Интерактивная папка-лэпбук по трудовому воспитанию. Мастер-класс
Интерактивная папка – лэпбук по трудовому воспитанию
Мастер класс
«Костанай қаласы әкімдігінің Қостанай қаласы
әкімдігінің білім бөлімінің № 44 бөбекжай бақшасы» МКҚК.
ГККП «Ясли –сад №44 акимата города
Костанай отдела образования акимата города Костанай».
Бубнова.С.В.,
воспитатель первой квалификационной категории
В условиях реализации нового государственного образовательного стандарта воспитателю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено, наглядно представлено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в процессе организованной образовательной деятельности, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по интересующему его вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование в совместной деятельности со взрослым, а позже и в самостоятельной деятельности дошкольников создание лэпбука, который активно используется американскими педагогами и родителями, обучающими своих детей на дому. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и ребёнок.
Лэпбук – с англ. «lap» – колени, «book» – книга- «наколенная книга». Книга-раскладушка или папка формата А4 с различным методическим материалом для изучения и закрепления определённой темы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Новый способ обучения, придуманный американцами. В книжке-раскладушке есть различные кармашки, окошки, дверцы и выдвижные детали. Там можно рисовать и клеить наклейки.
Лэпбук- это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели. Возможность реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребёнка.
Готовясь к решению годовой задачи по трудовому воспитанию детей я проанализировала организацию трудового воспитания в дошкольных группах. В результате анализа выявили следующие проблемы:
не все воспитанники владеют на должном уровне навыками личной гигиены;
некоторые дети испытывают трудности при дежурстве по столовой, затрудняются в уходе за комнатными растениями группы;
отказываются дежурить, испытывая неуверенность в правильности расстановки столовых приборов, подготовки материалов к занятиям.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, решила создать лепбук для индивидуальной работы с детьми, включающий систематизированный материал по данной проблеме.
Реализация нашего проекта «Лэпбук» как вид совместной деятельности взрослого и детей включал три этапа.
На подготовительном этапе изучила материалы о лэпбуке из методического журнала «Дошкольное образование», и с сайта «Это интересно!» , подобрала наглядный и иллюстративный материал по формированию культурно-гигиенических и трудовых навыков дошкольников, подобрала игры и художественное слово – стихи и загадки, разработали макеты книжек-малышек, алгоритмы трудовой деятельности.
Основной этап – это создание лэпбука “За любое- дело берись умело” (фото в приложении), который включает четыре тематических раздела:
«Алгоритм деятельности при самообслуживании» закрепление культурно-гигиенических навыков (умывание, одевание, мытье рук, чистка зубов).
« Какие предметы нужны для трудовой деятельности» закрепление трудовых умений в процессе дежурства (по столовой, по занятиям, в уголке природы, ручной труд) .
«Что сначала, что потом» последовательность трудовой деятельности.
«Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями».
В первом разделе мы собрали алгоритмы различных культурно-гигиенических навыков – последовательность мытья рук, чистки зубов, одевания. Книжку-игру «Отгадай загадку - увидишь отгадку» о предметах личной гигиены и потешки о культурно – гигиенических навыков, стихи, загадки.
Второй раздел включает схемы дежурства по столовой, дежурство в природе, хозяйственно бытовой труд, по занятиям рисованием, лепкой, аппликацией и также здесь мы разместили игру «Что хочет Маша и Миша» для закрепления подбора нужных предметов для труда, подбор иллюстраций о труде и профессиях, книжки - малышки.
Третий раздел включает игру «Что сначала, что потом» последовательность трудовой деятельности, художественное слово - поговорки, стихи, рассказы о труде.
Четвёртый раздел включает алгоритм дежурства в уголке природы, правила ухода за растениями, книжку-малышку с последовательностью посадки растений на огороде и игру «Что нам нужно для ухода за растениями?».
На заключительном этапе организовала практическую работу с воспитанниками старшего дошкольного возраста по использованию собранного материала для формирования трудовых и культурно-гигиенических навыков.
Такая необычная подача материала привлекла внимание детей и педагогов, дети с удовольствием рассматривали лэпбук, листали его с интересом играли в игры: «Что сначала, что потом», «Что нужно Маше и Мише для работы?», проговаривали алгоритмы трудовых действий и культурно-гигиенических навыков, рассматривали иллюстрации о труде, закрепляли профессии, орудия труда, рассматривали книжки-малышки, повторяли потешки и незаметно для себя самих, повторяли пройденный материал.
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий. Знакомство с миром профессий решила начать с профессии «Повар», т. к. она знакома детям с детства, ведь они видят, как готовят их мамы и бабушки.
Для этого изготовила лэпбук "Профессия повар". (фото в приложении)
Цель: Расширение знаний детей о профессии повар.
Все составляющие элементы папки между собой объединены общей темой. В нем 11 кармашков:
Кармашек с текстом беседы о профессии,
Кармашек с сюжетными картинками, по которым дети могут составить рассказ,
Кармашек с книжечкой стихов по профессии,
Кармашек с загадками о предметах, необходимых повару, продуктах питания, овощах, фруктах и пословицами.
Кармашек с раскрасками,
Кармашек с игрой "Узнай предмет по силуэту",
Кармашек "Что лишнее?",
2 маленьких кармашка с физминутками, пальчиковыми играми и игрой "Из чего?" (детям нужно дать название соку, салату.)
С обратной стороны находятся 2 кармашка: "Варим компот, суп" и "Маленькая хозяйка".
С помощью лэпбука, дети систематизируют свои знания о профессии повара, актуализируют знания по темам "овощи", "фрукты", "посуда", совершенствуется грамматический строй речи.
ЛЭПБУК - «За всякое дело берись умело»
2127254197985212887174374
1809755012055182880535305ЛЭПБУК – «Профессия повар»