Методические рекомендации по формированию учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной программе


Методические рекомендации
по формированию и оформлению учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Аннотация
Методические рекомендации содержат общие требования по формированию учебно-методического комплекса (УМК). В рекомендациях представлена структура, содержание, этапы разработки УМК, а также даны практические советы по его оформлению.
Рекомендации предназначены педагогическим работникам, проектирующим и реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, и носят рекомендательный характер.
Составитель: Головачева О.В., методист отдела аналитико-мониторинговой деятельности КГБОУ ДО «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества»
Содержание
Введение 4
Понятие учебно-методического комплекса 6
Структура УМК 6
Содержание УМК 7
Принципы проектирования УМК 11
Функции УМК 12
Этапы проектирования УМК 13
Требования к созданию УМК 14
Заключение 16
Список литературы 17
Приложения Введение
В настоящее время в условиях модернизации и повышения качества системы образования в целом происходит развитие и совершенствование всех его составных частей. В этих условиях и сфера дополнительного образования неизбежно должна качественно и содержательно изменяться, быть мобильной, отвечать запросам детей и их родителей, образования и общества. Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Сегодня при активном насыщении рынка образовательных услуг большим количеством дополнительных общеобразовательных программ, разнообразных по направленности, виду деятельности, уровню освоения, существенно возрастает роль качественного методического обеспечения их реализации. С этой целью разрабатываются нормативные документы разных уровней по активному развитию, переосмыслению и обновлению принципов и подходов к организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Разработка программно-методического обеспечения образовательных организаций ДОД является важным направлением в реализации идеи управления качеством образования. Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе ДОД может стать создание набора программно-методических материалов, который и может быть представлен в виде учебно-методического комплекса.
Создание УМК педагогом дополнительного образования является актуальным и перспективным средством повышения качества дополнительного образования. Именно в УМК каждый педагог может разработать технологию определения результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Акцентирование внимания на методической составляющей профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы, прежде всего, полезно самим педагогам, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим.
В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и профессиональному росту.
Актуальность разработки методических рекомендаций по формированию УМК заключается в анализе, систематизации, возможности практического применения и передаче педагогическим работникам информации о структуре, содержании и этапах создания учебно-методического комплекса.
Целью создания настоящих методических рекомендаций является выработка системного подхода к созданию учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Понятие учебно-методического комплекса
Учебно-методический комплекс является информационной моделью определенной педагогической системы, где отражены стороны реального образовательного процесса. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса. УМК должен учитывать все достижения современной педагогической науки и призван обеспечить повышение эффективности работы учащихся и педагогов за счет предоставления и реализации широкого спектра возможностей (информационных, обучающих, развивающих, воспитательных, координирующих, систематизирующих, стимулирующих и др.).
Учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с учебным планом.
Целью учебно-методического комплекса является обеспечение успешного освоения программы учащимися, оказание им педагогической помощи и поддержки в познавательной, творческой, исследовательской и коммуникативной деятельности. Документы и материалы, входящие в УМК, характеризуют методическое обоснование образовательного процесса по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (ДООП), а также конкретные, апробированные приемы, методы, технологии его организации.
УМК разрабатывается педагогом дополнительного образования (тренером-преподавателем) к дополнительной общеобразовательной программе. Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки учащихся и их образовательных потребностей.
Структура УМК
Структура УМК предполагает совокупность дидактических единиц, отражающих логически законченный объем образовательного материала.
В самом общем виде учебно-методический комплекс ДООП может быть представлен следующими компонентами:
Пояснительная записка к УМК;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
Рабочая программа;
Индивидуальный учебный план учащегося (при наличии);
Учебно-методический компонент для педагога и учащихся;
Воспитательный компонент;
Компонент результативности.
3. Содержание УМК:
1.Пояснительная записка.
В пояснительной записке указывается актуальность данного УМК, его концептуальные основы, перечень представленных в УМК материалов (информационная карта УМК – Приложение 2), информации о возможных сферах применения УМК и его потенциальных пользователях).
2.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
Ключевым документом, на основе которого разрабатывается УМК, является дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. ДООП является основным документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях. Дополнительная образовательная программа оформляется в соответствии с федеральными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования.
