Презентация Художественное своеобразие лирики Сергея Есенина
Художественное своеобразие лирики С.Есенина. Цели:Определить особенности лирики Есенина; отметить богатство поэтического языка как характерную особенность произведений Есенина.Развить творческое воображение , мышление учащихся.Воспитать чувство прекрасного. Эпиграф: «Ой, ты, Русь, моя родина кроткаяЛишь к тебе я любовь берегу,Весела твоя радость короткаяС громкой песней весной на лугу» Шаганэ ты моя, Шаганэ!Потому, что я с севера, что ли,Я готов рассказать тебе поле,Про волнистую рожь при луне.Шаганэ ты моя, Шаганэ.Потому, что я с севера, что ли,Что луна там огромней в сто раз,Как бы ни был красив Шираз,Он не лучше рязанских раздолий.Потому, что я с севера, что ли.Я готов рассказать тебе поле,Эти волосы взял я у ржи,Если хочешь, на палец вяжи -Я нисколько не чувствую боли.Я готов рассказать тебе поле.Про волнистую рожь при лунеПо кудрям ты моим догадайся.Дорогая, шути, улыбайся,Не буди только память во мнеПро волнистую рожь при луне.Шаганэ ты моя, Шаганэ!Там, на севере, девушка тоже,На тебя она страшно похожа,Может, думает обо мне...Шаганэ ты моя, Шаганэ. Задание: О чем стихотворение?Докажите примерами из текста, что Есенин испытывал острую и болезненную любовь к России. Ответы учащихся: Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» написано в форме любовного послания, в котором автор не только признается в своих чувствах главной героине, которая является прообразом всех восточных женщин, но и рассказывает ей о себе, своих мыслях и желаниях. Героиня – школьная учительница Шаганэ Тальян, с которой Есенин познакомился в Батуми. При всем своем восхищении Востоком Сергей Есенин отмечает, что «как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий». Но, находясь далеко от дома, поэт просит Шаганэ не волновать его память воспоминаниями, которые причиняют боль. В финале автор признается, что там, на севере, тоже есть девушка, которая удивительно похожа на Шаганэ и, возможно, в эту минуту думает о поэте. До свиданья, друг мой, до свиданья.Милый мой, ты у меня в груди.Предназначенное расставаньеОбещает встречу впереди.До свиданья, друг мой, без руки, без слова,Не грусти и не печаль бровей,-В этой жизни умирать не ново,Но и жить, конечно, не новей. Своеобразие лирики: 1. Глубокая любовь к Родине.(Чем наполнили вашу душу стихи Есенина о родине?) Ответы учащихся: Стихи Сергея Есенина о Родине наполнили мою душу любовью к России, чувством патриотизма, чувством гордости за свою страну. 2. Любовь к природе.«Отговорила роща золотая» Название стихотворения Растения Птицы, животные Цветовая гамма Выразительные средства Задание: заполните таблицу!Из стихотворений «Топи да болота» и «Запели тесаные дроги» выпишите все растения, названия птиц и животных, цвета. Отметьте выразительные средства. БерёзаБелая берёзаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.А заря, ленивоОбходя кругом,обсыпает веткиНовым серебром. Найдите ошибку в анализе стихотворения. «Белая береза» относится к любовной лирике.Главный образ произведения – береза. Дерево предстает перед нами в весеннем своем наряде, украшая собой весенний пейзаж, который можно видеть из окна. Автор восторгается природой, но стихотворение пронизано скорбью и нежностью. Эпитеты: белая береза, белой бахромой (белый – грустный). Олицетворение: на пушистых ветках снежною каймой. Еще одна особенность лирики С.Есенина – это ее песенность! «Песнь о собаке»«Далекая вечная песня»«Песня старика разбойника»«Песнь о великом походе» и т.дПочему же народ так любит стихи Сергея Есенина? Ответы учащихся: Народ любит произведения Сергея Есенина, т.к его стихи просты, понятны, близки народу (потому что он сам выходец из деревни). Лирика Есенина трогает наши сердца своей искренностью; любовь к Родине, глубиной чувств. «Не жалею, не зову, не плачу» Сергей Есенин – талантливейший поэт земли русской. Его творчество неотделимо от духовной жизни нашей страны. Любовь к Родине и природе, песенность его стихотворений – это и есть главные отличительные черты его лирики. Выводы учащихся: