новый дом кирпичный.Экскаватором СтепанВырыл в поле котлован, В землю вбил большие сваи,А теперь цемент мешает,Ровно кирпичи кладет –Ветер щелки не найдет.Кирпичи с земли СтепануПоднимать сподручно краном.Вот и новый дом готов,Запускать пора котов!ДрессировщицаУкротительница НадяНосит хлыст не драки ради. Только скажет: "Алле оп!"Тут же слон на тумбу хлоп!Хоботом потешно машет.Лев на задних лапках пляшет,Ей в его большую пастьГолову не страшно класть.Позабыв про сон и игрыПрыгают сквозь кольца тигры.После представленья НадяВсех накормит и погладит.ПрограммистПантелею-программистуНравится печатать быстро.Целый день сидит-молчитИ по кнопочкам стучит.
Стихотворение про очень нужную профессию архитектораАрхитекторАрхитектор строит дом,Дом многоэтажный.Строит дом карандашомНа листке бумажном.Нужно всё нарисовать,Вычислить, проверить,Все квартиры сосчитать,Лестницы и двери.Чтоб стоял он много лет,Чтобы был в квартире свет,Ванны, умывальникиДля больших и маленьких.
МалярКрасить комнату пора,Пригласили маляра.Но не с кистью и ведромНаш маляр приходит в дом.Вместо кисти он принёсМеталлический насос.Брызжет краска по стене,Солнце светится в окне.Стали стены голубыми,Словно небо в вышине.Новый дом почти готов,Примет к празднику жильцов.Вот, кто строит этот дом –Дом, в котором мы живём.ПлотникПлотник думал топором.Выдумал из брёвенАроматный светлый дом,Дом, как терем, стройный.
СпасателиОни придут на помощь нам,Когда бушует океан,Когда землетрясение,Тайфун иль наводнение.Рискуя жизнью, нас спасут –Такой у них опасный труд!
ШоферКачу, ЛечуВо весь опор.Я сам шофер,И сам мотор. НажимаюНа педаль-И машинаМчится вдаль!Б. Заходер***ПортнихаЦелый день сегодняШью.Я оделаВсю семью.Погоди немного, кошка,-Будет и тебе одежка.Б. Заходер***СтроителиПусть не сердятся родители,Что измажутся строители,Потому что тот, кто строит,Тот чего-нибудь да стоит!И не важно, что покаЭтот домик из песка!Б. Заходер***СапожникМастер, мастер,Помоги-ПрохудилисьСапоги!Забивай покрепчеГвозди-Мы пойдем сегодняВ гости!Б. Заходер***МорякПлывёт моряк на кораблеОн не тоскует по земле.Он с ветром дружит и волнойВедь море дом его родной.Сергей Чертков***КонструкторНа далёкие планетыОт земли летят ракеты.Их конструктор разработал,День и ночь не спал, работал.Сергей Чертков***ПограничникОхранять границу важно!Пограничника зовут.С верным псом они отважноСлужбу Родине несут.Сергей Чертков***Летчик Лётчик знает своё дело,В небе водит самолёт.Над землёй летит он смело,Совершая перелёт.Сергей Чертков***СтолярМолоток в работе нужен,И с пилою столяр дружен.Он дощечки распилилИ скворечник смастерил.Сергей Чертков***ВетеринарЗвери, птицы, все, кто болен,Кто здоровьем недоволен!Вас зовёт ветеринар Перевяжет, даст отвар.Сергей Чертков***ФокусникКто из шляпы достаётЗайца всем на удивление?Это фокусник даётВ цирке представление.Сергей Чертков***ДояркаУтром солнце светит ярко,Молочко несёт доярка.Тёплое, коровье,Детям на здоровье.Сергей Чертков***ПоварДайте повару продукты:Мясо птицы, сухофрукты,Рис, картофель И тогдаЖдёт вас вкусная еда. Сергей Чертков***ПарикмахерДайте ножницы, расчёску,Он вам сделает причёску.Парикмахер непременноПодстрижёт вас современно.Сергей Чертков***МилицияЕсли вы в беду попали,Телефон 02 набрали.К вам милиция придёт,Всем поможет, всех спасёт.***Служба спасенияЕсли в доме пахнет газом,Вызывай на помощь сразу!Ведь спасателей отрядВам помочь, конечно, рад.И свяжись без промедленья,Ты со Службою спасенья.Ведь они на страже ждут,Службу бдительно несут.Каждый день и каждый часВсе они спасают нас.Мы должны их труд ценитьИ напрасно не звонить.
