Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 класса «Начальная школа XXI век»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373), Примерной программы «Литературное чтение» - концепция «Начальная школа XXI век» (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана- Граф, 2012), основной образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Ханжина Павла Семёновича» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан от 29 августа 2011 года, в соответствии с приказом №7699/12 от 23. 06.2012 г. «Об учебных планах для 1 – 9 классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии ФГОС общего образования».
На изучение данного учебного предмета согласно учебно-тематическому плану школы отводится 66 часов (2 часа в неделю)
1 четверть – 18 часов
2 четверть – 14 часов
3 четверть – 18 часов
4 четверть – 16 часов

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:
- осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования собственной культуры;
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности;
- применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст;
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
- работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

Курс « Обучение грамоте» является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться. Эта цель обучения младших школьников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.
Основная цель уроков литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла; воссоздавать в своём воображении прочитанное и воспроизвести текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Для достижения этой цели в процессе обучения решается ряд учебных задач:
Развитие восприятия художественного произведения;
Развитие навыка чтения;
Усвоение литературоведческих понятий;
Развитие речевых умений;
Развитие творческой деятельности учащихся;
Формирование читательских умений;
Нравственно-эстетическое воспитание.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:
Слушать сказки, рассказы, стихотворения;
Читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тесты;
Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне – пересказывать по готовому плану;
Знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;
Самостоятельно читать небольшие по объёму произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень – самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);
Работать с доступными книгами – справочниками и словарями.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА.

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны уметь:
Правильно читать текст целыми совами(темп чтения с индивидуальными возможностями учащихся);
Читать молча небольшие тексты;
Пересказывать прочитанный текст по готовому плану;
Высказывать своё отношение к поступку героя;
Определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения;
Читать наизусть 5-6 стихотворений и 1-2 отрывка из прозы;
Самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие);
Пользоваться словарями, книгами – справочниками;
Самостоятельно отбирать книги для чтения.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
Читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;
Знать наизусть 6 – 7 стихотворений и 2 – 3 отрывка из прозы;
Выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
Определять смысл событий и поступков героев; выражать своё отношение;
Пересказывать текст произведения подробно и кратко по готовому плану;
Самостоятельно читать произведения и книги по изученным темам;
Пользоваться библиотечным фондом;
Отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
Пользоваться справочной литературой.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА.

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны знать:
название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;
элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); называть, приводить примеры:
сказок народных и литературных;
стихов и рассказов из круга детского чтения;
произведений основных жанров детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерк, миф) различать, сравнивать:
произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
сказки народные и литературные;
словари и справочники;
элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
виды пересказа(подробный, краткий, выборочный); уметь:
читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
определять тему и главную мысль произведения;
ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту; делить текст на смысловые части и оставлять простой план;
пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
создавать небольшой устный текст на заданную тему использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
определять тему и жанр незнакомой книги;
Навык чтения:
Обучение осознанному, правильному, выразительному чтению в соответствии с нормами литературного произношения вслух; чтение про себя.
Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него. Умение использовать выразительные средства чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи).
Темп чтения вслух
– не менее 80 слов в минуту, про себя – не менее 110 слов в минуту.
Знание наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 15 стихотворений, 6 отрывков из прозы).


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Технология личностно-ориентированного обучения;
Технология развивающего обучения;
Игровые технологии;
Интерактивные технологии
Здоровьесберегающие технологии;
Групповая работа.


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Сокращено количество часов за счёт объединения тем и уплотнения изучаемого материала, в связи с тем, что авторская программа рассчитана на 132 часа, в учебном же плане школы на данный предмет отведено 66 часов.
В букварный период (Букварь, 1 часть) на литературное слушание отводится часть урока, в послебукварный период уроки литературного слушания проводятся отдельно.

Рабочая программа предполагает прохождение периода знакомства с буквами (Букварь, часть 1) за 21 неделю (42 часа), после завершения этого периода начинается отработка механизма чтения (Букварь, часть 2 и Литературное чтение) в течение 12 недель (24 часа).



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.




