Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Школа ХХI века
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Законом РФ «Об образовании»;
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №74 от 1.02.2012 г. "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993);
Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2012 №1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год" (зарегистрирован в Минюсте РФ 30.01.2013 №26755);
Учебной программой курса «Русский язык» (авт. С.в. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко) Образовательной системы «Школа 21века», рекомендованной Министерством образования и науки РФ;
Вид реализуемой программы – основная общеобразовательная.
Целями обучения русскому языку являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Основная задача организации учебной деятельности для реализации первой цели - нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня. При этом основным требованием остается следование лингвистической науке, поэтому в рамках предлагаемой программы осуществлен переход от концентрического к линейному принципу изучения языка. Такой подход обеспечит не только сохранение логики науки, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
грамотное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Научить правильной речи – это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:
1) «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний);
2) «Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма);
3) «Развитие речи».
При подготовке к урокам я ориентируюсь на следующие технологии:
- технологии активного обучения (Г.К. Селевко, Н.В. Борисова) (главенствующая роль - существенно меняется роль педагога (вместо роли информатора - роль консультанта), и роль обучающегося (информация служит не целью, а средством для освоения действий и операций деятельности);
- технология проблемного обучения (обучающиеся самостоятельно «открывают новые знания»);
- здоровьесберегающие технологии (В.Ф.Базарный) (цель - сохранение и укрепление здоровья обучающихся).
Исходя из перечисленных технологий выбрала классификацию методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина) которая включает в себя следующие методы:
- проблемное изложение;
- репродуктивный;
- объяснительно- иллюстративный;
-частично – поисковый.
Методы контроля и самоконтроля за усвоением программного материала по Ю.К. Бабанскому, а в частности, методы письменного контроля и самоконтроля.
Для успешного усвоения знаний обучающимися 3 – г класса на уроках русского языка использую разнообразные организационные формы обучения, направленные на теоретическую и практическую подготовку:
коллективная,
индивидуальная,
групповая,
работа в парах,
парно – групповая
Специфическая характеристика курса
В программе выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русского языка» 2, 3, 4 классов. В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешивание упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определённого учебного действия.
Такое структурирование курса позволяет:
успешно реализовать цели развития логического мышления;
решить практические задачи по формированию навыка грамотного письма и развитию речи;
сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет;
избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.
Важной стороной данного курса является ориентация ученика на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Содержание рабочей программы
№ п/п Тема раздела Кол-во часов
1 Как устроен наш язык. Фонетика и состав слова 4
2 Как устроен наш язык. Синтаксис 26
3 Как устроен наш язык. Морфология 37
4 Правописание 77
5 Развитие речи 26
Итого 170 ч.
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) (67 ч.)
Фонетика и словообразование (4 часа)
Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.
Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология (37 ч)
Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи
Наречие как часть речи
Имя числительное: общее значение
Синтаксис (26 ч)
Синтаксический анализ простого предложения
Словосочетание
Сложное предложение
Правописание (формирование навыков грамотного письма) (77ч)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правиписание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи)
Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
Развитие речи (26 ч)
Совершенствование речевых умений
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-вания, сочинения — рассуждения, сочинения-описания
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Основные требования к уровню подготовки
учащихся 4-го класса:
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны называть:
изученные части речи;
значимые части слова
различать, сравнивать:
буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
предлог и приставку;
корень, приставку, суффикс, окончание;
главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
приводить примеры:
простого двусоставного предложения;
кратко характеризовать:
виды предложений по цели высказывании и интонации;
решать практические и учебные задачи:
выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
пользоваться словарями;
использовать алфавит при работе со словарём;
РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС
Общая тема (блок) № п/п Тема урока Кол-во часов Дата урока Изучаемые вопросы (основные понятия и термины) Формы и методы работы (эксперимент)
По плану Корр-ка 1 четверть 40 часов
Повторение 5ч
Развитие речи 1 1 Повторение. Пишем письма. 1 Правила написания писем. Работа с учебником, коллективная работа
Как устроен наш язык
Фонетика и состав слова 2 2 Фонетика и словообразование 1 Порядок разбора слова по составу. Порядок фонетического разбора слова Работа в парах, самостоятельная работа
Правописание 3 3-4 Повторение орфографических правил, изученных во 2-3 классах. 2 Изученные орфограммы согласных и гласных звуков. Фронтальный опрос, самостоятельная работа
Развитие речи 5 5 Пишем письма. 1 Правила написания писем. Работа с учебником, коллективная работа
Имя существительное 11ч Как устроен наш язык
Морфология 6 6 Повторение признаков имени существительного. 1 Признаки имени существительного. Работа в парах, упражнение по выбору,
самостоятельная работа
Как устроен наш язык
Морфология 7 7 Правописание имён существительных 1
склонения. 1 Алгоритм определения окончаний имён
существительных 1 склонения. Работа с учебником,
самостоятельная работа
Правописание 8 8 Входная контрольная работа 1 Проверка зунСамостоятельная работа
Правописание 9 9 Анализ входной контрольной работы.