3.Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, содержание и порядок реализации дополнительных общеобразовательных программ. Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования на текущий учебный год в соответствии с реализуемой им дополнительной общеобразовательной программой.
4.Индивидуальный учебный план (ИУП) проектируется в соответствии с требованиями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, реализуемой педагогом. ИУП является приложением к основной утверждённой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Индивидуальный учебный план составляется при необходимости и не является обязательным элементом в структуре УМК.
5.Учебно-методический компонент для педагога и учащихся. Это могут быть:
Методические материалы по организации образовательной деятельности.
Методические разработки отдельных тем и занятий.
Учебные пособия – материалы, обеспечивающие реализацию содержания ДООП. К ним относятся:
справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);художественная литература;
научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);
периодические издания;
видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);
электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.);
Содержание учебного пособия может быть:
в целом по ДООП;
по отдельным разделам;
по отдельным темам ДООП.
Методические рекомендации:
по формированию учебной мотивации у учащихся (использование игровых технологий, наличие традиций, атрибутики, системы поощрения и др.);
по организации работы с учащимися, имеющими способности к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
по проведению мониторинга удовлетворенности родителей и учащихся организацией образовательного процесса;
по эффективному использованию имеющейся в наличии материально-технической базы.
Наличие блока (модуля) для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (одарённые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным поведением и др.).
Дидактические материалы должны соответствовать содержанию ДОП, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактический материал может быть представлен в следующем виде:
раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.).6.Воспитательный компонент ДООП может включать:
- сценарии праздников,
- летопись объединения,
- информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи и т.п.),
- творческие отчеты,
- фотоальбомы,
- видеоматериалы,
- информация о работе объединения в сети Интернет,
- материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, и т.п.),
- памятки и т.п.
7.Компонент результативности включает в себя:
I. Наличие диагностического материала и критериев контроля за результатами освоения учащимися ДООП:
Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.
Планируемые результаты формулируются с учетом цели и содержания ДООП и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы:
Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций.
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование.
Оценка образовательных результатов учащихся по ДООП должна носить вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности.
В педагогической практике диагностика достижений предметных результатов, как правило, не вызывает затруднений у педагогов, так как эти результаты представляют собой специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета или предмета деятельности. Прогнозируемые результаты могут быть стандартизированы и подвергнуты изменениям.
Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов проводится в форме промежуточной и итоговой аттестации. Федеральным законом «Об образовании» № 273-ФЗ не предусматривается проведение итоговой аттестации по ДООП, но и не запрещается ее проведение с целью установления:
-соответствия результатов освоения ДООП заявленным целям и планируемым результатам обучения;
-соответствия процесса организации и осуществления ДООП установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.
Аттестация (промежуточная и итоговая) по ДООП может проводиться в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программы, и в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.
Диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся вызывает у педагогов наибольшие затруднения, так как в их основе лежит не стандарт, а социальный заказ. В данных методических рекомендациях в помощь педагогам, работающим в системе дополнительного образования, предлагаются диагностические методики, которые достаточно просты и могут быть использованы в практической деятельности (Приложение 4, 5, 6). Однако педагоги, имеющие богатый опыт работы в системе дополнительного образования детей, могут самостоятельно разрабатывать методики определения уровня развития учащихся по дополнительной общеобразовательной программе.
II. Наличие способов отслеживания динамики развития учащихся (рейтинговая система оценивания достижений, портфолио, зачётные книжки и др.).
Одним из самых востребованных способов является портфель достижений, с помощью которого можно проследить динамику личностного развития учащихся. Метод «Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания, но и представляет технологию работы учащихся, которая позволяет решить ряд педагогических задач:
-способствует формированию культуры мышления учащихся, развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности (умение планировать, организовывать, анализировать собственную деятельность);
-развивает такие качества учащихся как ответственность, активность, самостоятельность и самоконтроль.
4. Принципы проектирования УМК
Проектирование – сложный и длительный творческий процесс, интегрирующий в единое целое:
прогнозирование желаемых результатов на основе проблемного анализа;
воплощение на практике задуманного с последующей корректировкой целей и задач, сравнением реальных и предполагаемых результатов. Итогом становится авторская (на уровне конкретного педагога или учреждения) педагогическая модель или система, обязательным признаком которой является новизна.