Тема
Количество часов




Формы организации учебных занятий
Всего часов



Интегрированный
Изучение и первичное закрепление знаний
Комбинированный
Комплексное использование знаний
Контроль и проверка знаний


1
О тебе, моя Родина.
2


2
2


6

2
Мир родной природы

7
5

1
13

3
Учимся уму - разуму


8
5

2


13

4
Мир сказок

17


5
3



25



5
Читаем сказки, пословицы, считалки.


2
1

3

6
О наших друзьях - животных




3





3

7
Читаем о родной природе.



2


1

3




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литературное чтение (обучение грамоте)

Предложение и слово.
Выделение предложения из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Звуковой анализ.
Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдость и мягкость согласных звуков как словоразличительная функция.
Построение моделей звукового состава слова, отражающих качественные характеристики звуков ( гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнение построенной модели. С образцом; обоснование выполняемых и выполненных действий; поиск и исправление ошибок.
Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

Чтение.
Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребёнка. Требования к скорости чтения детям не предъявляются, что связано с достаточно большими индивидуальными различиями первоклассников в темпе их работы. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Графика и письмо.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука й в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов.
Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Развитие речи.
Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.
Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.
Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка.
Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений).


Литературное чтение 1 класс.

Круг чтения.
Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Научно - познавательная книга. Юмористические произведения
Примерная тематика.
Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, животным, природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие.
Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Ориентировка в литературоведческих понятиях.
Произведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс. Тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.
Восприятие литературного произведения.
Эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального настроения литературного произведения, нахождение сходств и различий в настроении героев. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоциональных состояний героев (весел, печален, удивлён и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Творческая деятельность.
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинительстве небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Навык чтения.
Плавное чтение слогами и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, отрывков (2-3 предложения).
Работа с текстом.
Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Читательские умения
Различать стихотворение, сказку, загадку, пословицу, потешку;
Определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
Узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
Находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героев и их поступки;
Знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;
Различать книги по темам детского чтения.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2 КЛАСС.
Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, былина, сказка. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно - познавтельные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, о правде и кривде.
Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие(заголовок), название произведения(фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение.
Элементы книги: обложка, переплёт, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Восприятие литературного произведения. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.
Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжение произведения, изменение начала и продолжения произведения, фольклора.
Навык чтения. Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объёму (200-250 слов) текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 КЛАСС.
Круг чтения.
Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно – популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.
Примерная тематика.
Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и др.)
Жанровое разнообразие.
Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, легенды. Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок, прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Литературная (авторская)сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) – это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реальных знаний.
Ориентировка в литературоведческих понятиях.
Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Восприятие литературного произведения.
Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображения героев).
Творческая деятельность.
Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время: дорога сказок, город героев, сказочный дом и т.д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
Навык чтения.
Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом.
Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к текс
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС.
Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно- познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.
Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.
Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.
Умение определять задачу чтения – что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.
Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.
Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен, былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, разнообразных по жанрам и темам.
Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов, постоянные эпитеты, устойчивые выражения, зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.
Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, яркость описания героев, порядок действий.
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой. Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.
Научно- художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.
Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк – повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, загадка, поговорка, сказ, пословица, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка. Юмор и сатира, как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика. Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение загадок, потешек, сказок, поговорок.
Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на неё каталожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения. Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений( к концу обучения в 4 классе – не менее 20 стихов, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.
Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа. Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Читательские умения:
Обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, произведениях устного народного творчества;
Самостоятельный выбор книги на определённую тему;
Чтение детской периодики;
Использование справочной литературы, работа в библиотеке.
Межпредметные связи:
С уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи, первые опыты пробы пера.
С уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или мотивы изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы.
С уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал своё понимание прочитанного.

Формирование УУД средствами литературного чтения.

Познавательные УУД:
1) формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формировать умение представлять информацию в виде схемы;
3) формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формировать умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формировать умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:
1)формировать умение слушать и понимать других;
2)формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)формировать умение работать в паре.

Регулятивные УУД:
1) формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:
1) формировать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3)формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Межпредметные связи:
С уроками письма: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
С уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
С уроками труда: изготовление книг самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т.д.)




КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В первом классе четырёхлетней начальной школы обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся:
Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова Букварь : 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. – М.: Вентана-Граф, 2011.
( Начальная школа ХХ
· века).
Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011 г. ( Начальная школа ХХ
· века).
Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Для учителя:
А.О.Евдокимова Грамота: 1 класс: методический комментарий / А.О.Евдокимова, Е.Э. Кочурова, М.И.Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2003 г.
Л.А.Ефросинина Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие / Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2004 г.
Л.А.Ефросинина Учебная хрестоматия «Литературное чтение. Уроки слушания 1 класс». М.: Вентана-Граф, 2010 г.
И.Г.Смирнова Обучение грамоте. Чтение. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л.Е Журовой, А.О. Евдокимовой «Букварь». В двух частях / Волгоград: «Учитель», 2010.
В.Волина «Праздник Букваря». – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.


Интернет ресурсы:
www.openworld.ru/shool - Официальный сайт журнала «Начальная школа».
www.1september.ru - Педагогический сайт методических разработок « Фестиваль педагогических идей».
www.4stupeni.ru - Конспекты уроков начальной школы.
www.abvgdeyka.ru - Познавательный портал для учащихся.
www.solnet.ru - Детский образовательный портал «Солнышко»: кроссворды, игры, загадки.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ
Комплект портретов известных писателей.
Комплект цветных диапозитивов:
- «Времена года», -
- «Сказки Пушкина в иллюстрациях Билибина»,
- «Учимся рассматривать картину».
3. Магнитные буквы.
4. Компьютер.
5. Слайд-проектор.








Учебно–тематическое планирование
по литературному чтению



Класс 1
Учитель Трофимова Наталья Павловна
Количество часов: 66
В неделю: 2 часа
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373), Примерной программы «Литературное чтение» - концепция «Начальная школа XXI век» (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана- Граф, 2012), основной образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Ханжина Павла Семёновича» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан от 29 августа 2011 года, в соответствии с приказом №7699/12 от 23. 06.2012 г. «Об учебных планах для 1 – 9 классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии ФГОС общего образования».
Учебники: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.




Учебно-тематическое планирование
1 четверть – 18 часов

Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности.
Вид контроля
Планируемые результаты
Дом задание
Дата проведения









План
факт

Раздел «О ТЕБЕ, МОЯ РОДИНА».

1.
Составление рассказа по сюжетной картинке. Интонационное выделение первого звука в словах.
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Составлять рассказы по сюжетным картинкам.
Презентовать устное сочинение. Обозначать каждое предложения полоской. Пересказ сказки «Репка». Интонационно выделять первый звук в словах. Отрабатывать пространственные отношения между объектами.
Текущий
Уметь выделять предложения из речевого потока; строить модель каждого предложения; формулировать своё отношение к действиям и поступкам героев в рассказывании.
Уметь составлять короткий рассказ по сюжетной картинке; Уметь выделять первый звук в словах; ориентироваться в понятиях: произведение, фольклор, чтение, сказка.

1.09


2.
Звуковой анализ слова «мак». Слушание:
С. Дрожжин «Привет».
1
Комбинированный
Звуковой анализ слова. Воспринимать на слух слова со звуком [м], расположенным в начале,, середине, конце слова (по схемам). Игра «Назови слово со звуком [м]. Воспринимать на слух художественные произведения, понимать общее содержание произведения.
Текущий
Уметь выделять нужный звук в разных частях слова; классифицировать предметы; соотносить слово с предметной карточкой, текст – с сюжетной картинкой.

5.09


3
Рассказ по сюжетным картинкам. Звуковой анализ слов «кит» и «кот».
1
Интегрированный
Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста, озаглавливать иллюстрацию. Звуковой анализ слов. Чтение отрывка из стихотворения С. Воспринимать на слух художественные произведения, понимать общее содержание произведения.
Теущий. Составление мини-рассказа
Уметь составлять небольшой рассказ по серии картинок; узнавать произведения разных жанров.

8.09



Раздел «МИР РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

4
Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета.
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Обозначать гласные звуки красной фишкой. Звуковой анализ слов. Моделировать звуковые цепочки.
Текущий.Составление звуковой цепочки. Самопроверка.
Знать понятие «гласный звук»; об обозначении гласных красными фишками. Уметь отличать гласный звук от согласного; самостоятельно записывать слова под картинками; составлять звуковую цепочку.

12.09


5
Введение понятий: «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слова «Нина». Обозначать мягкость, твердость согласных звуков в модели слова. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему.
Текущий
Уметь отличать согласный звук от гласного. Знать об обозначении согласных в модели слова; о заглавной букве в именах собственных.