Правописание окончаний имён существительных 2 склонения. 1 Алгоритм определения окончаний имён существительных 2 склонения. Работа с учебником,
самостоятельная работа
Правописание 10 10 Правописание имён существительных 3 склонения. 1 Алгоритм определения безударного окончания 3 склонения. Работа с учебником,
самостоятельная работа
Развитие речи 11 11 Пишем письма "Как я провел лето" 1 Правила написание писем. Коллективная работа, обсуждение текста
Как устроен наш язык
Морфология 12
13
14 12
13
14 Морфологический разбор имени существительного. Словарный диктант.
Морфологический разбор имени существительного 1
1
1 Порядок морфологического разбора имени существительного. Коллективное обсуждение, работа в парах, создание проблемной ситуации
Правописание 15 15 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. 1 Правописание слов на изученные орфограммы.
Фронтальная работа с таблицей, работа в парах
Развитие речи 16 16 Текст-рассуждение 1 Типы и характеристику текстов. Коллективная работа, работа с текстом
Имя прилагательное 11ч Как устроен наш язык
Морфология 17 17 Повторение признаков имени прилагательного. 1 Признаки имени прилагательного. Решение проблемной ситуации, работа в парах
Правописание 18 18 Орфограммы в окончаниях имён прилагательных. 1 Орфограммы в окончаниях имён прилагательных. Работа в группах
Как устроен наш язык
Морфология 19 19 Морфологический разбор имени прилагательного. 1 Порядок выполнения морфологического разбора имени прилагательного. Коллективное обсуждение, работа в парах и по выбору
Развитие речи 20 20 Типы текста. Изложение повествовательного текста. 1 Типы текста. Работа в группах с текстом
Правописание 21 21 Правописание букв о –ё после шипящих и ц.
Анализ изложения. 1 Правило правописание орфограммы «Правописание о - ё после шипящих и ц.». Коллективная работа, работа с учебником
Правописание 22 22 Мягкий знак на конце слов после шипящих. 1 Правописание мягкого знака в конце слов после шипящих. Коллективное обсуждение, работа в парах и по выбору
Как устроен наш язык
Морфология 23 23 Местоимение. Словарный диктант. 1 Местоимения – существительные и местоимения – прилагательные. Работа в группах, наблюдение над языковым материалом
Правописание 24 24 Повторение изученных орфограмм в приставках. 1 Правописание приставок (з-/с-, без-/бес-, при-/пре-, и т.д.). Работа в группах, самостоятельная работа в тетради
Правописание 25 25 Разделительный мягкий и разделительный твёрдый знаки. 1 Правописание в словах разделительных ь ъ знаков. Работа в парах, наблюдение над языковым материалом
Развитие речи 26 26 Обучающее изложение «Кошки» 1 Изложение, текст. Коллективная и самостоятельная работа
Правописание 27 27 Анализ обучающего изложения.
Разбор по членам предложения.
1 Алгоритм разбора простого предложения.
Фронтальный опрос, индивидуальная работа
Предложение 7 ч Как устроен наш язык
Синтаксис 28 28 Разбор по членам предложения.
Контрольный срез 1 Алгоритм разбора простого предложения.
Работа с таблицей,коллективная работа, наблюдение за материалом
Как устроен наш язык
Синтаксис 29-30 29-30 Синтаксический разбор предложения.
Словарный диктант
2 Алгоритм синтаксического разбора предложения. Коллективное обсуждение, создание проблемной ситуации
Правописание 31-32 31-32 Знаки препинания при однородных членах предложения.
