Курсовая работа Развитие личностных качеств учащихся начальной школы при организации внеурочной деятельности по краеведению
\s
Оглавление
Введение ___________________________________ 3
Глава 1.
Краеведение как один из факторов формирования гражданской идентичности. ________________________________________________ 5
Глава 2.
Обучение проектной деятельности младших школьников через средства краеведческой работы._______________________________________ 8
Глава 3
3.1Связь внеурочной деятельности по краеведению с другими учебными предметами. Опыт работы.___________________________________ 14
3.2Выводы.__________________________________________________ 21
Заключение.__________________________________________ 22
Список литературы.___________________________________ 24
Введение.
Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей - вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.
В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.
Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.
Для формирования гражданственности и патриотизма необходимо выполнить два основных условия:
Эмоциональное благополучие ребёнка в детстве. Оно возникает, если ребёнок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, детском саду, школе, в том месте, где он родился. Тогда и в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к своей семье, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой преданности, любви и уважения к своей стране.
Целенаправленное патриотическое воспитание, в результате которого патриотизм из ряда общественно значимых ценностей переходит в структуру личностно значимых ценностей человека и становится его устойчивым нравственным чувством. При организации патриотического воспитания важно использовать мощнейший потенциал дошкольного возраста для дальнейшего познавательного, эмоционального, волевого, нравственного развития ребёнка.
Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у младших школьников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живёт, а затем уже к большой Родине- России. Все эти сформированные чувства определяют качества личности. (3,с.4 )
Рассмотрим в данной работе, какие личностные качества приобретут младшие школьники во внеурочной деятельности по краеведению.
Цель : раскрыть во внеурочной деятельности по краеведению личностные качества учащихся начальной школы.
Объектом данного исследования является приобретённые личностные качества учащихся начальной школы при организации внеурочной деятельности.
Предметом данного исследования является внеурочная деятельность по краеведению.
Задачи:
- изучить теоретический материал по теме;
- рассмотреть различные формы и методы работы по краеведению;
- выявить связь краеведения с другими учебными предметами начального школьного обучения ( использование краеведческого материала на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии)
- пронаблюдать продолжение изучения тем учебных предметов во внеурочной деятельности по краеведению;
- раскрыть особенности проектно- исследовательской работы в начальной школе по краеведению.
- сделать анализ по теме и вывод.
Гипотеза: внеурочная деятельность по краеведению способствует развитию личностных качеств младших школьников.
Раздел 1.
Краеведение как один из факторов формирования гражданской идентичности.
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом «на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся». ФГОС начального общего образования ориентирован на становление таких личностных характеристик учащегося-выпускника, как: «любящий свой народ, свой край и свою Родину». Важным средством формирования гражданского потенциала является краеведческий компонент. «Малая родина, родной дом, истоки…» Каждый из нас задумывался над этими простыми и в то же время исключительно емкими, всеобъемлющими словами. Они всегда ассоциируются с уникальной природой нашего Воронежского края. Развивающий потенциал краеведения необычайно велик. Изучать свой родной край – не значит просто наблюдать явления, а необходимо осмысливать их. Нам нужно знать свой край не только потому, что это интересно, а потому, что знание родного края поможет изменить его облик, способствовать его развитию и процветанию.
В работе с учащимися по изучению родного края мной была определена цель: заложить основы гражданственности, т.е. осознанное принятие учеником понятий: «Отечество», «малая родина», «родная земля», «моя семья», «мой дом».
Воспитание гражданственности и патриотизма через краеведение – сложный процесс, который развивает познавательный интерес к окружающему миру, интеллектуальные, поисково-информационные умения в ходе изучения местного материала, воображение, эмоции ; формирует представления об историческом прошлом и настоящем нашего края и города; дает возможность осознания учащимися своей связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирования личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своей страны. В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны ученик осознаѐт вечные, непреходящие ценности человека: честность, справедливость, совестливость, уважение к старшему поколению, национальное достоинство.
Через краеведение создаѐтся органическое единство интересов личности, общества и государства. Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах об образовании Российской Федерации и Воронежской области:
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
-защита национальных, культурных и религиозных традиций;
-формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры;
-формирование приоритета общечеловеческих ценностей.
Краеведческий курс позволяет в комплексе изучить различные сферы общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Академик Лихачёв Д.С. писал: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем городе, районе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных педагогических задач нашего времени.
Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего - это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины».
Глава 2.
Обучение проектной деятельности младших школьников через средства краеведческой работы.
При правильном педагогическом построении краеведческой работы интегрируются на личность все основные стороны воспитания: патриотическое, трудовое, эстетическое, физическое и интеллектуальное. Краеведческая деятельность учащихся воздействует на формирование их личности, общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в нем, развивает основы правильных мировоззренческих взглядов, способствует становлению их активными участниками творческого обновления, преобразования и развития своей малой Родины.
Богатые возможности приобщения учащихся к краеведению открываются практически на всех уроках и во внеурочной деятельности, когда дети применяют на практике полученные знания. В своей работе я стремлюсь реализовать различные формы и методы краеведческой работы, в том числе активно использую метод проектов.
Метод проектов - это совместная деятельность учителя, как консультанта, и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Сегодня ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся. Проектная среда - это та среда, где каждый сможет себя проявить, самореализоваться. Грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач, для формирования и развития универсальных учебных действий. Развитие основ умения учиться определено Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения как одна из важнейших задач образования. Поэтому целью моей работы является формирование у младших школьников умений использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения – «научить учиться».
Для успешной работы над проектом ученик должен владеть навыками планирования собственной деятельности, определения ее целей и задач, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы.
Выделяют следующие этапы проектно-исследовательской деятельности (по Л.П. Виноградовой):
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
Определение целей и задач деятельности;
Поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных;
Подготовка проекта (сообщение, доклад, реферат, альбом, стенгазета, буклет, презентация);
Защита проекта. Коррекция.
Оценка деятельности. Рефлексия.
Для продуктивной проектной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность. Рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста преждевременно, поэтому роль учителя здесь особенно велика. В первом классе, когда у детей недостаточно развиты навыки письма, начинаю сформировывать элементы проектной деятельности на самом простейшем уровне. Например, с выставки рисунков с небольшим комментарием, фотографий; самодельных книжек, с собранными загадками, пословицами; поздравительных открыток (сделанных руками детей), листовок. Приступаю к проектной деятельности со второго класса, когда у детей данного возраста сформирован ряд коммуникативных умений и умственных действий. Я стараюсь выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно. Очень важно привлечь в союзники родителей. При этом не допускать, чтобы родители выполнили всю работу за них. Привлечение родителей, как полноправных участников проекта, решает вопрос о необходимости взаимодействия и сотрудничества семьи и школы.
Строить проектную деятельность необходимо с учетом психолого - возрастных особенностей детей, с помощью методов, соответствующих данному возрасту. Деятельность должна заинтересовать учащихся, усилить их природную любознательность и стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению.
Главные цели проектно-исследовательского метода состоят в следующем: заинтересовать обучающихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Целесообразно не навязывать детям темы исследования по краеведению,
пусть они возникают из вопросов самих детей при изучении каких-либо тем. Например, темы проектно-исследовательских работ: «Почему идёт дождь?», «Сколько звёзд на небе?», «Зачем поют птицы?», «Почему цветы красивые и душистые?» Предполагается, что каждый ученик изучает то, что для него интересно и значимо. Дети с большим интересом исследуют повадки и характер животных. Им интересны темы космоса, природные явления, традиции своей семьи, история своего имени . Конечно, работы детям помогают оформлять родители. Но всё равно дети – являются исследователями!
В своей практике занятия по воспитанию гражданственности младших школьников и реализации целей и задач краеведения провожу на кружке «Я – гражданин России». Изучая тему : «Родное село», решили оформить альбом по краеведению «Живые истоки нашей местности». Решение возникло на уроке литературное чтение во 2 классе по теме: «Устное народное творчество», где они знакомились с жанрами устного народного творчества : потешками, небылицами, народными песенками, считалками и т.д. Цели исследования: собрать для альбома местный фольклор с различными жанрами народного творчества.
Наметили план поиска информации:
- опросить родителей, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек; записать собранный материал;
-искать информацию в научной и художественной литературе школьной и сельской библиотеках, в справочниках;
- искать информацию в Острогожском историко –художественном музее им. И.Н.Крамского;
- искать информацию в газете «Острогожская жизнь»;
- искать информацию в школьном методическом уголке, в школьном архиве по теме: «Наш родной край».