15.09


6
Знакомство с буквой А (а).
Слушание: В. Белов «Родничок».
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов: « Анюта, луна». Выбор слова со звуком[а] в начале, середине и конце слова.
Воспринимать на слух художественные произведения, понимать общее содержание произведения.
Текущий
Уметь проводить звуковой анализ слова. Называть слова со звуком[а] в начале, середине и конце слова.


19.09


7
Знакомство с буквой Я, я. Буква Я(я) в начале слова (обозначение звуками [й] и [а])
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов. Звуковой анализ слова «рой», выделение звука [й]. Звуковой анализ слова «яхта». Буква «Я» в начале слова. Воспринимать на слух художественные произведения, понимать общее содержание произведения.
Текущий
Знать об обозначении буквы Я(я) в начале слова звуками [й] + [а].

22.09


8
Знакомство с буквами О(о).
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слова «полка». Составлять по схеме без проведения звукового анализа различных имен с изученными буквами. Моделировать звуковые схемы к словам.
Текущий. Самопроверка по образцу.
Знать понятие «гласный звук», его отличие от согласного звука;

26.09


9
Знакомство с буквой Ё (ё).
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов «клён», «пёс», «ёжик». Создавать (устно) текст, небольшой рассказ. Составлять рассказы по серии сюжетных картинок.
Текущий
Знать об обозначении буквы Ё(ё) в начале слова звуками [й]+[о]. Уметь проводить звуковой анализ слов; различать звуки: гласные и согласные.

29.09


Раздел «УЧИМСЯ УМУ-РАЗУМУ».

10
Знакомство с буквой У(у).
Слушание:
Л. Пантелеев «Буква ТЫ».
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов: «труба», «стул». Создавать (устно) текст, небольшой рассказ по серии сюжетных картинок. Составлять звуковые модели слов.
Воспринимать на слух художественные произведения, понимать общее содержание произведения.
Текущий
Знать, какие буквы пишутся после твёрдых и мягких согласных звуков. Уметь производить замену гласного звука (фишки) буквой; проводить звуковой анализ слов; выбирать из текста слова со звуком [о] в начале, середине и конце слова.

3.10


11
Знакомство с буквой Ю (ю). Буква Ю (ю) в начале слова (обозначение звуками [й] и [у].
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов: «ключ», «утюг», «юла», «юнга». Соотносить звуковые модели со словами. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.
Текущий
Знать об обозначении буквы Ю(ю) в начале слова звуками [й] + [у]. Уметь слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать плавно слогами и целыми словами небольшие тексты.

6.10


12
Знакомство с буквой Э (э).
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слова: «экран».
Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами.
Текущий.
Уметь проводить звукобуквенный анализ;

10.10


13
Знакомство с буквой Е (е).
Буква Е (е) в начале слова .
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов: «лев», «белка». Упражнять в словоизменении.
Звуковой анализ слов: «ели», «ежата». Моделировать звуковые цепочки. Выявлять соотношения звуков и букв в словах с йотированными гласными.
Текущий
Уметь различать понятия «звук» и «буква».
Уметь проводить звукобуквенный анализ; обобщить правило об обозначении звуков [й] и [э]. в начале слова одной буквой Ё; выбирать слова из текста с этими звуками в начале, середине и конце слова.

13.10


Раздел «МИР СКАЗОК»

14
Знакомство с буквой ы.
Слушание:
В. Сутеев «Дядя Миша».
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов «рыба», «дым», «флаги», «гиря». Преобразовывать слова.
Воспринимать на слух художественные произведения, понимать общее содержание произведения.
Текущий
Уметь делать выводы о написании гласных букв после согласных; видеть различия и сходства в элементах множества букв.

17.10


15
Знакомство с буквой И (и).
С.Маршак «Усатый – полосатый».
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов «флаги», «гиря». Воспринимать на слух художественные произведения, понимать общее содержание произведения.
Текущий
читать стихотворение С.Маршака.

20.10


16
Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков.
1
Комплексное использование знаний.
Звуковой анализ слов «лук», «нос», «мел», моделировать слова с помощью жёлтых фишек и букв разрезной азбуки. Преобразовывать одно слово в другое путём замены буквы. Классифицировать предметы по заданному признаку.
Текущий
Знать об обозначении буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных. Уметь классифицировать предметы по заданному признаку; сравнивать и дифференцировать звуки по глухости и звонкости; подбирать слова к заданным звуковым моделям.