Наталия КАРКАЧЕВА,учитель МОУ СОШ № 9,г. Тамань, Краснодарский край
ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ ВЫБИРАЙ НА ВКУС
ХОД ПРАЗДНИКА
Участники праздника под музыку входят в зал и располагаются на своих местах. Из-за сцены раздается стук двух молотков: удары одного – четкие, ритмичные, уверенные, как будто он выговаривает: «цок-цок»; другого – со сбоями, неуверенно. На сцену выходят два мальчика в рабочих комбинезонах с молотками в руках. Один молоток блестящий, аккуратный, другой – ржавый, вместо рукоятки – неоструганная палка.
Рассказчик. Жили на свете два молотка: Цок-цок (первый молоток кланяется) и Стук-бряк (второй молоток небрежно кивает). Оба и по росту, и по весу одинаковые, будто в один день родились. Но посмотрите на них, ребята и уважаемые товарищи взрослые! Какие же они разные, не правда ли? Скажите, если бы вам было что приколотить, какой бы молоток вы взяли? Почему?
Ответы из зала.
– Верно. Цок-цок всегда аккуратный, блестит. И рукоятка у него гладенькая, словно отполированная, – таким приятно работать. А Стук-бряк... (вздыхает). Цок-цок вставал рано-рано и сразу принимался за работу – мастерил домики для скворцов, чинил стульчики ребятам. Он всегда очень старался, и люди любили его.А Стук-бряк по утрам просыпался долго, лениво потягивался, зевал, потом с неохотой шел столярничать.Стук-бряк ударяет по гвоздю в доске, стоящей наклонно. Все видят, что гвоздь согнулся.
Стук-бряк. Ничего не выходит! (Топает ногой.) Противный гвоздь!
Цок-цок. А ты не злись! Постарайся – тогда и выйдет как надо.
Стук-стук. Не выйдет, не выйдет! Я же знаю, что не выйдет!
Цок-цок (берет гвоздь и старательно вбивает его в ту же доску). Ты спокойненько поставь гвоздь, потом цок-цок! – и готово! (Опять вбивает гвоздь.) Видишь, как просто.
Рассказчик. Но Стук-бряк не умел стараться. Потому его и прозвали Стук-бряк. Никому он добра не сделал. Зато хвастаться очень любил!
Стук-бряк. Подумаешь! Очень надо стараться! Да я!.. (Схватил гвоздь, размахнулся.) У-у-у-ххх! (Убегает за сцену.)
Рассказчик. Сорвался Стук-бряк с рукоятки и вылетел в окно. Долго так валялся, никому не нужный. Но однажды увидел его мастер: подобрал, стал его мыть-отмывать, ржавчину оттирать, суконкой шлифовать до блеска, к делу приучать. Теперь и Стук-бряк вставал рано-рано, строил красивые дома для птиц и делал другие полезные вещи. И люди полюбили его. Вышел однажды Цок-цок прогуляться и вдруг слышит...
Выходит мальчик, исполняющий роль Стук-бряка. В руках у него аккуратный молоток. Это Новый Цок-цок.
Новый Цок-цок. Добрый вечер, Цок-цок!
Цок-цок. Добрый вечер! Очень знакомое лицо, вот только не припомню, кто ты.
Новый Цок-цок. А присмотрись хорошенько!
Цок-цок. Неужели Стук-бряк?
Новый Цок-цок. Был когда-то Стук-бряк! А теперь – посмотри-ка и послушай.
Берет гвоздь, легко и красиво вбивает его.
Цок-цок. Да ты и впрямь теперь стал Цок-цоком! Как хорошо! Пойдем-ка смастерим с тобой новый скворечник!
Уходят, взявшись за руки.
Выходят ведущие.
Ведущий 1. Понравилась ли вам эта сказка, друзья? Вот что значит – умелые руки! Кто из вас назовет пословицы о труде, которые лучше всего выражают смысл рассказанного?