2 Знаки препинания я при однородных членах предложения.
наблюдение над языковым материалом, решение проблемной задачи, коллективное обсуждение
Как устроен наш язык
Синтаксис 33 33 Синтаксический разбор предложения. 1 Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого.
Коллективная и самостоятельная работа
Развитие речи 34 34 Обучающее изложение "Нелюдим" 1 Последовательность текста Работа в группах
Глагол 65 Как устроен наш язык
Морфология 35 35 Анализ обучающего изложения. Глагол как часть речи.
1 Глагол как часть речи наблюдение над языковым материалом, упражнение по выбору
Как устроен наш язык
Морфология 36 36 Глагол как часть речи.
1 Глагол как часть речи Правописание 37 37 Глагол как часть речи.
Контрольный словарный диктант 1 Правописание приставок и предлогов.
Коллективная работа. Работа в парах, решение проблемной ситуации
Правописание 38 38 Итоговая контрольная работа 1 Проверка зунСамостоятельная работа
Правописание 39 39 Анализ итоговой контрольной работы. Начальная форма глагола 1 Начальная форма глагола Самостоятельная работа
Правописание 40 40 Правописание частицы не с глаголами. 1 Правописание частицы не с глаголами. решение проблемной ситуации, коллективная работа,
2 четверть 39 часов
Как устроен наш язык
Морфология 41-42 1-2 Начальная форма глагола 2 Знать формы глагола Наблюдение, решение проблемной ситуации
Развитие речи 43 3 Обучающее выборочное изложение «Купание медвежат» 1 Что такое изложение, план Коллективная работа
Как устроен наш язык
Морфология 44 4 Анализ выборочного изложения. Изменение глаголов по лицам. Личные формы глагола. 1 Лицо и формы глаголов.
Наблюдение, работа в парах и по выбору
Как устроен наш язык
Морфология 45 5 Изменение глаголов по лицам. Личные формы глагола Лицо и формы глаголов Наблюдение, работа в парах и по выбору
Как устроен наш язык
Морфология 46 6 Изменение глаголов по лицам и числам. Лицо и число глаголов.
Словарный диктант. 1 Лицо и число глаголов.
Коллективная работа, работа в парах
Правописание 47 7 Административная диагностическая работа 1 Проверка зунСамостоятельная работа
Правописание 48 8 Мягкий знак после шипящих в глаголах.
1 Правила правописания.
Наблюдение за языковым материалом, самостоятельная работа
Развитие речи 49 9 Сочинение – описание «Белка»
1 Сочинение
Коллективная работа, самостоятельное составление текста
Правописание 50 10 Анализ сочинения -описания. Правописание -ться и -тся в глаголах 1 Правило правописания –ться и тся в глаголах Фронтальный опрос, индивидуальная работа
Правописание 51-52 11-12 Правописание -ться и -тся в глаголах. 2 Правило правописания –ться и тся в глаголах. Наблюдение за языковым материалом
Правописание 53 13 Правописание -ться и -тся в глаголах 1 Алгоритм составления плана к тексту. Фронтальный анализ текста, самостоятельная работа
Как устроен наш язык
Морфология 54-56 14-16 Спряжение глаголов.
3 Понятие о спряжении глаголов. окончания Iи II спряжения. работа в парах и по выбору, решение проблемной ситуации, наблюдение
Правописание 57 17 Правописание глаголов.
Словарный диктант 1 Находить глаголы в тексте. Самостоятельная работа
Развитие речи 58 18 Приём противопоставления в тексте 1 Создавать собственный текст с использованием противопоставления. Коллективное обсуждение построения текста, самостоятельная работа
Правописание 59-62 19-22 Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Контрольный срез 4 Написание безударных окончаний глаголов Решение проблемной ситуации, работа в парах
Развитие речи 63 23 Обучающее изложение: "Медаль за отвагу" 1 Значения слова. Приём построения текста Индивидуальная работа с текстом.
