Организация воспитательной работы с неблагополучными семьями и семьями группы риска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №2 им.А.М.Мирзагитова с.Кандры
Конкурс исследовательских работ и образовательных проектов
«От знаний к опыту, от опыта к мастерству»
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ И СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА»НАХОДЯЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МБОУ СОШ №2 ИМ.А.М.МИРЗАГИТОВА С.КАНДРЫ
Автор работы: Хисамова Рушания Рустамовна
Социальный педагог МБОУ СОШ №2 с.Кандры
Стаж работы: 17 лет
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Анализ условий организации воспитательной работы с неблагополучными семьями и семьями группы «риска»………………………................................................................................ 6
1.2. Анализ результатов деятельности работы с неблагополучными семьями и семьями группы «риска»……………………………………………..6
Глава 2 .ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Констатирующий этап………………………………………………...8
2.2 Формирующий этап…………………………………………………..11
2.3 Контрольный этап…………………………………………………… 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….15
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
В современных кризисных социально- экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует действенная система защиты детей все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию.Оказавшись в затруднительных экономических условиях, многие семьи пересекают границу дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценностям и государственным нормативам, «застревают» в вопросах воспитания молодого поколения. Семья, находящаяся в социально- опасном положении, при котором родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют, - имеет статус неблагополучной семьи. [3, с.42.].
Проблемы неблагополучной семьи, как фактора риска для развития ребенка, корректируются целенаправленной работой школы или других государственных учреждений и структур. Школа осуществляет социально- психологическое сопровождение конкретного ребенка, живущего в семье, находящейся в состоянии социально- экономического кризиса (например, развод или смерть родителей). Подростковый возраст это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение подростка внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным.В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Тревожным симптомом является рост числа неблагополучных подростков, чье поведение проявляется в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках. Основной причиной роста числа неблагополучных подростков состоит в том ,что увеличивается рост числа неблагополучных семей, в связи с чем дети и подростки живут и растут в контексте негативных социальных, психологических, экономических явлений, их окружающих. В настоящее время отмечается большое количество детей, лишенных попечения родителей, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, с аморальной или криминальной атмосферой .Воспитание подростков из неблагополучных семей является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. Но без целенаправленного воздействия результат стихийного формирования личности и поведения подростка непредсказуем.Важнейшей задачей, стоящей перед педагогами является решение проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. [7, с.14.].
Актуальность исследования. Семейное неблагополучие является одной их острейших социально-психологических проблем любого общества, решение которой связывается с вопросами государственной безопасности. Тем не менее, предметом научного анализа эта проблема стала относительно недавно, в конце прошлого века. Имеющиеся данные недостаточны и еще не отражают в полной мере все стороны этого явления. В последние годы, в связи с общесистемным кризисом нашего общества, интерес к проблеме семейного неблагополучия и отклоняющегося поведения значительно вырос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики семейного неблагополучия и девиантного поведения, поиска более эффективных мер социально-психологической помощи - превентивной, профилактической, коррекционной, реабилитационной и т.п.
Цель исследования: изучить организацию воспитательной работы с неблагополучными семьями находящихся в условиях МБОУ СОШ №2 им.А.Мирзагитова с.Кандры
Проблема исследования. В качестве тревожных симптомов, осложненной социальной ситуации жизни, в первую очередь в детском населении нашего общества, выступают растущие масштабы асоциального поведения среди подростков, серьезное увеличение численности детей, проживающих в неблагополучных и семьих группы «риска».Объект исследования:Неблагополучные семьи и семьи группы «риска».
Предмет исследования: - Организация воспитательной работы с неблагополучными семьями в условиях МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитова с.Кандры
На основе предварительного обобщения теории и практики исследуемой проблемы и в соответствии с поставленной целью была выдвинута гипотеза исследования.
Гипотеза исследования: воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе школы способствует соблюдение подходов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности школьников.
В соответствии с проблемой, целью и предмета исследования поставлены следующие задачи:
1. Формировать у обучающихся гражданско-патриотическое сознание, духовно-нравственные ценности гражданина России.
2.Совершенствовать оздоровительную работу с обучающимися и прививать навыки здорового образа жизни.
3. Создать условия для участия семей в воспитательном процессе
Методологической основой работы является комплексный подход, системно соединяющий методы и формы работы социального педагога, а также способы социально-психологической помощи и поддержки неблагополучных семей. Подобный подход дает возможность раскрыть все стороны работы социального педагога, направленные на создание благополучных семей.