Самый интересный материал оказался при опросе и беседах со старшим поколеним нашего села. Помогали записывать и печатать материал родители. Вот некоторые народные жанры произведений нашей местности.
Колыбельные песенки: Котык, котык, котына,
Баю, баю , баеньки, Спы маленькая дытына,
Прибежали заиньки, Скорее вырастай,
Лапками стучали, Мамочку докормляй
Колю забавляли. Хлибцем да кашкой, да простоквашкой.
Частушка:
Папа рыжий, мама рыжа –
Рыжий рыжую узяв,
И на рыженькой лошадке
Рыжий батюшка венчал.
( См. песню и стихотворение в приложении)
Дети научились различать виды устного народного творчества, придумывать свои потешки, небылицы, песенки.
При обобщении полученных данных ребята заметили, что местный говор звучит не на русском языке, а на украинском. Возник вопрос: почему в нашем селе говорят на украинском языке? Сразу появилось желание исследовать прошлое нашего села и дать ответы на вопросы:
Почему село называется Гнилое? В каком веке оно возникло? Почему местные жители говорят на украинском языке? Ребята искали информацию в интернете, в школьном архиве по теме « Краеведение», беседовали с местными жителями, посмотрели документально – историческую трилогию фильма «Пески». В эту исследовательскую работу присоединились ребята постарше, ученики 4 класса.
Сведения об образовании села нашли в школьном архиве по «Краеведению». Материал был исследован старшеклассниками, но всё равно младшие школьники считали себя исследователями. Ребята узнали, что поселение возникло в конце 17 века, вскоре после 1681 года- времени последнего прихода к Острогожску крупного отряда степных татар и калмыков.
Первыми поселенцами были казаки Острогожского казачьего полка, жившие до этого в пригородных слободах Пески и Новая Сотня. Переселились туда в первую очередь те казаки, которые ранее несли в этих местах караульную службу, косили сено. Это были украинские казаки.
Название село получило от находящегося рядом «гниловища». Так называли в старину место, где в результате открытых родников образовалось постоянное слякотное мокрое обширное место.
Был сделан вывод: в конце 17 века первыми поселенцами этих мест были казаки Острогожского казачьего полка.
Вот почему в нашей местности поют украинские песни, говорят, особенно старшее поколение «по -хохлятски». Сделали альбом «Живые истоки нашей местности». После этой проектно – исследовательской работы ребята 3 и 4 классов сами составляли вопросы для викторины по краеведению «Моя малая родина» и активно участвовали в ней.
Эффективность исследования технологии проектно- исследовательской деятельности в ведении краеведения запускает механизм саморазвития младших школьников.
Занятия, проведённые по программе кружка «Я – гражданин России» с использованием проектно-исследовательской технологией помогли достичь следующих результатов:
-возрос познавательный интерес учащихся;
- повысилась мотивация к учебной деятельности;
- совместная деятельность учащихся ускорила процесс сплочения коллектива;
- повысилась активность на занятиях, самостоятельность, коммуникативность; исчезла боязнь неправильного ответа.
Работа над исследованием с детьми младшего школьного возраста связана с определёнными трудностями:- низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;- ребята с трудом могут самостоятельно выбрать главную, значимую информацию;- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности.
Но все эти трудности незначительны по сравнению с приобретёнными в процессе работы универсальными учебными действиями. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с источниками информации. Они стали творчески мыслить и проявлять инициативу. Можно предположить, что проведённая в начальной школе работа с использованием проектно-исследовательской технологии, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.
Глава 3
Связь краеведения с другими образовательными предметами начального обучения.
Объектами краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Все это объекты разных наук, и, следовательно, при их изучении используются разные методы, присущие соответствующим областям знания. У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения – край. Понятие «край»- условное. Для детей младшего школьного возраста край - это поселок, район, республика, в которой они живут. Эффективность введения краеведения в начальных классах требует поиска путей интеграции учебного процесса, поиска точек соприкосновения нескольких предметов, таких как окружающий мир, чтение, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение. В содержании этих уроков, воспитывающих любовь к родной земле, присутствует народный дух, народная мудрость, любовь к родному селу, городу. И такой курс, который синтезировал и объединил все эти предметы - есть. Это предмет «Окружающий мир».