Педагогическая сущность проектирования УМК основывается на соответствующих принципах:
-принцип целенаправленного и оптимального отбора содержания учебного материала;
-принцип междисциплинарности — работа по формированию содержания должна иметь комплексный характер, охватывая все взаимосвязи конкретной дополнительной общеобразовательной программы с предметами соответствующей образовательной области;
-принцип научной актуальности - содержание ведущих тем должно в максимально возможной мере отвечать современным достижениям соответствующих областей науки;
-принцип приоритета прикладных задач - на занятиях, проводимых с целью овладения учащимися практическими навыками, в первую очередь должны привлекаться для решения прикладные задачи.
5. Функции УМК
УМК выполняет 3 основные функции:
Обучающая функция – обеспечение целей и задач освоения содержания образования.
Развивающая функция – обеспечение возможности использования материалов в целях развития личностных качеств, например восприятия и мышления, воображения и памяти, физического развития и т.п.
Воспитательная функция – обеспечение ориентации содержания учебных материалов на освоение общечеловеческих ценностей (любовь, свобода, красота и другие) в русле отечественных культурных традиций.
Вышеперечисленные функции включают в себя:
-информационную - обеспечение системного представления о явлениях, предметах, событиях в науке, искусстве, производстве, спорте и т.п. в целях достижения образовательного эффекта;
-интегрирующую - обеспечение представлений учащихся о дополнительных источниках информации по рассматриваемым проблемам;
-координирующую - обеспечение согласования действий учащегося в использовании других учебных средств: энциклопедических словарей и справочников, аннотированных указателей литературы, атласов, альбомов, популярных периодических изданий, натуральных объектов, средств компьютерной поддержки и др.;
-трансформационную - связанную с преобразованием содержания с учетом возрастных, социальных, национальных особенностей учащихся;
- систематизирующую - обеспечение логической и дидактической последовательности подачи учебного материала;
-функцию рационализации, обеспечивающую сокращение затрат ресурсов и времени учащихся и педагогов при высоком качестве результатов образования;
-функцию стимулирования познавательной деятельности учащихся за счет занимательности и проблемной подачи учебного материала;
-функцию управления развитием образовательного процесса за счет дозированной и последовательной организации подачи учебного материала;
-функцию закрепления и самоконтроля результатов деятельности учащихся за счет постановки заданий и контрольных вопросов.
6. Этапы проектирования УМК
Начиная работу по созданию учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной программе, педагогу необходимо знать все этапы его разработки.
В данных методических рекомендациях этапы могут быть представлены в следующем пошаговом алгоритме:
Разработка дополнительной общеобразовательной программы.
Определение цели и задач разработки учебно-методического комплекса.
Подбор и анализ информационного и методического материала:
- методического;
- литературного;
- наглядного;
- электронные образовательные ресурсы.
Отбор материала.
Систематизация материала в соответствии с учебно-методическим планом и формами проведения занятий.
Создание тематических папок (печатных и электронных).
Систематизация учебно-методического комплекса.
Внедрение учебно-методического комплекса в практику.
Анализ учебно-методического комплекса:
- обобщение и создание авторских разработок;
- корректировка учебно-методического комплекса.
представление материалов УМК на методических объединениях, выступление на семинарах-практикумах, презентациях педагогического опыта, конференциях, публикации через издательства и интернет-сайты, участие в методических выставках и профессиональных конкурсах разного уровня.
Поскольку разработка учебно-методического комплекса является творческим процессом, каждый педагог вправе сам определять этапы разработки УМК в зависимости от опыта работы, профессиональных знаний и умений.
7. Требования к созданию УМК
Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:
предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной общеобразовательной программы;
предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
обеспечивать межпредметные связи;
обеспечивать простоту использования для педагогов и учащихся.
В заключение можно обозначить ряд объективных факторов, определяющих достоинства учебно-методического комплекса («плюсов» УМК), позволяющих педагогу дополнительного образования более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности.
Первый «плюс» - УМК позволяет идти в ногу со временем. Использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий.
Второй «плюс» - УМК является важным средством более совершенной организации педагогического труда. УМК как органическая часть деятельности педагога позволяет ему осуществлять свою деятельность в системе, чувствуя слагаемые этой деятельности и направляя их в органически единый процесс развития личности ребенка. При этом УМК обладает большими позитивными возможностями и резервами, обеспечивающими сокращение затрат ресурсов и времени учащихся и педагога при высоком качестве образовательных результатов.
