презентация технология проведения дебатов


Упражнение «Цепочка» (у каждого из участников есть 4 варианта действий):  1. Представить новый аргумент к теме (либо за, либо против) 2. Критический ответ на аргументы, представленные другими участниками (очень важно, чтобы участники резюмировали аргумент, на который они хотят ответить). 3.Предоставить новую поддержку аргумента, который был предоставлен другими участниками или предложить поддержку для критического ответа. 4. Задать вопрос к участникам, который бы раскрыл слабые стороны их рассуждений. Портрет будущего выпускника школы — гражданина России 2020 года Компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решенииКреативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизниРазделяющий ценности безопасного и здорового образа жизниУважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результатаОсознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность Формирование базовых компетентностей современного человека Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность) Деятельностный подход В основе стандартов второго поколения Системно-деятельностный подход. Обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от: определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов; стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования; индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты ЗНАНИЯПОНИМАНИЕПРИМЕНЕНИЕ УРОВНИ РЕЗУЛЬТАТОВ Образовательная технология «Дебаты» способствует расширению общекультурного кругозора, развитию интереса к учебе, созданию устойчивой мотивации обучения, так как достигается личностная значимость учебного материала для учащихся, наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого материала. Дебаты – форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в котором осуществляется обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. «Дебаты» дают возможность: развить умение анализировать и сопоставлять различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств; сконцентрироваться на сути проблемы;развить процессуальные навыки: умение извлекать и обрабатывать информацию, пользоваться библиотеками, конспектировать тексты и др.;овладеть навыками культуры дискуссии: умение слышать доводы оппонентов, корректное использование языка невербального общения (мимика, жесты, интонация);научиться четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;принимать различные точки зрения, отличные от собственных. Дебаты можно отнести к игровым технологиям и выделить все элементы игровой технологии: Роли, взятые на себя играющими: роли спикеров, функции которых определены правилами игры. За их выполнением следит судья.Игровые действия как способ реализации ролей: речи спикеров утверждающей и отрицающей команды, в которых они доказывают или опровергают истинность утверждения, являющегося темой дебатов.Сюжет: определяется темой дебатов и стратегией игрыРеальные отношения между партнерами: командная игра, тренировочный процесс. Дебаты в образовательном процессе рассматриваются: как педагогическая технология; как форма организации учебного процесса как учебно-поисковая, исследовательская, творческая деятельность.как часть учебного плана школы, то есть как специальный (факультативный) курс.как форма организации внеучебной деятельности (например, научно-исследовательской, воспитательной и т.д.). В основе дебатов лежит тезис (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Структура дебатов Тезис (основная мысль, идея)Раскрытие, объяснение данной идеиДоказательство (обоснование и рассуждение) на основе фактов: цитат, аксиом, законов науки Смысл дебатов - склонить судей и зрителей к своей точке зрения (но не противоположную команду). Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников. Аргумент - это основание или довод, приводимый для доказательства тезиса. аргументы аргументация (от лат. argumentatio — суждение). Аргументация — это способ убеждения кого-либо посредством значимых логических доводов. В ходе аргументации формируется предварительное мнение и партнерами занимается определенная позиция, которая может быть в процессе протекания аргументирования: 1) модифицирована; 2) закреплена; 3) заменена новой Рабочий лист: стратегия исследования Тема:Позиция (утверждение или отрицание)Предварительные сведения:Возможные определения:1.2.3.Возможные критерии:1.2.3.Возможные причины утверждения или отрицания:1.2.3.4.5.Поисковые термины: Информационная таблица ТемаИсточники : ИнформацияЭнциклопедии:1.2.Книги1.2.Видеофильмы1.2.Справочники1.2.ПериодическиеИздания1.2. Дебаты как педагогическая технология Дебаты в учебном процессе выступают в следующих формах:-          как форма урока,-          как элемент урока (актуализация знаний, организация самостоятельной работы, систематизация, закрепление учебного материала, обеспечение «обратной связи»),-          как форма реферата,-          как форма аттестации ученика Дебаты позволяют решать следующие задачи обучающие, так как способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми ЗУН;развивающие, так как способствуют развитию интеллектуальных, творческих способностей, развивают логику, критическое мышление;воспитательные, так как способствуют формированию культуры спора, терпимости, плюрализму;коммуникативные, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении. В зависимости от поставленных целей и задач Дебаты на уроках могут приобретать различные формы: 1.      Классические Дебаты.Это Дебаты, в которых участвуют две команды по три человека, а остальные являются рецензентами или судьями. Задействовать каждого ученика в таких Дебатах очень трудно, поэтому этот тип Дебатов имеет довольно ограниченное применение на уроках.2.      Экспресс – Дебаты.Это Дебаты, в которых фаза подготовки сведена к минимуму. Она осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот формат можно рассматривать, как элемент «обратной связи», закрепление учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности.3.      