Выступление по теме Формирование читательского интереса.
Формирование читательского интереса у детей
Грамотный читательэто человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформированная душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приёмами прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Тяга к книге появляется у детей, как правило в раннем детстве. Интерес к книге возникает потому, что она даёт возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.
По мере взросления ребёнка меняются способы работы с книгой, приобретаются определённые навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, чтение, воспроизведение ранее услышанного текста.
Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.
Уже в начальной школе, в период обучения грамоте интерес к книге ослабевает. Почему? Безусловно, в значительной степени это объясняется определённым социальным положением в обществе. Но не секрет, что многие дети из вполне обеспеченных семей предпочитают книге телевизор или разнообразные компьютерные игры. Как правило, такие дети не хотят и не любят читать. Необходимо признать, что во многом подобное отношение к книге усугубляется и несовершенством используемых в массовой школе методических систем букварного периода, а точнее, их отставанием от стремительно изменяющихся реалий жизни. Поэтому, каждый раз, встречая новый поток детей, я перед собой ставлю задачи.
Прежде всего, это:
1) адаптация детей, их развитие, психологическая комфортность;
2) это принцип обучения учащихся, переход их от учебной деятельности к деятельности в жизненной ситуации, переход от учебно-познавательной деятельности к самостоятельной работе.
3) Это принцип опоры на предшествующее развитие, а также развитие творческих способностей;
4) принцип дифференцированного подхода в обучении детей.
Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Поэтому, первые годы тема моего самообразования была "Работа над беглым чтением". Потом я решила расширить тему по самообразованию связанную с чтением и сейчас я работаю над темой которая звучит так: « Развитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности как одно из условий становления духовного мира школьника».
Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено.
Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на этих уроках. Я стремлюсь к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика были направлены на то, чтобы продвигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывалась группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать и, в конечном счете, к отставанию в учёбе. Поэтому меня особенно привлекает опыт учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области.
Набрав детей в 1 класс, я хорошо знала, как нелегко придется мне в первые месяцы обучения детей. Так как ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчивое, возникало много трудностей с дисциплиной, но в том, как заставить ребенка слушать, с помощью каких средств и методов, мне помогло методическое пособие В.В.Волиной "Занимательное азбуковедение", (показ)в котором весь материал строится на основе игры. Игры в школе - прежде всего обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставлять его напряженно мыслить.
Чтобы дети лучше запомнили букву, я предлагала им послушать стихи о букве, назвать, что изображено на рисунке, и найти одинаковый звук в словах. Кто больше придумает слов, в которых этот звук был бы в начале, в середине, в конце слова. Досказать словечко. Я предлагала им пофантазировать, на что похожа буква, выложить ее из счетных палочек, показать, как они ее могут изобразить.
Так как первоклассники любят сказки, мы на уроках часто сочиняем свои сказки, истории и приключения о буквах. Чтобы активизировать мышление и речь ребенка, на уроках разгадываем ребусы, кроссворды, шарады, (показ). Детям очень нравится отгадывать и загадывать загадки, которые учат наблюдать за окружающим миром,
воспринимать жизнь многократно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность.
Для развития фонематического слуха на уроках разучивали скороговорки, считалки, весёлые стихи. Это также помогает детям в отработке дикции, способствует и развивает голосовой аппарат, темп речи. Пробуя себя в разных программах, я остановилась на системе РО ( Эльконин – Давыдов).
Главная задача 1 класса: научить быстро читать детей.
Урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата ребенка к работе. Во время разминки отрабатываю чтение труднопроизносимых буквосочетаний
I. Игра "Звуковая разминка", включающая в себя
1) артикуляцию,
2) слова, трудные для произношения,
3) скороговорки;
II. Игра "Фотоглаз". Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных на доске и ответить на вопрос, есть ли слово, которое я произношу, в перечне или нет;
III. Чтение одновременно с учителем. При этом четко проговаривается каждый звук. Затем весь текст или какую-то его часть ученики читают вслух по очереди;
IV. Тренаж (первый раз ученики за 1 минуту читают по слогам, второй раз - скороговоркой и третий раз - выразительно).
Часто включаю упражнения, помогающие целостному восприятию слога, слова, упражнения, совершенствующие дикцию. Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В 1 классе, например, в разминку входит чтение открытых и закрытых слогов, составлении слова по слоговой таблице, игровые приемы: "Дочитай слово", "Слог потерялся", "Угадай, какая буква пропущена".
Во II и III классах предлагаю детям успеть прочитать целое слово, словосочетание, которое я довольно быстро показываю на полоске бумаги. Как правило, это словарные слова или группа слов, включающая определенную орфограмму.
Провожу конкурс "Кто с большим количеством оттенков, интонацией сможет прочитать предложение?" Даю задание прочитать одну и ту же фразу с интонацией, соответствующей конкретной ситуации. Предъявляя требования читать выразительно, объясняю, что это значит. Использую такую памятку:
1. Представь себе то, о чем читаешь. Подумай, какое чувство ты можешь передать при чтении.