Третий «плюс» - УМК позволяет педагогу принципиальным образом повысить свое мастерство. Мобилизуя имеющиеся знания и опыт на решение тех или иных педагогических задач, осуществляя в ходе работы над УМК анализ и самоанализ педагогической деятельности, педагог принципиальным образом повышает свою профессиональную компетентность.
Четвертый «плюс» - УМК способствует творческой самореализации педагога. В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и осознанному профессиональному развитию.
Пятый «плюс» - создание благоприятных условий для самореализации учащихся на занятиях, стимулирование индивидуального выбора. Включение в УМК системы разноуровневых заданий, учитывающих наличие у обучающихся разных темпераментов, типов мышления, видов памяти, позволяет идти в обучении от возможностей и потребностей ребенка, содействуя тем самым интеллектуальному и личностному развитию каждого учащегося.
Шестой «плюс»- обеспечение интенсивности освоения детьми различных видов деятельности. Внедрение в образовательный процесс УМК является условием многогранной деятельности учащихся в избранном ими направлении. Приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность (коммуникативную, игровую, познавательную, учебно-исследовательскую и др.), педагог дополнительного образования обеспечивает ему условия реализации собственных интересов и развития его индивидуальных способностей. Подбор педагогом вариативных материалов по уровням и темпам их освоения позволяет всем участникам образовательного процесса заниматься выбранным делом в удовольствие и с максимальной пользой для себя.
Заключение
Использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий. УМК является важным средством более совершенной организации педагогического труда.
Мобилизуя имеющиеся знания и опыт работы на решение тех или иных педагогических задач, осуществляя в ходе работы над УМК анализ и самоанализ педагогической деятельности, педагог принципиальным образом повышает свою профессиональную компетентность.
Несомненно, создание учебно-методического комплекса требует значительных временных затрат со стороны педагога, но его использование повлечет за собой осознанное профессиональное развитие, получение большего удовлетворения от работы.
Таким образом, творческий процесс работы над УМК, в котором функциональная роль каждого из составляющих его компонентов может меняться под воздействием многих факторов, можно рассматривать как средство повышения качества дополнительного образования.
Список литературы:
1.Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.
3.Будаева Н.А. Учебно-методический комплекс в системе дополнительного образования. Методическое пособие. - Издательство МОУ ДОД ДЮЦ УКМО 2015.
4. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке и оформлению ДООП.– Москва, 2015.
5.Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 272 с.
6.Горский В.А. Учебно-методический комплект как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей, его функции и основные этапы разработки //Дополнительное образование. – 2009. – № 1. – С. 29-33.
7.Добрецова Н.В., Инц И.Г.: Учебно-методический комплекс – необходимая часть профессиональной деятельности педагога: учебно-методическое пособие: ГОУ “Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных” РГПУ им. А.И. Герцена кафедра педагогики: г. Санкт-Петербург, 2004.
8.Скуратовская Н.А. Учебно-методический комплекс как средство повышения качества дополнительного образования // Современная педагогика. – 2014. - № 12 (электронный ресурс http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3018).
9.Филатова М.Н. Индивидуализация и персонификация – актуальные проблемы современного образования. Научно-методический сборник «Библиотечка». – 2016. - № 1. – С. 44-80.
10.Филиппова Н. В. Оценка результативности дополнительной общеобразовательной программы (на примере работы студии «Молодежная мода» МОУ ДОД «Автограф» г.Нерехта Костромской области) // Молодой ученый. — 2012. — №5.
Приложение 1
Образец титульного листа УМК к ДООП
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества»
____________________________________________________
(структурное подразделение)
Учебно-методической комплекс
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе__________________________
(название ДООП)
Направленность ДООП _________________________
Возраст учащихся по ДООП _____________________
Автор:
Педагог дополнительного образования (тренер-преподаватель)
Ф.И.О.
Хабаровск
20__г.
Приложение 2
Информационная карта учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной программе
Наименование ДООП: ______________________________________________
Срок реализации ДООП: ____________________________________________
Возраст учащихся: ________________________________________________
Наименование материалов Автор,
составитель Год разработки, составления
Учебные пособия 1.    
