Доклад на тему Развитие мелкой моторики руки
Доклад на тему «Развитие мелкой моторики руки ребенка».
Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие тонкой (мелкой) моторики.
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей с задержкой речевого развития почаще играть в развивающие игры. Как мы обычно развиваем мелкую моторику? С двух-трехлетками играем в игры-шнуровки, сороку-ворону, перебираем различные крупы», - делится своим опытом психолог одного из детских центров, работающих по системе Монтессори. – «Детей постарше учим застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, раскрашивать рисунки по контуру. Ведь, даже если с речью все в порядке, мелкая моторика все равно может быть не развита. Если в 4 года ребенок не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет из пластилина ничего, кроме колбасок, не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – непосильная задача, это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольников – это важный этап и при подготовке к школе, к письму.
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. Также развивается координация в пространстве, воображение, зрительная и двигательная память.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память. Мышление, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка.
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:
игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
Требования к проведению пальчиковых игр:
1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
Какими же способами можно развивать детскую руку? Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики. Например:
Игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов. Пусть ребенок показывает все, о чем говорится в стихотворении. Это помогает лучше запомнить слова и смысл.
Лепка из пластилина. Можно лепить не только из пластилина. Если на улице зима, можно лепить из снега. А летом можно соорудить удивительный сказочный замок из песка или мелких камешков.
Рисование, раскрашивание картинок – любимое занятие дошколят. Обратить внимание надо и на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолеты, а девочка – кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребенка. Необходимо разнообразить тематику рисунков. Также упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты). Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».
Изготовление поделок из бумаги. Ребенку надо уметь работать ножницами, пользоваться клеем. Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию. Оригами: кораблики, тюльпаны, самолеты и тд. Нужно учить его складывать и разворачивать бумагу, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.
Конструирование и работа с мозайкой, пазлами. Здесь также происходит развитие образного и абстрактного мышления.
Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок.
Завязывание и развязывание лент и шнурков.
Завинчивание и развинчивание крышек бутылок.
Нанизывание бусинок на нитку.
Переборка круп (упражнение «Золушка»). Для будущих первоклассников это очень полезное занятие.
Игры:
«Я самый меткий»
Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать).
*Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.
*Проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель.
*Попади мячом в баскетбольную корзину.
*Найди выход из пещеры; проследи путь бабочки и др.
Ребенок должен проводить линии прямые и волнистые, а лабиринты должны быть широкие и узкие.
«Узнай, кто я»
Ребенку предлагается определить по точкам, что нарисовано. «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это. Старайся не отрывать руку». Таким образом по точкам можно рисовать разные фигуры животных, цветы, посуду, мебель, игрушки.
На листе бумаги нарисуйте постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее их срисовать. Или же нарисуйте домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Это задание позволит вам выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
«Буратино учится»
Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш.
«Буратино начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание. Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в работе Буратино ошибки. А теперь нарисуй узор, не допуская ошибок».
В тетрадях в клеточку можно выполнять и такие задания: вы по клеточкам рисуете кораблик, домик, грибок, робота, а ребенок должен повторить ваш рисунок.
И в заключение «теппинг-тест», упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки. Начертите на листе бумаги 10 квадратов (стороной 4см). В этих квадратах ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в мах темпе продолжается 30 секунд, через каждые 3 секунды ребенок переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд – это является показателем быстроты работы (мах темпа), а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение показывает высокую работоспособность и хорошую выносливость. Упражнение проводить для обеих рук.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают его руку, подготавливая ее к овладению письмом; во-вторых, формируют у него художественный вкус; в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
Но как быть, если ребенок пришел в первый класс, а мелкая моторика развита крайне слабо? Помогут следующие упражнения:
*Работа с проволокой. На родительском собрании нужно попросить родителей приготовить для детей конверты и вложить в них три кусочка проволоки (по 10-15 см). На уроках письма, прежде чем непосредственно перейти к процессу письма новой буквы, проводиться подготовительная работа: учащиеся моделируют из проволоки элементы букв, и буквы, которые им предстоит писать. Преимущество данного методического приема: развивается мелкая мускулатура, аналитические навыки, «работают» механический и зрительный вид памяти.
*Еще один методический прием, который можно использовать при изучении новой буквы тоже благотворно влияет на развитие руки ребенка и заслуживает внимания. На каждого ученика заготавливается комплект полосок и полуовалов (3 короткие полоски, 2 длинные, 2 полуовала) из бархатной бумаги. После знакомства с новой буквой (для лучшего ее запоминания) учащимся предлагается сконструировать эту букву из полосок и полуовалов. Ребята выкладывают на партах букву, после этого нужно попросить их указательным пальчиком обвести букву по полоскам, из которых она сложена.Бархатная бумага имеет шероховатую поверхность, когда по ней водят пальчиком, происходит раздражение нервных окончаний, сигнал поступает в головной мозг, в результате происходят процессы, стимулирующие мыслительную деятельность.
В итоге, развивая мелкие мышцы руки, дети запоминают лучше, развивают точность восприятия, умение находить в предметах общее и различное.
Список используемой литературы:
«Начальная школа Казахстана» №2, 2005г.
Кольцова М. М. « Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг».М Рогожина Е. «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Дошкольное воспитание. 1998, № 9.
Степанова О. А. «Пути совершенствования коррекционно-педагогической работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях» М., 1996.
Фомина Л. В. «Роль движений пальцев руки в развитии речи ребенка раннего возраста» М .1971г
Дудьев В. П. «Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи» Дефектология. 1999. №4.