Конспект урока по литературному чтению В.Осеева Волшебное слово

Урок Литературного чтения
Тема урока: В.А.Осеева «Волшебное слово» 2 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Задачи урока: Метапредметные (МПР):
регулятивные: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Личностные (ЛР): ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Предметные (ПР):
соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
Цель урока: 1) познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости;
2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;
3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
Учебный Комплек: «Школа России» Класс: 2
Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина.

Оборудование , технические ресурсы: мультимедийная презентация, учебник «литературное чтение» часть 2, карточки.


План урока:

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности   
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-
 



II. Проверка домашнего задания.









III.Формулирование проблемы, (4 мин), планирование деятельности.
Поиск решения (Открытие нового знания), формулирование определения
Цели:
- Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока;
-Планирование
деятельности на уроке.












































·V.Открытие новых знаний


Физминутка.


















































 


Закрепление нового












Рефлексия.







XI. Информация о домашнем задании.




Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
 Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
 Здравствуйте, дети. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья. В мире существует много форм различных приветствий, например, жители Европы , здороваясь, приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон, в Конго в знак приветствия встретившиеся люди протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них, японцы рукопожатиям предпочитают поклоны, которые тем ниже и длительнее выполняются, чем важнее персона, которой они адресованы.
А сейчас мы проверим , как вы справились с домашним заданием.
Чтение по ролям диалога ,с. 85-86. (2 группы).
А теперь прочитайте , пожалуйста, какие строки вы подобрали к своим рисункам (2-3 учащихся)
Организует ответы детей по группам ,
рассматривание выставки рисунков
Подготовка к восприятию.
(задание на карточках у каждого ребенка)
- Прочитайте стихотворение: «Добрые слова».
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день,
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
« . . .!» - я кричу.
« . . .!» - кричу я вслед,
Всем идущим на обед.
« . . .!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
О. Дриз.
- Обсудите, какие добрые слова говорил автор всем встречным. Докажите свою точку зрения.
( Утром люди идут на работу, нужно говорить «Доброе утро», на обед идут днем – «Добрый день», вечером с работы все отправляются домой – «Добрый
вечер»).

- Какие еще добрые слова, вы знаете и часто говорите? Как вы думаете, зачем они нужны людям?
О чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться? (предположения детей)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.
Имя автора рассказа зашифровано. Расшифруем его. (слайд 4)
Валентина Осеева (слайд 5-6)
Выступление ученицы с докладом о жизни и творчестве писательницы.
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете.
После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом – воспитателем.
Став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.
Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.
Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души. –
Сегодня на уроке мы будем работать с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово» (слайд 7)
Откроем страницу 87. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Волшебное слово»
- Словарная работа (слайд 8)
- Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.
Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.
Стряпала - готовила пищу.
Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями

- Первичное чтение учителем .
- Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос : о каком волшебном слове идет речь в рассказе?

Проверка восприятия.
- Назовите главного героя рассказа.
- Понравился вам мальчик? Почему?
- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?
- Кто помог мальчику?
- Какое волшебное слово старик открыл мальчику?


Игра "Пожалуйста".
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
Повторное чтение.
Сейчас вы будете читать рассказ еще раз «жужжащим» чтением. По ходу чтения найдите в тексте ответы на вопросы (слайд 10):
-Как нужно произносить волшебное слово?
-Как действовало волшебное слово на окружающих? (Лена, бабушка, брат)

- Работа над содержанием
Учитель: Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?
Действительно ли Павлик встретил в сквере волшебника? А как можно назвать старичка? (добрым, вежливым.)

Прочитай все волшебные слова. Распредели их на группы. Какое обоснование для деления ты выбрал. Поясни свой ответ.
(слайды 11-12)
o Крекс, фекс, пекс
o Спасибо
o Лети, лети, лепесток
o Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной
o Пожалуйста
o Благодарю вас
o Кара-барас
- Мы с вами сегодня познакомились с замечательным рассказом «Волшебное слово».
- Прочитайте пословицы и определите, какая из них выражает главную мысль рассказа: ( слайд 13)
- «Добрый человек добру и учит».
-« Под лежачий камень вода не течёт».
- « Волшебное слово всегда помочь готово».
- Наш урок я хотела бы закончить стихотворением «Добрый день»
- Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
-если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось, тогда поднимите красный цвет светофора;
- если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше,то поднимите зелёный цвет светофора ;
- а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось, тогда возьмите синий цвет светофора. (слайд 14-15)



Выразительно читать рассказ «Волшебное слово».



Слушание.
 

















По одному учащемуся от группы – чтение плана, по одному - пересказ по частям.











Индивидуальная работа по карточкам












(Работа в парах)











Ответы на вопросы




















































Слушание













Восприятие информации.








































Перечитывание текста «жужжащим» чтением.











самостоятельное чтение












Индивидуальная работа.




























(чтение стихотворения наизусть учениками).