Спецификация комплексной работы для 1 класса по ФГОС
СПЕЦИФИКАЦИЯ
комплексной работы для первого класса
1. Цель и содержание комплексной работы
Определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся 1 классов пилотных школ по итогам освоения программы за 1 класс начальной школы.
Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
2. Общая характеристика комплексной работы.
2.1. В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по чтению, математике, русскому языку. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся.
2.2 Задания дополнительной части имеют более высокую сложности. В этой части 5 заданий. Их выполнение может потребовать самостоятельного «рождения» ребёнком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы. Выполнение заданий дополнительной части необязательно для всех учащихся, они выполняются только на добровольной основе. Соответственно и негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат.
2.3. План проверочной работы
В плане работы (таблица 1, 2, 3) дана информация о каждом задании: его содержание, объект оценивания, уровень сложности, тип, время выполнения и максимальный балл.
Условные обозначения
Уровень сложности: Б базовый, П повышенный. Тип задания ВО с выбором ответа, КО с кратким ответом, РО развернутый ответ.
2.4 Время и способ выполнения проверочной работы
1. Комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной и проводится в два дня. Первый день проводится основная часть (проверяется базовый уровень), второй день дополнительная часть (повышенный уровень).
На выполнение каждой части комплексной работы отводится 40 – 45 минут. Время выполнения работы ограничивать не рекомендуется. При необходимости, медленно работающим детям, рекомендуется дать дополнительное время. Если ребёнок быстро и правильно справляется с комплексной работой, то он может начать выполнение дополнительной части.
2. Исправления, допущенные учеником, не учитываются и не влияют на оценку работы.
3. Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения работы.
Каждый ученик получает бланк с текстом проверочной работы, в котором отмечает или записывает свои ответы на задания.
2.5 Оценка выполнения заданий и проверочной работы
в целом
В комплексной работе используются три типа заданий:
· задания с выбором ответа (4 задания), к каждому из которых предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный;
· задания с кратким ответом (4 задания), требующие точный ответ.
· задания с развернутым ответом (3 задания), в одном из которых необходимо найти в тексте предложение, состоящее из 3 слов, и записать его на свободных строчках в 1 задании; в 8 задании привести свой пример объекта природы, в 11 задании дать развёрнутый ответ.
Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учетом следующих рекомендаций.
1. В заданиях с выбором ответа из четырех предложенных вариантов ученик должен выбрать только один верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.
2. В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ.
3. Выполнение каждого задания базового уровня сложности (№ 2,3,4,5,6) оценивается по дихотомической шкале:
1 балл (верно) указан только верный ответ;
0 баллов указан неверный ответ или несколько ответов.
4. Выполнение каждого задания повышенного уровня
сложности (№7,8, 9, 10,11) оценивается по следующей шкале:
2 балла приведен полный верный ответ;
1 балл приведен частично верный ответ;
0 баллов приведен неверный ответ.
Таблица 1.
Часть работы
Номер задания
Учебный предмет, раздел/тема
Проверяемые умения и учебный материал
Уровень сложности задания
Максимальный балл
О с н о в н а я ч а с т ь
1
Чтение, навыки чтения
Скорость чтения несплошного текста про себя или шёпотом.
Базовый
В баллах не оценивается.
2
Русский язык, правописание
Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажений букв, списать предложение
Базовый
1
3
Чтение, осознанность чтения
Умение на основе сопоставления текста и формулировки задания восстановить содержание.
Базовый
1
4
Математика, числа и величины
Умение сравнить числа и величины, заданные в неявной форме, и высказать суждение.
Базовый
1
5 (1)
Математика, числа и величины
Умение пересчитать предметы (в пределах 10) и записать результат с помощью цифр.
Базовый
1
5 (2)
Математика, числа и величины
Умение выделить буквы мягких согласных звуков в простых случаях.
Базовый
1
6 (1)
Русский язык, фонетика
Умение пересчитать предметы (в пределах 10) и записать результат с помощью цифр.
Базовый
1
6 (2)
Русский язык, фонетика
Умение соотнести и определить количество звуков и букв в слове
Базовый
1
Чтение
2 задания (навыки и осознанность чтения).
Базовый
1
Математика
3 задания (числа и величины)
Базовый
3
Русский язык
2 задания (правописание, фонетика)
Базовый
3
Всего
6 заданий базового уровня, максимальный балл – 7; прогнозируемая успешность для читавших – 5 - 7 баллов и более; для не читавших – 4 и более.
Д о п о л н и т е л ь н а я ч а с т ь
7
Окружающий мир, природные объекты
Наличие первоначальных представлений о природных объектах, умение проанализировать предложенные ответы, используя выявленные в формулировке задания критерии
Повышенный
1
8(1)
Окружающий мир, природные объекты
Умение читать информацию, представленную в виде схемы; приводить свои примеры объектов
Повышенный
1
8 (2)
Окружающий мир, природные объекты
Умение читать информацию, представленную в виде схемы; умение классифицировать объекты природы
Повышенный
1
9
Математика, числа и величины
Умение перевести текст на язык математики
Повышенный
1
10
Русский язык, лексика.
