Использование активных методов обучения (АМО) на уроках математики у учащихся средней школы.
Шаблон описания активного метода обучения
Описание активного методы обучения
Название метода
Здороваемся глазами
Количество участников
21 человек
Цели задачи использования метода
Создание позитивной и комфортной атмосферы, настройка на рабочий лад.
Продолжительность проведения
1 мин.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
Не нужно
Предварительная подготовка (если требуется)
Не требуется
Подробная технология проведения
Поздороваться с каждым учеником, но не словами, а молча глазами. Учащиеся стараются показать – какое у них сегодня настроение. При этом учитель показывает свое настроение (тоже глазами).
Описание активного методы обучения
Название метода
Творческий эксперимент
Количество участников
21 человек
Цели задачи использования метода
Обеспечение мотивации обучения и осмысления процесса обучения.
Продолжительность проведения
9 мин.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
Циркуль, тетрадь
Предварительная подготовка (если требуется)
Не требуется
Подробная технология проведения
Перед учениками ставится проблема. Изобразить (схематически) наглядно следующую задачу: семья за обедом съела ј торта, а остальное оставила до ужина. После того, как выполнили чертежи, дети формулируют цели и задачи урока. Учитель корректирует (если это необходимо).
Описание активного методы обучения
Название метода
Солнышко и туча
Количество участников
21 человек
Цели задачи использования метода
Выявить уровень ожидания и опасения учащихся.
Продолжительность проведения
2 мин.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
Карточки с изображением солнышка и тучи, магниты, магнитная доска
Предварительная подготовка (если требуется)
На столах приготовлены по две карточки на каждого учащегося (из цветной бумаги с изображением солнышка и тучи).
Подробная технология проведения
Учитель поясняет классу о том, что кто уверен, что у него все получится и он все поймет – прикрепляет с помощью магнита к доске свое солнышко, а кто сомневается – тучку.
Описание активного методы обучения
Название метода
Восстанови рассказ
Количество участников
21 человек
Цели задачи использования метода
Формировать у учащихся умения выделять необходимую информацию, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Построение логической цепи рассуждений. Формировать способность самостоятельно анализировать условия решения проблемы, проявлять инициативу в решении проблемы.
Продолжительность проведения
5 мин.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
Фрагменты вопроса-предложения в разрозненном виде. Лист бумаги формата А4 и клей-карандаш.
Предварительная подготовка (если требуется)
На столе лежат фрагменты вопроса-предложения в разрозненном виде, лист бумаги формата А4 и клей-карандаш.
Подробная технология проведения
Работа проходит в малых группах (по 5-6 человек). Группам предлагаются карточки со словами, которые являются частями вопроса-предложения. У нас четыре группы. Каждой группе даются фрагменты вопроса-предложения по теме урока:1. Что такое диаграмма? (Ответ – Способ наглядного представления числовых данных).2. Каковы преимущества диаграммы по сравнению с таблицами? (Ответ – Наглядность, возможность сравнивать разные величины друг с другом, возможность представить объем информации). 3. Для чего используются диаграммы? (Ответ – Для наглядного представления информации). 4. Какие знания и умения вам необходимы для построения диаграмм? (Ответ – Что такое диаграмма. Углы, правила построения углов. Проценты. Доли и дроби. Пропорции).
Эти слова нужно расставить в нужном порядке, чтобы получился вопрос, на который потом предстоит ответить учащимся. Далее учащиеся обсуждают в группах формулировку вопроса и пытаются ответить на него. После обсуждения в группах, один от группы формулирует вопрос-предложение и ответ на него, который был принят всей группой. После ответа данной группы, учащиеся из других групп могут предложить свой вариант ответа, дополнить ответ другой группы, согласиться с ответами предыдущей группы. Проводится обсуждение и принятие рационального варианта. (Учитель вносит необходимые дополнения и коррективы).
Описание активного методы обучения
Название метода
Мозговой штурм
Количество участников
21 человек
Цели задачи использования метода
Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску путей решения задач.
Формировать у учащихся умение использовать наглядные модели, чертежи и схемы...
Продолжительность проведения
10 мин.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
Доска, маркер
Предварительная подготовка (если требуется)
Не требуется
Подробная технология проведения
1.Создание банка идей решения проблемы. Принимаются и фиксируются на доске любые предложения. Критика и комментарии не допускаются.
2.Коллективное обсуждение идей и предложений. Главное – найти рациональное в каждом из предложенных вариантов.