Для осуществления комплексного подхода были особенно полезны работы Л.Б.Шнейдер, Ю.В.Васильковой и А.В.Мудрик.
Эти методологические установки согласуются с целями и задачами исследовательской работы.
Теоретической основой для данного исследования послужили работы В.Н.Столетовой, В.А.Сластениной, А.Д.Гонеева, С.В.Ковалева, Ю.В.Васильковой, Л.Б.Шнейдер, Л.И.Аксеновой, А.В.Мудрик, а также краткий психологический словарь
Методы исследования:для проверки выдвинутых предположений и решения поставленных задач был проведено:
-педагогический эксперимент;
-наблюдения за деятельностью детей;
-беседы;
-качественный и количественный анализ экспериментальных данных;
-статистическая обработка результатов эксперимента.
База исследования: Организация воспитательной работы педагогического коллектива с неблагополучными семьями и семьями группы «риска» в условиях МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитова с.Кандры. В исследовании участвовало 40 семей и 40 учащихся 6-8 классов, из данных семей.
.
Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1Анализ условий организации воспитательной работы с неблагополучными семьями и семьями группы «риска
Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.Функция выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Эта выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива школы, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.
В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Социальный паспорт школы на 2015-2016 учебный год;
Количество обучающихся -592;
Количество учащихся находящихся в социально-опасной ситуации-20;
Малообеспеченные семьи-4;
Количество семей группы «риска»-6;
Неблагополучная семья состоящая на учете ОУ УП и ПДН отдела МВД России по Туймазинскому району -1;
Количество учащихся состоящих на учете в ОУ УП и ПДН отдела МВД России по Туймазинскому району -нет;
Количество учащихся состоящих на учете в КДН и ЗП-нет;
Учащихся группы «риска» -6;
Количество учащихся ,находящихся под опекой-7;
1.2 Анализ результатов деятельности работы с неблагополучными семьями и семьями группы «риска
При выявления неблагополучной семьи педагогический коллектив придерживаемся следующего алгоритма работы, включающего в себя несколькоэтапов:
1-ый этап: знакомство с членами семьи, проводится первичное обследование жилищно-бытовых условий,
2-ой этап: осознание и определение проблем, существующих в ней
путем бесед, наблюдений,
3-ий этап: анализируются и выясняются причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, ценностные ориентации, личностные качества членов семьи. Проводится диагностика внутренних отношений к друг другу, социуму, школе.
4-ый этап: знакомство с ее окружением, социумом, социальными связями,
5-ый этап: составление карты семьи,
6-ый этап: профилактическая работа с семьей,
7-ый этап: анализ результатов работы с семьей, планируются дальнейшие действия.
Основные задачи в работе родительского комитета школы – координация взаимодействия учеников, родителей и учителе, организация досуга, профилактика правонарушений, профилактика асоциального поведения, здоровье учащихся.
В современном информационном мире получение информации возможно по различным каналам. Родители наших учеников получают оперативную информацию о посещении учащимися школы, о поведении ученика на уроке, об успеваемости, в случае проблемных ситуаций родители связываются с учителями лично, о состоянии дел ребенка их обычно информирует классный руководитель.
Такая работа дает высокий положительный результат, так как направлена на оказание помощи одному ребенку и его семье. Родителям нравится такая форма взаимодействия, они чаще приходят в школу, чтобы не только узнать о состоянии дел его ребенка, но и проконсультироваться с педагогами и классным руководителем по воспитательным вопросам. Работа с неблагополучными семьями ведется в тесном контакте с органами:
Администрацией сельского совета с.Кандры;
Управлением образования г.Туймазы и Туймазинского района Республики Башкортостан;
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
Служба психологической службы «РАЙДО;
Медико-психолого-педагогический центр -г.Туймазы;
Отдел по делам несовершеннолетних-г.Туймазы;
Органами опеки и попечительства;
Наркологическим диспансером г.Туймазы и Туймазинского района Республики Башкортостан;
Мечеть с.Кандры;
Дом техники с.Кандры;
Центр занятости г.Туймазы и Туймазинского района;
Социально-психологичекой служба Центральной Детской поликлиники г.Туймазы;
При работе с родителями в нашей школе мы используем дифференцированный подход. Это позволяет составить конкретный план работы с семьей.