Программа «Окружающий мир» за 2- ой класс содержит тему раздела «Общение», где есть тема урока «Наша дружная семья». Ребята определяли свои семейные традиции, среди них были: поздравление друг друга с праздником, празднование Нового года и Рождества, совместная работа по дому, на огороде; чтение книг вслух по вечерам, семейный просмотр передач, путешествия по городам страны, походы, проведение семьёй досуга, помощь старшим и больным членам семьи.
На кружке во внеурочной деятельности продолжили тему: «Наша дружная семья».
Сделали выставку фотографий на тему « Семейные традиции». Даже недружные семьи, узнав о добрых семейных традициях, начали поздравлять друг друга с праздниками, вместе работать по дому, на огороде, ведь надо сделать фотографию, помочь своему ребёнку. После изучения этой темы, по моим наблюдениям, родители чаще стали отдыхать с детьми в парке, играть на детских площадках, запланировали путешествия с детьми на лето, экскурсии по музеям, памятным местам. Некоторые семьи, хорошо изучив традицию- чтение книг вслух по вечерам, узнав о её пользе для духовного развития детей и семьи в целом, стали её выполнять. Ведь столько интересного и поучительного в каждой хорошей книге! Добрый след от этого чудесного занятия остаётся на всю жизнь.
Была собрана папка из семейных рецептов кулинарии, сделаны слайд- фильмы: «Семейные традиции», «Оригинальные бутерброды». По предмету технология в 3 классе есть тема «Фруктовый завтрак». Фруктовый завтрак делали на уроке технологии, а технику приготовления оригинальных бутербродов для завтрака рассмотрели на кружке «Я – гражданин России» по теме «Семейные традиции». Дети сами (некоторые с родителями) сделали бутерброды, сфотографировали их и принесли на выставку. Был объявлен конкурс на лучший оригинальный бутерброд, победители награждены памятными сувенирами.
Ребята сами сделали вывод, что для поддержания добрых семейных традиций нужен и их вклад.
Дети поняли, что семья - самое близкое окружение человека. В любой семье очень важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции.
Усвоение краеведческого материала способствует совершенно иному взгляду на уроки окружающего мира, истории, литературы, изобразительного искусства; расширяется кругозор, развивается любознательность.
Детям нравится изучать тему : «Я и моя семья». Семья оказывает огромное воздействие на формирование духовных ценностей ребёнка. Доброта и любовь старших к детям учат детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
В тетрадях «Краеведение» (Л.А. Обухова, Н.С. Махина) они написали любимые семейные телепередачи, песни, игры, кулинарные блюда, занятия. Родители с удовольствием смотрели на свою семью, как бы со стороны, определили, чем она дружная, и определили, как можно семью сделать дружнее, сплочённее.
Дети сделали вывод: надо помогать друг другу в работе по дому, вместе проводить отдых, заботиться о старшем поколении, а особенно проявлять постоянную заботу о больных членах семьи.
Ребята заговорили о своих семьях с уважением, с любовью.
После занятий по краеведению на тему «Семья» на день Матери были написаны душевные сочинения о мамах, бабушках, сёстрах.
У детей формируется представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством. Формируется представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям.
Формируется представление о том, что настоящие сын и дочь не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Все эти качества формируются при изучении родословной своей семьи, семейных традиций, обычаев, семейных реликвий.
При изучении родословной семьи ребята искали информацию приёмами опроса и интервью, беседы с родителями и родственниками. Родители включились в эту деятельность и тоже заинтересовались, беседуя со своими родственниками, дедушками, бабушками.
Этот материал помог при подготовке к празднованию 70- летия Великой Победы. Родители вместе с детьми искали информацию об участниках Великой Отечественной войны. Нашли интересные факты, и многие пожалели о том, что начали эту работу поздно, мало расспросили своих родственников о том тяжёлом времени, ведь некоторые старики уже умерли. Их рассказы надо было записать на магнитофоны, снять на камеры. Ветеранов войны осталось мало, расспрашивали очевидцев военного времени.
Собранный материал об участниках Великой Отечественной войны поместили на сайт « Бессмертный полк» города Острогожска.