2.    
…    
Методические материалы 1.    
2.    
…    
Дидактические материалы 1.    
2.    
…    
Электронные ресурсы 1. 2. … Диагностические материалы 1. 2. … Другое (сценарии праздников, фотоальбомы, пакмятки и пр.) 1. 2. … Приложение 3
Оценочный лист (примерный)
учебно-методического комплекса
к дополнительной общеобразовательной программе
(для проведения внутренней и внешней экспертизы УМК)
Название ДООП ___________________________________________________
Ф.И.О. педагога___________________________________________________
Оценивание каждого показателя осуществляется по четырех балльной системе:
0 – отсутствие материалов для оценивания;
1 – материалы частично соответствуют предъявляемым требованиям;
2 – материалы в большей степени соответствуют предъявляемым требованиям;
3 – материалы на 90% соответствуют предъявляемым требованиям;
4 – материалы полностью соответствуют предъявляемым требованиям.
Максимальное количество баллов – 20 баллов.
№ Показатели Баллы
1 Наличие дополнительной общеобразовательной программы, оформленной в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ 2 Учебные пособия:
Справочная литература
Художественная литература
Научная и научно-популярная литература
Периодические издания
Видеоматериалы
Аудиоматериалы 3 Дидактические материалы:
Раздаточный материал для обучающихсяНаглядные пособия 4 Методические материалы:
Планы занятий
Контрольные задания
Методические рекомендации
Методические разработки 5 Диагностические материалы и критерии контроля за результатами освоения учащимися ДООП Общее количество баллов: _____________
Члены комиссии:
1._______________________
2._______________________
3._______________________
Дата заполнения ______________________
Приложение 4
Индивидуальный лист
педагогических наблюдений за деятельностью учащихся
Одним из средств диагностики является метод наблюдения. Наблюдения необходимо проводить на обязательных занятиях и в неформальной обстановке, а также при проведении массовых мероприятий в течение всего учебного года. Для педагогического наблюдения и анализа необходимо выбрать поведенческие проявления учащихся, которые характеризуют отношение ребенка к окружающим, сверстникам, к деятельности.
Формой накопления педагогической информации является «Индивидуальный лист педагогических наблюдений за деятельностью учащихся», который заполняется педагогом. Обобщенная информация отражается в сводной карте наблюдений за учащимися (Приложение 5).
Фамилия, имя учащегося________________________________________
Параметры оценки Критерии оценки Рекомендуемое количество баллов по каждому Дата наблюдения Условия проведения наблюдения
макс. 5 баллов Познавательная активность (кругозор, эрудиция, любознательность, ответственное отношение к учению и познанию) - устойчивое стремление к познанию нового, заинтересованность в освоении предмета деятельности - самостоятельный поиск, анализ и отбор информации по предмету деятельности, в т.ч. с помощью компьютерных средств - умение планировать и анализировать результаты учебно-познавательной деятельности Гражданская ответственность (добросовестность, организованность, исполнительность, требовательность к себе и другим)
- владение знаниями о событиях, происходящих в стране и в мире, умение самостоятельно выделять важные государственные и общественные проблемы - позитивное отношение к окружающим, проявление нетерпимости к любым видам насилия (бережное отношение к природе, животным, растениям) - проявление собственной нравственной и гражданской позиции в соотнесении с интересами развития государства и общества - ответственное отношение к выполнению общественных поручений - участие в проведении мероприятий, имеющих гражданскую направленность Социальная активность (целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость) - самовыражение, стремление показать свои знания и умения при проведении различных мероприятий - четкие личные цели и их выполнение - самоорганизация совей образовательной деятельности - способность самостоятельно выполнять задания Нравственная культура (честность, сдержанность, справедливость, гуманность) - владение знаниями о культурно-историческом наследии страны - позитивное отношение к общекультурным, духовно-нравственным ценностям - признание ценности культурных форм поведения (культура поведения со сверстниками, культура речи, культура поведения с педагогами, культура поведения во время выездных образовательных мероприятий) - участие в проведении культурно-массовых мероприятий Коммуникабельность (общительность, выдержка, социальная мобильность) - развитие навыков общения, сотрудничества в процессе осуществления различных видов деятельности - участие в учебной и социально-значимой деятельности, активность в процессе организации и проведении мероприятий - способность работать в команде, коллективе Мотивация и отношение учащихся к процессу познания - мотив получения высокой оценки - стремление занять новое положение в отношениях с окружающими, завоевать уважение среди сверстников, желание самоутвердиться - потребность в получении новых знаний и умений - умение подчинить свои желания сознательно поставленным целям в обучении Максимальное количество баллов: Приложение 5