Организация воспитательной работы с неблагополучными семьями и семьями группы «риска»,эффективны при проведении в учебных заведениях воспитательно-профилактических акций:
«Почтовый ящик»( определение круга вопросов и социальных проблем семей);
«Мозаика добрых дел» (сбор канц. товаров. вещей. и др.) ;
«Гирлянда дружбы»;
«Помоги собраться в школу»;
Акция милосердия;
«Спешите делать добро»;
«Образование всем детям!»
Таким образом, чтобы выработать совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков, необходимо совершенствовать формы работы с родителями учащихся нашей школы, использовать новые технологии. например, проведение родительских собраний с использованием информационно-коммуникационных технологий, в виде тренингов, круглых столов и других форм.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП
В ходе нашего исследования использовали следующие методики: опрос, анкетирование.
Для изучения влияния семьи на воспитание ребенка использовалась методика – опроса Е. Шафер «Поведение родителей и отношение детей к ним», опрошены 40 родителей, учащихся 6-8 классов. (см. приложение №1). Результаты тестирования показали, грубость по отношению к своим детям, родители проявляют к 30.3% учащихся, со стороны родителей нет контроля 27.2%, родители подают отрицательный пример своим детям 33,3%,нет понимания в семье 9,1%. (см. приложение №2).
Таким образом, мы выяснили что у большинства подростков с отклоняющим поведением обстановка в семьях критическая. Здесь неблагополучные отношения между детьми и родителями.
Для изучения у детей оценки взаимоотношений с родителями, на первый вопрос нужно было выбрать один из предложенных ответов, а другой вопрос предполагал дополнение опрашиваемым своего варианта при условии отсутствия соответствующего варианта ответа (см. приложение №3).Нами было разработано следующие критерии:
1-я группа – преобладающая благополучные семьи с хорошими внутрисемейными отношениями, которые каждый третий старшеклассник оценивает даже как «очень хорошие». Это дает основания предполагать, что в этой группе учащихся существуют прочные эмоциональные контакты со старшими. Ребенок чувствует с их стороны понимание и уважение, а значит, авторитет и влияние родителей способствуют его социальной адаптации.
2-ю группу семей можно условно назвать предконфликтной, так как состояние своих отношений с родителями сами учащиеся характеризуют как равнодушные. А, как известно, именно равнодушие, безразличие к интересам ребенка, его отчужденность от родителей и является первой ступенью конфликтам с социальной средой.
3-я группа – конфликтные семьи, в которых отношения детей с родителями напряженные или откровенно конфликтные . Такая семья вряд ли защитит ребенка от жизненных невзгод и неприятностей, которых у него (с учетом специфики школьников возрастной группы 14 – 17 лет) встречается немало.
Таблица№1
№ Взаимоотношения с родителями Процент
11. Очень хорошие 28,1%
22. Хорошие 58,2%
33. Равнодушные 5,7%
44. Напряженные 6,8%
55. Конфликтные 1,4%
Таким образом, полученные данные показали 86,3 % опрошенных благополучные семьи с хорошими внутрисемейными отношениями, 5,7 % характеризуют как равнодушные,8,2 конфликтные семьи, в которых отношения детей с родителями напряженные или откровенно конфликтные
По шкале мотивации напряженных отношений школьников с родителями ,
Мы определили отношение родителей к детям, результаты представлены в таблице №2
Таблица №2
Место Мотивы Процент
1 Тяжелые условия жизни семьи 8,0
2 Обостренные отношения между родителями 5,8
Родители заняты только своей работой и заработками 2,5
5 Родителям нет до меня дела, моя жизнь их не интересует 1,5
6 Родители меня не любят 1,1
Основными причинами напряженных и конфликтных отношений с родителями, как отмечают 8 % учащихся , являются тяжелые условия жизни семьи и возникающие на этой почве обостренные отношения между родителями.
Таким образом, отношение родителей к детям, как правило, влекут за собой отрицательные проявления и способствуют возникновению у ребенка чувства беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения. Известно, что воздействие на старшеклассника осуществляется успешно в нравственно здоровой, сплоченной семье.
С целью выявления уровень образованности родителей и как образовательный уровень родителей влияет на успеваемость и увлечения детей, мы составили вопросы и провели анкетирование (см.приложение №4).