Умение объяснить лексическое значение слова.
Повышенный
1
11
Русский язык/чтение, высказывание, осознанность чтения
Умение дать ответ в виде комментария по прочитанному тексту или в виде формы речевого этика; умение записать ответ в свободной форме (1 – 2 предложения)
Повышенный
2
Математика
1 задание (пропедевтика решения задач).
Повышенный
1
Русский язык
2 задания (навыки письма, создание микровысказывания, лексика)
Повышенный
3
Чтение
Опосредованно - 1 задание (понимание содержания текста)
Повышенный
-
Окружающий мир
2 задания (природные объекты)
Повышенный
3
Всего
5 заданий повышенного уровня, максимальный балл – 7, прогнозируемая успешность для читавших – 4 балла; для не читавших 3 балла и более .
Вся работа в целом
Всего: 6 заданий базового уровня (от 0 до 7 баллов) и 5 заданий повышенного уровня (от 0 до 7 балов). Всего 14 баллов.
4 – 9 баллов – освоил базовый уровень.
10 – 14 баллов – освоил базовый и повышенный уровни.
Менее 4 баллов – не освоил базовый уровень.
Таблица 2.
Распределение заданий по типам заданий:
№ заданий
Кол - во заданий
% заданий
Задания с выбором ответа
4, 7, 8,10
4
Задания с кратким ответом
3,5,6,9,
4
Задания с развёрнутым ответом
2,8,11
3
Всего
11
11
Оценка выполнения проверочной работы в целом осуществляется в несколько этапов в зависимости от целей оценивания.
1. Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий базового уровня.
2. Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий повышенного уровня. Выполнение этих заданий свидетельствует о том, что кроме усвоения необходимых для продолжения обучения в основной школе знаний, умений, навыков и способов работы, обучение повлияло и на общее развитие учащегося.
3. Определяется общий балл учащегося.
Максимальный балл за выполнение всей работы 14 баллов (за задания базового уровня сложности 7, повышенной сложности 7 баллов).
Если ученик получает за выполнение всей работы менее 4 баллов, то он имеет недостаточный уровень сформированности метапредметных результатов.
Если ученик получает от 4 до 9 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач.
При получении более баллов (1014 баллов) учащийся демонстрирует способность выполнять по русскому языку задания повышенного уровня сложности.
За самостоятельное выполнение работы дополнительно даётся от 0 до 2 баллов.
Итого максимальный балл за работу – 16 баллов.
Демонстрационный вариант комплексной работы для учащихся 1 класса
Кораблик.
Пошли гулять на речку Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Лягушонок стал смеяться над ними. Обиделись друзья. Решили построить кораблик. Цыплёнок принёс листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок - верёвочку. И пошла работа. Построили кораблик!
Сели на него и поплыли. (60 слов.)
( По В. Сутееву )
1 – й вариант
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания этой части.
Выполняй их по порядку.
Задание 1. Начни читать текст про себя или тихо, вполголоса. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца.
Задание 2 Выбери из сказки предложение, в котором три слова. Спиши его.
_______________________________________________________________________________________________________
_________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Проверь. Если надо, исправь.
Задание 3. Подумай, в каком порядке надо расположить картинки, чтобы было понятно, как развиваются события в сказке? Отметь их цифрами 1, 2, 3.
Задание 4. Выбери правильный ответ и отметь его значком (.
Столько же «ног», сколько у цыплёнка
А) у жучка В) у вороны
Б) у мыши Г) у муравья
Задание 5.
Запиши цифрами, сколько жучков нарисовал художник на каждой картинке.
Найди закономерность. Запиши цифрой, сколько жучков должно быть на следующей картинке.
Задание 6.
Подчеркни в слове гулять буквы мягких согласных звуков.
Запиши, сколько в этом слове звуков и букв.
гулять - звуков, букв.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке.
Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.
Задание 7. Отметь значком ( домашнее животное.
А) жучок В) ворона
Б) цыплёнок Г) лягушонок
Задание 8. Рассмотри схему.
Выбери рисунки, которые относятся к живой или неживой природе. Соедини эти рисунки стрелками с названиями.
солнце муравей
Радуга божья коровка
Запиши на свободной строчке свой пример объекта неживой природы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Друзья решили побегать наперегонки. Мышонок прибежал раньше Цыплёнка, но позже Лягушонка. Муравей прибежал раньше Жучка, но позже Цыплёнка. В каком порядке они прибегали? Отметь свой ответ на отрезке.
Для обозначения используй 1 букву: жучок – ж.
5 4 3 2 1
Ответ:
Задание 10. Подумай, что означает слово соломинка. Отметь значком ( правильный ответ.
- Кондитерское мучное изделие в виде узких длинных палочек.
- Стебель хлебного злака.
Задание 11. Как ты думаешь, почему друзья обиделись на лягушонка? Дай ответ 1 – 2 предложениями.
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
2 – й вариант
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания этой части.
Выполняй их по порядку.
