Эстетическое воспитание в физкультурной и спортивной деятельности
Эстетическое воспитание в физкультурной и спортивной деятельности
Проблема сочетания и взаимодействия в человеке физического и духовного начал всегда привлекала пристальное внимание учёных. Особенно жаркие споры и дискуссии развернулись вокруг неё в последнее время: вскрытые факты деформации в духовной жизни и культуре общества во многих своих проявлениях не могут не волновать. Причины этого уходят в глубокие пласты общественного сознания. Важно определить реально существующие проблемы и противоречия как внутри самой физической культуры, так и в её взаимодействии с другими сферами жизни, найти такие пути её решения, которые позволили бы практически повлиять на предотвращение процесса физической деградации человека, прямо связанного с научно-техническим прогрессом, урбанизацией, гиподинамией, нервным перенапряжением, стрессами, дивиантным поведением.
Физическая культура может вносить значительно больший вклад в духовную жизнь, воспитание молодёжи, борьба с пьянством, курением, наркоманией, огромными трудовыми потерями, прямо связанными со слабой физической закалкой людей.
Это зависит от состояния материальной базы физической культуры (как в количественном, так и качественном отношении), от подготовки соответствующих специалистов, от отношения органов, учреждений и организаций здравоохранения к использованию средств физической культуры в профилактике заболеваний.
Можно со всей определённостью сказать, что сложившаяся в нашей стране, по сути однотипная, система форм занятий по физической культуре во многом устарела, слабо формирует потребность в физическом совершенствовании. Необходимо применять разнообразные формы организации физического воспитания учащихся с учётом их интересов, местных и национальных традиций, специализации учителей физической культуры, имеющейся материальной базы.
Поэтому нам, учителям физической культуры, необходимо качественно пересмотреть методику преподавания предмета физическая культура с учётом тех требований, которые выдвигает нам общество в формировании гармонично развитой, общественно активной личности, что проявляется, в частности, во влиянии физической культуры на культуру духовную.
Мы знаем, что на уроках физической культуры должно идти постоянное развитие ребёнка в физическом отношении. Рассматривая это физическое, не следует забывать о культурном развитии (недаром ведь и предмет называется «физическая культура»). Развивая двигательные качества, необходимо развивать и эстетический вкус, эстетическое чувство, давать знания в области медицины, лечебной физкультуры, что позволяет освоить сложные двигательные навыки. Если ребёнок не будет испытывать особых затруднений при освоении двигательных навыков (а так должно быть, если он будет владеть всем арсеналом знаний), то он будет хотеть двигаться, поскольку дети обладают высокой физической активностью. Соответственно будет сформирован мотив для занятий физической культурой, а значит, дети будут заниматься с удовольствием, будут стремиться к двигательной активности, что впоследствии скажется на общем здоровье как отдельно взятой личности, так и на оздоровлении всей нации в целом. Не оздоровление ли самая важная эстетическая ценность? Не это ли является основной задачей учителя физической культуры?
Взаимосвязь физического и эстетического воспитания.
Всестороннее развитие личности обеспечивается единством образования, профессионального обучения, нравственного, духовного, эстетического и физического воспитания.
Взаимосвязь физического и эстетического воспитания существует объективно, независимо от сознания человека. Кратко её можно охарактеризовать в следующих положениях:
1.Физическое воспитание, укрепляя здоровье, развивая человеческий организм, в том числе и его органы чувств, совершенствуя двигательную культуру, создаёт благоприятные предпосылки для эстетического воспитания, расширяет сферу эстетического воздействия на человека.
2.Эстетическое воспитание, облагораживая и возвышая духовный облик спортсменов, развивая у них стремление к физической красоте, к творческим проявлениям в двигательной деятельности, к эстетически оправданному поведению, повышает эффективность физического воспитания.
Основные задачи эстетического воспитания.
Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремиться создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в физической культуре и спорте. Из содержания эстетического отношения к действительности вытекают основные задачи эстетического воспитания:
1.Воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры, спорта, в других областях её проявления; формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству.
2.Формировать эстетику поведения и межчеловеческих отношений в физкультурной (в частности, спортивной) деятельности; выработать активную позицию в утверждении прекрасного, непримиримость к безобразному во всех его проявлениях.
3.Восприятие эстетических понятий, вкусов, оценок и суждений; способность не только стремиться и переживать прекрасное, но и оценивать и понимать прекрасное, развивать способность создавать прекрасное.
4.Восприятие эстетических идеалов; правильно понимать и активно стремиться к тому образу современной жизни и современного человека, который является характерным для нашего общества.
