Рефлексивный отчет по одному уроку из серии последовательных уроков по математике.
Рефлексивный отчет по одному уроку из серии последовательных уроков по математике.
«Урок, ты не думай, что
существуешь от звонка до звонка
ты может быть, совсем не кончаешься,
потому, что после звонка
мы покидаем тебя
с желанием встретиться вновь.
Ты отправляешь нас домой
с беспокойными мыслями»
Ш. А. Амонашвили.
Содержание Программы курсов третьего (базового) уровня АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», слушателем которой я являюсь, представлено в виде семи отдельных модулей, которые интегрируются в процесс преподавания и обучения. После первого этапа данной Программы «лицом к лицу», осмыслив все изученное, поняла, что учителю надо менять методы преподавания. Наконец взломан «железный занавес » традиционного обучения и что стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель. (руководство учителя , стр. 110). Каждый день тысячи учителей входят в класс и приступают к проведению уроков, и от того, какими будут эти уроки, какое состоится общение с детьми, зависит процесс преобразования школьной жизни: будет он торжествовать или тормозиться.
Я хочу обогатить учебный процесс новым опытом, новыми знаниями, быть открытой для новых идей. Мое движение вперед нужно и детям, и мне. Если я буду стоять на месте, то может произойти самое неприятное: не только детям, но и мне самой станет скучно и неинтересно в организованном мною учебном процессе.
На курсах я получила за один месяц практических знаний больше, чем за четыре года обучения в университете. Эти курсы натолкнули на поиск, самосовершенствование, и вручили мне в руки, как и многим другим учителям «золотые ключики» к сердцам детей. Свою задачу вижу в том, чтобы разбудить в учениках познавательный интерес, разжечь в них жажду знаний, увлечь школьной жизнью, где «учат жить», самостоятельно добывать знания и применять их вне класса. «Учебник должен стать для ребенка орудием труда и ребенок должен уметь читать не только книгу, но и живую жизнь» ( Ш. А. Амонашвили) . Организовать «учебные занятия, построенные на основе конструктивисткого преподавания, предоставляющие ученикам возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на стадии изучения» ( руководство учителя, стр 112).
Для внедрения и апробации ключевых идей Программы выбрала учеников 6 класса. В классе 5 учащихся: 3 мальчика и две девочки. При работе на уроках дети пассивны, не дружные, есть ребенок, которого исключают из игр и общения, что и послужило причиной того, что я выбрала именно этот класс и поставила перед собой цель «расшевелить» ребят, заинтересовать своим предметом, сдружить их и сплотить как коллектив.
Я задумалась над тем, как буду применять модули Программы, какие методы и формы работы необходимы для реализации всех модулей на уроке. Разработала краткосрочный план своего урока: «Линейные неравенства с одной переменной». Этот урок является первым из серии запланированных последовательных уроков. На данном уроке планировала сформировать у учащихся понятие о линейных неравенствах с одной переменной . Тема «Неравенства » учащимся знакома, так как изучалась в предыдущих классах и на предыдущих уроках. В начальных классах они сравнивали числа, буквенные выражения, на предыдущих уроках изучили свойства числовых неравенств, числовые промежутки, линейные уравнения.
Поэтому эту тему решила объяснить с опорой на знания, полученные ранее, опираясь на конструктивисткую теорию, «данная теория базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников» (Руководство для учителя, стр 110)
Следующий этап урока тренинг «Цветные ладони»: ведущий держит три «ладони» (синюю, красную, зеленую), вырезанные из цветного картона. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих разными способами. Варианты сигналов немного изменила, так как приближался наш национальный праздник Наурыз, один из вариантов приветствия заменила на обычай, принятый у казахов во время празднования- «кеуде согу» , все это вкупе , способствовала созданию атмосферы открытости и доброжелательности на уроке, а также сплочению коллектива. Во время этой вводной игры я увидела детей совсем другими, они оживились, активно выполняли задания, хотя одна ученица поначалу не хотела участвовать в игре, но потом все таки присоединилась . До курсов я не применяла ни тренинги, ни позитивные видеоролики, так как считала , что это отнимает время на уроке, теперь же поменяла свое мнение, поняв, что это мощные стратегии для привития моим ученикам не только нравственных качеств, но и сплочение группы, создание атмосферы открытости и доверия и, как следствие, повышение мотивации обучения .Затем сообща составили правила работы в группах и парах, и в течение всех последующих уроков постоянно придерживались их.
Для определения темы урока и уточнения целей урока, разделившись на группы с помощью карточек «х», «у», учащиеся собирали пазлы, на которых были записаны стихи-шутки о неравенствах, после чего, обсудив в группе, сообщили о том, чем будем заниматься сегодня на уроке.
