Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине ЕН.01 Математика 050144 Дошкольное образование
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» Ямало-Ненецкого автономного округа
Методические рекомендации для обучающихся
по подготовке к зачету
по дисциплине ЕН.01 Математика
по специальности СПО
050144 Дошкольное образование
(углубленной подготовки)
2012г.
Разделы содержания
С.
Введение
1. Общие методические указания по организации деятельности обучающихся в период подготовки к дифференцированному зачету
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие оцениванию на дифференцированном зачете
3. Типовые задания для оценки освоения дисциплины
4. Условия организации и проведения дифференцированного зачета
5. Список рекомендуемой литературы
6. Список использованной литературы
Введение
Методические рекомендации для обучающихся по подготовке к дифференцированному зачету разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта, рабочей программы дисциплины ЕН.01 Математика по специальности СПО 050144 Дошкольное образование.
Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения обучающимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения дисциплины ЕН.01 Математика .
Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, он позволяет судить об общих достижениях обучающихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. А это, в свою очередь, будет способствовать формированию общих и профессиональных компетенций. При систематизации и обобщении знаний и умений обучающихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются и систематизируются интеллектуальные умения и навыки.
Итоговый контроль по дисциплине ЕН.01 Математика предусмотрен в виде дифференцированного зачета.
Дифференцированный зачет проводится с целью контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины ЕН.01 Математика по специальности СПО 050144 Дошкольное образование (углубленной подготовки) в соответствии с требованиями ФГОС.
Общие методические указания
по организации деятельности обучающихся
в период подготовки к дифференцированному зачету
Дифференцированный зачет осуществляется после успешного прохождения обучающимися полного комплекса текущего и промежуточного контроля.
Зачет проводится одновременно для всей учебной группы. Ответы предоставляются письменно. Количество вариантов задания для экзаменующихся равно числу студентов в группе.
Успешность сдачи дифференцированного зачета зависит от нескольких факторов. Основной из них – активность, системность и целенаправленность учебной деятельности в течение семестра. Это относится ко всем без исключения обучающимся. Следующий по важности фактор – выбор правильной методики подготовки.
Рекомендации для подготовки к зачету:
Обеспечьте дома удобное место для занятий.
Распределите материал для подготовки по количеству времени, оставшемуся до сдачи экзамена.
Определите для себя наиболее сложные вопросы и выделите время для возврата к ним в ходе подготовки.
Соблюдайте технику безопасности за персональным компьютером.
Приучайте себя контролировать режим подготовки, не допускайте перегрузок.
Делайте короткие перерывы, проводите гимнастику для глаз.
2. Результаты освоения учебной дисциплины подлежащие оцениванию на дифференцированном зачёте.
2.1. Учебная дисциплина способствует формированию следующих знаний и умений:
Таблица 2.1.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- применять математические методы для решения профессиональных задач;
- проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследований, представлять полученные данные графически;
- решать текстовые задачи, выполнять приближенные вычисления.
Практическая работа
Экспертная оценка выполнения самостоятельной работы
Наблюдение, анализ и оценка оптимальности метода решения задач
Тестирование
Практическая работа
Наблюдение и оценка во время проведения практических занятий
Экспертная оценка выполнения самостоятельной работы
Практическая работа
Наблюдение, анализ и оценка во время проведения практических занятий.
Экспертная оценка выполнения самостоятельной работы
Знания:
- основные понятия множества, величины и ее измерения, текстовой задачи и процесса ее решения, свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве;
- правила приближенных вычислений;
- методы математической статистики.
Тестирование
Анализ и оценка индивидуальных заданий
Экспертная оценка
3.Типовые задания для оценки освоения дисциплины
3.3. Ответы на вопросы билета
3.1.1 Инструкция для обучающегося
Выполните задания. Ответы должны быть полными.
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Выполните задание 1.
Вы можете воспользоваться учебно-методической, справочной литературой, имеющейся на специальном столе.
3. После выполнения задания 1 приступайте к следующему.
Первое задание носит теоретический характер. Ответ должен быть содержательным, логически связанным и обоснованным, понятийный аппарат темы должен быть раскрыт полностью.
Второе задание носит практический характер. Полное выполнение задания предполагает примеры заданий для детей, для освоения какого-либо математического понятия, с учетом возрастных особенностей детей.