2. Читай четко слова и окончания.
3. Выделяй голосом важные мысли, соблюдай знаки препинания.
В процессе разминки большое внимание уделяю работе над развитием техники чтения, четкому произношению слов и фраз. В начале каждого урока чтения, дети читают 15 минут художественную книгу самостоятельно в пол голоса или про себя. Затем несколько человек пересказывают прочитанный отрывок.
Важным направлением при формировании у учащихся умения беглого чтения является организация эффективного контроля за достижениями. Организуя контроль за беглостью чтения, я с 1 класса проводила тематические родительские собрания и консультации (темы: "Совершенствование техники чтения", "Как правильно учить выразительно читать" и другие. Я также раздавала им памятки по этим темам).
На уроках организую «замер» техники чтения (чтение вслух и понимание незнакомого текста, чтение про себя, понимание и анализ незнакомого текста, выразительное чтение вслух подготовленного текста). Кроме того, в течение года в дневниках родители делают отметку каждый день, сколько ребенок минут читал дома. А летом ведут читательский дневник, где указывают автора произведения, его название, где родители отмечают, за какой срок прочитал ребёнок произведение. Есть дневник на печатной основе (показ) и читательский дневник (показ).
Для проверки понимания прочитанного текста использую следующие варианты заданий: ребенок должен ответить на вопросы после чтения текста, сам составить вопросы, придумать название прочитанного текста, сформулировать главную мысль, пересказать текст.
Контроль за формированием навыка беглого чтения, на мой взгляд, снимает трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся. Они приобретают любовь к чтению, эта работа соединяет учителя, детей и родителей в достижении общей цели.
Большую роль при работе над чтением играют скороговорки. В скороговорках необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек и оговорок. Проговаривать каждую скороговорку, сначала беззвучно, но, артикулируя, затем переходить на шепот и лишь потом - вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром, но помнить о четкости произношения.
По мере совершенствования техники чтения всё больше места на уроках отвожу работе с текстом, формирую приемы понимания прочитанного на уроке. Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:
1) формирование понимания текста и одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребность читать.
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, воспитание личности со свободным и независимым мышлением,
3) приобщение детей к литературе, как к искусству слова, через анализ текстов и практическое ознакомление с теорией,
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря, развитие творческих способностей детей).
Банк заданий к урокам чтения (презентация)
Я составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование навыков чтения, известных из литературы, собственного опыта и опыта других учителей (банк заданий). Все виды работ разделила на три группы (хотя деление довольно условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения.
Упражнения для развития техники чтения.
1. Чтение вслух.
2. Чтение про себя.
3. Чтение жужжащее.
4. Чтение хором.
5. Чтение в темпе скороговорки.
6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
10. «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
12. «Прыжки». Чтение через слово.
13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении.
15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
16. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
18. «Фотоглаз»:
а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.
19. «Угадай»:
а) антиципация слов, предложений, пословиц;
б) чтение текста через решетку.
20. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
21. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения. (презентация)
1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
2. Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).
3. Чтение скороговорок.
4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
7. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
8. Чтение одного предложения с разной интонацией.
9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
11. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.
12. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
13. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
14. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).
15. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
16. Чтение по ролям.
17. Чтение по ролям без слов автора.
18. Инсценирование.
19. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».
20. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
Упражнения для понимания смысла текста. (презентация)
1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2. Озаглавливание текста.
3. Деление текста на части, составление плана.
4. Определение темы текста, главной мысли.
5. Определение типа текста.
6. Подбор иллюстрации к тексту.
7. По иллюстрации определить содержание текста.
8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
10. Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.
11. Чтение для подготовки к пересказу.
12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
14. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
15. Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.
16. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
17. Составление кроссвордов по тексту.
18. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
19. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
20. Подбор загадок к словам из текста.
21. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
22. Составление ребусов к словам из текста.
При подготовки к уроку я выбираю из банка несколько упражнений (в зависимости от класса, текста, целей урока и др.) и отмечаю это в списке. Хорошо видно, какие задания уже выполнялись, а над чем еще предстоит работать.
На каждом уроке выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.
Для работы над техникой чтения одно упражнение использую несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, я выбираю новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1-2 месяцев.
Такая работа позволяет достигнуть неплохих результатов. На сегодняшний день16 человек из 22 читают выше нормы. Сравнивается рост по отношению к самому себе. Так вновь пришедший ученик читал очень плохо. Но прослеживается рост так у него было на момент прихода 10 – 12 слов, затем 23, 32, и на сегодня – 40 слов.( показ таб. по тех чт, и лучшие чтецы).
В своей работе, по чтению использую методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный метод (рассказ, беседа, живое слово учителя дополняются звукозаписью: пластинки, магнитофон).
Использую виды рассказов:
а) рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Провожу беседы: вводные, основные, заключительные, обобщающе-повторительные. Словесные методы чаще всего сочетаю с наглядными и практическими методами.