Дети старались как можно больше узнать о жизни не только своих прадедушек и прабабушек , их заинтересовала жизнь жителей нашего села Гнилое в далёкие военные годы. Тема: «Мой край в годы войны с фашистами» изучает события истории, жизни и деятельности героев Великой Отечественной войны, тружеников тыла, живших и живущих на территории села. Девочка , ученица 4 класса, пишет в своём сообщении : «Во время войны мой прадедушка Иван Кузьмич Никитенко и моя прабабушка Никитенко Раиса Александровна были ещё детьми. Жили они в годы войны очень тяжело: в постоянном страхе, голодали, много работали. А работали они в тылу, со всеми трудоспособными людьми ходили копать противотанковые рвы. Бабушке было четырнадцать лет, она старательно трудилась, понимая, что всё это делалось для победы над фашистскими захватчиками. Дедушке было тринадцать лет, и всё это нелёгкое время он работал в колхозе наравне со взрослыми. Честь и хвала тем, кто-то воевал на фронте, и тем, кто трудился в тылу!»
Дети стали гордиться своими предками, уважать их прошлое и заинтересовались их судьбами.
Ребята сами стали просить, чтобы для них организовывали в школе встречи с интересными людьми, стали приглашать очевидцев военных лет, записывали их рассказы на видеокамеру, собирали материал для школьного архива «Военных лет не смолкнет слава», вместе с родителями увеличили портреты участников войны, оформили их в рамки , написав краткие биографии. Взяли шефство над очевидцами Великой Отечественной войны. В настоящее время посещаем тружеников войны, помогаем им по хозяйству, дарим на праздники поделки, памятные открытки.
Ученик, открывающий для себя новые, неизвестные для себя стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первопроходцем. Незаметно в ходе обучения учащийся начинает расти как гражданин: приобретает такие качества, как национальная гордость.
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
При изучении темы «Семейная реликвия»( особо почитаемые, дорогие по воспоминаниям вещи) ученик 4 класса написал проект «Любимый наш патефон», в заключительной части «Любимый патефон служит до сих пор» он пишет:
«Самая разная звучит в нашей жизни музыка. И пусть сейчас мы, молодое поколение, слушаем совсем другую музыку, чем в прежние времена, но старые песни великолепного искусства наших лучших артистов, покоряющих своим талантом и мастерством слушателей во всём мире, учили последующие поколения красивой настоящей музыке.
Я сейчас включаю наш старенький патефон и слушаю эту музыку, эти старинные душевные песни. До сих пор наша семья танцует на семейных праздниках под частушки Марии Мордасовой. Мы бережём свою семейную реликвию - наш любимый патефон. Пусть его увидят и мои будущие дети, я им расскажу его историю, отдам коллекцию старых, старых пластинок. Пусть они изучают во всём богатстве и многообразии величайшие музыкальные творения. Ведь величайшие творения композиторов прошлого и современного обогащают духовную жизнь человечества, помогают строить общество «по законам красоты».
Эта работа позволяет укреплять родственные и семейные связи через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.
На 2-й год обучения кружка «Я- гражданин России» работаю над проблемой «Воспитание любви к Родине через русскую национальную культуру». Работа направлена на воспитание разносторонней, духовно богатой, нравственно убеждённой личности. В работе основываюсь на общечеловеческие ценности, такие, как любовь к земле, к дому, святой любви к матери, как источнику жизни, преклонение перед человеческим трудом, творчеством.
Ребятам 3-его класса по теме национальной культуры была дана исследовательская деятельность. Найти старинные предметы быта и труда в нашем селе Гнилое, выяснить, как они назывались и для чего использовались в быту.
Понравилось описание старинных предметов: рубеля, веретена, прялки, ткацкого станка.
Изучая предметы старины, у детей складывается представление, как жили их предки, чем занимались. Формируется гордость за свой народ, имеющий свою историю и культуру.
А сколько старинных предметов ещё предстоит изучить?
Эти предметы мы нашли в семейном музее жительницы нашего села Марченко Марии Васильевны. Ребята хотят узнать о каждом из этих старинных предметов. Исследование продолжается, они с интересом посещают кружок «Я- гражданин России» , где изучается краеведческая работа в школе.
Направления и формы внеурочной работы по краеведению разнообразные: фольклорные спектакли, викторины, КВНы, конкурсы, устные журналы, создание тематических альбомов, экскурсии, утренники, встречи с интересными людьми: свидетелями лет Великой Отечественной войны, выпускниками школы, мастерами народного промысла нашего села.