Сводная карта педагогических наблюдений
за деятельностью учащихся в детском объединении
№ Ф.И. учащегося Познавательная активность Социальная активность Гражданская ответственность Нравственность Коммуникабельность Мотивация учащихся к процессу познания Итоговое значение
Стремление к познанию Самостоятельный поиск информации Умение планировать УП деятельность ср. арифметическое Самовыражение Самоорганизация Самоопределение Самостоятельность ср. арифметическое Знания Нравственные установки Позитивное отношение к окружающим Ответственность перед коллективом Участие в мероприятиях ср. арифметическое Знание Отношение Формы поведения Участие в мероприятиях ср. арифметическое Коммуникативные навыки Организаторские навыки Способность работать в команде ср. арифметическое Внутренние мотивы Внешние положительные Внешние отрицательные Целеустремленность ср. арифметическое Среднее арифметическое
1 2 3 … Данная методика позволяет определить уровень личностного развития учащегося на протяжении всего периода обучения по дополнительной общеобразовательной программе:
0-1 балл – низкий уровень личностного развития учащихся
2-3 балла – средний уровень развития
4-5 – высокий уровень развития
Приложение 6
Анкета
«Определение уровня социокультурного развития учащихся»
Инструкция к проведению теста. Прочитайте приведенные ниже суждения. Оцените каждое суждение применительно к Вам по следующей шкале:
А – совершенно верно, постоянно;
Б – относительно верно, не всегда;
В – неверно, никогда.
Ответы (А, Б или В) занесите в опросный лист рядом с номером суждения.
Опросный лист.
Ф.И.О. учащегося___________________________________
Год обучения, возраст _______________________________
Часть I Часть II Часть III Часть IV Часть V Часть VI
1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 8 8 8 8 8 8 9 9 9 9 9 9 10 10 10 10 10 10 Итого Итого Итого Итого Итого Итого
Часть I. Диагностика познавательной потребности
1.У меня не пропадает желание добиваться цели, если даже что-нибудь этому препятствует.
2.Я стремлюсь к приобретению новых знаний, неизвестных мне ранее.
3.Только имея хорошие знания, можно добиться успеха в жизни.
4.Человек не может всего знать, поэтому я не стесняюсь задавать педагогу непонятные мне вопросы.
5.Мне нравится читать книги, энциклопедии, находить новую для меня информацию, смотреть познавательные передачи.
6. Познание нового для меня создает ощущение успеха.
7.Я могу самостоятельно находить, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников, в том числе с помощью компьютерных средств.
8.Я могу адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в обучении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
9.Я считаю, что образование играет первостепенную роль в развитии человека и всего общества.
10.Я вижу взаимосвязь между получением знаний и будущей профессиональной деятельностью.
Часть II. Диагностика социальной активности
1.Я могу подчинить свои действия поставленным целям и не поддаваться влияниям различных факторов, препятствующим достижению цели.
2.Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
3.Я стремлюсь самостоятельно справляться с различными трудностями.
4.Я разумно планирую и организую свою деятельность, свободное время.
5.Могу работать творчески, действуя по собственной инициативе.
6.Мне нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
7.Часто предлагаю свой подход к делу, стремлюсь, чтобы любая работа была интересной для себя и других.
8.Если я берусь за дело, то обязательно довожу его до конца.
9.Принимаю активное участие в подготовке и проведении различных мероприятий школы, класса, учреждения дополнительного образования.
10.Когда необходимо принимать важные решения, я действую решительно.
Часть III. Диагностика гражданской ответственности
1.Я готов поставить общественные интересы выше своих собственных.
2.Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
3.Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
4.Добросовестно отношусь к выполнению любого дела, поручения.
5.Я готов защищать свою Родину, интересы государства в случае серьезной опасности.
6.Я знаю историю, традиции, культуру своего государства.
7.Я испытываю волнение, когда слышу песни о своей Родине.