Модифицированные Дебаты.Это использование отдельных элементов формата Дебатов, или Дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил:-          сокращен регламент выступлений,-          увеличивается число игроков в командах,-          допускаются вопросы из аудитории,-          возможность обращаться к аудитории во время тайм-аутов,-          создается группа, которая по результатам игры должна выработать компромиссное решение,-          появляется ведущий игры – учитель. Упражнения,которые можно использовать во время подготовки к Дебатам 1.      Подобрать как можно больше глаголов или прилагательных к определенному существительному.2.      Придумать обыкновенную ситуацию. И как можно больше подобрать причин ее происхождения.3.      Игра «Хорошо – плохо». По очереди произносят объяснения причин, почему это хорошо или плохо.4.      Задавать вопрос, на который предполагается однозначный ответ. Однако на него надо ответить так: «Да, но все равно …» (и придумать какую-либо причину).5.      Один читает минутную речь на любую тему, второй задает ему по этой речи вопросы, а отвечает на них третий.6.      Написать сиквейн на любую тему.7.      Поработать по фрейму. Фрейм – каркас (описание некоторых характеристик).8.      Группы по 2-3 человека, по кругу сказать человеку, что вам в нем нравится. А он в ответ должен сказать: «Спасибо, а еще я….» (и сказать что-нибудь хорошее про себя).  Условия игры : в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента. Участники Команды. Команда состоит из 3 человек, которых принято называть спикерами. На протяжении игры команды представляют и отстаивают свою позицию, отвечая на вопросы. Судейская коллегия. Судейство осуществляется на основе следующих критериев: содержательность аргументов, правильность тезисов, достоверность фактов, умение задавать вопросы, красноречивость, скорость и громкость изложения информации, жестикуляция, дикция, зрительный контакт, соблюдение регламента, наличие речевых ошибок, избыточное цитирование, излишняя агрессивность и т.д. Таймкипер. Следит за соблюдением регламента и правил игры. Основные элементы дебатов Тема. Определение терминов и понятий.Система аргументации. Поддержка и доказательства. Перекрестные вопросы. Решение судей. Тема Тема выражена повествовательным (положительным) предложением; Тема выражена четко и ясно (нужно избегать неоднозначных слов и фраз);Тема носит нейтральный характер (следует избегать предвзятых терминов).Затрагивает значимые проблемы.Представляет интерес (должна быть актуальной)Пригодна для вынесения на дебаты (допускает различные и равновесные точки зрения). Несколько примеров опробованных и проверенных тем: Школьники должны в обязательном порядке проходить тест на употребление наркотиков. Мобильные телефоны должны быть запрещены в школах. Правительство не должны вести переговоры с террористамиПраво наций на самоопределение важнее территориальной целостности государстваГолосование на выборах должно быть обязательнымПрава животных должны быть расширены I . Подготовка к игре При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна: провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы; быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов; иметь четкую формулировку; стимулировать исследовательскую работу; иметь положительную формулировку для утверждающей стороны. При подготовке и проведении дебатов деятельность учащихся организуется по следующим направлениям: Самостоятельный поиск литературыПредставление материалов в определенном структурном видеРабота с источниками информации, обработка его по определенным правиламРабота в командеФормирование собственного отношения к проблемеЗащита собственного мнения. структура подготовительного этапа Работа с информацией по теме: активизация знаний учащихся (мозговой штурм); поиск информации с использованием различных источников; систематизация полученного материала; составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д. II. Игра Суть дебатов - убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными. Форма дебатов У1 — первый спикер команды утверждения; О1 — первый спикер команды отрицания и т. д. В дебатах спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье, что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация своей позиции спикерами утверждающей стороны имеет недостатки. Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают. Регламент «Дебатов» Действие Время Выступление У1 6 минут Вопросы ОЗ к У1 3 минуты Выступление 01 6 минут Вопросы УЗ к 01 3 минуты Выступление У2 5 минут Вопросы 01 к У 2 3 минуты Выступление 02 5 минут Вопросы У1 к 02 3 минуты Выступление УЗ 5 минут Выступление 03 5 минут Роли спикеров Спикер У1: представление команды; формулировка темы, актуальность; определение ключевых понятий, входящих в тему; выдвижение критерия (ценность или цель команды); представление кейса утверждающей стороны; заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...). Спикер О1: представление команды; формулировка тезиса отрицания; принятие определений ключевых понятий; атака или принятие критерия оппонентов; опровержение позиции утверждения; представление кейса отрицающей стороны. три типа выступлений (речи спикера): Конструктивная речь : У1, О1 В этих речах представляются и выдвигаются аргументы. Утверждающая сторона дает первичное представление кейса, которое обусловит структуру всего раунда. Отрицающая сторона вступает в противоречие с утверждающей и представляет свой кейс. В этих двух речах должны быть представлены все аргументы.   Опровергающая (развивающая) речь: У2, О2. В этих речах опровергают аргументы и восстанавливают свою систему аргументов после "атаки" оппонентов. Здесь важную роль играют детали, важно ответить на все аргументы оппонентов и прокомментировать, насколько эффективно они подтверждают или опровергают тему. В этих речах не допускаются новые аргументы. Участники должны развить существующие аргументы с помощью доказательств и рассуждений.  