5. Развитие творческих эстетических способностей в различных видах деятельности. Эстетическое воспитание призвано формировать у людей эстетические потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться и понимать красоту в её многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить её реальных действиях и поступках.
6.Воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности, правильного понимания внешней и внутренней красоты человека исходя из единства эстетического и этического, нравственного и духовного, патриотического; понимание красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, сохранение и приумножение спортивных традиций.
Возможности, предоставляемые физической культурой для реализации этих задач, велики и многогранны.
Легко вызывает положительные эстетические восприятия красота физического облика человека: правильное телосложение, гармонически развитая мускулатура, стройность и естественное изящество осанки, пластическая выразительность тела. И наоборот, неприятно воспринимаются рыхлое, физически не развитое тело, вялость мускулатуры, искажённость осанки, неуклюжая походка, плохо координированные движения и.т.п.
Ф.Бэкон утверждал: «В деле красоты отдают предпочтения красивым формам перед красивым цветом и красоте движений лица и всего тела- даже перед красотой форм.»
Поговорим об эстетичности движений. Это самый поэтичный и в то же время, пожалуй, наименее ясный раздел проблемы оптимизации движений. Вместе с тем при анализе литературы об эстетике человеческого тела и движений прослеживается чёткая взаимосвязь между внешностью и состоянием здоровья, эстетичностью движений и их эффективностью. Нужно сказать, что точных научных данных здесь пока ещё мало. Зато много легенд, отражающих вечную мечту людей об идеале красоты. Вот одна из них.
Судили женщину. Она обвинялась в чудовищном преступлении- убийстве человека, и не было доказательств её невинности. Судьи оставались непреклонны в суровой решимости покарать зло. И вдруг, вместо того чтобы упасть на колени и молить о пощаде или рыданиями вызвать сострадание к себе, женщина обнажилась. Изумлённые судьи единодушно решили, что преступнику не может принадлежать столь совершенное тело. И женщину оправдали.
Красота по традиции понятие субъективное. Невозможно не учитывать вкусы и идеалы оценивающего, который может принадлежать либо к прагматикам, либо к романтикам. Рассматривая индивидуальные вкусы людей,- писал Гегель,- мы увидим, что, если не каждый супруг свою жену, то по крайней мере, каждый жених свою невесту находит красивой- даже может быть, исключительно красивой,- и то обстоятельство, что по отношению к этого рода красоте субъективный вкус не подчинён никаким правилам, можно считать счастьем для обоих партнёров».( Гегель Г.Ф. Эстетика Т.1., М, 68г с.32).
Однако не куда не денешься от того факта, что в подавляющем большинстве случаев телесная красота сопутствует физическому благополучию, которое легче оценить объективно. Недаром академии Н.М.Амосов предлагает ввести в обиход понятие- количество здоровья. (Амосов Н.М., Бендет Я.А. «Физическая активность и сердце». Киев, 75г).
Понятно, что взаимосвязь между внешним обликом человека и состоянием его здоровья носит вероятностный характер. Реальный путь анализа взаимоотношения между состоянием здоровья и внешними данными человека основан, с одной стороны, на знание анатомии и физиологии, а с другой- на обращении к произведениям изобразительного искусства и историческим документам.
Проследим, как исторически менялись представления об идеальной форме человеческого тела.
Вспомним первые из сохранившихся скульптурных портретов Древнего Египта (скульптурная группа «Фараон Микерин и две башни» III тыс. до н.э.). Для них характерны грубая сила и телесная мощь. Фараоны и знать Древнего царства были воинами, завоевателями и физическая сила была им необходима.
Во времена Нового царства завоевательные войны велись менее интенсивно. Утопая в роскоши, жрецы и высшая знать вели между собой нескончаемую политическую борьбу за власть. Успех здесь не зависел от мышечной силы (например, известное скульптурное изображение фараона Тутанхомона, XIV в до н.э.).
Подчинённость эстетического идеала соображениям целесообразности, тесно связанным с условиями жизни и устремлениями людей, становится ещё очевиднее, если сопоставить изображения нагого тела в шедеврах античного искусства средних веков и эпохи Возрождения.
В греческой скульптуре времён расцвета Древней Эллады запечатлены образцы телосложения победителей Олимпийских игр и военных сражений. Гармонически развитые, мускулистые тела свидетельствуют о крепком здоровье и физической мощи их обладателей. Именно такими представляли себе древние греки богов-олимпийцев. Представление о физическом совершенстве как о важнейшем достоинстве человека отвечало условиям жизни в ту эпоху и потребностям общества.