У дракона Вырвиглаза
Было двадцать пять алмазов.
А у шейха Шалибаза
Было тридцать шесть алмазов.
День и ночь народ судачит,
Кто из них двоих богаче?
Состязались в поле чистом
Две команды футболистов –
Против лис играли лоси.
Счет пятнадцать – двадцать восемь!
Целый день бобер судил,
Кто же в матче победил?
(Шалибаз богаче, 36>25)- ответ первой группы
15
· 28, выиграли лоси- ответ второй группы.
Обе группы учащихся собирают пазлы со стихами – шутками.
Читают текст и ответ на вопрос записывают в виде неравенства.
Предположили, что раз записали неравенства, значит тема урока «Неравенства», но поразмыслив о том, что предыдущие уроки были по теме «Линейные уравнения» значит тема урока «Линейные неравенства».
Мне понравилось, что все ребята активно участвовали в работе , хотя затруднялись в грамотном формулировании своего ответа. Думаю, что если мы будем делать это систематически, то дети научатся правильно выражать свои мысли.
На следующем этапе урока «подготовка к восприятию нового материала» учащимся было дано задание записать выражения в виде неравенства и придумать свои примеры. Примеры: как запишите в виде неравенства: «Я задумала число меньшее десяти», «У меня сорок или около сорока тенге», « уровень реки поднялся в пределах: больше двух, но меньше трех метров»? Ребята, записав правильные ответы, наперебой начали приводить свои примеры. Меня порадовало, что даже «тихий» ученик Д. Ч включился активно в работу, составлял аналогичные задания: «На улице меньше 15 градусов», « у меня около 100 дисков» Такой вид работы не вызвал затруднений у учащихся, способствовал развитию критического мышления, побуждал к размышлениям, таким образом я смогла оценить степень понимания учащимися темы прошлого урока.
Работу над новой информацией проводила с помощью стратегии «Знаю - Хочу узнать - Узнал» . Дети, обсудив в парах, заполнили первые две колонки таблицы ЗХУ. (знаю, хочу узнать). Затем, прочитав индивидуально текст, используя стратегию «инсерт», ученики работали самостоятельно с учебником, делая заметки на полях: «знаю»-
·, «думал иначе» - , «новое» +, « хотел узнать что-то больше по данной теме» - ? . Это помогло им думать, осмыслить новую информацию, находить в тексте главное, существенное. Далее проводилась работа в группе: обсудив в группе, заполняли 3 колонку таблицы ЗХУ - «узнал» в тетради и на доске.
Заполняют первые две колонки таблицы ЗХУ, опираясь на знания, полученные ранее.
Затем, обе группы объединившись, работали над новой темой – вынесли на флипчарт то, что считали важным при изучении новой темы . Этот момент урока оказался самым шумным и интересным, ведь им предстояло защитить свой прект, а это было новым для них, так как это был первый урок из серии. . Бурное обсуждение вызвало выбор спикера, никто не хотел выполнять такую роль, возможно из-за не желания получить неудовлетворительную оценку, как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Затем решили выйти всей группой защищать свою работу, поставив меня в тупик, я не знала как среагировать и предложила выйти только одному ученику.
Работают в группе, защищают свой проект, оценивают спикера.
По завершении задания все же был выбран спикер. Меня удивило, что быть спикером вызвалась ученица со средним уровнем обученности - Ш.Н. Команда слушала, дополняла ответ, если это требовалось. После выступления команда оценила спикера с помощью формативного оценивания (большой палец руки), такой вид оценивания им очень понравился, сама же она отнеслась к своему выступлению критично, но после оценивания одноклассников приободрилась. Выполняя данное задание, учащиеся развивали навыки совместной работы, использовали различные техники работы с текстом, вели себя корректно по отношению друг к другу. Спикер при публичном выступлении в начале вел себя не совсем уверенно, но, почувствовав мою поддержку в виде формативного оценивания их деятельности, раскрыл свои способности. Радовало то, что в роли спикера вышла Наталья, ученица со средней учебной мотивацией , также она проявила себя в качестве лидера, направляя и организовывая группу. Меня порадовало, что смогла создать условия для проявления ее качеств, которые раньше не наблюдала. Анализируя данный вид работы в процессе его выполнения и после, сделала вывод: здесь совершила ошибку, предложив пойти только одному ученику, заметить которую мне помог мой коллега, слушатель данной Программы ( помогавший мне зафиксировать на фото и видео серии последовательных уроков ) . Когда просматривали фото и видео, он обратил мое внимание на то, что возможно надо было разрешить детям выйти первый раз вместе для защиты своего проекта.