Задание 1. Начни читать текст про себя или тихо, вполголоса. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца.
Задание 2 Выбери из сказки предложение, в котором три слова. Спиши его.
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Проверь. Если надо, исправь.
Задание 3. Подумай, в каком порядке надо расположить картинки, чтобы было понятно, как развиваются события в рассказе? Отметь их цифрами 1, 2, 3.
Задание 4. Выбери правильный ответ и отметь его значком (.
Столько же «ног», сколько у мышки
А) у кошки. В) у цыплёнка.
Б) у змеи. Г) у муравья.
Задание 5.
Запиши цифрами, сколько муравьёв нарисовал художник на каждой картинке.
Найди закономерность. Запиши цифрой, сколько муравьёв должно быть на следующей картинке.
Задание 6.
Подчеркни в слове принёс буквы мягких согласных звуков.
Запиши, сколько в этом слове звуков и букв.
принёс - звуков, букв.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке.
Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.
Задание 7. Отметь значком ( дикое животное.
А) овца В) кошка
Б) цыплёнок Г) лягушонок
Задание 8. Рассмотри схему.
Выбери рисунки, которые относятся к живой или неживой природе. Соедини эти рисунки стрелками с названиями.
ель горы
облака курица
Запиши на свободной строчке свой пример объекта живой природы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Друзья решили устроить соревнования по прыжкам. Мышонок подпрыгнул выше Муравья, но ниже Цыплёнка. Лягушонок прыгнул выше Цыплёнка. А Жучок выбыл из соревнований. В каком порядке они покоряли высоту? Отметь свой ответ на отрезке.
5 4 3 2 1
Ответ:
Для обозначения используй 1 букву: жучок – ж.
Задание 10. Подумай, что означает слово лист в данном произведении. Отметь значком ( правильный ответ.
- Тонкий плоский кусок, какого – либо материала.
- Орган воздушного питания и газообмена растений.
Задание 11. Подумай, о чём эта сказка? Дай ответ 1 – 2 предложениями.
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий проверочной работы
Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается по дихотомической шкале: 1 балл (верно) указан только верный ответ, 0 баллов указан неверный ответ, ответ отсутствует.
Правильные ответы к заданиям базового уровня № 2, 3, 4, 5, 6.
№
задания
Правильный ответ
Максимальный балл за
выполнение задания
2.
Предложение должно состоять из 3 слов. Записано без ошибок.
1
3.
1 в. - 3, 1, 2. 2 в. – 2, 3. 1.
1 балл – ответ дан правильно.
1
4.
1 в. – у вороны.
2 в. – у кошки.
1 балл – ответ дан правильно.
1
5.
1 в. – 2, 3, 4, 5.
2 в. – 4, 3, 2, 1.
2 балла Правильно определено количество предметов на картинках и установлена закономерность.
1 балл – ответ дан правильно, только по одному вопросу, или допущена 1 ошибка.
0 баллов – ответ дан неправильно.
2
6.
1 в. – гулять – 5 звуков, 6 букв.
2 в. – принёс – 6 звуков, 6 букв.
2 балла Правильно подчёркнуты буквы мягких согласных звуков и определено количество букв и звуков в слове.
1 балл – ответ дан правильно, только по одному вопросу, или допущена 1 ошибка.
0 баллов – ответ дан неправильно.
2
Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается в соответствии с рекомендациями, предложенными в таблице, по шкале:
2 балла приведен полный верный ответ;
1 балл приведен частично верный ответ;
0 баллов приведен неверный ответ или ответ отсутствует.
Правильные ответы к заданиям повышенного уровня № 7,8,9,10, 11.
№
задания
Правильный ответ
Максимальный балл за
выполнение задания
7
1 В. – цыплёнок
2 В – лягушонок
1 балл - ответ дан правильно.
0 баллов – ответ дан неправильно.
1
8
Правильно определены объекты живой и неживой природы.
1 В. ж.п. – муравей, божья коровка.
н. п. – солнце, радуга.
2 В. ж. п. – ель, курица.
н.п. – облака, горы.
2 балла Правильно определены все объекты природы и приведён пример.
1 балл – ответ дан правильно, только по одному вопросу, или допущена 1 ошибка.
0 баллов – ответ дан неправильно.
2
9.
1в.
5 4 3 2 1
Ж МУР. Ц. М. Л.
2 В.
5 4 3 2 1
Ж. МУР. М. Ц. Л.
1 балл – ответ дан правильно.
0 баллов – задание выполнено неверно.
1
10.
1 в. – Стебель хлебного злака.
2 в. – Орган воздушного питания и газообмена растений.
1 балл - ответ дан правильно.
0 баллов – задание выполнено неверно.
1
11.
1 в. – Лягушонок смеялся над ними. Друзьям надо помогать.
2 в. Эта сказка о дружбе. Дружба помогла построить корабль.
2 балла ответ правильный и полный.
1 балл – ответ дан правильно, но односложно.
0 баллов – ответ дан неправильно.
2
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715
Живая природа
Неживая природа
Неживая природа
Живая природа
15