Физическая мощь особенно высоко ценилась в странах с суровыми климатическими условиями, где жизненно необходимы мышечная сила и выносливость. Не случайно в изобразительном искусстве мы встречаем образы богатырей-воинов и тружеников. Богато ими искусство народов нашей страны. Причём на Руси, часто подвергавшейся нашествиям завоевателей, высоко ценилась женщина, которая «в беде не сробеет- спасёт, коня на скаку остановит, в горячую избу войдёт ».
Как видно, на всём протяжении истории человечества представления о телесной красоте тесно увязаны с соображениями практической пользы.
Лишь в пору средневековья забота о телесном совершенстве считалась во многих странах мира делом греховным. Многие религиозные деятели проповедали аскетизм, умерщвление плоти, а теоретики-богословы утверждали, что физкультурное занятие суть «исчадие ада и беснование еретиков». И даже в XVI-XVIII в.в. в России один из законов запрещал «столь опасные развлечения для знати, как катание на коньках и бег на лыжах».
Постепенное возвращение к эстетическим идеалам античности началось в эпоху Возрождения и продолжается в наши дни. Современный идеал телесной красоты ярче всего воплощён в облике спортсменов, физкультурников, артистов балета, многих выдающихся деятелей. Систематические тренировки делали их не только мускулистыми, стройными, но и обогащали их внутренний и духовный мир.
Немаловажное значение имеет и правильная осанка. В сохранении вертикального положения тела и поддержании правильной осанки принимает участие более трёхсот мышц одновременно. Это сложный двигательный акт. Из литературы известно, что солдаты царской армии падали в обморок, когда их заставляли часами стоять неподвижно по стойке «смирно».
Общепринятые каноны правильной осанки обусловлены медицински и биомеханически. Это те позы, которые обеспечивают наилучшие условия для функционирования внутренних органов, равномерное распределение механической нагрузки на части скелета, а также минимальные энергозатраты на поддержание равновесия.
От неправильной осанки движения становятся некрасивыми, походка неустойчивой, утиной, шаги- как у солдат или семенящие. Всё это несовместимо с внешней привлекательностью, которая сочетается с высокими объективными показателями двигательных качеств (выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость).
Красота движений привлекательнее статических форм. Этому обязаны своим существованием и балетное искусство, и бальные танцы, и эстетико-технические виды спорта (художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание, прыжки в воду и т.п.). На протяжении всей соревновательной дистанции красивы движения мастера спорта- бегуна конькобежца, лыжника, хотя их внешний вид на финише зачастую далёк от изящества.
Возникает вопрос, что в этих случаях лежит в основе наших эстетических оценок?
Подобно тому, как неразрывно связаны между собой здоровье и внешний облик человека, красота его движений свидетельствует о физическом и психическом здоровье, а также высокой квалификации в данном виде труда.
Здоровье и красота движений образуют неразрывное двуединство: здоровье- залог красоты, а привычка двигаться правильно, красиво- одно из условий совершенства и долголетия.
а) систематические занятия создают цепь условно- двигательных рефлексов, которые образуют своеобразную двигательную доминанту и начинают подавлять патологические очаги в коре головного мозга;
б) как показывает опыт, благодаря занятиям физическими упражнениями и спортом у людей формируется своеобразный иммунитет к вредным привычкам: употреблению алкоголя, к курению, к наркотикам.
Хорошее здоровье- одна из важнейших эстетических ценностей, первая предпосылка ощущения радости и красоты жизни. С потерей здоровья теряются в той или иной мере красота человека и его эстетические восприятия. «К счастью, «красивое» в большинстве случаев не противоречит понятию о «здоровом» и, наоборот, «нездоровое», уклоняющееся от нормы, не вызывает у нас при неиспорченности вкусов понятия о «красивом ». (Гориневский В.В «Физическое образование» М, 19?3г. с27). В процессе освоения ценностей физической культуры достигаемые показатели физического совершенства воплощаются как неотъемлемые грани прекрасного в самом человеке. Особенно большой заряд эстетического воздействия, связанный с мощными стимулами к неуклонному совершенствованию физических и духовных качеств, заложенных и в спорте высоких достижений, и в массовых спортивных соревнованиях. Цель массовых спортивных соревнований – не только в достижении какого-то спортивного результата в метрах, секундах, килограммах или занятых местах (хотя и это важно),- а положительные эмоции, радость общения, самосовершенствования, укрепления здоровья, счастье преодоления самого себя. Важнейшая роль всех спортивных состязаний состоит и в том, чтобы воспитывать в человеке честность, справедливость, уважение к соперникам, чувство долга и патриотизма, ответственности, а если это командные соревнования, то и чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки, поддержки. Спортивные соревнования достигают гуманной цели тогда, когда отвечают принципам доступности и максимального охвата контингента участников. Соревнования эффективны тогда, когда они праздничны по форме организации, а также соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности. ( Царин А.В. «О культуре физической и духовной» М, 1989г. с.58).