Результаты анализа представлены в таблице №3
Таблица №3
№ Образовательный уровень родителей Результаты
1. высшее образование 14%
2. незаконченное высшее 6 %
3. среднее специальное 34%
4. начально профессиональное 11%
5. среднее 17%
6. основное 16%
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что чем выше авторитет родителей среди своих детей, тем сильнее его воздействие на формирование их социальных установок и жизненных ценностей. С падением авторитета отца или матери усиливается психологическая напряженность в семье, возрастает конфликтность ее членов, растет риск разлада вплоть до распада.
С целью выявления, сколько детей воспитываются в семьях группы «риска», нами были разработаны серия заданий среди 40 учащихся. В ходе нашего исследования к группе риска были отнесены 5 детей (см.приложение №1).
Результаты анализа представлены в таблице №3
Таблица №3
Дети воспитывающиеся в семьях группы риска
№ Имя Возраст Причины
1. Елена С. 1999г. В данной мать Елены является матерью – одиночкой. Воспитанием дочери не занимается
Употребляет спиртные напитки.
2. Вадим И. 1998г. Неблагополучная семья. Мать мальчика и отчим часто употребляют спиртные напитки. Подросток часто подрабатывает на рынке.
3. Света В. 2000г Мать с отцом в разводе, мама часто уходит из дома ,девочку воспитывает бабушка.
4. Настя Б. 2004г. Родители алкоголики, девочка имеет диагноз-легкая шизофрения, дома часто скандалы, драки.
5. Аида Н. 2002г. Мать воспитывает дочь одна. Целый день находится на работе, так как совмещает две работы. Девочка предоставлена сама себе.
И так, опрос родителей и детей позволил сделать вывод, о том, что в семьях взаимоотношения детей и родителей конструктивный характер. Как относятся родители к подросткам, так же и они к ним. Проведенный опрос доказывает, что отрицательный пример родителей влияет на воспитание детей. Вместе с тем можно сказать, что не все дети поддаются отрицательному влиянию родителей, такие дети имеют свои взгляды на жизнь, таких оказалось два человека.
Таким образом, одной из приоритетных направление воспитательной работы в школе является- раннее выявление детей, нуждающихся в индивидуальном социально педагогическом сопровождении.
2.2 ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП
Общеизвестно, что большую часть жизни человек проводит в семье. Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. [4, с.43.]. С целью рассмотрения представления учащихся о соблюдении добрых семейных традиций, мы провели социологический опрос. Составили мини-анкеты со следующими вопросами: «Какие семейные традиции существуют в вашей семье?» Семейные прогулки выходного дня (в парки, на природу, на дачу)ответили 75%, походы в музеи, театры, кинотеатры-88%, совместные игры с детьми (подвижные на природе, собирание пазил, конструирование из ЛЕГО и т.д.). -84% учащихся, составление своей родословной и семейных альбомов-52%, традицией является коллекционирование чего-либо, выбор профессии-35%,все опрошенные ,то есть 100 % ответили, традицией семьи, является ежегодный отдых на море или выезд на дачу, в деревню. (см.приложение5). На следующий вопрос: «Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?» 96 % ответили-да, 3% ответили-не всегда,1% ответили, что в подготовке семейных праздников не участвуют. На вопрос: «Принято ли в семье дарить подарки?» Все ребята ответили, что в семьях принято дарить подарки (см.приложение№5).Таким образом, мы убедились, современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей, что семейные традиции – это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, которые влияют на благоприятную атмосферу в семье, на развитие ребенка
Каждый ребенок должен знать свои права, (см. приложение №6)обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. В ходе исследования с целью изучения правовой осведомленности учащихся было проведено анкетирование и были получены следующие новые теоретические результаты: ребятам было предложено ответить на 5 вопросов анкеты. На первый вопрос, (см.приложение №7), «Какие права имеют дети?», 94% респондентов ответили на жизнь и образование, 89 % на имя и лечение, 80% на отдых. На второй вопрос «Соблюдаются ли права подростка в вашей школе?» ответы были следующими: 97% респондентов ответили да, соблюдаются, 1% ответило нет,1% не знаю,1% затрудняюсь ответить. На третий вопрос анкеты «Откуда в основном вы узнаете о правах и законах?» 82 % опрошенных ответили от учителей и родителей, из Интернета 10 %, от друзей и знакомых 5%, из книг 3 %. На следующий вопрос: « Куда бы вы обратились в случае нарушения ваших прав?», большинство ребят, это 72% считают, что наиболее эффективно с этими проблемами могут справиться правоохранительные органы, поэтому в первую очередь обратились бы именно туда, 8% опрошенных, при нарушении их прав и свобод обратились бы в центр по правам ребенка, в службу социально-психологической помощи населению, 20% позвонили бы на Телефон доверия.
