Статья на тему Обеспечение и контроль за самостоятельной работой студентов как условия повышения качества образования
Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы студентов как одно из условий повышения качества образования
С.С.Чыртакпан мастер производственного обучения ГБПОУ с.Хову-Аксы РТ
В связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС СПО) третьего поколения, концепция базируется на необходимости организации самостоятельной работы студентов как фактора, безусловно определяющего условия формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников. Действительно, без устойчивых навыков к самостоятельному выполнению учебных заданий у выпускника вряд ли смогут сформироваться компетенции системно-деятельностного характера, социального взаимодействия, самоорганизации, самоуправления.
В настоящее время на первый план выдвигается задача формирования у специалистов способности к саморазвитию, творческой активности в принятии решений, широкая профессиональная ориентация. Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеклассное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [1]
Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, формированию технологической и коммуникативной компетенций, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Для организации самостоятельной работы необходимо выполнение следующих условий: готовность студентов к самостоятельной деятельности; мотив к получению знаний; наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала; система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы; консультационная помощь. Формы внеклассной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины и степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно-исследовательский характер
Самостоятельная работа студента предназначена не только для овладения конкретной дисциплиной, но и для формирования определенных навыков в учебной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации. Самостоятельная работа может выполняться как индивидуально, так и в группе, причем решение поставленных задач именно в группе очень важно, т.к. учит студента работать в коллективе, способствует его социализации и вовремя учебы и после завершения обучения.[2]
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов как одно из условий повышение качества образования. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы.
При планировании самостоятельной работы важно правильно определить его объем, чтобы не допустить перегрузки студентов внеклассными учебными заданиями, необходимо учитывать трудоемкость различных заданий, сложность, реальные возможности его выполнения. Соотношение совместной деятельности преподавателя и студента должно постепенно меняться. Преподаватель должен работать над тем, чтобы побуждать студента работать более самостоятельно. Эффективность выполнения внеклассной самостоятельной работы во многом зависит от четко сформулированной педагогом цели задания.
Самостоятельная работа, процесс не спонтанный, а особая система условий обучения четко организованная преподавателем, включающая в себя следующие этапы: входной контроль знаний, умений и навыков при начале изучения дисциплины, составление поэтапного плана самостоятельной работы по изучаемой дисциплине, с указанием конкретных дат предоставления результатов и доведение его до сведения студента, разработка и выдача заданий для самостоятельной работы, организация регулярных консультаций по выполнению заданий, например, за счет часов аудиторной самостоятельной работы или часов второй половины дня, самоконтроль и самооценка, осуществляемые студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям, итоговый контроль по дисциплине в форме зачета или экзамена[3]
Для проверки эффективности самостоятельной работы студента необходим ее контроль. К видам контроля можно отнести: устный опрос, письменные работы, контроль с помощью технических средств и информационных систем.
Каждый из данных видов выделяется по способу выявления формируемых компетенций: в процессе беседы преподавателя и студента; в процессе создания и проверки письменных материалов; путем использования компьютерных программ, приборов, установок и т.п.
К формам контроля самостоятельной работы относятся: собеседование, коллоквиум, тест, контрольная работа, зачет, экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен), лабораторная, расчетно-графическая и т.п. работа, эссе и иные творческие работы, реферат, отчет (по практике, научно-исследовательской работе студентов и т.п.), курсовая работа, выпускная квалификационная работа [3].
В заключение хотелось бы отметить, что самостоятельная работа является одним из важнейших составляющих учебного процесса, которая способствует повышению качества образования. Она способствует развитию творческой активности, повышению компетентности, совершенствованию мыслительных навыков, а также воспитывает личность будущего профессионала. Именно поэтому в государственных образовательных стандартах третьего поколения она становится главным резервом повышения эффективности подготовки выпускника, в связи с чем, выпускающие должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. Самостоятельная работа должна быть методически обеспечена со стороны преподавателя, должна им организовываться и контролироваться.
Литература
Агибова И.М., Куликова Т.А. Информационно-коммуникационная обучающая среда как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Гугина Е.В., Кузенков О.А., Организация самостоятельной работы студентов в Нижнегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тантыбаева Б.С. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы студентов URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Троянская С.Л. Савельева М.Г. Компетентностный подход к реализации самостоятельной работы студентов. Учебное пособие. – Ижевск, Изд-во УдГУ, 2013
Харитонова Е.В. Планирование, организация и контроль самостоятельной работы студентов URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15