Очень важно выполнять все санитарно-гигиенические требования во время занятий физической культурой и спортом- это элементарные требования эстетического воспитания. Физическая культура включает личную гигиену. Гигиенические навыки, составляя основу физического воспитания, содействуют воспитанию культуры, способствуют укреплению здоровья учащихся. Прививая учащимся санитарно- гигиенические навыки, необходимо убеждать детей в том, что чистота и порядок делают жизнь приятнее и красивее. «Необходимо вести постоянное наблюдение за санитарным состоянием спортивного зала и местами для занятий физической культурой. Если, например, учащиеся делают гимнастические упражнения в непроветренном зале, коридоре, если после каждого прыжка с пола вздымается столб пыли- какой толк от такого урока, какова здесь физическая культура?» (Лаптев А.П. «Гигиена физкультурника.» М, 1989г. с.48).
Не стоит и забывать о правильном дыхании. Ибо это необходимость, без которой нельзя жить. Очень мало людей умеют действительно правильно дышать, использовать всю мощь своих лёгких и обеспечить организм кислородом в достаточном количестве.
Методы эстетического воспитания.
Всё сказанное характеризует большие возможности для решения задач эстетического воспитания в процессе физического воспитания. Для их реализации требуется соответствующая эстетическая направленность в применении средств и методов педагогического воздействия. Это достигается умелым использованием эстетических средств (праздники, выступления, природные и гигиенические условия, обстановка на занятиях, использования музыки и произведений искусств и т.п.), объективно присущих явлениям физической культуры, направленным подчёркиванием этих свойств, концентрацией на них внимания воспитуемых.
Методы эстетического воспитания можно условно разделить на три группы:
Метод наглядного воздействия (натуральная демонстрация разучиваемых физических упражнений и т.д.). Причём в эстетическом отношении особенно ценна экспрессия, передающая одухотворённость двигательного действия, чувства его исполнителя. Примером может служить высокая культура движений спортсменов высокого класса. Направленная демонстрация таких примеров (во время посещения состязаний, по кино и фото материалам, видеозаписям и т.д.) с соответствующим педагогическим комментарием- один из эффективных методов формирования эстетических представлений в процессе физического воспитания.
Живое, яркое, эмоциональное выразительное объяснение физических упражнений, образный рассказ о двигательных действиях, эстетическая оценка движений, действий и поступков занимающихся. Монотонные, нудные разъяснения в эстетическом отношении противопоказаны. Нередко, даже дельное, но лишённое эмоций, длинное объяснение уступает по своему эстетическому эффекту краткому, но точному и эмоциональному выразительному суждению, образному сравнению, яркому афоризму. Надо, конечно, чтобы такие речевые средства применялись и к месту, и ко времени. Эстетичность речи не имеет ничего общего с деланной красивостью, лишённой живой мысли, трафаретным остроумием и тому подобными словесными украшениями.
Практическое приучение к творческим проявлениям в двигательной деятельности. Труд, направленный на самосовершенствование , в том числе физическое, несомненно, можно рассматривать как «творчество по законам красоты.» Физкультурная деятельность, когда она приобретает черты такого творчества, даёт высшую форму эстетического удовлетворения. Путём повседневного приучения к проявлению творческой активности в двигательных действиях преподаватель развивает не только чувства, стремления, но и желаемую активность в действиях занимающихся, их умение самостоятельно искать и находить новое в решении поставленных задач. Плохо, когда тренеры и учителя физической культуры не прививают своим ученикам творческого отношения к тренировке, к занятиям физическими упражнениями, не приучают их к поискам нового, оригинального решения поставленных двигательных задач. Без творческого отношения к спортивной деятельности не могут развиваться ни мышление, ни воля, ни творческие способности занимающихся.
Специальные факторы эстетического воспитания.
При занятиях физическими упражнениями во многих случаях самым естественным образом могут быть использованы такие специальные факторы эстетического воспитания, как хореография, музыка, ритмика, пение. Хореографию, эту школу выразительного движения, можно с равным основанием считать средством как эстетического, так и физического воспитания. Она, как известно, давно органично вошла в состав гимнастики, особенно художественной, и всё глубже проникает в сферу спорта: спортивные танцы, фигурное катание, прыжки в воду, синхронное плавание и другие. Гармоническая связь движений и музыки, являясь источником эстетического удовлетворения, в то же время играет определённую роль в формировании совершенных движений. Движение, сочетаемое с ритмичным словом, песней или музыкой, выполняется точнее, грациознее. Соответственно подобранные движения в сочетании с ритмом, мелодией совершенствуют двигательные реакции учащихся и интенсивнее влияют на эмоциональное состояние личности ребёнка. ( Дубровский В.И. «Движения для здоровья.» М, 1989г. с.50).