б) наглядные методы - это методы иллюстраций (показываю плакаты, карты, картины, фотографии). Методы демонстрации: фильмы, презентации, игры.
в) практические методы. Это письменные выражения, сочинения, рисунки, проведение опытов, решение задач, построение чертежей, трудовые действия.
г) проблемно-поисковые методы.
Например, при работе с текстом до чтения.
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предложения о героях, теме, содержании.
2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые я заранее вычленяю из текста и записываю на доске, уточняют свои предложения о теме произведения, героях, развитии действия. Затем ставлю задачу провести диалог с автором через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.
В результате проделанной мною работы все дети к концу IV класса научились устанавливать последовательность событий в рассказе и осмысливать взаимосвязь событий. Самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части, выделять главное в содержании части и всего рассказа в целом. Составлять план прочитанного и передавать его содержание. Самостоятельно находить слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, описания природы и событий. Читать с выражением, передавая интонацией авторское отношение к изображаемым событиям и героям произведения.
Меня радует то, что дети читают с увлечением, считают чтение главным предметом в обучении. Это отражается и на грамотности письма и при решении математических задач.
В своей работе не забываю и о методах стимулирования. Это словесные, наглядные, практические, создание ситуаций успеха.
Для достижения полученных результатов я использую такие формы контроля: устный, письменный, индивидуальный, фронтальный, самоконтроль, тесты (используя компьютер), олимпиады, взаимоконтроль.
На всех уроках применяю такие виды контроля, как индивидуальный опрос, фронтальный, зачёты, диктанты, изложения, мини – сочинения, домашние сочинения, работы по карточкам, контрольные работы.
В работе использую индивидуальную и групповую форму обучения, фронтальную и парную, групповую и дифференцированную. В своей практике провожу различные виды уроков:
Формирование и совершенствование знаний, повторение и систематизация знаний, контрольные уроки и анализ контрольных работ, уроки - праздники, обзорные экскурсии, олимпиады, смотры знаний, спектакли, викторины, КВНы.
От беглого чтения, зависит и выразительность, и осознанность прочитанного.
Для формирования интереса к чтению и изучению литературы в моем арсенале есть разнообразные формы уроков:
урок–диспут
*урок рекомендации произведения
*урок–спектакль
*урок–праздник
*урок–интервью
*урок–эссе
*интегрированный урок
урок–конференция и т. д.
(НЕ надо говорить.Про развитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности как одно из условий становления духовного мира школьника).
Основная моя задача как педагога воспитание у детей любви к книге. (Духовный мир школьника)
Основная мысль, которую я пытаюсь донести родителям: главное возродить традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье основывалось на духовном единении и сотворчестве. Помочь как в этих вопросах, так и в общей ориентации в проблемах воспитания, призваны мои ежегодные “ЗАМЕТКИ ПСИХОЛОГОВ РОДИТЕЛЯМ”.
Цель проектов: показать ученику книги, отвечающие его потребностям и интересам. Чтобы полюбить чтение, нужно найти свою собственную книгу, которая бы задела за душу, увела в волшебный мир фантазии, показала, что от чтения можно испытывать удовольствие. После этой книги человек начинает читать. У всех книголюбов есть такая книга.
Тематическое родительское собрание “Приучение детей к чтению”.
Чтобы разобраться, как ненавязчиво приучать школьников к чтению,
а) мы проанализировали читательские умения, запросы учеников, результат проверки техники чтения,
а) родителям было предложено раскрыть одну из тем: “Книга в нашей семье”, “Традиции в нашей семье”, “Моя настольная книга”, “Книга моего детства” и др., что позволило выявить уровень развития читательской самостоятельности учащихся, читаемость семьи,
в) я разъяснила родителям содержание курса внеклассного чтения на текущий год, познакомила их с кругом книг, доступных детям данного возраста. Совместно мы пришли к ряду выводов в руководстве детским чтением. Так появилась постоянно пополняемая
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: (презентация)
1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.
2. Воспитывайте читателя личным примером.
3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.
5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.
8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти интересную для себя, копаясь в книгах.
9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.
10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.
11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.
Родители знают, что замечательные произведения создают не только великие писатели, но и наши ученики.
Любое творчество – чудо, и думающий человек, создающий что-то хорошее, прекрасен. Мы стремимся поддержать атмосферу творческого поиска, чтобы каждый ребенок мог испытать благодатные “муки” творчества, работая над собственным текстом.
С удовольствием учащиеся выступают на конференциях, где имеют возможность продемонстрировать результаты своих научных изысканий, учатся логически выстраивать свои доводы и доказательно рассуждать, спорить. Читательские конференции разнообразят занятия, способствуют развитию самостоятельности, кругозора, повышают общую мотивацию к учению. Про «Реку времени». Этапы и показ работ. Выступление перед одноклассниками, перед учениками других классов, перед родителями.
Презентация «Виды работы с текстом и их расшифровка»
Презентация открытого урока с разными видами работы с текстом.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
15