24.10


17
Знакомство с буквой М (м).
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Наблюдать согласные звонкие и глухие, парные и непарные, их различие.
Текущий
Уметь читать прямые слоги; различать понятия «слово», «слог».

27.10


18
Знакомство с буквой Н (н).
Слушание:
Ш. Перро «Красная Шапочка»
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Ориентироваться в правильном название букв. Звуковой анализ слов: «нос», «нитки». Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами. Воспринимать на слух художественные произведения, понимать общее содержание произведения.
Текущий
Знать правильное название букв М (эм), Н (эн).

31.10


2 четверть – 14 часов

19
Знакомство с буквой Р (р).
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов: «рысь», «речка». Читать вслух слоги, слова, предложения, с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.
Текущий
Знать правильное название букв Р, Н, М.

10.11


20
Знакомство с буквой Л (л)
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Правильное называние букв. Звуковой анализ слов. Читать вслух слоги, слова, предложения, с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.
Текущий
Уметь правильно называть букву «эль»; видеть сходства и различия в звуковых моделях слова.

14.11


21
Знакомство с буквой Й (й). Слог.
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов. Определение лексических значений слов – омонимов. Деление слов на слоги. Читать вслух слоги, слова, предложения, с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Создавать (устно) текст, небольшой рассказ по сюжетным картинкам.
Текущий
Уметь составлять слова и записывать из набора букв по заданным моделям. Знать правило деления слов на слоги.

17.11


22
Знакомство с буквой Г (г). Ударение.
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги. Наблюдать роль ударения в слове. Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.
Текущий
Знать правило деления слов на слоги. Уметь ставить ударение в слове.

21.11


23
Знакомство с буквой К (к).
Слушание:
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги. Разгадывание закодированных слов. Воспринимать учебный текст: понимать цель высказывания, адекватно реагировать, отвечать на вопросы.
Текущий
Правильно называть букву «ка».
Уметь отличать события реальные и вымышленные.

24.11


24
Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости- глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.
1
Комплексное использование знаний.
Сравнивать характеристику согласных звуков по звонкости-глухости. Сравнивать слова по твердости-мягкости, звонкости-глухости первых звуков. Воспринимать учебный текст: понимать цель высказывания, адекватно реагировать, отвечать на вопросы.
Текущий
Сопоставлять звуки [г] и [к] по звонкости – глухости; сравнивать звуки и делать выводы; производить звукобуквенный анализ.

28.11


Раздел «МИР РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

25
Знакомство с буквой З (з).
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов. Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Сопоставлять звуки [з] и [с] по глухости-звонкости; проводить звуковой анализ слов.
Текущий
Уметь произносить название буквы «зэ»; делить слова на слоги. Уметь сопоставлять звуки [з] и [с] по звонкости- глухости; проводить звуковой анализ слов.

1.12


26
Знакомство с буквой С (с). Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов. Расшифровка закодированных слов. Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.
Текущий
Уметь сопоставлять звуки [з] и [с] по звонкости- глухости; проводить звуковой анализ слов.

5.12


27
Знакомство с буквами Д (д) и Т (т).
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов. Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.
Текущий
Уметь находить сходство и различие слов; выделять ударный слог в слове.

8.12


28
Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости – глухости.
1
Комплексное использование знаний.
Читать слова, полученные при замене звонкого [д] его глухой парой. Читать и классифицировать слова на две группы: со звонким звуком [д] и с глухим звуком [т].
Текущий
Уметь сопоставлять по звонкости – глухости звуки [д] и [т]; читать и классифицировать слова с этими звуками на две группы.

12.12


29
Знакомство с буквой Б (б).
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов. Сравнивать звуки по твёрдости – мягкости. Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Сопоставлять слова по выделенным звукам. Сравнивать слова.
Текущий
Уметь проводить звуковой анализ, давать характеристику звукам.

15.12


Раздел «УЧИМСЯ УМУ-РАЗУМУ»

30
Знакомство с буквой П (п).
Слушание:
Е. Благинина «Тюлюлюй»
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов. Составлять слова по выделенным звукам. Сравнивать слова. Обсуждать смыслоразличительные функции ударения.
Текущий
Уметь сравнивать звуки по твёрдости – мягкости; читать слова по таблице; составлять слова по выделенным звукам.