Правописание 64-66 24-26 Анализ обучающего изложения. Правописание безударных личных окончаний глаголов. 3 Написание безударных окончаний глаголов Работа в парах, самостоятельная работа
Правописание 67 27 Правописание безударных личных окончаний глаголов. 1 Написание безударных окончаний глаголов Самостоятельная работа
Правописание 68 28 Контрольная работа по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов" 1 Признаки и время глаголов Фронтальный опрос, индивидуальная работа
Как устроен наш язык
Морфология 69 29 Анализ контрольной работы.Настоящее время глагола. 1 Признаки и время глаголов Коллективное обсуждение, работа по выбору
Правописание 70 30 Правописание суффиксов глаголов.
Словарный диктант 1 Написание суффиксов глаголов в форме 1-го лица ед. числа Самостоятельная работа. Наблюдение за языковым материалом.
Как устроен наш язык
Морфология 71 31 Прошедшее время глаголов. 1 Грамматические признаки глаголов Коллективная работа,обсуждение материала
Правописание 72 32 Административная контрольная работа 1 Самостоятельная работа
Правописание 73 33 Анализ административной контрольной работы. Правописание суффиксов глаголов. 1 Написание суффиксов глаголов в начальной форме Самостоятельная работа
Правописание 74 34 Правописание суффиксов глаголов 1 Написание суффиксов глаголов в начальной форме Фронтальный опрос, индивидуальная работа
Правописание 75 35 Правописание суффиксов глаголов. 1 Написание суффиксов глаголов в начальной форме Решение проблемной ситуации, работа в парах
Как устроен наш язык
Морфология 76 36 Будущее время глагола.
Контрольный словарный диктант. 1 Временные формы глаголов. Работа со с схемой, индивидуальная работа
Как устроен наш язык
Морфология 77 37 Изменение глаголов по временам. 1 Временные формы глаголов. Работа в парах
Развитие речи 78 38 Изложение повествовательного текста 1 План Самостоятельная работа
Правописание 79 39 Анализ изложения.
Наклонение глаголов: изъявительное. 1 Наклонение глагола Наблюдение за языковым материалом, коллективная работа
3 четверть 51 час
Как устроен наш язык
Морфология 80 1 Наклонение глаголов: изъявительное. 1 Способы образования условного наклонения. Наблюдение за языковым материалом, коллективная работа
Как устроен наш язык
Морфология 81 2 Условное наклонение глаголов.
1 Окончание глаголов в прошедшем времени. Наблюдение за языковым материалом, коллективная работа
Правописание 82-83 3-4 Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.
Словарный диктант 2 Окончание глаголов прошедшего времени. Наблюдение за языковым материалом,
работа в парах
Развитие речи 84 5 Текст. План текста. 1 Особенности строения текста. Коллективная работа с текстом
Как устроен наш язык
Морфология 85-86 6-7 Повелительное наклонение глаголов. 2 Глаголы, выражающие совет, просьбу, совет. Наблюдение за языковым материалом, работа в парах
Правописание 87 8 Контрольное списывание по теме "Правописание глаголов" 1 Правописание глаголов Самостоятельная работа
Как устроен наш язык
Фонетика и состав слова 88 9 Анализ контрольного списывания. Словообразование глаголов от других частей речи.
1 Способы образования глаголов. Фронтальный опрос, индивидуальная работа Индивидуальная работа
Правописание 89 10 Словообразование глаголов от других частей речи.
Словарный диктант
1 Способы образования глаголов Фронтальный опрос, индивидуальная работа Индивидуальная работа
Развитие речи 90 11 Обучающее сочинение – повествование. «История про Деда Мороза» 1 Особенности строения текста. Коллективная работа, самостоятельное составление текста
Правописание 91 12 Анализ обучающего сочинения – повествования. Глагол в предложении 1 Роль глагола как главного слова и связанных с ним существительных Фронтальный опрос, индивидуальная работа
Как устроен наш язык
Синтаксис 92 13 Глагол в предложении.
1 Роль глагола как главного слова и связанных с ним существительных. Наблюдение за языковым материалом, индивидуальная работа
Правописание 93 14 Административная диагностическая работа 1 Правописание 94-95 15-16 Правописание глаголов.
