Сценарий Путешествие в страну доброты и вежливости
Технологическая карта внеклассного занятия
«Путешествие в страну доброты и вежливости».
Автор: Сидорова Наталья Александровна учитель начальных классов МБОУ Рожковская СОШ.
Предмет: Социокультурные истоки
Класс: 1класс, подготовительная группа детского сада
Тема
Путешествие в страну доброты и вежливости
Тип занятия
Проектное мероприятие
Задачи
Начальная школа
1.Образовательные: определить значение слова "доброта"; расширить знания школьников о вежливых словах и их применении в жизненных ситуациях; 2.Развивающие: развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, умение работать в группе на компьютере; 3.Воспитывающие: воспитать доброту и уважение к окружающим; способность совершать добрые дела на благо людям.
Формирование УУД:
Личностные УУД - умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения; способность совершать добрые дела на благо людям.
Регулятивные УУД - умение определять и формулировать тему занятия с помощью учителя; работать по предложенному учителем плану; ориентироваться в словаре; делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Познавательные УУД - умение перерабатывать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; определять значение слов, готовить сообщения, работать на компьютере.
Коммуникативные УУД - умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; умение работать в паре, договариваться, общаться.
Планируемый результат
Предметные:
Знать значение слова «доброта», вежливые слова
Уметь оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм; совершать добрые дела на благо людям. (Личностные УУД).
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по предложенному учителем плану, ориентироваться в словаре; делать выводы в результате совместной работы всего класса. (Регулятивные УУД).
Уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, определять значение слов, готовить сообщения, работать на компьютере (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, договариваться, общаться (Коммуникативные УУД).
Основные понятия
Доброта, вежливость, добрый человек
Межпредметные связи
Социокультурные истоки, литературное чтение, технология, музыка
Ресурсы:
- основные
дополнительные
Толковый словарь, электронная презентация к уроку, мультфильм «День рождения кота Леопольда» с аудиозаписью песни, нетрадиционное оборудование (солнышко, волшебная палочка, дорожка пословиц, зонтик, цветы), рисунок куклы, мультимедийная установка, ноутбуки, яблоко, мяч, зимняя одежда, рисунки и фотографии добрых дел детей, картинки для аппликации, клей, запись «Плеск волн», песня «Дорогою добра» с презентацией
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах
Применяемые технологии
Технология сотрудничества, здоровьесберегающая, ИКТ, проектная технология
Ход занятия
Хронометраж
Введение в тему
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день. Скажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение? Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями. Все друг другу улыбнитесь, поцелуй волшебный всем пошлите. Надеюсь, что ваше хорошее настроение передалось и нашим гостям.
- А сейчас посмотрите фрагмент мультфильма («Просто так»)
-Кто знает, как называется этот м/ф? Какой был ослик в начале? Каким он стал потом? Почему? Какой поступок совершил мальчик?
-Как вы думаете, о чем мы сейчас будем говорить? (О доброте)
- Мы с вами заканчиваем работу над проектом «Дорогою добра» и сегодня посмотрим, умеете ли вы быть добрыми и вежливыми.
2 мин.
Ресурсный круг (Включаю тихую спокойную музыку)
- Ребята, встаньте в круг, вытяните правую руку вперед ладонью вверх, закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно представьте картину. В моих руках ларец. В нем находятся волшебные зернышки добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало. А теперь осторожно сомкните кулачки и поднесите кулачки к сердцу. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастает в ваших душах и сердцах. Не забывайте - оно прорастет только тогда, когда вы будете совершать добрые дела.
-Ребята, а теперь откройте глаза. Подумайте и скажите: что вы видите, когда говорим слова ДОБРОТА, ДОБРО?
-Я вижу улыбки милых людей, а вы?
-Слышу я лёгкий ветерок, а вы, что слышите?
-Я чувствую тёплые лучики солнца, а вы?
-Да, ребята, доброта проявляется в доброжелательных лицах; улыбках; она чувствуется в нежном пожатии руки; красоте родной природы.
4 мин.
Словарная работа
- Ребята, давайте прочитаем значение слова «доброта» в толковом словаре.
-У слова «доброта» есть много схожих слов:
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
-А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
-А что, значит, быть добрым? Добрый человек – это тот, кто (любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь, любит природу и бережет ее, вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим, всегда доброжелателен к людям, совершает хорошие дела и поступки)
3 мин.
Постановка проблемы, планирование действий
– Внимание! Поступил сигнал: пришло письмо, жители Страны Добра просят о чём-то. (Зачитывается письмо.)
"Ребята! У нас беда! В стране Доброты захватила власть страшная царица Злобуля. Она замуровала в стенку все добрые слова. Сделала своими приближёнными: Жадность Зависть Грубость. Теперь у нас хмуро даже днём: дерутся, обижают все друг друга. Помогите нам исправить положение, чтобы все снова стали добрыми, вежливыми, заботливыми".
-Ребята, что будем делать? А что нам нужно, чтобы оказать эту помощь? (быть добрыми, вежливыми, сообразительными; знать, как туда добраться)
– Жители страны Доброты прислали нам карту путешествия! Мы отправимся на корабле в морское путешествие в страну Добра. Давайте прочитаем, какие необычные остановки ждут нас. На нашем корабле будет две команды «Друзья» и «Улыбка». Командам подняться на корабль по трапу. (пластиковые ведёрки)
3 мин.