19.12


31-
32
Знакомство с буквами В (в) и Ф (ф).
2
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов. Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Обсуждать смыслоразличительные функции ударения.
Текущий
Уметь правильно называть букву «эф». Читать слова с изученными буквами.

22.12

26.12


3 четверть – 18 часов

33-
34
Знакомство с буквами Ж (ж) и Ш (ш). Сопоставление звуков [ж] и [ш] по звонкости- глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.
2
Изучение и первичное закрепление знаний.
Звуковой анализ слов. Наблюдать особенности звуков [ж] и [ш]. Читать слова, полученные в результате замены одной буквы. Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.
Текущий
Знать о том, что звуки [ж] и [ш] всегда твёрдые, у них нет мягкой пары. Уметь производить звуковой анализ слов; читать и различать слова, полученные в результате замены одной буквы.

12.01

16.01


Раздел «МИР СКАЗОК».

35
Знакомство с буквами Ч (ч) и Щ (щ).
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Наблюдать особенности звуков [ч] и [щ] – всегда мягкие согласные, у них нет твёрдой пары. Формулировать правило написания гласных после ч и щ.
Моделировать слова по схемам.
Текущий
Знать об особенностях звуков [ч] и [щ] – всегда мягкие согласные, у них нет твёрдой пары. Правило написания гласных после ч и щ.

19.01


36-37
Знакомство с буквами Х (х) и Ц (ц).
Слушание:
К. Чуковский «Муха-Цокотуха».
2
Изучение и первичное закрепление знаний.
Анализировать звуковую модель слова. Называть слова с мягкой парой звука [х]. Наблюдать особенности звука [ц]. Воспринимать на слух художественные произведения, понимать общее содержание произведения.

Текущий
Знать о том, что звук [ц] всегда твёрдый, у него нет мягкой пары. Уметь правильно называть буквы; выполнять задания на развитие устной речи; называть слова с мягкой парой звука [х].

23.01

26.01


38
Функции мягкого знака: показатель мягкости предшествующего согласного и разделительный мягкий знак.
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Наблюдать функции ь, их различение. Сравнивать звуки по твердости-мягкости. Образовывать формы множественного числа с использованием ь. Читать вслух слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.
Текущий
Знать об основных функциях ь. Уметь различать основные функции ь на практике; проводить классификацию слов.

30.01


39
Знакомство с особенностями ъ.
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Сравнивать слова. Читать стих-я с фиксацией внимания на ь и ъ. Наблюдать раздельное произношение звуков в слове и способы обозначения.
Текущий
Уметь различать на письме ъ и ь. Уметь слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию.

2.02


Раздел «УЧИМСЯ УМУ – РАЗУМУ». (Букварь 2 часть).

40
Алфавит. С.Я.Маршак «Ты эти буквы заучи». В.Голявкин «Спрятался». В.Сутеев «Три котёнка».
1.
Комбинированный.
Читать правильно алфавит. Наблюдать и объяснять проблемную ситуацию «Чего в русском языке больше: букв или звуков?» Читать вслух слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.
Текущий
Уметь отвечать на вопросы по содержанию текстов произведений; объяснять значение слова в контексте; рассуждать в проблемной ситуации; читать тексты произведений.

6.02


41
А.Шибаев «На зарядку – становись!», «Познакомились». Е.Чарушин « Как Никита играл в доктора».
1
Комбинированный
Читать вслух слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства(тон, темп, тембр, интонация речи).
Текущий
Знать содержание произведений. Уметь читать выразительно в ролевом исполнении; отвечать на вопросы по содержанию; рассуждать о поступках Никиты, делать выводы.

9.02


Раздел «Мир родной природы»

42
Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы о животных.
Г. Скребицкий «Пушок»
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Воспринимать на слух художественное произведение; отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; озаглавливать иллюстрации.
Текущий
Знать наизусть 2-3 стих-я. Уметь выразительно читать с интонациями, соответствующими знакам препинания, давать элементарную оценку эмоциональных состояний героев. Описывать внешний вид и особенности животных.