Вполне очевидно значение, какое имеют для формирования эстетического мира человека, имитации, подвижные игры. Они способствуют упрочению у детей знаний об окружающей действительности: дети познают повадки животных, птиц, явления природы, знакомятся или узнают известные уже сказочные персонажи.
«Немаловажное влияние на эстетические представления и чувства занимающихся физическими упражнениями оказывают условия среды, эстетически выдержанные формы физкультурно-спортивных сооружений, их оборудование, художественное оформление, гигиенические условия, а также отвечающие требованиям прикладной эстетики снаряжение, костюм и т.д. Физкультурная деятельность несравненно чаще, чем многие другие формы жизнедеятельности человека, выводит его на лоно природы, позволяя в полной мере ощутить её оздоравливающие свойства и неподдельную красоту. Всё это представляет специалисту физического воспитания благоприятные возможности для использования средовых факторов в целях эстетического воспитания». ( Матвеев Л.П. «Теория и методика физического воспитания». М, 1991г. с.315).
Ни у кого не вызывает сомнения, что для изучения иностранных языков, приобретения навыков вождения автомобиля, шитья, вязания и т.п. требуется немало терпения и усилий. А занятия физической культурой считаются чем-то простым, что должно даваться сразу же без подготовки и особого труда, хотя этот вид деятельности чрезвычайно важен, так как связан прежде всего со здоровьем человека.
Занятия физической культурой- это прежде всего профилактика различных заболеваний. Болезни требуют лечения, хотя гораздо проще дело до болезни не доводить, а заняться профилактикой.
Для того чтобы добиться профилактического эффекта, необходимо заниматься физической культурой не менее двух-трёх раз в неделю по тридцать минут с высокой интенсивностью при условии, что в выполнении упражнений будут участвовать не менее двух третей мышц всего тела.
Для предупреждения болезней опорно-двигательного аппарата (суставов, позвоночника) следует делать гимнастические упражнения, которые выполняются с участием всех суставов да ещё с большой амплитудой. Физическая культура- это положительные эмоции (во всяком случае так должно быть), а они являются важным фактором оздоровления.
В последнее время разрабатываются и используются и нетрадиционные, инновационные системы физического воспитания, способствующие коррекции телосложения, восприятия, оздоровление, тем самым влияющие на физическую внешность человека: аква или гидроаэробика, степ-аэробика, слайд-аэробика, танцевальная аэробика, атлетическая гимнастика, силовое троеборье, шейпинг, калланетика, фитнес, джимика, чарлидинг, скиппинг, и т.д. В своей статье я остановлюсь на занятиях ритмической гимнастикой. Ритмическая гимнастика в этом отношении уникальна. Не случайно она получила такое массовое распространение во всём мире. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех групп мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции.
В процессе занятий ритмической гимнастикой повышается работоспособность. С нарастанием работоспособности стабилизируется вес (масса тела), в состоянии мышечного покоя уменьшается частота сердечных сокращений. Человек начинает больше работать, но при этом меньше устаёт. Отдых и прежде всего сон используются организмом полностью.
Назначение упражнений.
Прежде всего необходимо чётко представить себе структуру комплекса ритмической гимнастики и направленность каждой части.
1.Подготовтельная часть- её направленность- «разогревание» организма, создание двигательной доминанты к предстоящей работе.
2.Основная часть, упражнения в исходном положении стоя, бег и прыжки, упражнения в исходном положении сидя и лёжа- её направленность- последовательная «проработка» мышц шеи, рук, туловища, ног, максимальная нагрузка на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
3. Заключительная часть- её направленность- упражнения на гибкость и расслабление, восстановление всех систем организма.
Методические рекомендации к выполнению комплекса упражнений ритмической гимнастики.
Задача учителя добиться не только оздоровительного эффекта, но и научить учеников красиво двигаться, поэтому необходимо уделять серьёзное внимание качеству выполнения упражнений. Прежде всего необходимо выполнять их с правильной осанкой- не сутулиться, голову держать прямо, развернув плечи, подтянуть мышцы ягодиц и живота, не сгибать колени, если это предусмотрено упражнением. Чтобы убедиться в правильности принятой позы, учащиеся могут проконтролировать сами себя у стены. Прижать к стене затылок, лопатки, ягодицы и пятки. Подтянуть мышцы живота, колени, ягодицы. Из этого исходного положения можно выполнить у стены простейшие движения: слегка присесть; поставить ноги врозь, развернув носки наружу, и снова присесть; подняться на носки, поставив ноги вместе, а затем врозь; поднять ногу вперёд, в сторону; отвести руки в стороны, вверх, прижимая их к стене; поставить руки к плечам, за голову.
