Игровое мероприятие для детей младшего и среднего школьного возраста Обезьяна — Символ 2016 года


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
города Ростова-на-Дону «Детский эколого-биологический центр»
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по проведению игрового мероприятия для детей младшего и среднего школьного возраста
«Обезьяна - символ 2016 года».
Составитель: Ковалёва Л. П.
педагог ДЭБЦ.
г. Ростов –на -Дону
2015г.
Цель методической рекомендации: познакомить педагогов с интересными методами и формами при подготовке и проведении викторин в каникулярное время.
Пояснительная записка.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, воспитания и развития детей. Игры часто используются в педагогической практике на занятиях, как в основном, так и в дополнительном образовании. Применение игровых технологий многократно возрастает в каникулярное время, когда требуется сменить привычный ход занятий, разнообразить формы, методы, подходы на занятии.
Уровень обучения и воспитания школьников в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Для детей дошкольного, а также младшего и среднего школьного возраста игра является естественной и гуманной формой обучения, поэтому так эффективно и результативно её применение. Одной из самых любимых игр у детей является викторина.
Викторина-это вид игры в ответы на устные или письменные вопросы, объединенные какой-нибудь общей темой или из различных областей знаний. Викторина - это удовольствие, радость и развлечение для учащегося; и одновременно возможность проявить свою самостоятельность, «блеснуть» своими знаниями и умениями, показать свои коммуникативные способности. Участие детей в викторине способствует активизации познавательной деятельности, развитию творческого воображения, формирует такие качества как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Применение игровых форм занятий, таких как викторины, помогает закреплению и проверке полученных знаний; созданию благоприятной психологической атмосферы. Соревновательный компонент викторины привлекателен для детей и усиливает мотивацию для активного участия.
При проведении викторины на каникулах целесообразно включить в занятие небольшую подвижную игру, физкультминутку, физическую разминку. Правильно организованные подвижные игры благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии детей: они лучше воспринимают материал, внимательно слушают педагога.
Предлагаю вариант проведения новогоднего мероприятия «Новогодний калейдоскоп», который включает в себя несколько форм:
1). Вступительная беседа «Обезьяна - символ 2016 года» (5-7 мин.).
2). Подвижная игра «Палочка, остановись». (10-12 мин.).
3). Викторина об обезьянах.(30 мин.).
4). Физкультминутка (5-8 мин.).
5). Литературная викторина «Обезьяны в художественных произведениях» (8-10 мин.).
6). Подведение итогов. Награждение победителей.
Оформление: интерактивная доска (презентация с изображениями обезьян).
Задачи для педагогов:
-Обучающие: развитие познавательного интереса к миру животных.
-Воспитательные: формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме.
-Развивающие: развитие активности, ответственности, чувства коллективизма; формирование потребности в саморазвитии.
Содержание беседы.
Многие ожидают прихода Нового 2016 года, года Огненной обезьяны, поскольку верят, что со сменой покровительствующего знака меняются и жизни людей. Наступающий 2016 год, согласно Восточному календарю, будет годом Огненной ( Красной) обезьяны. Обезьяна по сути своей очень энергичное и динамичное животное. В 2016 году будут преуспевать в основном те, кто проявит упорство, настойчивость и будет чрезвычайно активным. Обезьяна позволит подвижным людям с хорошей хваткой и острым умом добиться высоких результатов в любой сфере деятельности. Обезьяна капризна, непредсказуема, вспыльчива. Хозяйка наступающего года ловка и азартна, легко идёт на риск и обо всем имеет собственное мнение. У Огненной обезьяны высокий интеллект, широкий кругозор, склонность к анализу, прекрасная память. В 2016 году обезьянам необходимо уделить внимание самообразованию и потренировать память. Вот этим мы с вами сейчас и займёмся.
Подвижная игра «Палочка, остановись».
Дети становятся в круг, педагог - в центр. Игра проходит в виде эстафеты : дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том, на какую тему будут слова, договариваются зараннее. Педагог предлагает зимние темы, например, «Погода зимой». Детям нужно подбирать слова о зимней погоде (морозная, снежная, ветренная, гололедица и т.д.). Ведущий начинает игру: дает палочку одному из ребят и предлагает назвать слово на заданную тему; тот говорит первое слово и передает палочку следующему участнику игры и т.д. Если играющий повторяет уже названное слово или долго не может подыскать нужное, ведущий говорит: «Стоп! Палочка, остановись»! И этот ребенок выходит из круга. (Возможные темы: новогодние карнавальные костюмы; зимние виды спорта).
Викторина «Что ты знаешь об обезьянах?»
№ Вопрос Ответы Правильный ответ
В переводе с латыни «приматы» означают «одни из первых». А кто ввёл это понятие в науку? а). Карл Линней в). Мендель
б). Чарльз Дарвин г). Павлов
(а)
Какая обезьяна существует? а). Мамуин в). Бабуин
б). Папуин г). Дедуин (в)
Какая обезьяна самая крупная в мире?