Экскурсии являются самой популярной формой внеклассной краеведческой работы. В летнее время с учениками школы делаем экскурсионные поездки по Воронежской области. Важной частью исторического краеведения является духовное краеведение. Любим посещать храмы и монастыри. Побывали в Костомаровском Спасском женском монастыре, в Дивногорском Успенском мужском монастыре, побывали и Задонских монастырях, недалеко от Воронежского края. Ребята заинтересовались духовной жизнью людей нашего края, памятниками религиозной культуры, святынями верующих людей, жизнью святых. Приобрели книги – фотоальбомы об истории и современной жизни монастырей. На этих экскурсиях ребята с родителями собрали много информации, в соответствии с темой и задачами экскурсии мы отбираем содержание иллюстративного, литературного материала для проведения уроков православия.
Сделали в школе конкурс фотографий «Край Воронежский Православный», затем приняли участие в 18 областном краеведческом конкурсе «Край Воронежский Православный», где работа ученицы 4 класса «Остановись на жизненном пути. Очисти душу молитвой.» , заняла 3 е место в группе «Школьники 7 -10лет, фотографии». На этих экскурсиях ребята с родителями ,собрали много информации, в соответствии с темой и задачами экскурсии мы отбираем содержание иллюстративного, литературного материала для проведения уроков православия.
Важная часть – подведение итогов экскурсий. Дети делятся впечатлениями об экскурсии в форме сочинений, рисунков, отчетов.
Выводы:
Анализируя проделанную внеурочную деятельность по краеведению, мы видим результаты: активное участие детей в исследовании родного края, участие в различных формах внеурочной деятельности, участие в районных и областных конкурсах по краеведению, где ребята заняли призовые места, проявление дальнейшего интереса к изучению родного края, желание преобразовать свой край.
Эти результаты указывают на постепенное становление личности.
Выпускник начальной школы будет иметь характеристику:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Внеурочная деятельность по краеведению развивает во всей своей полноте такие личностные качества учащихся начальной школы: чувство самоуважения, уважение членов своей семьи, эстетическое ,нравственное и практическое отношение к окружающей среде; любовь к своим родителям, дому, улице, соседям, друзьям, школе, природе, животным, городу – словом, любовь к своей необъятной неповторимой Родине.
Заключение.
Родной край, малая родина, то место, где появился на белый свет, сделал первые шаги, сказал первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное,- у каждого свое. Это понятие связывает человека с местом и людьми, близкими ему с рождения.
Все мы родом из детства. Все первые знания об окружающем мире начинаются оттуда, и все сердечные привязанности — тоже. У глагола «любить» не может быть повелительного наклонения, потому что в возникновении любви властно одно только сердце. Оно само выбирает, что любить, а что — призыв: «Люби и знай, свой край», - несостоятелен в первой своей части. Приказать знать можно, а вот приказать любить нельзя даже рабу.
Надо суметь так воздействовать на восприятие и чувства ребенка, чтобы любовь к родному краю сама возникла внутри его существа, как отклик на то доброе и родное, что связано с его малой родиной.
На краеведческих занятиях становится понятно, почему мы должны беречь природу и окружающую среду; сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений; беречь памятники истории и культуры; относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом.
Краеведение дает возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты - их историческое продолжение, значит ты - частица истории края, частица истории страны.
В творческих работах учащиеся пишут: «Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. Она гордится своими сыновьями, дочерьми, переживает за нас, приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. Любить Родину – значит охранять её, жить с ней одной жизнью».
Оглавление
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2011.
2.Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2010.
3.Обухова Л.А., Махина Н.С. Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы.
4. Рабочая тетрадь. Краеведение. 1часть, 2 часть, Л.А.Обухова, Н.С. Махина.
ВОИПКиПРО, Воронеж, 2011.
5. Ю.А. Савинков. Люби и знай родной край. Центр духовного возрождения Чернозёмного края. Воронеж,2008.
6. В.В. Васильев Это родина моя, Воронеж,2000.
7.А.Я.Данилюк. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников., Москва, «Просвещение», 2011.
8. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. – М.,2011.
9.Савенков А.В. Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебная литература, 2006.
10.Савенкова А.И. Психология исследовательского обучения. М., Академия, 2005.