Роль труда в развитиии положительных качеств учащихся специальной школы.
Роль труда в развитии положительных качеств личности учащихся специальной школы.
Любовь к труду является одним из важнейших нравственных качеств, неразрывно связана с рядом других свойств личности: дисциплинированностью, организованностью, прилежанием и т.д.
Интерес к определенному виду деятельности возникающий у учащихся в процессе занятий в школьных мастерских, оказывает влияние на формирование профессиональных интересов и не редко на выбор жизненного пути. Наблюдения за умственно отсталыми школьниками
показали, что существенный недостаток их трудовой деятельности состоит в неумении самостоятельно, без помощи учителя справиться с поставленной трудовой задачей, рационально организовать свою работу, в неумении доводить начатое дело до логического завершения.
Для формирования самостоятельности включала в трудовую деятельность элементы планирования, анализа образцов, подведение итогов.
Работа над новой темой начинается с объяснения учебного материала, обсуждения задания и анализа образца изделия. Перед тем как приступить к изготовлению изделия, во время вводного инструктажа вывешивается планшет.
Анализ образца
Название изделия
2 Назначение изделия
3 Материал изделия
4 Устройство изделия
5 Отделка изделия
Если изделие, в достаточной мере знакомо , то анализ по предложенному плану могут проводить ученики самостоятельно в той последовательности, которая намечена в плане. Такая работа воспитывает у учащихся умение вглядываться в предмет, замечать особенности его форм, частей. Прочность усвоения знаний и умений зависит от того как проводится заключительный этап занятий. Анализируя проделанную работу, учащиеся приучаются делать самостоятельные выводы и обобщения, устанавливая , что сделано хорошо, а что плохо .Что бы рассказать о том как выполнялась работа, последовательность всех операций должна быть воспроизведена в памяти ученика и осмысленна им, а также облечена в словесную форму. При подведении итогов занятий в помощь отвечающему ученику я предлагаю заранее подготовленные вопросы.
1.Какое изделие вы сделали?
2.Какие операции выполняли?
3.Какими инструментами работали?
4. Чем и как контролировали работу?
5.Как выполнил работу?
6.Какие ошибки допускал?
Опираясь на эти вопросы, ученик пытается сам анализировать проделанную работу, приучается самостоятельно делать выводы и обобщения.
Хотя общий уровень развития умения умственно отсталых школьников очень низок, у них все же имеются свои, хоть и ограниченные, потребности и интересы. При удовлетворении этих потребностей и интересов они проявляют необходимую активность и целеустремленность.
Чтобы повысить интерес и активность учащихся вспомогательной школы в процессе трудового обучения учителя стараются всеми средствами и приемами довести до их сознания важность и полезность того, что они делают, подчеркнуть практическое и общественное значите их труда. Возможность изготовления вещи, представляющей практическую и общественную ценность, вдохновляет учащихся и побуждает к активной и целеустремленной деятельности. Положительная оценка подученных результатов, похвала и одобрение учителя вызывают у школьника стремление старательно относится к труду в будущем.
Анализ образца:
1.Название изделия
2.Назначение изделия
3. Материал изделия
4. Устройство изделия
5. Отделка изделия
Подведение итогов
1Какое изделие вы сделали?
2Какие операции выполняли?
3.Какими инструментами работали?
4. Чем и как контролировали работу?
5.Как выполнил работу ?6.Какие ошибки допускал?