а). Бабуин в). Шимпанзе
б). Горилла г). Гиббон (б)
Какая из этих обезьян считается самым ближайшим родственником человека?
а). Орангутан в). Бабуин
б). Шимпанзе г). Горилла (б)
Каких из этих обезьян 2 вида: обыкновенные и карликовые?
а). Шимпанзе в). Гиббон
б). Горилла г). Орангутан (а)
Какая из этих обезьян не относится к человекообразным?
а). Мартышка в). Орангутанб). Горилла г).Шимпанзе (а)
Как зовётся обезьяна, имеющая красный зад?
а). Макака в). Ревун
б). Капуцин г). Тамарин
(а)
Как называется самый шумный примат?
а). Белуга в). Горлинка
б). Ревун г). Кашалот (б)
У какой обезьяны имеются шикарные гусарские усы?
а). Тамарин в). Мартышка
б). Гиббон г). Лемур (а)
На каких обезьянах учёными открыт фактор совместимости крови?
а). Макака-резус в). Гиббон
б). Капуцин г). Павиан (а)
Какой практичный головной убор дал название роду хохлатых обезьян?
(Капуцины). а). Капюшон в). Берет
б). Капор г). Панама (а)
Какая обезьяна примечательна тем, что имеет морду, напоминающую собачью? а). Павиан в). Ревун
б). Мартышка г). Орангутан (а)
Какие обезьяны считаются лучшими пловцами среди своих сородичей?
а). Макака-резус в). Павиан
б). Обезьяна-носач г). Ревун (б)
Что, по теории Дарвина, пришлось пройти обезьяне, прежде чем превратиться в человека?
а). Естественный отбор в). Конкурсный отбор
б). Искусственный отбор г). Огонь и медные трубы (а)
Люди продолжают спорить, существует ли снежный человек? А где живёт « снежная обезьяна»?
а). На небольшом острове Японии в). В воображении человека
б). В Антарктиде г). Высоко в горах (а)
Как переводится слово «орангутан»?
а). Лесной человек в). Волосатый человек
б). Снежный человек г). Морской дьявол (а)
Какого цвета орангутаны?
а). Черные в). Белые
б). Рыжие г). Красные (б)
Что у обезьяны принято называть пятой рукой?
а). Нос в). Хвост
б). Зубы г). Уши (в)
Сколько зубов у обезьян Старого Света?
а).32 в).52
б).12 г).8 (а)
Как правило, вожак обезьяньей стаи - самый здоровый и сильный «парень». В каком случае «его свергают с трона»? а). Его победил в бою другой
б). Он потерял один из клыков самец
в). Он уступил еду другому
г). Ему изменила «любимая жена» (б)
Физкультминутка.
Веселые мартышки. (Дети в круге).
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесем к виску.
Оттопырим ушки,
Хвостик-на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру три-
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Литературная викторина, посвященная обезьянам.
№ Вопрос Ответы Правильный ответ
Как звали обезьянку, о которой рассказал детям Эдуард Успенский?
а). Анжелика в). Анфиса
б). Агата г). Анюта (в)
Из какого кинофильма эта фраза: «В Бразилии так много диких обезьян»?
а). «12 стульев» в). «Кин-дза-дза»?
б). «Здравствуйте, я ваша тетя»
г). «Формула любви» (б)
Чем к старости стала слаба крыловская мартышка?
а). Ушами в). Ногами
б). Зубами г). Глазами (г)
Каким предметом безуспешно пыталась воспользоваться мартышка из басни Крылова?
а). Зеркалом в). Салфеткой
б). Очками г). Вилкой (б)
Как звали обезьянку, жившую у доктора Айболита?
а). Авва в). Кика
б). Чита г). Чичи (г)
Кто является автором рассказа, в котором обезьяна стащила у мальчика шляпу и забралась с ней на мачту корабля? а). А.П. Чехов в). Л. Н. Толстой
б). М.М. Зощенко г). А. Н. Куприн
(в)
Как звали обезьянку-подружку Пеппи Длинный Чулок из сказочной повести А. Линдгрен? а). Господин Вильсон б). Господин Вильс
(а)
К какому роду обезьян относится Рафики из мультфильма «Король лев»?
а). Горилла в). Мартышка
б). Мандрил г). Игрунка (б)
У какого русского поэта в годы учебы было прозвище «обезьяна»?
а). А. С. Пушкин в). Н. А. Некрасов
б). М. Ю. Лермонтов г). А. Кольцов (а)
Как называют совершенно бесполезную работу?
а). Мартышкин труд в). Макакина радость
б). Возня бабуинов г). Услуга гиббона (а)
Подведение итогов викторины, награждение победителей.
Список использованной литературы:
Акимушкин А.А. «Мир животных» М., 1989
«Большая энциклопедия природы для детей», М., 2004
Брем А. «Жизнь животных», М., 2002
Интернет – ресурсы.