13.02


43
Г.Цыферов «Маленький тигр», С.Чёрный «Кто?»,
1
Комбинированный
Читать выразительно литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать произведение по ролям.
Текущий
Знать содержание произведений. Уметь читать произведения и отвечать на вопросы по их содержанию; выбирать нужную интонацию и настроение при чтении.

27.02


44
Г. Остер «Середина сосиски», Я.Аким «Жадина». Э.Успенский «Если был бы я девчонкой».
1.
Комбинированный
Выразительно читать несложные поэтические произведения. Кратко характеризовать героев произведения и их поступки. Сравнивать прочитанные произведения по сюжету.
Текущий
Знать содержание произведений. Уметь читать произведения по ролям; обсуждать содержание и высказывать своё отношение к описываемым ситуациям.

2.03


Раздел «МИР СКАЗОК».

45
В.Сутеев «Под грибом»,А.Шибаев «Что за шутки?».
1.
Комбинированный
Читать выразительно литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать произведение по ролям. Коллективно обсуждать ответ на вопрос: «Что хотел сказать автор этим произведением?».
Текущий
Уметь различать сказку, рассказ, стихотворение; заучивать наизусть отрывки из стихотворения; формулировать высказывания о своём отношении к сказкам, героям и их поступкам.

6.03


46
Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».
1
Комбинированный
Воспринимать на слух художественное произведение; отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; озаглавливать иллюстрации.
Текущий
Уметь различать, сказку, рассказ, стихотворение. Заучивать наизусть отрывки из стих-я. Понимать и объяснять значение слов и выражений. Пересказывать сказку по вопросам учителя и по готовому плану.

13.03


47
Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета», Б.Житков «Как меня называли».
1
Комбинированный
Читать выразительно литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка.
Текущий
Уметь читать стихотворение; заучивать отрывки из стихотворений; отвечать на вопросы по содержанию рассказа.

16.03


48
А.Кушнер «Большая новость», Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился».
1
Комбинированный
Интонационно верно читать простые предложения с разными знаками препинания. Воспринимать учебный текст: понимать цель высказывания, адекватно реагировать, отвечать на вопросы.
Текущий
Уметь отвечать на вопросы: почему А.Кушнер давно и прочно вошёл в наше сознание как выдающийся лирик? Что мы узнали из стихотворения поэта? Как он объясняет «новость о том, что Земля – круглая»?

20.03


49
Е.Чарушин «Яшка», А.Кушнер «Что я узнал!».
1
Комбинированный
Читать выразительно литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Определять главную мысль произведения.
Текущий
Уметь самостоятельно читать небольшие произведения; пересказывать содержание произведения; выражать свою точку зрения.

3.04


4 четверть – 16 часов


Раздел «Учимся уму-разуму»

50
Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы о детях. Н. Носов «Фантазеры».
1
Комбинированный
Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания, оценивать ход и результат выполнения задания. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.
Текущий
Знать произведения о детях и для детей, из авторов. Уметь выражать свое отношение к прочитанному и прослушанному произведению. Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

6.04


51
М.Карем «Растеряшка», В.Драгунский «Заколдованная буква».
1
Комбинированный
Выразительно читать несложные поэтические и художественные произведения. Кратко характеризовать героев произведения и их поступки. Сравнивать прочитанные произведения по сюжету; называть жанры, характеризовать их особенности.
Текущий
Уметь выражать своё отношение к прочитанному произведению, к героям произведения; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; читать стихотворение выразительно, соблюдая интонацию пунктуационных знаков.
.
10.04


Раздел «МИР РОДНОЙ ПРИРОДЫ».

52
Е.Чарушин «Зайчата», Н.Сладков «Сорока и заяц», «Лиса и заяц».
1
Комбинированный
Выразительно читать несложные художественные произведения. Кратко характеризовать героев произведения. Сравнивать прочитанные произведения по сюжету; называть жанры, характеризовать их особенности.
Текущий
Уметь объяснять значения выражения «заячья душа» в контексте; отвечать на вопросы по содержанию рассказов; сравнивать произведения Е.Чарушина и Н.Сладкова.

10.04


53
Н.Носов «Затейники». Г.Сапгир «Людоед и принцесса или Всё наоборот».
1
Комбинированный
Выразительно читать несложные поэтические и художественные произведения. Кратко характеризовать героев произведения и их поступки. Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений.
Текущий
Уметь подбирать заголовок с использованием малых фольклорных форм; обосновывать свою точку зрения на поставленную проблему.