Дети. Дело мастера боится.– Труд умелые руки любит.
Ведущий 1. Может быть, вы помните и другие пословицы о труде?
Дети. Где шито на живую нитку, там жди прорехи.– Не начав – подумай, начав – делай.– Терпенье и труд все перетрут.– Не все можно сделать силой, нужна и сноровка.– Хорош садовник – хорош и крыжовник.– Наскоро делать – переделывать.– Люби дело – мастером будешь.– Кто работы не боится, у того она и спорится.– Научился сам – научи другого.
Ведущий 2. Ай да молодцы, ребята! Как много вы знаете пословиц и поговорок! Даже нам, взрослым, очень интересно.
На сцену выходят три ученика.
Ученик 1.
Зал сегодня улыбками ярок.Сколько пап, сколько мам и сестер!
Ученик 2.
Даже брат мой, хоть очень занят,К нам на праздник сегодня пришел!
Ученик 3.
День сегодня – совсем особенный!Собрались мы сюда, друзья,Чтоб восславить руки тружеников –Это сделаем...Все (хором). Ты и я!
Ведущий 1. Сегодня действительно день особенный. До сих пор мы приходили на праздники к вам в гости, а сегодня у нас праздник общий. И мы, взрослые, вместе готовились к нему и очень хотим, чтобы он всем запомнился надолго, потому что (подходит к плакату, читает): «Наш мир создан трудом», «Воля и труд человека дивные дива творят!»
Появляется Труд. На нем рабочий комбинезон.
Труд. Здравствуйте, друзья! Знаю это точно: говорят всегда, что без меня не вытащить и рыбку из пруда. Позвольте представиться!..
Ведущий. Простите, уважаемый! А может быть, ребята и сами уже догадались, кто вы? (Обращаясь к залу.) Назовите главного героя сегодняшнего праздника. Кто это?
Все (хором). Труд!
Труд. Благодарю вас! Вы угадали – я Труд! И мне очень приятно, что на празднике в мою честь все такие радостные, счастливые!
Раздается громкий плач.
Ведущий 1. Что за шум? Кто это плачет?
Входит мальчик. Он громко плачет.
Ведущий. Почему ты так плачешь, мальчик?
Незнайка. Я Незнайка! Мне очень плохо, я ничего не знаю. Все мои знакомые мальчики и девочки уже знают, кем они хотят стать, когда вырастут, а я ничего не знаю ни об одной профессии и поэтому не знаю, кем быть. (Перестает плакать.) Ой, а может быть, вы тоже ничего не знаете?
Ведущий. Нет, Незнайка, ребята стараются как можно больше узнать о разных профессиях и особенно о той, которая им больше всего нравится.
Ученик 1. Перед праздником мы провели опрос на тему «Кем быть?». Вот кем хотят стать наши ребята: шоферами – ... человек, строителями – ... человек, учителями – ... человек, врачами – ... человек, космонавтами и летчиками-испытателями – ... человек.
Незнайка. Не знаю, что это за профессии. А почему у вас так много взрослых на празднике?
Ученик 2. Это наши папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сестры. Они много рассказывали нам о своих профессиях, ходили с нами на экскурсии, от них мы узнали много интересного.
Незнайка. Да? А что интересного можно узнать о строительстве домов? Ну, строй себе и строй.
Ученик 3. Нет, Незнайка, ты не прав! Нас водили на экскурсию на стройку, мы увидели и узнали, как строят дом. Ребята, давайте расскажем Незнайке о том, что мы сами узнали.
Ученик 4. Мы подошли к строительной площадке, когда часть дома уже была построена. Большой подъемный кран брал своей длинной рукой бетонные панели, в которые уже были вставлены окна и двери, и аккуратно ставил их одну на другую.
Ученик 5. Мы все очень удивились, когда увидели, как грузовик привез с завода не только такие панели, но и целую ванную комнату.
Ученик 6. Ты, Незнайка, наверно, думаешь, что панели могут рассыпаться. Не волнуйся! На стройке мы видели людей в брезентовых костюмах, в масках, со сварочными аппаратами в руках. Раз! – и все части дома накрепко соединены. Это сварщики. (Обращаясь к Труду.) Правильно мы рассказываем?
Труд. Верно! А кто из вас знает, с чего начинается строительство домов?
Ребята отвечают, что прежде чем дом построить, надо расчистить под него площадку, заложить фундамент.
– Вы правы, но еще задолго до этого создается рисунок-проект дома. Так что дом начинается с проекта. Я предлагаю всем попробовать свои силы в разработке проектов домов для города (поселка) будущего. Прошу всех ребят выстроиться в шеренгу с правой стороны зала, а взрослых – с левой. Сейчас обе шеренги рассчитаются на первый, второй, третий. Запомните каждый свой номер. Расчет начали! Все первые номера – это первая команда, вторые – вторая команда, третьи – третья команда. Каждая команда получает лист бумаги, фломастеры. У вас пять минут времени. Надо создать проект дома. Чем необычнее он будет, тем лучше.
Во время выполнения проекта приглушенно звучит музыка. Каждая команда защищает проект, рассказывает, чем хорош их дом-фантазия. Подводятся итоги проделанной работы. Проекты вывешиваются на стенде.
Труд. Начинают строительство дома архитекторы, а заканчивают электрики, слесари, газовщики, маляры.
Маляр.
Красить комнату пора,Пригласили маляра.Но не с кистью и ведромНаш маляр приходит в дом.Вместо кисти он принесМеталлический насос.Брызжет краска по стене,Солнце светится в окне.Стали стены голубыми,Словно небо в вышине.Новый дом почти готов,Примет к празднику жильцов.Вот кто строит этот дом –Дом, в котором мы живем.
Труд. Молодец, Маляр, хорошо рассказал о своей профессии. За хороший рассказ мы споем о тебе песенку.
Дети поют:
Я маляр, шагаю к вамС кистью и ведром,Свежей краской буду самКрасить новый дом.Крашу стены, крашу дверь,Пляшет кисть моя...У меня и нос теперьБелым стал, друзья!
Ведущий 1. Дом готов!
Ведущий 2. Дом готов? Объявляется строительство.
Каждая из трех команд получает два-три набора кубиков, из которых надо построить дом. Подводятся итоги соревнования.
Незнайка. Все! Решил! Буду строителем!
Ведущий 2. Не торопись! Профессий много хороших и разных.
Ученик 1. Моя мама не смогла прийти на праздник – она на работе. Мама – ткачиха. За смену она производит 200 метров ковровых дорожек. Может быть, в вашей квартире тоже есть мамина дорожка?
Ученик 2. Я горжусь своим братом! Он милиционер. Очень трудная у него работа, но он ее любит. И я, когда вырасту, тоже буду охранять жизнь и покой честных людей.
Ученик 3. Замечали ли вы, как украшают цветы города и поселки? Моя мама работает в конторе по благоустройству. Она очень любит цветы и меня учит за ними ухаживать.
Труд. Прекрасно! Вот ты и будешь вместе со мной судить следующее соревнование.От каждой команды выделите по два человека, которые умеют ухаживать за цветами!
Выносят три горшочка и все необходимое для ухода: воду в маленьких лейках, тазики с водой, чистые тряпочки и т.д. Участники показывают и рассказывают о правилах ухода за цветами.Победителей Труд благодарит и советует всем так же ухаживать за цветами.
Труд. Приглашаю всех в круг! Игра называется «Цветы – деревья – кусты». Пока звучит музыка, все двигаются по кругу вправо. Как только музыка стихнет, ведущий назовет дерево, цветок или кустарник. Если будет назван цветок, всем надо присесть, кустарник – положить руки на плечи друг другу, дерево – подняться на носочки, хлопнуть в ладоши.
Игра повторяется 5–7 раз.
Незнайка. Эту игру я проведу.
Входит в середину круга и путает движения.
Труд. Нет, Незнайка, пока ты плохо в этом разбираешься, придется тебе почитать книги о природе.
Незнайка (вздыхает). Ладно, съезжу в Цветочный город... Вот! Вспомнил! Я уже ездил туда, а вот на чем ехал – забыл.
Труд. Сейчас разберемся.
Выходит вокальная группа.
Мальчик. Мы споем песню, а ты, Незнайка, внимательно слушай.
Исполняется песня «Мой тепловоз».
Друг за другом я вагоныК тепловозу прицепил.Загорелся свет зеленый.Вот и поезд покатил!Быстро крутятся колеса,Мы объедем целый свет.Нету лучше тепловоза,Машиниста лучше нет.
Незнайка. Очень увлекательно водить тепловозы! Пожалуй, стану машинистом. Буду водить такие голубые вагончики.
Ведущий. Ну, раз ты мечтаешь о голубом вагоне, тогда послушай песню о нем.
Дети поют песню «Голубой вагон» (сл.Э.Успенского, муз. В.Шаинского).
Незнайка. Ой-ой-ой! Я, кажется, все-таки что-то знаю! Знаю загадку:
Встанем мы, когда вы спите,И муку просеем в сите,Докрасна натопим печь,Чтобы хлеб к утру испечь.Кто это?
Дети. Пекари.
Поваренок 1.
В небе звездочка искрится,Спит клубком усатый кот,Только повару не спится –Повар затемно встает.
Поваренок 2.
Каша булькает легонько,И яичница шипит,И под вкусный шум и гомонВ спальни входит аппетит.
Поваренок 3.
Мы в столовой дружно сядем,Как огромная семья.Буду поваром в столовой –Так сама решила я!
Незнайка что-то шепчет в сторонке.
Ведущий. Незнайка, чем это ты занят?
Незнайка. Да вот написана скороговорка, мне ее никак не выговорить. Пусть кто-нибудь попробует:
Сшит колпак не по-колпаковски,Надо его переколпаковать, перевыколпаковать.
Выговорить скороговорку пробуют и дети, и взрослые. Вдруг из-за сцены выходят девочка и ее бабушка.
Девочка. Погладь-ка мне галстук, бабуся!
Бабушка. А что же сама ты, родная?
Девочка. Стихи подготовить должна я!
Бабушка. Ну ладно, учи поскорей,А после обед разогрей.
Девочка. Пусть мама! А мне до того ли?Сегодня же сбор у нас в школе.
Бабушка. Какой же вопрос перед вами?
Девочка. Все делать своими руками.
Бабушка. Так, значит, не нашими? Сами?Своими, своими руками?И что ты покажешь на сборе?
Девочка. А я запевать буду в хоре,Потом выступать со стихами:«Все делать своими руками!»
Незнайка. Ай-ай-ай! Какая девочка нехорошая!
Ведущий. К сожалению, Незнайка, такими бывают не только девочки, но и мальчики.
Труд. Неужели среди вас есть такие девочки и мальчики? Хочется верить, что нет! Нельзя же, чтобы за вас все делали бабушки, мамы...
Ведущий. Предлагаю провести соревнование для мальчиков и пап «Если мамы дома нет». Пусть из каждой команды выйдут по три человека. Представьте себе, что мамы нет дома, а вам надо помочь сестренке собраться в садик. Кое-что она уже умеет делать сама, но вот завязать бантик, надеть и застегнуть кофточку пока не умеет. А вы все очень торопитесь в школу и на работу.
В центре зала на стульях садятся три «сестренки». По сигналу ведущего все три участника команды подбегают к «сестренкам» и начинают надевать им кофточки и завязывать банты. Побеждает та команда, которая быстрее и лучше выполнит задание. Победителей награждают.
Девочка.
Всегда найдется делоДля умелых рук,Если хорошенькоПосмотреть вокруг.
Исполняется песня «Всегда найдется дело» (сл. М.Ивенсена, муз. А.Александрова).
Всегда найдется дело для умелых рук,Если хорошенько посмотреть вокруг:Цыпленка надо напоить,Котенка надо накормитьИ посуду, и посуду,И посуду перемыть.
Всегда найдется дело для умелых рук,Если хорошенько посмотреть вокруг:И грядку надо поливать,И куклу надо обшивать,И картинки, и картинки,И картинки рисовать.
Всегда найдется дело для умелых рук,Если хорошенько посмотреть вокруг,А тот, кто дело не найдет,Пускай скучает целый годИ лентяем, и лентяем,И лентяем прослывет!
Труд. Дорогие друзья! Мы провели с вами чудесный праздник – праздник Труда! Готовясь к нему, вы многое узнали о труде взрослых, научились и сами мастерить. Взгляните на эту выставку. Сколько здесь полезных вещей! Вот полочка для цветов, а это карандашница, и «хваталочки» для кухни, и игольницы, и домики для птиц.
Перечисляются работы детей, представленные на выставке.
Ведущий. Уважаемый Труд! Обратите внимание на это ателье «Дюймовочка». Девочки сшили наряды для своих кукол, а Оля и Наташа уже умеют вязать шарфики. Правда, красиво?
Труд. Очень!
Незнайка. Мне так понравилось! Я тоже хочу быть таким же умелым, как и все ребята. Но только получится ли это у меня?
Труд. Если ты будешь очень стараться, то все получится. Помнишь сказку «Цок-цок и Стук-бряк»? Стоит только захотеть – всему научишься. А кем стать, я думаю, ты скоро решишь сам. Все работы хороши – выбирай на вкус!
Ученик 1.
Идет по горам,Идет по доламВолшебник, которыйВсе делает сам.Он ведет поезда,Создает города,Совершает полет к небесам.
Ученик 2.
Он влагой рекиСухие пескиБесплодных и жарких пустынь оросил.И чем больше работы,Тем все больше он чувствует сил.
Ученик 3.
Он в недрах земных,В лугах заливных,В полярных снегах и в тени тополей.Он в челне рыбака,Он в гуденье станка,В урожае полей.С таким силачомНам все нипочем.В нашей стране его другом зовут,Путь к счастливой судьбеОн укажет тебе –
Все (хором). Наш свободный и радостный труд!
Все участники праздника исполняют песню «Без труда не проживешь» (сл. В.Викторова и Л.Кондратенко, муз. В.Агафонникова):
Каждый город, каждый домСоздан радостным трудом.Без работы, без трудаНе построить города.
Слышен грохот под землей –Рудокоп пошел в забой.Без работы, без трудаНе появится руда.
Экскаватор зашагал –Будет рыть в степи канал.Без работы, без трудаНе пойдет в поля вода.
В корпусах станки стучат –Человек работе рад.Поспевая, шепчет рожь:«Без труда не проживешь!»
Последние слова «Без труда не проживешь!» дети скандируют и выходят из зала
Конспект занятия «Все профессии важны».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о профессиях. Что такое профессия?
Дети. Это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.
В. А какие профессии вы знаете?
Дети перечисляют известные им профессии.
– Какие пословицы о труде вы знаете?
Д. Грамоте учиться всегда пригодится.– Труд кормит и одевает.– Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.– Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
В. Приготовьтесь внимательно слушать стихи-загадки, они помогут выявить среди вас знатоков профессий.
Поет рожок, поет рожок!Мы гоним стадо на лужок.Пасем коров мы целый день,Лишь станет жарко – гоним в тень.
Д. Пастухи.
У. Упрятав челку под фуражку,Веду я с папой в поле вспашку.Я горд работой на земле,От пота вымокла рубашка...Зато ладони – на руле.
Д. Тракторист.
В. Никто не свете так не можетОдним движением рукиОстановить поток прохожихИ пропустить грузовики.
Д. Милиционер-регулировщик.
В. Нелегко снимать зверей.Заяц просит: «Поскорей!»Мышь пищит: «Боюсь немножко,Что увидит снимок кошка».«Уколю, – грозится еж, –Если снимка не пришлешь!»
Д. Фотограф.
В. Кто стучится в дверь ко мнеС толстой сумкой на ремне,С цифрой пять на медной бляшке,В синей форменной фуражке?
Д. Почтальон.
В. Добрая хозяюшкаЦыплят позвала, зерен дала.Хозяюшка: «Цып-цып-цып!»А цыплята: «Сыпь-сыпь-сыпь!»
Д. Птичница.
В. Он умеет гарцевать,Зверей и птиц дрессировать,И на трапеции вертеться,И на канате танцевать.
Д. Циркач.
В. Кладет кирпич за кирпичом –Растет этаж за этажом,И с каждым часом, с каждым днемВсе выше, выше новый дом.
Д. Каменщик, строитель.
В. А сейчас послушайте стихи о людях других профессий.
Дети читают стихи.
Художник
Художник рисует осенние листья. Не слушают только художника кисти.С ним в прятки осенние листья играют,Найдешь их, а краски опять пропадают.Художник растерян, художник не в силах Осилить осеннюю эту стихию. Руками разводит, рассеянно глядя, А листья цветными кругами летят И падают тихо то где-то, то рядом И лишь на картину упасть не хотят.
(В.Степанов)
(З.Александрова)
Парикмахер
Папа к зеркалу садится:– Мне подстричься и побриться!Старый мастер все умеет: Сорок лет стрижет и бреет. Он из маленького шкафаБыстро ножницы достал,Простыней укутал папу,Гребень взял, за кресло встал,Щелкнул ножницами звонко,Раз-другой взмахнул гребенкой,От затылка до висковВыстриг много волосков,Расчесал прямой пробор.Зашипело в чашке мыло,Чтобы бритва чище брила,Фыркнул весело флаконС надписью «Одеколон». (С.Михалков)
Ветеринарный врач
Я подумал вот о чем: Хорошо бы стать врачом, Но не детским, а кошачьим! Детям больно – мы заплачем,Разревемся сгоряча, Мама вызовет врача. А бродячему коту Если вдруг невмоготу? Кто зовет к нему врачей? Он бродячий – он ничей! (А.Барто)
В. О разных профессиях мы вспомнили сегодня. А кем хотели бы в будущем стать вы?
Дети отвечают.
– Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь. В заключение послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно:
Подумайте, что было бы,Когда б сказал портной:– Шить платья мне не хочется, Устрою выходной!И все портные в городе За ним ушли б домой. Ходили б люди голые По улице зимой.
Подумайте, что было бы,Когда сказал бы врач: – Рвать зубы мне не хочется,Не буду, хоть ты плачь!Больным врачебной помощи Не стало б никакой. А ты б сидел и мучился С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы, Когда б сказал шофер:– Возить людей не хочется! – И выключил мотор.Троллейбусы, автобусы Засыпало снежком,Рабочие на фабрики Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:– Мне в нынешнем годуУчить детей не хочется,Я в школу не приду!Тетради и учебникиВалялись бы в пыли,А вы бы неучеными До старости росли.
Подумайте, какая бы Случилась вдруг беда! Но только так не сделает Никто и никогда, И люди не откажутся От нужного труда:Учитель обязательно Придет наутро в класс, А пекари старательно Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят, Что им ни поручи, Портные и сапожники,Шоферы и врачи. Мы все семьею дружною В одной стране живем, И каждый честно трудится На месте на своем.
(Л.Куклин)
– Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чем оно заставило вас задуматься?
Выслушиваются ответы детей.
– Мы с вами еще продолжим разговор о профессиях, вы узнаете много нового. А сначала поговорите дома с родителями, узнайте у них, где и кем они работают, чем занимаются на работе.
СТИХИ О ПРОФЕССИЯХ
Он рассказывает внятно, Он экскурсию ведет. Нам становится понятно То, что он экскурсовод.
Безбилетник не проник:Ведь в вагоне проводник.
Тепловозы я вожу, Пассажирам я служу.Я не токарь, не горнист – Я веселый машинист.
Строю дом и детский сад И больницу строить рад,
И у цирка я не зритель, Так как я его строитель.
Шью я куртки и штаны, Вы меня все знать должны: На машинке строчу лихо, Потому что я портниха.
Потушу пожар любой, Быстро справлюсь я с бедой. За опасный этот труд Нас пожарными зовут.
Я бегун, прыгун, пловец, Я здоровый молодец. Жду рекордных перемен, Потому что я спортсмен.
Варит сталь. Его недаромНазывают сталеваром.
У меня одеться радИ артист, и депутат.Ловко шью своей иглой –Ведь недаром я портной.
Я грузы кранами вожу, В высокой будке я сижу. Я не привык ходить пешком,Меня зовут крановщиком.
Напеку я пирожков, И коврижек, и рожков. Вот такой имею дар: Я кондитер-кулинар.
Очень тщательный уходЗа животными ведет:За коровами – доярка,А за свинками – свинарка.
Я за компьютером сижу,Счета, балансы подвожу.Во всех конторах там и тутМеня бухгалтером зовут.
Драгоценный сувенирИзготовит ювелир.
Хочешь свежих помидоров –Загляни на огород:С недостатком витаминовСправится овощевод.