Методический семинар Деятельность учителя сельской школы в условиях введения ФГОС ОО
Деятельность учителя сельской школы в условиях введения и реализации ФГОС ОО(обобщение опыта работы)Автор: Маркова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Миньковская средняя общеобразовательная школа»2016 год
ФГОС Новая школа – «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…»
ФГОС Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться»,т.е. сформировать УУД (универсальные учебные действия)
Основные направления деятельности педагога в период введения и реализации ФГОС ОО:Разработка плана-графика деятельности педагогаПошаговое исполнения плана с фиксированием промежуточных результатовПодведение итогов деятельности по каждому учебному годуЕжегодный самоанализ, внесение корректив в план-графикФиксация результатов внедрения ФГОС ОО путём составления отчётов, портфолио и др.Рефлексия
План-график введения и реализации ФГОС ОО учителя Марковой Н.А.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вид деятельности педагогаСрок исполненияВид отчётностиРезультат 1.Изучение нормативных документов по ФГОС ООПо мере поступленияВыступления на педсоветах, методических объединениях и др.Выписки из протоколов заседаний 2. Прохождение курсовой подготовкиСогласно графика курсовой подготовки ( 1 раз в 3 года)Удостоверение о повышении квалификации, сертификаты и др.Удостоверение о повышении квалификации3. Разработка рабочих программ учебных предметов и внеурочной деятельности , учебно-методических материаловежегодноРабочие программы по учебным предметам и внеурочной деятельностиУтверждённые рабочие программы по учебным предметам и внеурочной деятельности4.Внесение изменений в концепцию преподавания на уроке, разработка технологических картСогласно инструкциям, документам по ФГОС ООТехнологические карты уроковТехнологические карты уроков по всем учебным предметам5. Использование инновационных технологийпостоянноДемонстрация опыта использования образовательных технологийЗаседания педсовета, методического объединения, профессиональные конкурсы6. Самообразование педагога. постоянноТема по самообразованию, участие в семинарах, вебинарахЗаседания педсовета, методического объединения, сертификаты и др.7. Участие в работе методического объединения постоянноВыступления, проведение открытых уроков, мастер-классовВыписки из протоколов8. Участие в профессиональных конкурсахСогласно графика мероприятий, ежегодноПроведение открытых уроков, мастер-классов, обмен опытомПубликации, сертификаты, дипломы9. Участие в различных конкурсах совместно с обучающимисяСогласно графика мероприятий, ежегодноКонкурсы различной направленностиДипломы, сертификаты, благодарственные письма10.Разработка цифровых образовательных ресурсов, публикация в сети ИнтернетпостоянноЦОРСтраничка на сайте школы, в сетевых сообществах и др.11. Создание электронного портфолиопостоянноЭлектронное портфолиоСобственный сайт
Раздел 1 плана-графика. Изучаем нормативные документы по ФГОС ОО.
Раздел 2 . Курсовая подготовка.В связи с требованиями ФГОС изменились подходы к преподаванию учебных предметов, разработке учебных материалов, рабочих программ и др., поэтому всем педагогам следует пройти курсовую подготовку в объёме не менее 72 часов.Результат педагога Марковой Н.А.: удостоверение о повышении квалификации, курсовая подготовка «ФГОС основного общего образования : особенности реализации в педагогической деятельности учителя ( на основе профессионального стандарта педагога) (2015 год)
ФГОС Уильям Уорд (философ): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Раздел 3. Разработка рабочих программ учебных предметов и внеурочной деятельности , учебно-методических материаловВ условиях введения ФГОС каждый педагог должен разработать рабочую программу для всех учебных предметов и для внеурочной деятельности.Данные программы разрабатываются ежегодно, утверждаются на педагогическом совете и директором школы.
Рабочая программа учебного предмета, курса – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п.Результат педагога Марковой Н.А.: разработаны и утверждены рабочие программы по учебным предметам, внеурочной деятельностиРабочаяпрограмма по русскому языкудля 5 класса
Раздел 4. Внесение изменений в концепцию преподавания на уроке, разработка технологических картВ условиях введения в практику работы школы ФГОС НОО и ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.Результат педагога Марковой Н.А.: составлены технологические карты уроков, преподавание ведется в соответствии с современными требованиями.
Требования к урокуТрадиционный урокУрок современного типаОбъявление темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся Сообщение целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяФормулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнанияПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения намеченной целиПрактическая деятельность учащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)Осуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыУчащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)Осуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекциюУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОценивание учащихсяУчитель осуществляет оценивание учащихся за работу на урокеУчащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)Итог урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнилиПроводится рефлексияДомашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностейФГОС
Раздел 5. Использование инновационных технологий.Технология проектной деятельности (на уроках русского языка проекты по краеведению «Вологодские словечки», «Наша речь», «Тематические группы говора Миньковского сельского поселения» и др.; на уроках литературы проекты «Мой любимый писатель», «Писатели-вологжане» и др.)Информационные технологии (во внеурочной деятельности и на уроках каждую неделю)Исследовательская деятельность Технология проблемного обученияИгровые технологииОбучение в сотрудничествеРезультат педагога Марковой Н.А.: используются все вышеназванные образовательные технологии.
