Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по УМК Начальная школа ХХI век
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) и авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир».
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. К общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- человек как биологическое существо;
- человек и другие люди;
- человек и общество;
- история родной страны.
В средствах обучения представлены две технологические позиции:
организация целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и др.);
усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого обучение требует различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединенными общими, присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности ), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.
Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления.
Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю, 68 часов в год.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
1. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 4 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
2. Окружающий мир: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 4 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
Учебно – тематический план
№ Тема раздела Часы
1. Человек – живое существо (организм) 16
2. Твое здоровье 12
3. Человек – часть природы 2
4. Человек среди людей 5
5. Родная страна: от края до края 10
6. Человек – творец культурных ценностей 12
7. Человек – защитник своего Отечества 5
8. Гражданин и государство 3
9. Проверь себя 3
Итого 68
Содержание программы
Раздел «Человек — живое существо (организм)» ( 16 ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Универсальные учебные действия:
Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.
Объяснять роль нервной системы в организме.
Раздел «Твое здоровье» (12 часов)
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).
Универсальные учебные действия:
Раскрывать принципы здорового образа жизни.
Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.
Различать ядовитые грибы и растения.
Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
Практические работы:
Составление режима дня школьника для будней и выходных.
Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок.
Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязки, компрессов и пр.).
Раздел «Человек – часть природы» (2часа)
Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Универсальные учебные действия:
Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.
Устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека.
Характеризовать условия роста и развития ребенка.
Раздел «Человек среди людей» (5 часов)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Универсальные учебные действия:
Различать положительные и отрицательные качества человека.
Приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.
Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.
Раздел «Родная страна от края до края.» (10 часов)
Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).Почвы России. Почва - среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв,
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Универсальные учебные действия:
Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.
Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.
Находить на карте равнины и горы России. Выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).
Обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей разных стран – соседей России.
Раздел « Человек - творец культурных ценностей. « (12 часов)
Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века Памятники архитектуры. Творения В.И.Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества).Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (в.А.Жуковский, А.Н.Плещеев, Н.А.Некрасов, В.И.Даль, А.А.Фет, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, В.А.Тропинин, И.И.Левитан и др.)
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А.Пластов, К.Ф.Юон, Ф.А.Малявин, К.Малевич и др.). Поэты XX века (М.И.Цветаева, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.).
Детские писатели К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.
Универсальные учебные действия:
Ориентировать в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.
Составлять рассказы – повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.
Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).
Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Раздел «Человек – защитник своего Отечества» (5 часов)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная воина 1812 года. М.И.Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами.
Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы. Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Раздел «Гражданин и государство» (3часа)
Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.
Универсальные учебные действия:
Характеризовать права и обязанности гражданина России.
Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:
- признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
- оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карте объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
- описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
- составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
- различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
- соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
- называть имена наиболее известных правителей исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
- различать (называть) символы царской власти, символы современной России; называть имя Президента современной России;
- описывать основные события культурной жизни России ( в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:
- применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
- различать эмоциональное состояние окружающих людей в соответствии с ним строить общение;
- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.
Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.
Личные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.
Формирование основ российской гражданской идентичности
Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
Понимание особой роли России в мировой истории.
Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
Воспитание уважительного отношения к истории страны.
Воспитание уважительного отношения к своей стране.
Воспитание любви к родному краю.
Воспитание любви к своей семье.
Воспитание гуманного отношения к людям.
Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
Понимание роли человека в обществе.
Принятие норм нравственного поведения в природе.
Принятие норм нравственного поведения в обществе.
Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Формирование основ экологической культуры.
Понимание ценности любой жизни.
Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
Познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
Регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.
Коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач
Осознание целостности окружающего мира.
Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение).
Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности
Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.