Интегрированный урок грамоты «Л.Н.Толстой«Филипок»,развитие речи«Письмо другу»


Интегрированный урок грамоты
(чтение и письмо)
1 класс
Фотиади Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
КГУ «Школа-лицей № 14»
отдела образования, физической
культуры и спорта Абайского района»
ТЕМА: Л.Н.Толстой «Филипок», развитие речи «Письмо другу».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Технология: развивающее обучение.
Основные методы обучения:
Частично-поисковый;
Проблемный.
Основные формы организации познавательной деятельности учащихся:
Фронтальная;
Парная;
Индивидуальная.
Контроль:
- самоконтроль;
- контроль учителя.
Оборудование: ноутбук, проектор, учебник литературы, иллюстрации по творчеству Л.Н.Толстого.
Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект – познакомить детей с произведением Л.Н.Толстого «Филипок», написать письмо главному герою произведения.
Развивающий аспект – развивать речь, мышление, воображение, способность развития умения анализировать, составлять предложения, оформлять его на письме.
Воспитательный аспект – воспитывать интерес к чтению, положительные черты младшего школьника на примере главного героя, воспитывать такие черты характера, как аккуратность, самостоятельность.
Прогнозируемый результат: дети должны познакомиться с биографией автора, новым произведением. Проанализировав его, вывести главную мысль и научиться составлять рассказ о главном герое по опорным словам, применяя полученные знания написать письмо герою.
Ход урока:
Организационный момент.
Считалочка
На уроке будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу, включайся, дружок!
- Я думаю, что сегодня, ребята, урок принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
Разминка
- Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Вспомним упражнения:
1) Дыхательная гимнастика.
- Задуй свечу.
* Сделай глубокий вдох и разом выдохни весь воздух. Задуй одну большую свечу.
* Представь, что на руке стоят 3 маленькие свечи. Сделай глубокий вдох и выдохни тремя пропорциями. Задуй каждую свечу.
* А теперь, перед вам пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
2) Скороговорки.
Человек неученый, что топор неточеный.
Ученик учил уроки – у него в чернилах щеки.
Медленное чтение (хоровое).
Чтение с ускорением (хоровое).
Беглое чтение (индивидуальное).
Мотивация, актуализация знаний, целеполагание.
Работа в тетрадях.
Запись даты. Классная работа. Каллиграфическая работа.
Р р Гр ро ор от
Запись пословицы: «Грамоте учиться – всегда пригодиться».
Списывание с печатного текста.
- С какой буквы написали предложение?
- Что поставили в конце?
- Подчеркни в словах согласные двумя чертами, гласные – одной.
- Как вы поняли смысл этой пословицы?
- Почему мы наш урок начали с этой пословицы, вы скоро поймете.
Знакомство творчеством автора произведения «Филипок».
- Перед вами текст с пропущенными словами. Вы узнаете о ком этот рассказ, когда прослушаете выступление ребят (выступают подготовленные дети, коротко рассказывают об авторе рассказа «Филипок» Л.Н.Толстом).
Родился в 1828 году. Прожил 82 года. Посвятил жизнь литературе. Полное собрание сочинений – 90 томов. Начальное образование было домашним. Толстой участвовал в военных сражениях, учил крестьянских детей. Сочинял для них произведения. Открыл для детей школу. Школу посещали 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки начинались в 8 часов и продолжались до 2 часов дня (с 2 до 5 перерыв). А с 5 часов вечера до 8 часов вечера возобновлялись.
Слайд № 1. Вставь пропущенные слова.
… родился в 1828 году в имении Ясная Поляна.
В 9 лет он …
Его воспитывала … (тетя)
Начальное образование было … (домашним)
Л.Толстой участвовал в … сражениях, учил … детей (военных, крестьян)
Он сочинял … для детей (произведения)
Слайд № 2.