Все эти упражнения можно проделать с закрытыми глазами, сосредоточившись на мышечных ощущениях. Это позволит детям лучше запомнить правильные положения и сохранять их при выполнении всех движений.
Кроме того, для каждого вида упражнений существуют определённые правила их выполнения. Так, все упражнения для мышц шеи нужно делать мягко, плавно, без рывков, с возможно большей амплитудой движений. Делая движения руками не надо их сгибать. Постараться, напрягая мышцы, вытянуть руки и сохранить заданное положение. Упражнение для туловища включают разнообразные варианты наклонов (вперёд, в сторону, назад), а также повороты. Наклоняясь вперёд, необходимо держать спину прямой- для этого не надо опускать голову, а необходимо приподнять подбородок. Чтобы выполнить наклон туловища в сторону, можно дать детям задание: «Представьте себе, что вы находитесь в очень узком коридоре, по которому можно двигаться только боком. Благодаря вашей фантазии (а она у вас буйная) вы выполните это упражнение не сутулясь и не наклоняя туловище вперёд». При поворотах туловища очень важно сохранять строго вертикальное положение позвоночника, не следует прогибаться, сутулиться- для этого надо потянуться головой вверх. Упражнения для ног включают разнообразные приседания, выпады, махи в различных исходных положениях, а в подготовительной части это различные полуприсяды, поднимание на носки, упражнения типа ходьбы (поочерёдное поднимание пяток со сгибанием ноги и опорой на носок), танцевальные шаги и прочее. При их выполнении нужно обратить внимание на положение ног во время полуприсядов: в одном случае колени выводятся вперёд, в другом- в стороны, но всегда необходимо удерживать правильную осанку. Поднимаясь на носки, дети должны выпрямлять ноги с максимальным напряжением мышц бедра. При выполнении махов надо слегка приседать на опорной ноге, но спину держать прямо. Стараться делать махи ногами в заданном темпе и с той амплитудой, которая позволяет сохранять этот темп, не сгибая маховую ногу. Постепенно амплитуду махов следует увеличивать. Во время максимальной нагрузки (бег, прыжки), главное- сохранять темп движений и контролировать самочувствие детей. Выполняя бег, поднимать ноги повыше. Дыхание не задерживать. В зависимости от подготовленности детей и их самочувствия нагрузку нужно увеличивать постепенно.
На уроках физической культуры можно использовать как весь комплекс целиком, так и отдельные его части в зависимости от задач урока. Кроме того ритмические упражнения можно выполнять под простую скороговорку, присказку, прыжки под песню, маршировку под музыку, учат понимать её. Это одно из средств не только интеллектуального физического развития, но и эмоционального, эстетического воспитания учащихся. На примере нескольких известных песенок можно показать небольшие музыкально-ритмические постановки, которые полностью оправдали себя в работе с детьми. В данном случае более уместна импровизация, движения не обязательно должны соответствовать инструкции; танцевальные игры следует приспосабливать к возможностям ребёнка и окружающим условиям.
Комплексы ритмической гимнастики можно составить самому, воспользоваться помощью учащихся (преимущественно девочек), так и взять готовый из специальной литературы, сборников, где уже имеются методические и организационные указания при выполнении данных упражнений.
Выше мы говорили о том, как важна правильная осанка. Огромный процент детей к окончанию средней школы имеют разнообразные нарушения осанки что ещё хуже- искривление позвоночника.
Нарушение осанки бывают функциональными и фиксированными. Определить их легко: ученик с функциональными нарушениями по заданию учителя и с его помощью может принять положение правильной осанки, ученик с фиксированными нарушениями сделать этого не сможет. В последнем случае работа со школьниками проводится (по крайней мере так должно быть) в специальных медицинских группах под руководством врача или специалиста лечебной физкультуры. На уроках учитель работает с учениками, имеющими нормальную осанку и осанку с функциональными нарушениями, которые часто появляются вследствие неправильного обращения родителей с детьми в раннем возрасте. Родители носят детей на одной и той же руке, водят за одну и ту же руку, если он пользуется не соответствующей его росту мебелью, носит обувь не соответствующего размера и т.д., то всё это приучает маленького человека к асимметричным положениям тела, в результате которых мышцы одной половины преимущественно растянуты, а другой- сокращены. Такое положение становится для ребёнка привычным и удобным. В дальнейшем уже и при отсутствии стимулирования он старается принять его.
