«Роль экологического воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников»

«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир
Природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный
источник детского разума».

В. Сухомлинский

В настоящее время система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене – сфере воспитания дошкольников.
Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» – говорит С.Н. Николаева, автор многих программ по экологии. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания.
Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.
Вот почему, определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме эколого-нравственного воспитания. Я считаю, что оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей, способствует развитию наблюдательности и практического опыта по уходу за растениями.
В своей работе я использую лично – ориентированную модель воспитания, целью которой является содействие становлению ребенка, как личности. Принципы, которыми руководствуюсь в работе:
уважение к свободе и достоинству маленького человека;
создание условий для развития индивидуальности;
обеспечение психологического комфорта;
учет возрастных психологических особенностей детей.
В процессе творческого общения у меня сложились с детьми отношения, построенные на принципе доброты и сердечности, уважения друг к другу и бережной заботы о природе. Занятия по экологии, наблюдения и опыты раскрывают духовный потенциал ребенка и дают реальную возможность адаптироваться в окружающей среде.
Главной формой познавательной деятельности в экологическом воспитании является наблюдение. Разнообразные, экологически правильно созданные условия жизни для животных и растений, проживающих в мини-центре, демонстрируют морфофункциональную приспособленность живых организмов к среде обитания. Дети под моим руководством наблюдают за рыбками в аквариуме и устанавливают их приспособленность к жизни в воде, наблюдают за птицами на участке мини-центра, вникают в их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде, в их поведение, приспособленность к сезону.
Известно, что развивающий познавательный интерес – это проявление нравственности ребенка, которая в дальнейшем может стать устойчивым и глубоким стремлением к познанию окружающего мира. Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих наблюдениях – это, по сути, внешние проявления такой нравственности. И именно от поддержки воспитателя, взрослых зависит последующее развитие ребенка. Элементы нравственности (воодушевление, эмоциональное переживание воображаемой ситуации) можно наблюдать, когда дети заняты изобразительной деятельностью (рисование, лепка, игра и другое), содержанием которой являются впечатления о природе. Я считаю, если воспитатель находит нужные слова, нужную интонацию, чтобы показать дошкольникам красоту природных явлений, гармонию взаимоотношений живых существ с окружающей средой, способен вызвать душевный отклик, тогда можно видеть сосредоточенную деятельность детей, стремление как можно тщательнее качественнее изобразить явления природы. Особенно ярко это проявляется, если мотивизация деятельности достаточно сильная у ребенка (например, сделать любимому человеку подарок, рисунок, поделку).
По моему мнению, общение с живыми существами, особенно симпатичными зверьками – еще одна важная деятельность в процессе экологического воспитания, которая способна пробуждать в детях душевность, бескорыстность, доброту и гуманность, т.е. нравственные качества. Беда в том, что в детских садах мало практикуется эта деятельность: животных не берут в руки, не гладят, не говорят им ласковые слова, не выпускают в свободное пространство и не выгуливают на улице.. Между тем все птицы и млекопитающие – высокоразвитые животные, они многое понимают, легко вырабатывают рефлексы, могут играть с предметами и людьми. Необходимо организовать общение с живыми существами, чтобы пробудить в детях нравственную духовность. Эта деятельность важна еще и потому, что правильные формы общения с животными, приобретенные под руководством педагога, дети обязательно принесут в семью, где нередко содержатся кошки, собаки, птицы и прочая живность, в общение с которыми можно наблюдать детскую жестокость.
Работая с 2013 года по приоритетному направлению «Экологическое воспитание дошкольников в детском саду», я изучила программы, педагогические технологии по данной теме и на основе изученной литературы я сформулировала следующие направления своей деятельности:
практическая работа: опыты, эксперименты, экскурсии, наблюдения, посадки, зарисовки,
работа с родителями;
индивидуальная работа с детьми.
Разработала экологический проект «Белая береза» для детей средней группы. Мой проект рассчитан на один учебный год. Ребенок имеет возможность проследить за березой в различные времена года. Создала для детей уголок экспериментирования , совместно с детьми веду дневник наблюдений за березой, создала картотеку, включающую подборку экологических игр, физкультминуток, загадок, стихов о березе. Разработала перспективное планирование кружка экологии «В гостях у дедушке Ау». .
Начиная работать по своей теме, я провела диагностику, которая показала, что три человека имеют средний уровень знаний, а у остальных уровень знаний ниже среднего. Из этого я сделала вывод, что работу планировать необходимо так, чтобы было интересно детям. Прежде всего, это были опыты и ежедневные наблюдения. Для того, чтобы активизировать детей я использовала художественную литературу: сказки, загадки, стихи, потешки. Привлекала родителей к сбору подручного материала, к подготовке выставок и конкурсов. По результатам диагностики э