Таким образом, мы убедились, что в основном учащиеся осведомлены знают свои права, но также отметили частичную, недостаточную осведомленность в некоторых вопросах (см.приложение №8), так как мы убедились, что в случае нарушения прав детей, лишь 20%,обратились бы на телефон Доверия. Поэтому с целью предназначения службы Телефон доверия, о его важности и по каким вопросам можно обращаться к специалисту Детского телефона доверия, мы составили опросник, и выяснили, что все 25 учащихся знают, что на телефоне Доверия работают специалисты, 18 учащихся знают по каким вопросам можно обратиться на телефон Доверия, о Международном дне телефона знают 12 опрошенных, о том, что помощь на телефоне Доверия анонимна, знают 19 опрошенных, номер телефона Доверия знают 20 опрошенных.
На основании результатов анкетирования, мы создали информационный блок «Как устроен Телефон доверия?» (см.приложение №8) и думаем, что эта информация пригодиться всем учащимся.
.
2.3 КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП
Положительный результат в воспитательной работе с детьми оказавшихся в социально-опасном положении может быть получен, прежде всего, посредством системы профилактической и коррекционной работы. Патриотическое воспитание и воспитание толерантности осуществляется через изучение традиционной народной культуры, приобщения к опыту народного миропонимания, краеведение, знакомство с разнообразными культурами, расширение и углубление этих знаний [13, с.88.].
Посетив краеведческий музей, мы встретились с руководителем поискового объединения «Народная память о защитниках Отечества им. Султанова Х.А.». Бирюзовым Юрием Леонидовичем, он рассказал нам о том, что Поисковый отряд является ведущим звеном в системе патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Работа в отряде способствует воспитанию у его бойцов уважения к истории Отечества, верности Родине, физическому и нравственному развитию молодежи Туймазинского района. Создан он с целью привлечения молодежи и школьников Туймазинского района к гуманитарной деятельности по увековечению памяти жертв войн и репрессий, к шефской работе с ветеранами войны и тыла, бывшими узниками Гулага; а также допризывная подготовка: воспитание молодёжи в духе патриотизма, любви к своей Родины, к своему Отечеству. Он отметил, что учащиеся нашей школы с большим интересом принимают участие в сборе информации об истории города Туймазы и Туймазинского района (см.приложение №9,10).
Одна из самых главных проблем детей, находящихся в социально-опасном положении, - это наличие большого количества времени, когда они предоставлены сами себе. Основным направлением по ее решению является вовлечение такой категории учеников во внешкольную жизнь. Занятость в кружках, подготовка и проведение различных мероприятий, участие в конкурсах и акциях – все это позволит провести время с пользой, благоприятно скажется на выборе профессии, отразится на эмоциональной сфере личности ребенка. Перед каждым учителем поставлена задача, чтобы он умел во внеурочной работе заинтересовать детей, стремился передать им свой опыт, знания и умения, которые необходимы его воспитанникам в жизни. В школе работает 29 кружков, посещают 866 учащихся (см.приложение №11).
Так как здоровый человек, обладает хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире, каждый год в школе и проводится спартакиада внутри школьная – «Праздник здоровья», либо осенью, либо весной. Проводятся различные конкурсы: сначала выступает начальная школа – у них отдельный день, потом приходит очередь средней школы. Все участвуют, все награждаются. Плюс, ещё школа участвует в районной спартакиаде, где соревнуются сборные команды школ. В прошлом году мы заняли там первое место по общему зачёту, а в этом году пока идём в лидерах. Также организуются различные товарищеские встречи: по футболу, по волейболу и прочим видам спорта.
Основными проблемами в работе с учащимися, находящимися в социально опасном положении, является: нарушения дисциплины, пропуски практических и теоретических занятий; неумение строить свои взаимоотношения с другими учащимися группы. Подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль. Правильная организация работы с родителями – залог успеха работы классного руководителя (см.приложение №12).