* И * И * О *
К П Л Ф
- Перед вами запись. Выполним задание вместе. В названии одно слово. Я написала только гласные, их – 3, рядом написаны согласные. Ваша задача – найти для каждой согласной свое место.
1 согласная – буква, обозначающая звук, является парной к звуку В.
2 согласная – обозначает звонкий непарный согласный звук.
Оставшиеся 2 согласные буквы идут в обратном алфавитном порядке.
- Какое слово получилось?
ФИЛИПОК.
- Сформулируйте тему урока полностью (Л.Н.Толстой «Филипок»).
Цель на доске.
Познакомиться с … «…».
Учиться правильно и выразительно … произведение «Филипок» и … его.
Слайд № 3.
1)п…денная
2)сл…б…дка3)п…лы- Запиши слова в тетрадь, поставь ударение.
Слободка – пригород, населенный пункт, очень близкий к городу.
Поденная – работа с оплатой по отработанным дням.
Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
- 4 слово зашифровано.
Е н с ы цкод 31254
Сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом.
- Мы знаем автора, знаем название произведения, познакомились с несколькими словами. Давайте подумаем, о ком и о чем это произведение? (выслушиваются ответы детей)
Изучение нового произведения.
- Сейчас я буду читать произведение, а после чтения мы определим, кто был ближе к правильному ответу.
- Кто был точен?
- Как вы думаете, эта история могла произойти на самом деле?
- Как называется жанр такого произведения?
Быль – это …
Чтение цепочкой.
Анализ произведения и вывод главной мысли.
- О ком эта история?
- Кто главный герой?
- Какого возраста?
- Какие черты характера вы можете отметить? Назовите в том порядке, как они следуют в тексте.
1 часть.
- Почему Филипок пошел в школу? Докажите текстом.
2 часть.
- Какое чувство испытывал Филипок, когда прибежал к школе? (страх)
- Чего именно он боялся? (собаки, учителя)
- Найдите предложения, в которых говорится об этом чувстве.
3 часть.
- Какая еще причина, кроме скуки, привела его в школу? (давно просился, интерес)
4 часть.
Читают в лицах подготовленные дети (автор, учитель, Филипок).
- О каком еще качестве Филипка говорит автор? (хвастовство).
- Но почему он хвастает? (подчеркивает свои способности).
- Какие еще качества есть у Филипка? Она просматриваются во всех частях произведения (настойчивость, упорство, стремление к достижению целей)ю- Какова идея произведения? (все хорошие стремления нужно поддерживать).
Составление словесного портрета главного героя.
- Мы с вами познакомились с произведением, с его главным героем, давайте составим словесный портрет Филипка. Вспомним, что уже говорили и добавим что-то новое (подсказка – слайд № 4).
Филипок – это … мальчик (маленький, деревенский)
Жил в … семье (крестьянской)
У него были мама, …, …, старший … (папа, бабушка, брат)
Костюшка ходил в школу.
Филипок был … и тоже хотел … (любознательный, учиться)
Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя (смелый и настойчивый)
Он упорно добивался своей … (цели)
Учитель … Филипку … в школе (разрешил, учиться)
- А теперь подсказок нет. Кто сможет рассказать сам все, что он узнал о главном герое? (дети пересказывают)
Творческое задание.
- Чтобы вы хотели написать в письме Филипку?
- Вам для помощи даны слова – «Здравствуй», «Приветствую», «Желание учиться», «Желаю удачи», «Стремись к знаниям».
Дети пишут письмо.
Здравствуй, Филипок! (списывание)
Я рад знакомству с тобой. У тебя большое желание учиться. Стремись к знаниям. Желаю тебе удачи! Я тоже стараюсь хорошо учиться! (сами дополняют текст).
Дети пишут и читают вслух полученные письма.
Домашнее задание.
Слайд № 5.
Чтение и пересказ текста.
Рисунок «Филипок».
Составление вопросов к тексту.
Слайд № 6. Рефлексия.
Мне понравился …
Я задумался над …
Сегодня на уроке мне было …