Время выполнения экзаменационной работы – 1 час (45 минут).
3.3.2. Варианты заданий
Билет 1
1. Раскройте понятия: множество, элементы множества, операции над множествами. Перечислите способы задания множеств.
2. Придумайте задания для детей (возраст определите сами), в процессе выполнения которых они будут находить объединение, пересечение, дополнение множеств.
Билет 2
1. Раскройте понятия: множество, отношения между множествами.
2. Придумайте задания для детей (возраст определите сами), в процессе выполнения которых они будут устанавливать взаимно-однозначное соответствие между множествами.
Билет 3
1. Раскройте понятия: множество, разбиение множества на классы, соответствия между множествами.
2. Придумайте задания для детей (возраст определите сами), в процессе выполнения которых они будут выполнять: а) разбиение множества на классы; б) упорядочивание множества.
Билет 4
1. Раскройте понятия: величина, свойства однородных величин, измерение величин, длина, ее измерение, свойства.
2. Придумайте задания для детей (возраст определите сами), в процессе выполнения которых они будут выявлять свойства длины отрезка.
Билет 5
1. Раскройте понятия: величина, свойства однородных величин, измерение величин, площадь фигуры, ее измерение, свойства
2. Придумайте задания для детей (возраст определите сами), в процессе выполнения которых они будут выявлять свойства площади фигуры.
Билет 6
1. Раскройте понятия: величина, свойства однородных величин, измерение величин, объем, его измерение, свойства.
2. Придумайте задания для детей (возраст определите сами), в процессе выполнения которых они будут выявлять свойства объема тела.
Билет 7
1. Раскройте понятие геометрической фигуры на плоскости. Представьте виды величин, свойства величин.
2. Придумайте диалог с детьми (возраст определите сами), раскрывающий существенные свойства плоских геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника.
Билет 8
1. Раскройте понятие геометрической фигуры в пространстве, представьте их виды и свойства.
2. Придумайте игровые упражнения и диалоги к ним для детей (возраст определите сами) распознавание геометрических тел (шара, куба, цилиндра, конуса, призмы) и раскрытие их свойств.
Билет 9
1. Раскройте понятия: величина, свойства однородных величин, измерение величин, масса, ее измерение, свойства
2. Придумайте задания для детей (возраст определите сами), в процессе выполнения которых они будут выявлять свойства массы тела.
Билет 10
1. Раскройте понятия: величина, свойства однородных величин, измерение величин, длина, ее измерение, свойства.
2. Придумайте план обучения старших дошкольников измерению длины предмета (полосками).
Билет 11
1. Раскройте понятия: величина, свойства однородных величин, измерение величин, объем, его измерение, свойства.
2. Придумайте план обучения старших дошкольников измерению объема жидких или сыпучих веществ (стаканами).
Билет 12
1. Раскройте понятия: величина, свойства однородных величин, измерение величин, системы единых измерений.
2. Придумайте беседу с дошкольниками об общепринятых единицах измерений: метре, килограмме, литре.
Билет 13
1. Раскройте понятия: величина, свойства однородных величин, измерение величин. Назовите основные единицы системы единых измерений.
2. Приведите примеры старинных единиц измерений величин, встречающихся в быту и литературе. Расскажите об их происхождении и назовите их численное значение в единицах системы СИ.
Билет 14
1. Раскройте понятия: натуральные числа, свойства натурального ряда. Перечислите этапы развития понятия натурального числа.
2. Приведите примеры деятельности дошкольников в соответствии с историческими этапами развития понятия числа.
Билет 15
1. Раскройте понятия: натуральные числа, свойства натурального ряда, счет.
2. Назовите правила счета для ребенка в начальный период обучения и их изменения в последующем. Какие ошибки в счете, какими правилами вы предупреждаете?
Билет 16
1. Раскройте понятия: натурального числа, свойства натурального ряда. В чем заключается теоретико-множественный смысл натурального числа и нуля.
2. Придумайте диалог с дошкольниками для уточнения количественного и порядкового смысла числа.
Билет 17
1. Представьте натуральное число как результат измерения величины.
2. Придумайте беседу с дошкольниками о происхождении названий чисел второго десятка и круглых чисел в порядке ста.
Билет 18
1. Раскройте понятия: текстовая задача, ее структура. Представьте методы решения задач.