13.04


54
Дж.Родари «Про мышку, которая ела кошек». Контрольный урок «Проверь себя».
1
Контроль и проверка ЗУН
Выразительно читать несложные художественные произведения. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения.
Фронтальный. Проверочная работа.
Знать содержание изученных произведений; фамилии детских писателей. Уметь определять жанр произведения.

17.04


55
В.Драгунский «Он живой и светится».
1
Комбинированный
Выразительно читать художественные произведения. Характеризовать текст: представлять, предполагать текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.
Текущий
Уметь обосновывать свою точку зрения и оценивать правильность поступка Дениски.

24.04


Раздел «ЧИТАЕМ СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, СКОРОГОВОРКИ». (литературное чтение)

56
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане», русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»В.Сутеев «Кораблик».
1
Комбинированный
Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности. Выразительно и интонационно правильно читать художественные произведения.
Текущий
Знать различие литературных и народных сказок. Уметь рассказывать сказку по плану; правильно называть сказку; определять авторскую принадлежность.

24.04


57
Развитие восприятия художественного произведения. Е. Ильина «Шум и Шумок»


1
Комбинированный
Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения.
Текущий
Уметь слушать и читать произведения, объяснять значение слов по контексту произведения. Находить структурные элементы текста.

27.04


Раздел «УЧИМСЯ УМУ – РАЗУМУ».

58
Л.Толстой «Косточка»,
В.Осеева «Кто наказал его?», «Потерянный день», Е.Пермяк «Торопливый ножик».
1
Комбинированный
Выразительно и интонационно правильно читать художественные произведения. Пересказывать текст художественного произведения с учётом всех сюжетных линий (подробно); отдельный фрагмент, описывать героев произведения (выборочно)
Текущий
Уметь пересказывать произведения. Выразительно читать; выражать своё отношение к героям литературных произведений; правильно называть произведения.

8.05


Раздел «ЧИТАЕМ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ».

59
Административная итоговая комплексная контрольная работа.
1
Контрольный
Конструировать монологическое высказывание на заданную тему, формулировать главную мысль, отбирать доказательства.
Итоговый
Знать произведения о родной природе для детского чтения, фамилии их авторов. Уметь определять жанр художественного произведения; сравнивать произведения разных жанров; выразительно читать художественные произведения; заучивать наизусть отрывки текстов; различать жанры фольклорных произведений и авторские тексты.

11.05


60
Загадки. Русская народная песня «Берёзонька», С.Маршак «Апрель», М.Пришвин «Лесная капель».
1
Комбинированный
Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности. Выразительно и интонационно правильно читать художественные произведения.
Текущий


15.05


Раздел « О НАШИХ ДРУЗЬЯХ – ЖИВОТНЫХ».

61
И.Мазнин «Давай дружить», Ю.Коваль «Бабочка», С.Михалков «Аисты и лягушки».
1
Комбинированный
Выразительно читать художественные произведения. Характеризовать текст: представлять, предполагать текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений.
Текущий
Уметь пересказывать произведения; выражать своё отношение к прочитанному; читать плавно слогами и целыми словами; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; оценивать поступки и действия героев произведений, анализировать и сравнивать их.

15.05


62
И.Жуков «Нападение на зоопарк». М.Пришвин «Ёжик», Ю. Могутин «Убежал».
1.
Комбинированный

Текущий
Индивидуальный: мониторинг качества чтения.


18.05


63
Развитие восприятия художественного произведения. Е. Ильина «Чик-чик ножницами».
1
Комбинированный
Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания, оценивать ход и результат выполнения задания. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.
Текущий


21.05


Раздел «ЧИТАЕМ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ»

64
И. Соколов-Микитов «Радуга». Е. Трутнева «Эхо»
1
Комбинированный
Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения. Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений.
Индивидуальный: мониторинг качества чтения.
Знать произведения фольклора и авторские произведения. Уметь определять жанр. Выразительно читать.

21.05


65-66
М. Есеновский «Моя небольшая Родина, Ю. Коринец «Волшебное письмо», Р.Валеева «Здравствуй, лето»
2
Комбинированный




22.05

25.05























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315








15