Задача учителя- воспитать у детей стойкую привычку держать тело в правильном положении. Контролировать осанку необходимо как можно раньше. Поэтому учитель физической культуры должен сделать всё зависящее от него, чтобы в начальных классах обучить детей держать тело в правильном положении. В старших классах на эту работу потребуется больше времени и энергии, так как нарушения осанки к этому времени становятся более глубокими и стойкими. Исправление осанки требует настойчивой, систематической, кропотливой работы со стороны учителя, а прежде всего- со стороны самого школьника и его родителей, которые обязаны строго контролировать осанку ребёнка дома и в быту. Дети должны стремиться выработать у себя правильную осанку. Для этого конкретно, доходчиво и понятно надо объяснить школьникам, что такое правильная осанка. Приведём для примера один способ объяснения. Учитель показывает различные осанки, включая нормальную, а ученики должны выбрать для себя одну, которая им больше понравиться. Дети всегда выбирают нормальную осанку. При этом следует объяснить им, что она не только красива, но и полезна, так как обеспечивает наиболее благоприятное положение для работы внутренних органов (легко показать наглядно, как сдавливаются сердце и лёгкие при различных искривлениях позвоночника, неправильном положении головы, плеч и т.д.). Когда дети поймут, что такое правильная осанка, их можно научить проверять себя у стенки и рекомендовать проводить такую проверку не только в школе, но и дома.
Нарушению осанки способствует плоскостопие. Чем раньше его обнаружить, тем легче исправить. Определить плоскостопие легко: подошву ученика смачивают слабым раствором марганцовки и делают оттиск на бумаге. Стопа бывает нормальная, плоская и полая. Для формирования правильной осанки большое значение имеют упражнения, укрепляющие мышцы стопы, которые предупреждают плоскостопие и помогают исправить его.
Программой по физическому воспитанию учащихся упражнения на осанку не предусмотрены. Однако из этого не следует делать вывод, что их не надо давать на уроках. Прежде всего, формированию осанки помогают все упражнения, укрепляющие мышцы. Хорошо продуманные общеразвивающие и специальные упражнения, разносторонне воздействуя на все группы мышц, создают хороший мышечный корсет, способный удерживать тело в правильном положении. Специальные упражнения для воспитания осанки необходимо выполнять на каждом уроке: лёгкие или хорошо усвоенные- в водной части и заключительных частях; новые, требующие специального обучения,- в основной. Выученные на уроке упражнения следует рекомендовать ученикам включать в комплексы гигиенической утренней гимнастики.
Основная задача учителя физической культуры во всех классах- это систематическое наблюдение за осанкой, исправление недостатков её в ходе урока. Нельзя пропускать даже, казалось бы мелких нарушений осанки. Необходимо требовать соблюдения правильных исходных положений при выполнении гимнастических упражнений, обращать внимание на положение головы. Иногда учителю полезно понаблюдать за детьми вне урока. О замеченных недостатков в осанке провести беседу. За соблюдением правильной осанки должны следить на уроках все учителя, так как, если ученик будет стараться держаться правильно только на уроке физической культуры, а на других будет сидеть развалившись, с опущенной головой, сведенными вперед плечами,- работа над формированием осанки будет эффективной. Работу над осанкой необходимо привлекать и родителей.
Упражнения для формирования правильной осанки, упражнения для мышц стопы (для профилактики плоскостопия) можно составить самому, так же можно почерпнуть из специально-методической литературы с организационными и методическими рекомендациями.
Нельзя и сказать и о правильном дыхании. Дыхание- необходимость, без которой нельзя жить. Однако очень мало людей умеют действительно правильно дышать, использовать всю мощность своих лёгких и обеспечить организм кислородом в достаточном количестве. Кислород приносит питание всем тканям и органам, питание нервной системе, улучшает обмен веществ, обеспечивает равновесие в деятельности желез внутренней секреции и пищеварении, улучшает ферментативные реакции в организме. Чаще всего мы ограничиваемся поверхностным дыханием грудной клетки, не обращаем внимание на дыхание животом, столь важное для сохранения стройности. Мышцы брюшного пресса и диафрагма страдают от бездеятельности и ослабевают. Глубокое дыхание способствует тому, что не возникают застойные явления как в органах дыхания, так и в мышцах участвующих в этом акте. Дыхание животом понижает кровяное давление, облегчает работу сердца, массирует пищеварительный тракт. А оттого, что постоянно напрягаются мышцы брюшного пресса, на животе не откладывается жир. Женщинам, которые чаще всего дышат грудной клеткой, довольно трудно научиться дышать животом. Попробуйте сделать так: встаньте прямо, глубоко вдохните и одновременно выставьте вперёд живот. При выдохе подтяните брюшные мышцы. Плечи не поднимайте. Дышите только носом. Вентиляции верхней части лёгких можно достигнуть, поднимая ключицы и плечи при вдохе и опуская их при выдохе. Крылья грудной клетки и живот остаются неподвижными. Во время дыхания обычно приходят в движение бока грудной клетки. При вдохе они расходятся в стороны, при выдохе принимают прежнее положение. Плечи и живот остаются неподвижными. При дыхании должны быть напряжены все мышцы, диафрагма, мышцы брюшного пресса, межрёберные мышцы. Глубокое дыхание обеспечивает организм кислородом и как бы снимает усталость. Дыхательные упражнения можно проделывать как на уроках физической культуры, так и между трудными упражнениями во время утренней зарядки, вечером перед сном в проветренной комнате, во время прогулок. Дети должны знать принципы правильного дыхания:
1.Дыши носом;
2.Не подымай плечи;
3.Используй нос при дыхании.