2. Придумайте простую текстовую задачу для дошкольников и раскройте работу над ней по всем этапам.
Билет 19
1. Раскройте понятие текстовая задача. Приведите основные этапы решения задач.
2. Придумайте составную текстовую задачу для дошкольников, решите ее различными методами и способами, предложите все возможные модели для ее решения.
Билет 20
1. Раскройте понятие математической модели. Приведите примеры моделирования в процессе решения задач.
2. Напишите диалог с ребенком (возраст определите сами), отражающий процесс решения конкретной задачи по этапам.
3.3.3 Критерии оценивания:
В критерии оценки уровня подготовки студента входят:
уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине;
умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
обоснованность, четкость, краткость и культура изложения ответа.
Уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Оценка "отлично" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание теоретического материала, умение использовать возрастные особенности детей для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение математической терминологией; анализ математического занятия в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы.
Оценка "хорошо" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание теоретического материала, умение анализировать математическое занятие, приводя необходимые примеры, учитывающие возрастные особенности детей; умение излагать материал последовательно и грамотно. В задании может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов.
Оценка "удовлетворительно" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения, без учета возрастных особенностей детей. Анализ математического занятия подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов.
Оценка "неудовлетворительно" ставится, если ответ обнаруживает незнание теоретического материала и неумение его анализировать, в ответе отсутствуют необходимые математические примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов.
4. Условия организации и проведения дифференцированного зачета
4.1. Условия проведения дифференцированного зачета
Дифференцированный зачет проводится одновременно для всей учебной группы. Ответы предоставляются письменно.
Количество вариантов задания для зачета равно числу студентов в группе.
Время выполнения задания – 1 час.
4.2. Оборудование: бумага, ручки, калькуляторы.
5. Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
Галушкина Ю.И., Марьямов А.Н. Конспект лекций по дискретной математике. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Гусев В.А., Мордкович А.Г., Математика: Справочные материалы: учебное пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2006.
Дадаян А.А., Математика, «Форум»-Инфра-М, 2005.
Омельченко, В.П., Курбатова, Э.В. Математика: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
Стойлова Л.П., Пышкало А.М., Основы начального курса математики: учебное пособие для учащихся педагогических училищ.- М.: Просвещение, 2008.
Стойлова Л.П., Математика. М., 2007.
Стойлова Л.П., Фрейлах Н.И., Теоретические основы формирования элементарных математических представлений: курс лекций для студентов дошкольных отделений педагогических колледжей и вузов.- М.: Московское городское педагогическое общество, 2008.
Дополнительная литература:
Архипов Г.И., Лекции по математическому анализу /Под ред. В.А. Садовничего. – М.: Высшая школа, 2008.
Богомолов Н.В, Практические занятия по математике. М., 2008.
Ерусалимский, Я.М., Дискретная математика: теория, задачи, приложения. - М: Вузовская книга, 2009.
Сайты в сети Интернет:
Онлайн библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vbbooks.ru.
Интернет университет информационных технологий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www.intuit.ru.
Компьютерные электронные книги [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.compebook.ru.
6. Список использованной литературы
Нормативная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности СПО 050144 Дошкольное образование (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ 05.11.2009г. № 530).
2. Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01 Математика по специальности СПО 050144 Дошкольное образование.
Основная литература:
Галушкина Ю.И., Марьямов А.Н., Конспект лекций по дискретной математике. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Воробьева, Г.Н., Данилова, А.Н., Практикум по вычислительной математике. – М.: Высшая математика, 2010.
Кочетков, Е.С., Смерчинская, С.О., Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.
Пехлецкий, И.Д. Математика, - М.: Академия, 2010.
Стойлова Л.П., Математика. М., 2007.
Стойлова Л.П., Фрейлах Н.И., Теоретические основы формирования элементарных математических представлений: курс лекций для студентов дошкольных отделений педагогических колледжей и вузов.- М.: Московское городское педагогическое общество, 2008.
Фрейлах Н.И., Математика для педагогических колледжей. - М.: ИД «Форум»-Инфра М, 2008.
Сайты в сети Интернет:
Онлайн библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vbbooks.ru.
Интернет университет информационных технологий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www.intuit.ru.
Компьютерные электронные книги [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.compebook.ru.
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 5Заголовок 815