Одним из качеств, необходимых современному ученику является умение критически мыслить. Само это понятие означает « мышление о мышлении» , когда на уроке создается ситуация, в которой в результате наблюдения и осмысления какой-либо информации анализа приходишь к принятию решения . И именно это показали дети при изучении новой темы на данном уроке. У истоков этого направления стоят известные ученые, такие , как Л. Выготский, Д. Дьюи, Ж. Пиаже. Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии их активного вовлечения в обсуждение, диалог и аргументацию. (Александер) . Эти идеи соответствуют конструктивисткой теории , которая позиционирует учеников в качестве активных участников процесса преподавания и обучения. (руководство учителя, стр 156,157).
На промежутке основной части урока использовала видеоролик «Елочка» для физминутки. Физминутка способствовала повышению работоспособности, активности учащихся. Помогла преодолеть усталость и сонливость. Детям понравилась физминутка в такой форме, так как раньше на уроках проводил физминутки физорг класса и чаще всего это были однотипные упражнения, приевшиеся и мне и детям.
Применить новые знания учащимся предложила при выполнении самостоятельной работы по вариантам: двое учащихся решали задания на закрытой части доски, для дальнейшей самопроверки и самооценивания с помощью стратегии «светофор». Следующее задание выполняли, затем обменивались тетрадями и проверяли работы друг друга.(взаимооценивание ). На данном этапе урока происходило осмысление нового материала. Выполняя задания , учащиеся продемонстрировали различную степень понимания темы урока. Камила, ученица с высокой учебной мотивацией, быстрее справлялась с заданиями, поэтому ей было дано задание составить тест по пройденной теме. ( работа с ТиО). Анализируя это задание в процессе его выполнения и после, можно сделать вывод: судя по самооцениванию материал ребята усвоили хорошо.
На мой взгляд ,наиболее эффективными методами оценивания учебной деятельности на уроке является оценивание и самооценивание. Ребята с большим удовольствием оценивают друг друга , было заметно, что данный вид работы им понравился. «Оценивание одноклассников играет очень важную роль, поскольку оно повышает уровень мотивации, позволяет ученикам общаться на своем языке, способствует принятию критики, повышает уверенность в себе в дискуссии с учителем, а также позволяет учителям отстраниться от процесса и просто наблюдать». (Блэк и др.,2003). Группа Реформы Оценивания (2002) определила этот момент таким образом: «учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать». (Руководство, стр.163) задания на дом давала дифференцированные
Итоги урока подводила с помощью листа самооценивания - в форме «открытого журнала», для которого разработали критерии в начале урока. Предложила ученикам вспомнить цель урока, оценить результат урока по достижению цели и по каждому заданию, заранее раздав им оценочные листы, предложила учащимся еще раз обратить внимание на таблицу ЗХУ и сравнить какие изменения произошли по сравнению с началом урока и с помощью формативного оценивания «светофор» оценить свои знания и настроение.
При планировании урока использовала модули Программы , которые способствовали развитию у учащихся универсальных способов деятельности, опыта творческой деятельности, коммуникабельности.
По окончании урока учащиеся высказали свои мнения: понравился тренинг «цветные ладони», необычная физминутка, работа в группе, ,свободно передвигаться по кабинету, что переживали друг за друга, больше стали говорить, все поняли новый материал, сами создали наглядное пособие, которое попросили оставить как подсказку. Один ученик сказал: «Свое -лучше, чем готовые плакаты или слайды. Мы так лучше запоминаем». Урок им понравился, им было интересно.
Для меня лучшей формативной оценкой стал возглас учащегося: «как быстро пролетел урок» .
На протяжении урока я направляла , а не управляла. Иногда не сдерживалась, начинала сама подсказывать, не давая времени подумать. Что же получилось? Могу с уверенностью сказать , что ребятам на моем уроке было комфортно, они были активны, как никогда ранее , т.е. при традиционных методах обучения.
Теперь я понимаю и принимаю все ключевые идеи Программы. Чтобы вдохновиться и творить мне нужно в первую очередь любить свою профессию, верить в свои возможности и возможности детей..
Я в дальнейшем продолжу работу над внедрением семи модулей в обучение. Буду помогать ученикам овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, т.е. учить их учиться и учиться самой.
Использованная литература:
«Руководство для учителя», третий (базовый ) уровень, АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2012
«Единство цели», Ш. А. Амонашвили,
Задания для выполнения в период практики в школе, третий (базовый ) уровень, АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2012
Ресурсы первого этапа «Лицом к лицу», 3 неделя, день1.
5. «Формативное оценивание в начальной школе», Кыргызская академия образования, Бишкек,2012г
Мамунова Бакытжамал Темирбековна портфолио учителя 3-го уровня
6 группа
Г.Кокшетау 20.04.2015 отчет В2
8ђЗаголовок 2|ђЗаголовок 415