Макетное конструирование из природного материала в рамках проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста


Макетное конструирование из природных материалов в рамках проектной деятельности.Ахмадеева Н.В.Воспитатель МБДОУ №328 Моя педагогическая инициатива направлена на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством макетногоконструирования в рамках проектной деятельности.Почему мной было выбрано именно это направление? Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных фактора: - играющий с детьми взрослый-партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжетосложения) как более сложного способа построения игры. - предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задействованного в ней взрослого.Поэтому организация самодельной макетной игровой среды является значимым компонентом проводимой мной работы .Я разработала собственный вариант развивающей среды. К элементам такой среды отнесены макеты, сделанные своими руками:- макет, сделанный своими руками – знак, наводящий детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется сборка игровых замыслов в общем сюжетном движении.   Созданные своими руками игровые макеты обладают следующими качествамиМакеты могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, что способствует развитию творчества, воображения, развитию функций мышления и др.Возможностью применения макетов в совместной деятельности. Макеты могут использоваться одновременно группой детей ( в т.ч. с участием взрослого, как играющего партнера) и инициируют совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.Макеты несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом, формой и пр. Макеты, созданные своими руками представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов. Сюда относятся «Крепость-замок/дворец»,«Зоопарк»Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей. В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например «Дом для белого медведя», «Южный полюс», «Саванна». Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и фантастические события.Все предметы к макету сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (в основном это природный материал, в качестве дополнительного используется бумага, картон, проволока и другой бросовый материал).  Конструктивная деятельность ребёнка - сложный процесс: ребёнок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит.Дети старшего дошкольного возраста уже способны соотносить предметы и детали по форме, размеру, цвету, текстуре. Проверять на прочность, анализировать – каким образом расположить детали для достижения результата. Происходит осмысление как из отдельных частей получить целое и что целое состоит из деталей. Развивается пространственное восприятие, глазомер. Дети учатся пользоваться приемами наложения и приложения предметов один на другой, сравнивать их по величине.Кроме вышеперечисленных задач конструирование из природных материалов помогает еще и в экологическом воспитании – детей как можно раньше необходимо знакомить с природой и природными материалами, прививать любовь к ней. И сенсорное воспитание здесь очень важный компонент, ведь знания о природе усваиваются лучше, когда ребёнку предложат не просто посмотреть на объект природы (в нашем неживая природа), но ещё его потрогать, обследовать, выявить его свойства и признаки. Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к созданию макета-Придумывание новых сюжетов, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.Беседа после игры — выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.-Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.- Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов. Использование игровых макетов в предметно – развивающей среде отвечает принципу интеграции:  Например, макет «Зоопарк» предполагает интеграцию следующих образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Художественное творчество».Различные виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная и чтение. При макетном конструировании основной вид детской деятельности исследовательская.1. Проектирование макета детьми (схема, дизайн)2.Исследовательским путем выясняем, что необходимо для постройки:-Сравнение материалов по цвету, форме, размеру-Способы скрепления материалов для постройки определяются опытным путем, детям предложены – пластилин, мука, скрепки. Выясняют, что подходит например для скрепления камней.-В соответствии с разработанным предварительно проектом определяем количество материалов.3.В процессе создания макета дети обсуждают, выясняют, договариваются. Каждый ребенок находит максимально выгодные условия для возникновения коллективного делового общения.4. Обсуждение дополнительных материалов для игры-макета.( фигурки, декорирование и т.д) Позиция педагога в процессе создания макетасотрудничество взрослого и ребенка – - в процессе создания макета у взрослого нет необходимости диктовать условия процесса постройки, дети самостоятельно ставят цель и договариваются о методах её достижения. Воспитатель выступает как равноправный участник процесса Организация детской деятельности -Занятие-путешествие (на северный полюс, в зоопарк, в лес)- занятие экспериментирование (знакомство со свойствами природного материала – камни, вода песок и т.д.)- занятие - развлечение – (театрализованное или интегрированное с музыкальным занятием)- занятие - сказка (макет может быть сконструирован на основе сказок, мультиков) Организация детской деятельности Применение социоигрового метода - деление на команды, позволяет привлечь всех детей в процесс.:Команда архитекторовКоманда строителейТрудовой десант Образовательный процесс в ходе режимных моментов - занятие прогулка, необходимые материалы можно найти во время прогулки и приняться за конструирование макета прямо на улице, особенно актуальна данная форма деятельности в летний период. Дети не только собирают заинтересовавший их материал, но и обсуждают найденное, возможную область его применения. Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Именно проектная деятельность с использованием макетного конструирования поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Макет «Крепость» В рамках проекта «Взятие крепости» (защитники отечества) Макет «Шалаш» в рамках проекта «Лесное путешествие» Макет «Красноярские Столбы» Макет «Зоопарк» в рамках проекта «Роев ручей» В своей практике я чаще использую макетное конструирование из природного материала камни.Технология создания фигур очень простая - берутся камешки разные по величине и форме на них приклеивается кусочек пластилина, и таким образом камешки соединяются между собой, создавая образ.При создании образа, для его дополнения и завершения, а также для придания цвета можно использовать такой прием, как раскрашивание камнейДополнять созданные композиции можно не только природными материалами, но и такими предметами как бусины (напр. глазки у животных), цветная бумага (газон, бассейн), какая-либо крупа (напр. для выкладывания дорожек). Желаю успехов в работе!!!