Осуществление правовогоконсультирования учащегося и его родителей, взаимодействие с центрами занятости населения по трудоустройству детей, находящихся в социально опасном положении. организация занятости учащегося в системе дополнительного образования и в каникулярное время, основная цель социального педагога.
Семейное благополучие и положение подростка в семье, является очень важным фактором взаимопонимания между самыми близкими людьми — отцом и матерью, и проведенный опрос детей позволил сделать вывод, о том, что в семьях взаимоотношения детей и родителей конструктивный характер.
На основании результатов данного исследования мы доказали, что отрицательный пример родителей влияет на воспитание детей. Если родители пользуются у детей авторитетом, показывают им образцы нравственной культуры и постоянной работы над собой, в таких случаях их слова и дела имеют большой вес и побуждают учащихся к добросовестному выполнению школьных обязанностей. Те же школьники, в семьях которых нет согласия между родителями и царит обстановка недоброжелательности и нервозности, часто приходят в школу с плохим настроением, с трудом сосредоточиваются на восприятии изучаемого материала, не имеют нормальных условий для домашнего учения.
Также нами был отмечен тот факт, что дети сами отмечают свою потребность в правовых знаниях. Тем более что в условиях современного общества они действительно необходимы. При проведении анкетирования, для нас стало очень значимым итогом анкетирования – это вывод о необходимости проведения мероприятий по правовому просвещению, как для детей, так и для взрослых.
Таким образом, в ходе исследования мы доказали, организация воспитательной работы с детьми оказавшихся в социально-опасном положении находящихся в условиях МБОУ СОШ №2 им.А.Мирзагитова с.Кандры, предусматривает комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школ, а также по месту жительства обучающихся, который ведёт к развитию и саморазвитию личности, формированию познавательного, нравственного, коммуникативного потенциала личности, активной жизненной позиции и ответственного поведения, морально-нравственных и гражданско-патриотическихкачеств у учащихся, повышение уровня культуры, привлечение внимания родителей к личности ребенка, к гармоничным семейнымотношениям.
.
Заключение
В данной работе проведен теоретический анализ по проблеме неблагополучной семьи, как фактора риска для развития ребенка. Проанализировано современное состояние проблемы неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе.
Изучены особенности социализации детей из неблагополучных семей, мы вывялили, что дети строят свои дальнейшие жизненные планы, основываясь на модели собственной семьи и это порождает увеличение неблагополучных семей. Выявив виды дезадаптации ребенка из неблагополучной семьи, мы пришли к выводу, что причины не в структуре семьи, а в неправильном стиле семейного воспитания и нарушении типа родительско – детских отношений.
Положительный результат в воспитательной работе с неблагополучными семьями и семьями группы «риска» может быть получен, прежде всего, посредством системы профилактической и коррекционной работы.
Основным результатом анализа эмпирического материала является фактор подтверждающий гипотезу, что деструктивная семья являются причиной возникновения подтверждающий гипотезу, что деструктивные семьи являются причиной возникновения подростковой безнадзорности.
В результате исследования цель достигнута ,задачи решены, гипотеза подтверждена.На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. В такой семье уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи - воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности.
Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Создаваемая в школе система работы обеспечивает условия по реализации целей деятельности школы и позволяет решать задачи, поставленные перед педагогическим коллективом.
В результате исследования, мы убедились, современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей, что семейные традиции – это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, которые влияют на благоприятную атмосферу в семье, на развитие ребенка.
Таким образом, в ходе исследования мы доказали, организация воспитательной работы с детьми оказавшихся в социально-опасном положении находящихся в условиях МБОУ СОШ №2 им.А.Мирзагитова с.Кандры, предусматривает комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школ, а также по месту жительства обучающихся, который ведёт к развитию и саморазвитию личности, формированию познавательного, нравственного, коммуникативного потенциала личности, активной жизненной позиции и ответственного поведения, морально-нравственных и гражданско-патриотическихкачеств у учащихся, повышение уровня культуры, привлечение внимания родителей к личности ребенка, к гармоничным семейнымотношениям.
Мы полагаем, что данную работу, можно рассматривать качестве организации профилактической работы, педагогического и психологического просвещения, личностногоразвитияподростков.
Литература
Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. - Ярославль: Яросл. гос. пед. ин-т им. К. Д. Ушинского, 1991. – 111с.
Быкова В. Г. Проблемы детского и семейного неблагополучия // Классный руководитель. - 2011. - N 4. - С. 3-4.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Академия, 2002.-55с.
Гулидов П. В. Взаимодействие школы с семьями, находящимися в социально опасном положении // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2008. - N 10. - С. 40-45.
Дружинина Н. Педагогическая поддержка подростков из неполных семей // Социальная педагогика. - 2007. - N1. - С. 45-50.
Изучение личности школьника учителем / Под. ред. 3. И. Васильевой и др. - М.:, «Питер» 1991. – 160с.
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М.: НМЦ ПО, 1991.-24с.
Лихачев Б. Т. Педагогика. - М.: УРАО,1998. – 464 с.
Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. - Л.: ЭКСМО-Пресс, 1991. – 55с.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000.-13с.
Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н. Б. Щуркова, В. Н. Шнырева. - М.: «Просвещение» , 1991. -55с.
Педагогическая диагностика в школе / Под. ред. А. И. Кочетова. - Мн.: ВЛАДОС-ПРЕСС,1987. – 384.
Розенберг М. Физкультура и здоровье. - М.: КРИПКиПРО, 1981. – 134с
14.Сластенин В.,Исаев И., Учебник пособие для студентов педагогических учебных заведений М.: Педагогика, 1989. -114с.
Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. – Псков: ЦСПО РСФСР, 1998 г. – 115с.
Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. – М.: МГУ, 2001. – 184с.
Столетова В.Н. Диалоги о воспитании. М.: Педагогика, 1982.-41с
Угольникова Е.Ю. Качество, эффективность, результат воспитательного процесса. Практическое пособие.4-ое изд.,дополн.-М.:ЦГЛ,2002.-16с.
Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. -М.: Просвещение, 1998. – 207с.
Шилова М. И. Учителю о воспитании школьников. - М.:, «Феникс», 1990. -133с.
17.Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М.: Академический проект, 2008.-
28с.
.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение№1
«Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях)
Мой отец (моя мать)
Очень часто улыбается мне
Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет
Не хватает терпеливости в отношении ко мне
Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться
Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает
Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться
Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять
Постоянно на меня кому-то жалуется
Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо
За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает
Очень любит делать что-нибудь вместе
Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу
Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал
Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него разрешения
В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел
Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня
Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я , должен быть наказан
Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу
Если б я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер
Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда – нет
Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения
Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано
Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен
Практически позволяет мне делать все, что мне нравится
Меняет свои решения так, как ему будет удобно
Часто хвалит меня за что-либо
Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь
Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился
Позволяет мне самому выбирать дело по душе
Иногда очень легко меня прощает, а иногда
Старается открыто доказать, что любит меня
Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе
Когда я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом
Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»
Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее
Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу
Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею
Когда его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну
Всегда легко меня прощает
Приложение №2
Выявление отрицательного примера родителей к детям
Приложение №3
Диагностика оценки учащимися
старших классов своих взаимоотношений с родителями
1. Как бы ты оценил отношения, сложившиеся у тебя с родителями? (отметь одну позицию):
– очень хорошие;
– хорошие;
– равнодушные;
– напряженные;
– конфликтные.
2. Если считаешь отношения напряженными или конфликтными, то чем это объясняешь? (можно отметить несколько позиций):
– родителям нет до меня дела, моя жизнь их не интересует;
– родители заняты только своей работой и заработками;
– тяжелыми условиями жизни семьи;
– обостренными отношениями между родителями;
– родители меня не любят;
– разводом родителей;
– если другие причины – допиши.
Приложение №4
Образовательный уровень родителей
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Знание обучающихся о телефоне Доверия
№ Вопросы Количество опрошенных
1. Какие специалисты работают на телефоне Доверия 25
2. Вопросы по которым можно обращаться на телефон
Доверия 18
3. Анонимность обращения на телефон Доверия 19
4. Международный день телефона Доверия 12
5. Номер телефона Доверия 20
Приложение №8
Информация о едином общероссийском детском телефоне доверия
Телефон доверия – это не только доступный вид психологической помощи детям и подросткам, но и путь восстановления личности через восстановление доверия.8-800-2000-122. 8-800-7000-183 – республиканский многоканальный номер детского доверия.
При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители могут получить экстренную психологическую помощь.