Заключительная речь (подведение итогов): У3, О3. В этих речах должно быть обращено внимание на основные противоречия позиций. Эти речи как бы подводят итоги дебатам. Для этого У3 и О3 должныпредставить себе, что они как бы рассказывают своим друзьям о том, как проходили дебаты и в чем их сильные стороны и почему победа за ними. В этой речи не должно быть новых аргументов. Построение сюжета доказательств по теме дебатов   При подготовке обе стороны должны ответить на вопросы: почему мы соглашаемся с темой?какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание)темы? какие основные проблемы содержит тема, и какие примеры можнопривести? какие вопросы возникают в связи с этой темой?каковы могут быть опровергающие аргументы? Сюжет доказательств выстраивается по следующему алгоритму: приветствие слушателей;представление команды и самого себя;вступление (обоснование актуальности темы);определение понятий (дефиниций) темы;выдвижение критерия;аргументация;заключение;благодарность за внимание. Создание аргумента  Тема:Сторона:Утверждение: (причина, по которой вы соглашаетесь или не соглашаетесь с темой)Объяснение: (подробно объясните причину)Обоснование: (содержит доказательства, обычно на карточке)Заключение: (вновь подтвердите ваше первоначальное требование или причину)Для доказательства аргументов требуются продуманные и хорошо обоснованные рассуждения, основанные на фактах, примерах, цитатах, которые помогут убедить аудиторию и судей. При подготовке к дебатам важно уделить особое внимание сбору и организации информации по теме, то есть созданию “банка данных”. Отрицающая сторона Первый уровень «атаки»: опровержение определений темы или определений (представить причины, по которым определения отрицающей стороны считаются некорректными; дать альтернативные определения понятий)Второй уровень «атаки»: опровержение критерия (критерий не помогает раскрыть тему; критерий нечетко сформулирован; выдвижение критерия необоснованно; критерий не является оптимальной целью)Третий уровень «атаки»: опровержение аргументов (аргументы могут не соответствовать теме или критерию, выдвинутому утверждающей стороной; отрицающая сторона представляет аргументы, которые «перевешивают» аргументы утверждающей стороны, аргументы могут быть противоречивы или непоследовательны)Четвертый уровень «атаки»: доказательства и поддержка (аргументы не подтверждены убедительным доказательством; аргументы или доказательства могут быть опровергнуты более убедительно) Перекрестные вопросы Умение формулировать точные, а главное продуктивные, полезные вопросы - одно из важнейших умений участников дебатовВерно поставленный вопрос дает возможность: уточнить точку зрения оппонента; получить от оппонента дополнительные сведения;лучше понять его отношение к обсуждаемой проблеме;снизить значение аргументов оппонента;обнаружить пробелы в логической цепочке рассуждений оппонента, то есть в стратегии противоположной команды; подготовить опровержение своей команды, то есть наметить стра­тегическую линию опровержения. Классификация вопросов По логической структуре вопросы бывают: уточняющие (закрытые) и восполняющие (открытые). По составу и уточняющие, и восполняющие вопросы бывают а) простые (не могут быть расчленены, не включают в себя другие вопросы) и б) сложные (можно разбить на два или несколько простых).По форме вопросы могут быть: а) логически корректными (правильно поставленными) и б) логически некорректными (неправильно поставленными). По характеру вопросы могут быть: а) благожелательными, б) нейтральными, в) неблагожелательными (враждебными, провокационными). Риторический вопрос III. Анализ игры После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности. Для обсуждения дебатов могут быть предложены следующие задания и вопросы:Оцените активность каждого из участников дебатов. Чьи выступления вам понравились? Почему? Какие выступления запомнились больше всего? Чем? Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь? Почему некоторые учащиеся не принимали активного участия в дебатах? Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.). Достигнута ли главная цель дебатов? Принципы дебатов 1)Уважение. 2) Честность. 3) Проигравших нет. Этика дебатера: •  при обсуждении сторон дебатеры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов; •  дебатеры должны спорить в дружественной манере; •  язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим; •  дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Дебатеры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения; •  дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов. Плюсы дебатов Ученик вовлекается в познавательную деятельность, учится четко формулировать вопрос, выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения.Учащиеся учатся принимать на себя ответственность.Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов. Минусы дебатов Ход дебатов трудно прогнозировать, легко можно перейти в «к обмену глупостями».:Выход: необходима хорошая заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога. Несколько учеников могут завладеть спором, обменом мнений, а остальные в этом случае будут молчать.Выход: вовлечение как можно широкого круга учащихся Ключевые компетентности готовность к разрешению проблем;готовность к использованию информационных ресурсов;готовность к самообразованию;готовность к социальному взаимодействию;коммуникативная компетентность. ПОПС-ФОРМУЛА аргумента:П — позиция (в чем заключается ваша точка зрения)… я считаю, что...О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции)... потому, что...П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод)... например,...С — следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции)... поэтому... Тема: Образование ведет к счастью Спасибо за внимание!Котиков Олег Александрович,заведующий отделом духовно-нравственного воспитания ТОИПКРОole74@yandex.ruс.89039150539