·кологического воспитания уровень знаний детей на конец года составляет 85%. Материал детьми усвоен, с интересом и большим желанием проводились наблюдения и опыты.
Убеждена, что одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80% черт характера закладывается в семье. Я пришла к выводу, что работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквой, человека экологически грамотного, который будет жить в двадцать первом веке.
В работе с семьей опираюсь на принципы партнерского взаимодействия и сотрудничества, использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции) так и нетрадиционные:
анкетирование родителей «Как вы приобщаете ребенка к природе»
почтовый ящик «Вы спрашиваете, мы отвечаем»;
информационный материал-папка – копилка «Полезные советы», которая пополняется совместно с родителями;
привлечение родителей к сбору материала к экологическому проекту «Белая береза»;
фотоотчет экологического проекта «Белая береза» на собрании с родителями.
Прежде чем выстроить свою работу с родителями, я пытаюсь понять их, с кем предстоит работать (общеобразовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). При выборе форм общения с родителями я руководствуюсь следующим: отказавшись от назиданий, необходимо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Необходимо использовать словесные ситуации, которые родители обсудят дома с детьми. В моей практике были ситуации, когда родители рассказывали о равнодушии своего ребенка к объектам природы. Тогда я советовала:
Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель – подарить кому-то, украсить комнату). Советую придумать имя цветку, разговаривать с ним как с живым, замечать его изменения, которые с ним происходят.
Приобрести игрушку – образ животного, обыграть ее.
Читать книги о природе Бианки, Чарушина, Пришвина, рассматривать иллюстрации.
Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.
Ведь такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания важны для формирования основ экологического воспитания.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача детских садов. Для систематизации работы необходима программа нравственно-экологического воспитания дошкольников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности детей, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. Думаю, что в этом нам помогут занятия нетрадиционной формы: например праздники и экскурсии. На таких мероприятиях можно добиться того, чего невозможно добиться на обычных занятиях: активного участия ребят в подготовке, заинтересованности. Нетрадиционные мероприятия, как правило, надолго запоминаются детям и особенно важны для формирования экологического сознания у дошкольников. Считаю, что очень эффективны с точки зрения экологического развития дошкольников комплексные развивающие занятия, построенные в виде игр (путешествия, приключения, ), викторины, «Поле чудес» и т.п.
Уверена, что развитие нравственности посредством экологического воспитания может начаться в дошкольный период, если для этого будут созданы условия в детском саду: обогащенная развивающая предметная среда, организация разных видов деятельности в этой среде побуждает инициативу, последовательная работа с родителями, стимулирует творческую активность детей. И в этом нам помогут занятия. И все же главными условиями следует считать нравственность взрослых и реальное ее проявление во взаимоотношениях с ними. Н. М. Романенко подчеркивает: воспитание нравственности невозможно без нравственности учителя. «Испытывая на себе духовное влияние учителя, ученик вначале бессознательно, доверяясь авторитету старшего, а затем осознанно, руководствуясь принципом добровольного самоопределения, «взращивает» свою духовность в соответствии с общечеловеческим законом постижения истины, доброты и красоты»
Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. Недаром древние греки говорили: «слушать сердцем», «смотреть глазами сердца», «думать сердцем». Еще раз можно утвердиться в том, что экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.
Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают природу, не чувствуют ее красоту. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через свое восхищение, удивление и радость. Это не значит, что мы должны выплескивать все свои чувства наружу, но просто иметь их при себе и быть честными.
Я считаю, что проектная деятельность в ДОУ дает возможность в интересной форме воплощать замыслы, достигать поставленных задач. Работа по экологическому проекту «Береза» среднего дошкольного возраста дает хорошую базу для дальнейшего ознакомления детей с природой родного края, страны. В дальнейшей перспективе по работе с детьми в рамках экологического образования я планирую разработать проект для детей старшего дошкольного возраста, целью которого является изучение флоры и фауны северного Казахстана. Очень убедительно звучат слова Веретенниковой С.А.: «Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить ее».
















Доклад
«Роль экологического воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников»


Подготовила:
воспитатель мини-центра
«Еркежан» Вознюк В.В.





15