Квалифицированные специалисты готовы помочь в разрешении трудностей, возникающих в школе, на улице и дома. Психологи проконсультируют по вопросам детско-родительских и детско-детских отношений, межличностных конфликтов и другим проблемам.
Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы Детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.
Приложение №9
Встреча с руководителем поискового объединения «Народная память о защитниках Отечества им. Султанова Х.А.». Бирюзовым Юрием Леонидовичем
Поисковое
объединение «Народная память о защитниках Отечества им. Султанова Х.А.»
Приложение №11
Классный час в 9а классе: «А вы, после 22 часов дома?»
Классный час в 7б классе: «Мы за здоровый образ жизни!»
Приложение №12
Детский лагерь «Ватан» на берегу озера Кандры-Куль
Приложение №13
Команда КВН «Без тормозов»
Спортивные соревнования»Папа,мама,я-спортивная семья»
Приложение№14
Примерная тематика бесед, консультаций, занятий
с родителями
1. «Нравственная культура семьи. В чем она заключается?»
2. «Друзья моего ребенка. Что я о них знаю?»
3. «Речевая культура семьи. Ее слагаемые».
4. «Культурные традиции и обычаи семьи».
5. «Как уберечь своего ребенка от насилия других и предупредить его
стремление проявлять насилие по отношению к людям».
6. «О досуге детей разного возраста».
7. «Как уберечь ребенка от вредных привычек и научить говорить «нет».
8. «Трудный подросток. Какой он?»
9. «О культуре чувств».
10. «О взаимоотношениях поколений в семье».
11. «О цинизме и лжи».
12. «О свободе и ответственности».
13. «Деньги и их роль в жизни подростка».
14. «Права и обязанности ребенка в семье».
15. «Портрет выпускника современной школы - социальный заказ
общества».
16. «Права и обязанности родителей».
17. «Права и обязанности несовершеннолетних».
18. «О молодежных организациях, сектах и не только».
19. «Как избежать проблем подросткам в общении с законом».
20. «Компьютер, телевизор - друзья или враги».
21. «Традиции национального и интернационального воспитания ребенка в
семье».
22. «Секс и молодежь».
23. «Вандализм. Кто виноват?»
24. «Об одиночестве в семье».
25. «Телефон в жизни вашего ребенка».
26. «Роль отца в воспитании ребенка».
27. «Если подросток употребляет спиртное». (Консультация).
28. «Если ребенку учиться не интересно», (консультация).
29. «Кем быть?» (Консультация).
30. «Если ребенок неуправляем». (Консультация).
31. «Мы не находим взаимопонимания». (Консультация).
32. «Как развить работоспособность и преодолеть лень?»
33. «О грубости и хамстве в общении».
34. «Наказания в семье».
35. «Стили воспитания» (тестирование, рекомендации).
Приложение№15
Памятка родителям
«О культуре речи ребенка»
1. Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства еще более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Тогда о достижениях своего сына или дочки в этой области вы будете узнавать от учителей.
2. Объясняйте детям, что люди используют ругательства лишь, в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
3. Следите за собственной речью.
4. Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Лучше все же сохранять спокойствие при обсуждении подобных проблем. Можно честно сказать, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить.
5. Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.
6. Если ребенок поймал на «нехорошем» слове вас, извинитесь перед ним, скажите, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.
7. Не стоит поступать, как Волька из известной сказки Л.Лагина «Старик Хоттабыч» (он в сердцах обозвал Хоттабыча «балдой», а на его вопрос, что это значит, объяснил: «Балда – это что-то вроде мудреца», и был очень смущен, когда Хоттабыч публично обратился к нему со словами: «О, превосходнейший в мире балда!»). Иногда родители ведут себя также, придумывая «культурные» объяснения для ругательств или говоря ребенку, что они его так похвалили. В таком случае он будет употреблять это слово в своей речи и поставит вас в неловкое положение.
8. Родителям не стоит пугаться бранных слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование, мол «место есть, а слова нет». Это посеет недоверие к вам со стороны ребенка. Лучше просто дать понять: «Я знаю о существовании и значении этих слов, но они мне не нравятся».
9. Ребенку нужно разъяснить, что хотя ругань и является неотъемлемой частью нашего языка, речи, не стоит навязывать ее окружающим, она оскорбляет и унижает и того, кто произносит такие слова, и того, к кому они обращены.