Раздел 6.Самообразование педагога.Самообразование педагога должно происходить постоянно, чтобы быть в курсе всех изменений , происходящих в системе образования.Виды работы по самообразованию: выбор темы , определение периода, в течение которого педагог должен над ней работать, разработка материала, выступление на педагогическом совете или методическом объединении; участие в вебинарах, семинарах и др.Результат педагога Марковой Н.А.: темы по самообразованию «ИКТ в преподавании иностранного языка», «ИКТ в преподавании русского языка и литературы в условиях введения ФГОС», участие в семинаре «Преподавание русского языка и литературы в условиях введения ФГОС на примере использования УМК «Алгоритм успеха».
Раздел 7. Участие в работе методического объединения Методическое объединение учителей –предметников является оптимальным вариантом для обмена опытом , трансляции педагогических достижений, методической деятельности.Виды деятельности педагогов на методическом объединении учителей русского языка и литературы: Открытые урокиСеминарыКруглые столыОбмен опытомВыступления Проверка работ обучающихсяДругие виды работыРезультат педагога Марковой Н.А.: открытые уроки на районном уровне по русскому языку, английскому языку; неоднократные выступления на заседаниях методического объединения, обмен опытом, проверка работ обучающихся и др.
Раздел 8. Участие в профессиональных конкурсахДля профессионального роста педагога очень важно транслировать свой опыт, что поможет при прохождении процедуры аттестации. Виды конкурсов разнообразны:«Учитель года»Конкурсы методических разработокКонкурсы в сетевых сообществахРЕЗУЛЬТАТ педагога Марковой Н.А.: «Учитель года-2002» (участие), Диплом 1 степени областного заочного конкурса «Методическое обеспечение процесса этнокультурного образования в образовательных учреждениях Вологодской области» (2014 год); Публикация статьи «Организация работы диалектологического библиотечного формирования» в областном сборнике «В помощь библиотекам» (2011 год); Участие в конкурсе методических разработок «Мой лучший урок» (2011 год) (сертификат участника); Диплом победителя открытого публичного фотоконкурса «Лица Великой Победы» (2016 год);Диплом лауреата районного конкурса «Использование электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе» (2015 год); Диплом участника районной выставки методических материалов «Инновационная деятельность в образовательном учреждении» (2006 год);Диплом участника конкурса методических разработок внеурочного мероприятия по безопасности дорожного движения (2016 год);Диплом за 2 место в международном педагогическом конкурсе «Лучшая презентация к занятию» (2016 год);Диплом за 3 место в международном конкурсе «Лучший конспект занятия» (2016 год);Сертификат участника областного конкурса «Безопасность на воде» (2016 год);Участие в областном заочном конкурсе « За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности».(2012 год), другие благодарственные письма и грамоты ( см. Портфолио педагога)
Раздел 9.Участие в различных конкурсах совместно с обучающимисяАктивный педагог обязан вовлекать обучающихся в различные виды деятельности, в том числе и привлекать к участию в различных конкурсах.РЕЗУЛЬТАТ педагога Марковой Н.А.:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Виды конкурсовУровень РезультатОлимпиады по русскому языку, 4 классрайонный1 место (2012 год)3 место ( 2014 год)2 место (2015 год)3 место (2015 год) Творческие конкурсы, конкурсы исследовательских работ областнойПобедители областныхконкурсов – 2Призёры – 5Участники - 7Творческие конкурсы, конкурсы исследовательских работ районныйПобедители районных конкурсов – 13Призёры – 25Участники - 40
Раздел 10.Разработка цифровых образовательных ресурсов, публикация в сети ИнтернетОчень удобным и современным способом распространения педагогического опыта , методических материалов, достижений обучающихся, а также цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) является сеть Интернет. Существует несколько сетевых сообществ учителей –предметников, вступив в которые можно публиковать свои материалы.РЕЗУЛЬТАТ педагога Марковой Н.А.: разработка собственных ЦОР, публикация, участие в сетевом сообществе учителей OPENCLASS.RU
Раздел 11. Создание электронного портфолио.Электронное портфолио – это совокупность работ педагога, собранных с применением электронных средств и носителей, представленных либо на цифровом носителе информации (CD/DVD Disk), так называемое e-portfolio, либо в виде web-сайта, то есть online- portfolio. Создание электронного портфолио связано с возможностью представления большого объема информации, компактного ее хранения, возможностью мультимедийного представления (одновременное использование текста, графики, звука и видео), возможность визуализации различных объектов (графики, схемы, таблицы, диаграммы), возможностью создания четкой структуры с использованием гиперссылок, возможностью внесения оперативных изменений.РЕЗУЛЬТАТ педагога Марковой Н.А.: имеется собственный сайт, на котором создано электронное портфолио.
Итоги, выводы по проделанной работеДеятельность педагогов сельской школы в условиях введения ФГОС ОО невозможна без чёткого плана действий в этот непростой период.При реализация плана-графика очень важно наличие материально-технического оснащения учебного кабинета педагога в образовательной организации.Очень важным фактором успешной работы является наличие методического сопровождения процесса реализации ФГОС ОО в школах .Своевременно вносимые коррективы в план помогут педагогу достичь нужной цели.УСПЕХОВ ВАМ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!