2 Алгоритм применения изученных правил. Наблюдение за языковым материалом, самостоятельная работа
Развитие речи 96 17 Текст. Работа над правильностью и точностью письменной речи. 1 Особенности строения текста. Понятие «монолог – диалог». Работа с текстом, коллективная работа
Как устроен наш язык
Морфология 97-98 18-19 Морфологический разбор глагола. 2 Порядок выполнения морфологического разбора. Фронтальный опрос, коллективное обсуждение
Развитие речи 99 20 Сочинение на тему: "Зимний вечер во дворе" 1 Особенности строения текста. Понятие «монолог – диалог». Работа с текстом, коллективная работа
Наречие 13 Как устроен наш язык
Морфология 100 21 Анализ обучающего сочинения. Наречие.
1 Наречие как часть речи. Значение наречий.
Особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. Наблюдение за языковым материалом, решение проблемной ситуации
Как устроен наш язык
Морфология 101-102 22-23 Наречие. 2 Как устроен наш язык
Морфология 103 24 Образование наречий.
Словарный диктант 1 Морфологические признаки наречия, его синтаксической функцией. Наблюдение за языковым материалом, работа в парах
Правописание 104-105 25-26 Правописание гласных на конце наречий.
2 Правило написание гласных на конце наречий. Наблюдение за языковым материалом, коллективное обсуждение
Развитие речи 106 27 Текст. План. 1 Текст. План. Коллективная работа, работа в парах
Правописание 107 28 Контрольная работа по теме:"Правописание глаголов" 1 Алгоритм морфологического разбора наречий Коллективное обсуждение, работа в группах
Правописание 108 29 Морфологический разбор наречий 1 Алгоритм морфологического разбора наречий Самостоятельная работа
Правописание 109-110 30-31 Правописание ь после шипящих на конце слов
Словарный диктант
2 Правило на изученную тему. Наблюдение за языковым материалом, коллективное обсуждение, коллективная работа
Развитие речи 111 32 Обучающее изложение с элементами сочинения «Зайчонок» 1 Что такое краткое изложение текста. Что такое сочинение – описание Коллективная работа, самостоятельное составление текста
Правописание 112 33 Анализ обучающего изложения. Правописание ь после шипящих на конце слов
1 Правило на изученную тему Наблюдение за языковым материалом, коллективное обсуждение, коллективная работа
Правописание 113 34 Правописание ь после шипящих на конце слов
Контрольный срез 1 Правило на изученную тему Наблюдение за языковым материалом, коллективное обсуждение, коллективная работа
Числительное 11ч Как устроен наш язык
Морфология 114-116 35-37 Имя числительное. Общее значение.
3 Числительное как часть речи.
Понятие о порядковых и количественных числительных. Наблюдение за языковым материалом, коллективная и самостоятельная работа
Развитие речи 117 38 Обучающее изложение на тему: "Золотой рубль" 1 Что такое изложение повествовательного текста. Коллективная работа, наблюдение за языковым материалом
Как устроен наш язык
Морфология 118 39 Анализ обучающего изложения. Слитное и раздельное написание числительных 1 Склонение числительных, прилагательных, существительных. Наблюдение за языковым материалом, работа в группах
Правописание 119 40 Слитное и раздельное написание числительных.
1 Правописание сложных, простых и составных числительных Наблюдение за языковым материалом
Правописание 120 41 Правописание мягкого знака в именах числительных.
Контрольный словарный диктант 1 Написание мягкого знака в именах числительных в середине слова или на конце слова. Работа с таблицей, самостоятельная работа
Правописание 121 42 Правописание числительных 1 Правописание сложных, простых и составных числительных Фронтальный опрос, работа в парах, самостоятельная работа
Развитие речи 122 43 Обучающее сочинение «Народные приметы» 1 Что такое сочинение Коллективная работа, самостоятельное составление текста
Правописание 123-124 44-45 Анализ обучающего сочинения
Правописание мягкого знака в именах числительных 2 Написание мягкого знака в именах числительных в середине слова или на конце слова. Коллективное обсуждение, самостоятельная работа
Словосочетание 18ч Как устроен наш язык
Синтаксис 125 46 Связь слов в предложении. Словосочетание. 1 Знать об отличии слова от словосочетания. Работа по учебнику, работа в парах
Правописание 126 47 Итоговая контрольная работа 1 Проверка зунСамостоятельная работа
Как устроен наш язык
Синтаксис 127-128 48-49 Анализ итоговой контрольной работы Словосочетание.