3. Выбор наиболее перспективных решений в соответствии целям и задачам использованного метода.
Учитель предлагает вернуться к задаче и построить круговую диаграмму не схематично, а точно. Для этого он предлагает разбиться на группы и в группах обсудить решение проблемы, а затем каждая группа озвучивает свои идеи, которые учитель фиксирует. Далее идет обсуждение идей и выбор наиболее рациональных для решения данной проблемы.
Описание активного методы обучения
Название метода
Автобусная остановка
Количество участников
21 человек
Цели задачи использования метода
Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску путей решения задач.
Продолжительность проведения
15 мин.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
Лист формата А3, маркеры, ручки, карандаши, циркуль, транспортир.
Предварительная подготовка (если требуется)
Перед началом урока столы расставляются так, чтобы при смене «остановки», учащиеся не мешали друг другу.
Подробная технология проведения
Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5- 6 человек в каждой группе).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке группе предлагается решить задачу по теме урока.
1.Постройте круговую диаграмму площадей океанов. Тихий океан имеет площадь 179 млн. Атлантический – 93 млн., Индийский – 75 млн. и Северный Ледовитый – 13 млн. (Решение: так как 179+93+75+13=360, то 1 млн. изображается на диаграмме одним градусом. Значит, в круге проводим радиусы ОА,ОВ,ОС и ОD.). Получаем круговую диаграмму. Всего четыре остановки. На первой остановке учащимся предлагается на столе, расположен лист большого формата с записанным на нем задачей по теме урока. Учитель ставит задачу группам – решить задачу и, если необходимо, начертить круговую диаграмму.
2. Около 4% населения Земли – левши. Остальная часть – праворукие. Изобразите это соотношение в виде круговой диаграммы (Решение: надо найти 4% от 360 градусов. Для этого делим 360 градусов на 100и умножаем на 4. Получаем 14,4 градуса. Проводим два радиуса под углом 14 градусов).
3. Врачи рекомендуют дневную норму питания распределить на 4 приема: утренний завтрак – 25%, второй завтрак – 15%, обед – 45% и ужин – 15%. Постройте круговую диаграмму распределения дневной нормы питания. (Решение – тот же способ, что и в задаче 2).
4.Ученые считают, что из всех существующих на Земле видов змей 15% - ядовитые. Остальные для человека неопасны. Изобразите это соотношение в виде круговой диаграммы. (Решение: 360:100 и умножить на 15=54 градуса Проводим два радиуса под углом 54 градуса и закрасим часть круга).
В течение 3 минут в группах обсуждаются поставленные задачи, способы их решения и записывается на лист ватмана.. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися решениями и, при необходимости, дополняют их (или заново решают сами) в течение 3 минут. Исправлять существующие решения, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. У каждой группы учащихся - свой цвет маркера, чтобы на одном листе было видно – какие решения и чертежи соответствуют какой группе учащихся. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями, определяется с ответом на поставленный вопрос. Один из группы презентует выбранный группой способ решения перед остальными группами. Он должен будет рассказать, как выполняли построение круговой диаграммы. Лист прикрепить на магнитной доска и показать построение круговой диаграммы. После этого каждая группа презентует результаты работы по своей задаче. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Описание активного методы обучения
Название метода
Тряпичная кукла и солдат
Количество участников
21 человек
Цели задачи использования метода
Нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса
Продолжительность проведения
1 мин.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
Не нужно
Предварительная подготовка (если требуется)
Не требуется
Подробная технология проведения
Учащиеся по просьбе учителя встают со своих мест. Далее учитель инструктирует учащихся, при этом выполняет сам вместе с детьми все действия. Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед, расслабьте руки, чтобы они висели как тряпки. Станьте такими же мягкими, как тряпичная кукла. Положение солдата и тряпичной куклы чередуются 2 раза.
Описание активного методы обучения
Название метода
Солнышко и туча
Количество участников
21 человек
Цели задачи использования метода
У учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки, что положительно влияет на развитие мотивации на дальнейшую учебную деятельность.
Продолжительность проведения
2 мин.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
Карточки с изображением солнышка и тучи, выданы в начале урока.
Предварительная подготовка (если требуется)
Не требуется
Подробная технология проведения
Каждый ученик должен мысленно вернуться к началу урока и вспомнить о своих опасениях и ожиданиях. Если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, то он выходит к доске и корректирует свои опасения и ожидания.
15