Решение проблемы
«Внимание! Внимание! Корабль в страну Доброты отплывает от пристани. Путешественники готовы? Тогда в путь! (Гудок, плеск волн)
- Посмотрите, вдали видна Добрая земля. Она вся покрыта туманом. Подплываем ближе. И первая наша остановка в стране Добра - Город Вежливости.
-Как вы думаете, что такое вежливость?
-Это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Вежливый человек знает много волшебных слов. Доброта и вежливость неразделимы.
-Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги с грустным лицом и загнутыми краями).
Посмотрите на куклу, как она себя чувствует? Её очень обидели, назвали много грубых слов. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать шрамы от грубых слов. (Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше? Почему?
-Как вы уже поняли первый шаг к доброте – это доброе слово. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Эти слова еще называют «волшебными словами».
- Давайте поиграем в игру: Я буду читать вам рассказ, а вы, все вместе хором должны вставить правильное “волшебное” слово. Задание понятно? Тогда начинаем. Будьте внимательны.
Мальчик Дима зашел в автобус и сказал (здравствуйте), он сел у окна и стал рассматривать улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Дима встал и сказал: “Садитесь...” (Пожалуйста). Женщина поблагодарила Диму. Она сказала: “...” (Спасибо). Вдруг автобус затормозил, все пассажиры наклонились вперед, Дима чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину, но тут же сказал: “....” (Извините, пожалуйста).
-Можно ли прожить без вежливых слов? Почему? (нельзя прожить: они дарят хорошее настроение, на душе от них становиться тепло и радостно)
-Отправляемся на следующую остановку! (Гора Народная Мудрость)
-А пока мы в пути, давайте поиграем в игру «Ручеек» и во время игры будем говорить друг другу комплименты, доброжелательные слова. (дети встают в круг, я говорю: « Какой ты сегодня красивый!» дальше ребенок говорит др.) (тихая веселая музыка, передаём друг другу вязаную мягкую игрушку «солнышко») -Ребята вам приятно было слышать о себе хорошие слова? На сердце становится тепло, легко и приятно.
- Мы пришли к горе «Народная мудрость» В народе всегда к доброте относились по-особому. Как это здорово, что в честь добрых людей и доброты народ сочинял пословицы.
Работа в парах (ученики) + дорожка пословиц (дошкольники)
Выполнить тест: началу пословицы подобрать продолжение.
Доброе слово и кошке приятно.
Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
Доброе слово лечит, а злое калечит. На добрый привет добрый ответ.
Дети идут по дорожке с препятствиями, называя пословицу.
Проверка, объяснение смысла пословиц.
- Чему же нас учат пословицы? (Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.)
- Молодцы ребята вы хорошо справились с этим заданием.
И опять в путь на следующую остановку! (Долина добрых поступков)
«Зонтик со снежинками» - дыхательное упражнение
-В пути нас застал снегопад. Мы с вами, как ветер, понесём снежинки дальше, чтобы они не мешали нам в пути.
-Мы с вами пришли в Долину добрых поступков.
-Ребята, в жизни мы совершаем разные поступки хорошие и не очень. Сейчас мы с вами разыграем сценки из своей жизни и подумаем, как нужно поступать в этой ситуации.
Итак сценка первая: Д/с
Один ест яблоко, а другой смотрит. Вкусно? Вот если бы у меня было яблоко,
то я бы тебя угостил.
Как жаль, что у тебя нет яблока.
Ребята, как вы думаете, правильно поступил мальчик с яблоком? Почему?
Как бы ты поступил на его месте?
Сценка вторая: Нач кл
Зима. Холодно.
Девочка потеряла рукавички, у нее замерзли руки.
Подошел мальчик и протянул ей свои варежки.
Какой поступок совершил мальчик?
Как бы ты поступил на его месте?
Давайте теперь посмотрим какие добрые дела вы делаете
(Показ фотографий и рисунков добрых дел детей)
-Молодцы, ребята. Много добрых дел вы сделали. Надеюсь, что и впредь вы будете помогать людям, ухаживать за животными и растениями.
-Ребята, от ваших добрых дел туман над Доброй землёй рассеялся и ярко засияло солнце.
-А чего здесь не хватает?
-Конечно, на Доброй земле должны петь птицы, расти деревья, цветы, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми, то все погибнут. Давайте сделаем красивой страну добра.
(Раздаю детям картинки: приклеить солнышко, деревья, добрых людей, птиц коллективно. Школьники создают анимацию на компьютере в парах)
-Посмотрите, какая красивая получилась добрая страна! А получилась она такая потому, что вы всё делали с добротой.
-Ребята, мы помогли жителям страны Доброты? Они вам очень благодарны и говорят большое спасибо.
-Давайте для них прочитаем свои стихи.
Чтение 2 стихов собственного сочинения детьми.
4 мин.
3 мин.
5 мин.
2 мин.
7 мин.
мин.
Рефлексия.
-В заключение нашего путешествия скажите, где мы сегодня побывали? Продолжите предложения на слайде.
-Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и всегда в своей жизни шли только дорогою добра.
(Исполнение с движениями в круге песни «Дорогою добра» с видео.)
-А сейчас подарите гостям частичку своей доброты.
2 мин.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15