2 Знать об отличии слова от словосочетания. Работа в парах, коллективное обсуждение
Как устроен наш язык
Синтаксис 129-130 50-51 Слово. Словосочетание. Предложение 2 Знать об отличии слова от словосочетания. Самостоятельная работа в тетради
4 четверть 41 час Развитие речи 131 1 Обучающее сочинение – рассуждение «Планета Маленького принца».
1 Особенности построения текста – рассуждения. Коллективное обсуждение постороения текста, самостоятельное составление текста
Правописание 132-133 2-3 Анализ обучающего сочинения -рассуждения. Правописание слов в словосочетаниях.
2 Правила правописания числительных, входящих в состав словосочетаний. Фронтальный опрос, работа в парах, самостоятельная работа
Как устроен наш язык
Синтаксис 134 4 Связь слов в словосочетании. Согласование.
Словарный диктант 1 Вид подчинительной связи – согласование Коллективная работа, наблюдение за языковым материалом
Правописание 135 5 Правописание слов в словосочетаниях.
1 Правила правописания числительных, входящих в состав словосочетаний. Самостоятельная работа в тетради
Как устроен наш язык
Синтаксис 136 6 Связь слов в словосочетании: управление.
1 Тип связи управление как особым видом подчинительной связи. Наблюдение за языковым материалом, работа в парах, коллективное обсуждение
Правописание 137 7 Правописание слов в словосочетаниях.
1 Правила правописания числительных, входящих в состав словосочетаний. Фронтальный опрос, работа в парах, самостоятельная работа
Как устроен наш язык
Синтаксис 138 8 Связь слов в словосочетании. Примыкание
1 Алгоритм распознавания словосочетаний с типом связи примыкание. Наблюдение за языковым материалом, коллективное обсуждение
Правописание 139 9 Правописание слов в словосочетаниях. 1 Правило правописания слов, входящих в состав словосочетаний. Работа с таблицей, самостоятельная работа
Правописание 140 10 Контрольная работа по теме: «Правописание слов и словосочетаний» 1 Правило правописания слов, входящих в состав словосочетаний Самостоятельная работа
Как устроен наш язык
Синтаксис 141 11 Анализ контрольной работы. Словосочетание в предложении. 1 Правило правописания слов, входящих в состав словосочетаний. Наблюдение за языковым материалом, коллективное обсуждение, работа в парах
Как устроен наш язык
Синтаксис 142-143 12-13 Словосочетание в предложении 2 Правило правописания слов, входящих в состав словосочетаний. Наблюдение за языковым материалом, коллективное обсуждение
Предложение 13ч Как устроен наш язык
Синтаксис 144 14 Сложное предложение
1 Понятие «сложное предложение», Части сложносочинённого предложения; Наблюдение за языковым материалом, работа со схемами, работа в парах
Развитие речи
145 15 Обучающее сочинение на тему «Субботний вечер в нашей семье».
1 Изложение Коллективная, самостоятельная работа
Как устроен наш язык
Синтаксис 146 16 Анализ сочинения. Сложное предложение 1 Понятие «сложное предложение», Части сложносочинённого предложения; сочинительные союзы Наблюдение за языковым материалом, работа со схемами, работа в парах
Как устроен наш язык
Синтаксис 147 17 Знаки препинания в сложном предложении.
1 Алгоритм постановки знаков препинания между частями сложносочинённого предложения. Сочинительные союзы зато, однако, да. Наблюдение за языковым материалом, работа по учебнику, самостоятельная работа в тетради
Правописание 148 18 Административная диагностическая работа 1 Изученные орфограммы Самостоятельная работа
Развитие речи 149 19 Обучающее сочинение – описание на тему «Дым столбом». 1 Что такое сочинение- описание. Коллективное обсуждение постороения текста, самостоятельное составление текста
Как устроен наш язык
Синтаксис 150-151 20-21 Анализ обучающего очинения-описания. Подчинительная связь между частями сложного предложения. 2 Союзы, связывающие части сложноподчинённого предложения. Наблюдение за языковым материалом, работа по учебнику, работа в группах
Как устроен наш язык
Синтаксис 152 22 Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение. Словарный диктант 1 Различие сложносочинённого и сложноподчинённого предложения. Наблюдение за языковым материалом, работа по учебнику, работа в группах
Как устроен наш язык
Синтаксис 153 23 Знаки препинания в сложном предложении.
