Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 1 класса по системе Перспективная начальная школа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой и программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) - Проект «Перспективная начальная школа»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует становлению у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы развивается позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
- познавательную – ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурную – формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты описания и тексты повествования небольшого объема;
- воспитывать у учеников позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с развитием элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся совершенствуются речевые умения, фонематический слух, обогащается и активизируется словарь, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах «Русский язык» и «Литературное чтение».
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (преимущественно, без введения терминологии).
В основе данной программы лежит концепция Л.В. Занкова, ведущим понятием которой является целостность. Целостность учебных комплектов достигается тем, что все предметные линии разработаны на основе обеспечивающих достижение учащимися необходимого уровня освоения учебного содержания единых типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность) и единых дидактических принципов:
- забота о физическом и психическом здоровье ребёнка;
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание процесса учения;
- быстрый темп изучения материала;
- работа над развитием каждого ребенка.
В процессе реализации программы по русскому языку предполагаются различные виды (по роду деятельности учащихся – урок-практикум, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-игра; по дидактическим целям – указаны в развернутом тематическом планировании) и все возможные формы (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) организации учебного процесса.
Специфика программы, основные содержательные линии курса (разделы, структура), планируемые результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные), требования к уровню подготовки (включая развитие универсальных учебных действий) учащихся и рекомендации по материально-техническому обеспечению предмета «Русский язык» подробно представлены в сборнике: М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с)
Курс обучения грамоте (письму), который реализуется в 1 классе течение 23 недель по 5 ч (115 ч), предшествует курсу «Русский язык». Содержание курса «Русский язык» для учащихся начальных (1 – 4) классов разработано на 560 ч, из них 50 ч отводится на изучение русского языка в первом классе (5 ч в неделю, 10 учебных недель). Во 2 – 4 классах на изучение курса отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
В прилагаемых развернутых тематических планированиях использованы следующие специальные сокращения.
ТИПЫ УРОКОВ ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ
№
Условное обозначение
Расшифровка
1
В
вводный
2
Н
изучение нового материала
3
К
комбинированный с поэтапным закреплением
4
КС
комбинированный синтетический (с применением новых знаний и умений в нестандартной ситуации)
5
ОБ
обобщающий
6
ИТ
подведение итогов
7
КОР
коррекция знаний и умений
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)
Личностные УУД:
Становление внутренней позиции школьника
Адекватная мотивация учебной деятельности
Ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации
Регулятивные УУД:
Принятие и сохранение учебной задачи
Планирование действий в соответствии с поставленными задачами, прогнозирование результата
Реализация плана решения учебной задачи
Само- и взаимоконтроль и оценка выполненных действий
Корректировка своей деятельности, саморегуляция
Познавательные УУД:
Восприятие и анализ сообщений (текстов)
Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем
Использование логических действий и операций, включая общие приемы решения задач
Коммуникативные УУД:
Умение учитывать позицию собеседника
Организация и осуществление сотрудничества с учителями и сверстниками
Адекватное восприятие, передача информации, отображение предметного содержания и условий деятельности в речи
Также следует отметить универсальные учебные действия, над развитием которых ведется работа на уроках обучения грамоте (письму) и русского языка в течение первого года обучения.
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Развитие учебных мотивов познавательных интересов.
Развитие готовности к сотрудничеству.
Формирование логических действий анализа сравнения.
Установление причинно-следственных связей.
Усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв.
Развитие знаково-символических действий, моделирования и преобразования модели.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели.
Кооперативно-соревновательное общение со сверстниками.
Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.
Согласованность усилий по достижению общей цели.
Построение понятных для партнера высказываний, умение задавать вопросы.
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Учебно-методическая литература
Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2011
Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: - М.: Академкнига Н.М.
Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс – М.: Академкнига/Учебник 2011
Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-2 классы: Методическое пособие. - Академкнига/Учебник 2011
Лаврова Лаврова Н.М. Азбука. Пишу и проверяю себя. Начала формирования регулятивных УУД. 1 класс: Тетради №1,№2. - М.: Академкнига/Учебник 2011
2. Интернет-ресурсы:
- www.festival.1september.ru (газета «1 сентября»);
- http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов);
- www.uroki.ru (поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе);
- http://nachalka.info/about/193 (презентации уроков «Начальная школа»);
- http://www.gramota.ru (справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»);
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (официальный сайт системы РО Л.В. Занкова);
- dik.academic.ru (Большой энциклопедический словарь);
- 2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников);
- www.km.ru/ed (учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»).
3. Наглядные пособия
Таблицы по основным темам курса «Русский язык. 1 – 4 класс».
Информационно-коммуникативные средства
1. Русский язык. 1 класс. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. – ООО «ЭКЗАМЕН» (CD).
2. Русский язык. 2 класс. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. – ООО «ЭКЗАМЕН» (CD).
3. Русский язык. 3 класс. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. – ООО «ЭКЗАМЕН» (CD).
4. Русский язык. 4 класс. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. – ООО «ЭКЗАМЕН» (CD).
5. Русский язык. Основные правила и понятия. 1 – 4 классы. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. – ООО «ЭКЗАМЕН» (CD).
6. Русский язык. Словарные слова. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. – ООО «ЭКЗАМЕН» (CD).
Учебно-практическое оборудование
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором магнитов.
2. Пробковая доска с набором креплений.
3. Шкаф для хранения пособий.
Технические средства обучения
1. Магнитофон.
2. Ноутбук.
3. Мультимедийный проектор.
4. Экран проекционный (с интерактивной поверхностью).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса русского языка обучающиеся первого образовательного уровня научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках д ля выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник первого образовательного уровня:
- научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
- сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
- получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико–графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.)
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
- определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
- определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
- определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся,союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
- применять правила правописания (в объеме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
- безошибочно списывать текст объемом 80 – 90 слов;
- писать под диктовку тексты объемом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в гимназии, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Рабочие программы НШ 2015/2016
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615
15