Говоря об эстетическом воспитании на уроках физической культуры, нельзя оставлять без внимания подвижные игры. Подвижная игра- естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, инициативу, находчивость, волю и стремление к победе.
Игры считаются частью физического, эстетического, духовного, патриотического, художественного воспитания учащихся. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через подвижные игры можно знакомить детей с особенностями жизни народов разных стран, поведением животных, что особенно интересно младшим школьникам. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности, артистизме.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности, умение ориентироваться в пространстве, проявляя чувства коллективизма, взаимопомощи, слаженности действий. Возможность видеть и оценивать красоту ловких, точных, быстрых целенаправленных движений способствует эстетическому воспитанию играющих. В играх много юмора и шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый материал.
Нельзя не говорить и об оздоровительном значении подвижных игр. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного, аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей и подростков. Подвижные игры активизируют деятельность сердца и лёгких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме. При систематических занятиях играми целесообразно допускать интенсивные нагрузки. Постепенно организм ребёнка и подростка приспосабливается к повышенным нагрузкам. Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим), способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма учащихся. Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания (натуживание). Важно, чтобы игры оказывали благоприятное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путём оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также такой организацией игр, которая вызвала бы у занимающихся положительные эмоции.
Систематические, круглогодичные, правильно организуемые занятия подвижными играми на свежем воздухе содействуют закаливанию занимающихся. Большое гигиеническое значение имеют занятия подвижными играми вне школы во время учебного года и особенно во время летних каникул, когда они сочетаются с благотворным влиянием солнечного облучения, свежего воздуха, и водных процедур. Экспериментально доказана эффективность рационального применения подвижных игр в специальных лечебно-профилактических целях и для восстановления здоровья больных детей и подростков (в стационарах, поликлиниках и больницах). Подвижные игры, их описание, проведение, правила, организационно-методические рекомендации можно найти в специальной литературе, в различных сборниках и брошюрах по данной теме.
В своей практической деятельности были апробированы и используются на практике материалы по данной теме. Активно используются комплексы ритмической гимнастики, музыкально-ритмические упражнения, элементы танцев, подвижные игры, упражнения на правильность осанки и правильность дыхания. Разрабатываются и используются инновационные системы и методики по физической культуре. Это даёт определённый результат: дети с желанием занимаются на уроках физической культуры, то есть идёт формирование устойчивого мотива к занятиям не только на уроках, но и в обычной жизни; тому же способствуют подобранные игры- дети пробуют себя в роли артистов, что формирует их эмоциональную сферу. Всё это наводит на мысль, что этот процесс должен быть систематическим для достижения определённого результата. Очевидно, что, используя и последовательно проводя сформированную тему эстетического воспитания на уроках физической культуры и в спортивно-педагогической деятельности, результаты будут ощутимее и устойчивее. Материалы, описанные в статье должны найти своё практическое применение, а иначе, зачем всё это, если проблема не будет решаться на практике.
Педагогическая деятельность не терпит шаблона, стандарта. Классики педагогики подчёркивают особый вред рецептуры в работе учителя. Поэтому чтобы заинтересовать детей уроками физической культуры, приобщить их к спортивной деятельности учителям приходится разнообразить формы, средства и методы проведения уроков, саму их организацию и построение. Самому постоянно находиться в творческом поиске. Общество выдвигает достаточно высокие требования к формированию гармонично развитой, общественно активной личности, что проявляется в частности во влиянии физической культуры на культуру духовную. Пытаясь связать воедино две эти стороны воспитания, учителям физической культуры будет легче и даже интереснее искать пути решения основных задач в аспекте связей физического и эстетического воспитания.
15