8.Я умею сдержать свое слово, если что-то пообещал, то обязательно выполню.
9.Мне интересно принимать участие в дискуссиях по актуальным проблемам жизнедеятельности гражданского общества и государства.
10.Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям и т.д.
Часть IV. Диагностика нравственных качеств
1.Уважительно отношусь к взрослым.
2.Мне важно помочь другу, если он попал в беду, не ожидая взамен похвалы и награды.
3.Мне совестно, если я поступаю несправедливо по отношению к другим.
4.У меня есть недостатки, с которыми я стараюсь справиться.
5.Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
6.Я думаю, что нельзя позволять себе выругаться на несправедливое замечание в свой адрес.
7.Я считаю, что существуют правила поведения в общественных местах, которые должен соблюдать каждый человек.
8.Я всегда говорю правду.
9.Внешний вид является показателем уважения не только к себе, но и к окружающим.
10.В свободное время я с удовольствием иду в театр, музей, на выставку.
Часть V. Диагностика коммуникативных качеств
1.Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтных ситуациях, принимаю проблему спокойно, пытаюсь найти компромиссное решение.
2.Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
3.В незнакомой компании я не чувствую неудобства.
4.Я не испытываю чувство неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком, установить с ним контакт, дружеские отношения.
5.Я легко адаптируюсь в новом коллективе.
6.У меня много друзей, с которыми я постоянно общаюсь.
7.Мне несложно выступить с докладом, сообщением, информацией перед аудиторией.
8.В решении важных дел принимаю инициативу на себя.
9.Я с удовольствием принимаю участие в проведении коллективных мероприятий, организации общественных дел, беру на себя ответственность за общий результат.
10.В коллективе мне нравится быть в центре внимания, я ощущаю себя значимым членом «команды».
Часть VI. Диагностика мотивации учащихся к познавательной деятельности
Меня привлекает:
1.Возможность приобрести новые знания, умения, расширить кругозор.
2.Желание самоутвердиться, завоевать уважение среди сверстников.
3.Потребность в получении знаний, необходимых в будущем для выбора профессии, возможность получить первоначальную профильную подготовку.
4.Потребность в общении со сверстниками.
5.Возможность развивать творческие способности.
6.Возможность участвовать в коллективных делах.
7.Возможность добиться успехов в определенной деятельности, желание принести пользу обществу.
8.Возможность выработать у себя определенные черты характера: самостоятельность, активность, инициативу.
9.От этого зависит будущее: поступление в учебное заведение, зарплата, карьера.
10.Награда, поощрения родителей.
Обработка результатов.
Для оценки используется трехбалльная шкала:
Вариант «А» - 2 балла – учащийся полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения.
Вариант «Б» - 1 балл – владеет им отчасти, проявляет время от времени, непостоянно.
Вариант «В» - 0 баллов – не владеет.
За каждый ответ (вариант А) начисляется 2 балла, за ответ (вариант Б) начисляется 1 балл, за ответ (вариант В) баллы не начисляются.
Переведите свои ответы на вопросы теста в баллы. Запишите полученные цифры в опросный лист (таблица 1) в свободной клетке рядом с ответом на вопросы. Подсчитайте результаты каждой части теста в опросном листе (таблица 1), просуммировав записанные в столбцах баллы. Полученные суммы запишите в итоговых клетках.
Впишите в таблицу 2 «Сводная таблица результатов учащихся группы» результаты теста, полученные результаты с 1-й по 6-ую части из итоговых клеток таблицы 1. Подсчитывается, какое количество учащихся группы имеют минимальный, высокий, средний уровень социокультурного развития. Результаты могут быть переведены в проценты.
Сводная таблица результатов опроса учащихся группы
№ п/пПоказатели развития Минимальный уровень
(менее 8 баллов) Средний уровень
(8-15 баллов) Высокий уровень
(15-20 баллов)
Часть 1 Познавательная активность Часть 2 Социальная активность Часть 3 Гражданская ответственность Часть 4 Нравственность Часть 5 Коммуникабельность Часть 6 Мотивация к познавательной деятельности Данная методика позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, выявить уровень их социокультурного развития.
Использование методики на протяжении всего периода обучения по дополнительной общеобразовательной программе позволит фиксировать происходящие изменения в личности учащихся и выявлять тенденции развития личности.