Урок по литературе Художественное своеобразие лирики Сергея Есенина.
Планирование учебной деятельности
Урок по литературе
Тема: Художественное своеобразие творчества Сергея Есенина
Цели:
Показать «секрет» обаяния стихов Есенина на примере его произведений.
Обогатить понятие о поэтических средствах художественной выразительности.
Воспитать чувство прекрасного у учащихся.
Оборудование: тексты с произведениями, портрет Есенина, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, отрывки из сериала «Есенин».
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Обозначение темы и целей урока.
Актуализация опорных знаний.
Слово учителя:
Несколько уроков подряд мы с вами говорили о творчестве Есенина. Неповторимым поэтическим талантом обладал С.Есенин – «последний поэт деревни», всю жизнь воспевавший «шестую часть земли, с названьем кратким «Русь», сумевший в своих стихах передать тончайшие оттенки переживаний и чувств.
Лирику Есенина отличает единство проблематики. Она сосредоточена на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляет своего рода «лирический роман», сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив ее в историю «поэта Сергея Есенина».
А.Толстой писал: «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».
И это действительно так. Поэзия Есенина – это живой организм, добрый, отзывчивый, чувствительный ко всему и ко всем.
Стихи Есенина полюбились многим сразу, его слава вспыхнула ярко как звезда на небе. Вот этого ему не могли простить, какие только ярлыки не наклеивали на него: и хулиган он, и алкоголик, и душевнобольной (просмотр отрывка из сериала «Есенин»).
Чтение и анализирование стихов.
Подготовленный ученик (1) наизусть читает «Шаганэ ты моя, Шаганэ».
Слово учителя:
После путешествия на Кавказ появился цикл «Персидские мотивы». В него вошло данное произведение.
Героиня – школьная учительница Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми. Автор признается в своих чувствах. Здесь присутствует контраст Севера и Востока. Есенин показывает их отличия. Автор чувствует острую, болезненную любовь к России.
О чем стихотворение?
Докажите примерами из текста, что Есенин испытывал острую и болезненную любовь к России.
Ответы учащихся:
Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» написано в форме любовного послания, в котором автор не только признается в своих чувствах главной героине, которая является прообразом всех восточных женщин, но и рассказывает ей о себе, своих мыслях и желаниях. Героиня – школьная учительница Шаганэ Тальян, с которой Есенин познакомился в Батуми.
При всем своем восхищении Востоком Сергей Есенин отмечает, что «как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий». Но, находясь далеко от дома, поэт просит Шаганэ не волновать его память воспоминаниями, которые причиняют боль. В финале автор признается, что там, на севере, тоже есть девушка, которая удивительно похожа на Шаганэ и, возможно, в эту минуту думает о поэте.
Подготовленный ученик (2) читает наизусть «До свиданья, друг мой, до свиданья!»
Об создании стихотворения рассказывает ученик (3).
Слово учителя:
Последние годы жизни поэта были страшными, поэтому особенно остро чувствуется единение поэта с природой, Родиной.
В чем же заключается своеобразие лирики Есенина?
Глубокая любовь к Родине.
Зачитываются стихи о Родине («Топи да болота», «край любимый! Сердцу снятся»).Чем наполнили вашу душу стихи Есенина о родине?
Ответы учащихся:
Стихи Сергея Есенина о Родине наполнили мою душу любовью к России, чувством патриотизма, чувством гордости за свою страну.
Любовь к природе.
Подготовленный ученик(4) читает наизусть «Отговорила роща золотая».
Учащиеся анализируют стихотворение.
Воспевание животных и природы.
Задания:
А)Учащиеся заполняют таблицу
Название стихотворения Растения Птицы, животные Цветовая гамма Художественные средства
«Топи да болота» «Запели тесаные дроги» Б) Найдите ошибку в анализе произведения.
Чтение стихотворения «Береза».
«Белая береза» относится к любовной лирике.
Главный образ произведения – береза. Дерево предстает перед нами в весеннем своем наряде, украшая собой весенний пейзаж, который можно видеть из окна. Автор восторгается природой, но стихотворение пронизано скорбью и нежностью.
Эпитеты: белая береза, белой бахромой (белый – грустный).
Олицетворение: на пушистых ветках снежною каймой.
Учащиеся устно дают ответы.
Еще одна особенность лирики С.Есенина – это ее песенность!
«Песнь о собаке»
«Далекая вечная песня»
«Песня старика разбойника»
«Песнь о великом походе» и т.д
Почему же народ так любит стихи Сергея Есенина?
Ответы учащихся:
Народ любит произведения Сергея Есенина, т.к его стихи просты, понятны, близки народу (потому что он сам выходец из деревни). Лирика Есенина трогает наши сердца своей искренностью; любовь к Родине, глубиной чувств.
Прослушивание романса на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу».
Выводы. В чем же заключается художественное своеобразие лирики Есенина.
Сергей Есенин – талантливейший поэт земли русской. Его творчество неотделимо от духовной жизни нашей страны. Любовь к Родине и природе, песенность его стихотворений – это и есть главные отличительные черты его лирики.