1 Знаки препинания в сложном предложении. Правила.
Наблюдение за языковым материалом, работа по учебнику, самостоятельная работа в тетради
Развитие речи 154 24 Обучающее изложение на тему: "Гроза" 1 Изложение Самостоятельная работа
Как устроен наш язык
Синтаксис 155 25 Анализ обучающего изложения. Знаки препинания в сложном предложении. 1 Знаки препинания в сложном предложении. Правила Наблюдение за языковым материалом, работа по учебнику,
Правописание 156 26 Итоговая диагностическая работа.
Фонетика 1 Правила. Самостоятельная работа
Повторение 15ч Как устроен наш язык
Фонетика и состав слова 157 27 Повторение. Фонетика 1 Порядок разбора слова по составу. Порядок фонетического разбора слова Работа в парах, самостоятельная работа
Правописание 158 28 Повторение. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Словарный диктант 1 Алгоритм определения окончаний имён
существительных. Работа с учебником,
самостоятельная работ
Правописание 159 29 Повторение. Орфограммы в окончаниях имён прилагательных. 1 Орфограммы в окончаниях имён прилагательных. Работа в группах
Правописание 160 30 Административная контрольная работа 1 Применение изученных правил. Самостоятельная работа
Правописание 161 31 Анализ административной контрольной работы. Правописание глаголов.
1 Алгоритм применения изученных правил. Наблюдение за языковым материалом, самостоятельная работа
Как устроен наш язык
Морфология 162 32 Повторение. Морфологический разбор частей речи. 1 Порядок выполнения морфологического разбора. Коллективное обсуждение, работа в парах, создание проблемной ситуации
Развитие речи 163 33 Контрольное изложение на тему: "Муравейник" 1 Изученные правила. Самостоятельная работа
Правописание 164 34 Анализ контрольного изложения. Правописание изученных орфограмм 1 Изученные правила. Фронтальный опрос, индивидуальная работа
Правописание 165 35 Правописание изученных орфограмм. 1 Изученные правила. Фронтальный опрос, индивидуальная работа
Как устроен наш язык
Синтаксис 166-167 36-37 Знаки препинания при однородных членах предложения.
Контрольный словарный диктант 2 Знаки препинания при однородных членах предложения. наблюдение над языковым материалом, решение проблемной задачи, коллективное обсуждение
Развитие речи 168-169 38-39 Текст. Языковые игры 2 Составление кроссвордов, анаграмм Коллективная работа с текстом
Правописание 170 40 Повторение. Правописание суффиксов глаголов 1 Написание суффиксов глаголов в начальной форме Решение проблемной ситуации, работа в парах
Организация предметного контроля по русскому языку
четверть № п/пНазвание раздела По плану Из них
Теоретическая часть Практическая часть
КрКкрКс Ки АдрРр(о) ПрПсдКсдАкс1 Как устроен наш язык ФОНЕТИКА И СОСТАВ СЛОВА 2 2 1 Как устроен наш язык СИНТАКСИС 4 4 1 1
Как устроен наш язык МОРФОЛОГИЯ 10 10 2 Правописание 18 16 2 Развитие речи 6 2 4 Итого за I четверть 40 34 2 - - - - 4 3 1 1
2 Как устроен наш язык МОРФОЛОГИЯ 12 12 1 1 Правописание 22 19 2 1 2 1
Развитие речи 5 1 4 Итого за II четверть 39 32 2 - - - 1 4 3 1 1
3 Как устроен наш язык ФОНЕТИКА И СОСТАВ СЛОВА 1 1 Как устроен наш язык СИНТАКСИС 6 6 Как устроен наш язык МОРФОЛОГИЯ 14 14 1 Правописание 22 18 2 1 1 3 1 1
Развитие речи 8 3 5 Итого за III четверть 51 42 2 - 1 1 5 4 1 1
4 Как устроен наш язык ФОНЕТИКА И СОСТАВ СЛОВА 1 1 Как устроен наш язык СИНТАКСИС 16 16 2 Как устроен наш язык МОРФОЛОГИЯ 1 1 Правописание 15 12 2 1 1 1 Развитие речи 7 2 1 4 Итого за IV четверть 40 32 2 - 1 1 4 3 1 Итого за год 170 140 8 - 1 1 3 17 13 4 3