Открытый урок по литературе Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики Ф. И. Тютчева


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Коровяковская средняя общеобразовательная школа»
Алексеевский филиал
Глушковского района Курской области
Литературная гостиная
«Художественное своеобразие и поэтическое мастерство
любовной лирики Ф. И. Тютчева»
Подготовила:
Курочкина Евгения Александровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Коровяковская средняя
общеобразовательная школа»
Алексеевский филиал
с. Алексеевка
2015 год
Тема урока: Художественное своеобразие и поэтическое мастерство
любовной лирики Ф. И. Тютчева
Цели урока:
Образовательные:
Помочь обучающимся представить личность и творческую судьбу Ф. И. Тютчева; организовать исследовательскую деятельность учеников с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства любовной лирики поэта;
Развивающие:
Формировать у школьников умение целеполагания; развивать навыки анализа стихотворения, делать обобщающие выводы; способствовать развитию интереса к поэзии;
Воспитательные:
Развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать склонность к исследовательской деятельности; воспитывать читательскую культуру школьников, воспитывать чувство уважения к Женщине.
Тип урока: урок усвоения новых знаний //комбинированный (изучение историко-литературного материала и художественного произведения).
Оборудование: портрет Ф. И. Тютчева, стенд о творчестве Ф. И. Тютчева, сборники стихотворений поэта.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний обучающихся.
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с основными этапами биографии замечательного лирика XIX века Фёдора Ивановича Тютчева. Дома вы читали по учебнику о Тютчеве, учили наизусть стихотворения, готовили краткий анализ. Итак:
В чём особенности биографии Ф. И. Тютчева?
Назовите журнал, публикация в котором принесла поэту известность?
Назовите русского поэта, высоко оценившего творчество Фёдора Ивановича в своей статье «Русские второстепенные поэты»?
В каком году вышел первый поэтический сборник Тютчева?
Какова одна из основных тем лирики Тютчева, которую мы рассматривали на прошлом уроке?
В чем особенности изображения природы Тютчевым?
Прочитать наизусть подготовленное дома стихотворение, дать его краткий анализ.
Сообщение темы и цели урока.
Работа по теме урока.
Тема сегодняшнего урока – любовная лирика поэта Ф. И. Тютчева. Мы познакомимся, прочитаем, попытаемся прочувствовать и понять замечательные стихотворения, посвященные Женщине. Тема любви в зрелой лирике Тютчева стала одной из центральных. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований. В 1826 году Ф. И. Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечен Амалией Лерхенфельд, которой посвятил позднее стихотворение, ставшее популярным романсом, - «Я встретил вас». Это стихотворение имеет посвящение К. Б., хотя адресат – Амалия Лерхенфельд. По свидетельству поэта Полонского Я. П., инициалы в заглавии обозначают сокращение переставленных слов «Баронессе Крюденер» (фамилия в замужестве).
- Чтение стихотворения учителем.
К. Б.
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило:
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,—
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,—
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,—
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

26 июля 1870
- Чтение стихотворения обучающимися.
- Беседа: - Что пробуждает в лирическом герое встреча через много-много лет с женщиной, которую он когда-то любил?
- Это стихотворение положено на музыку и известно как замечательный романс. (Прослушивание романса)
1. Рассказ учителя:
Через 12 лет, в 1838 году, жена Тютчева Элеонора пережила сильнейшее нервное потрясение – пожар на пароходе, на котором с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию, она умирает. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя». Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Немало стихотворений посвятил он ей. Одно из них «Не знаю я, коснется ль благодать». Фёдор Иванович вложил листок со стихами в гербарий жены, чтобы она нашла их ненароком. Но так уж получилось, что она не увидела их, а он не вспомнил. На 24 года стихи как бы исчезли из бытия. Уже 2 года прошло после смерти поэта, когда Эрнестина Фёдоровна случайно наткнулась на них. Иван Сергеевич Аксаков писал; «Каков же был её сюрприз, её радость и скорбь при чтении этого замечательного привета, такого привета, такого признания её подвига жены, её дела любви».
- Чтение стихотворения учителем.
Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была —
Ты, ты, мое земное провиденье!..
Апрель 1851
- Чтение стихотворения обучающимися.
- Беседа: - Как понимаете последние строки стихотворения?
2. Рассказ учителя:
Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева. Елене Александровне Денисьевой 24 года. Бедна, но родовита. Сирота, живет с тёткой. А тётка – инспектриса Смольного института, в котором воспитываются дочки дипломата и остроумца господина Тютчева. Озабоченная судьбой племянницы, тётка возит её по разным богатым домам, где балы и роскошь, женихи и спокойствие завтрашнего дня. Сама же племянница обладает счастливой наружностью, умна, прелестна, эмоциональна, энергична, весела. С самой первой встречи Фёдор Иванович сразу понял: с этой встречей, с этой любовью пришла его минута роковая, время, не сулящее ни покоя, ни гармоничного блаженства, и всё же неизбежное, как жизнь и как смерть. Непроизвольно, с жестокой точностью Тютчев-поэт вел дневник любви Тютчева-человека, и рождалось на свете одна из самых печальных, самых возвышенных и самых горьких любовных повестей человечества.
- Чтение учителем стихотворения «О, как убийственно мы любим».
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
Первая половина 1851
- Чтение стихотворения обучающимися.
- Вопрос: - Каким чувством проникнуто это стихотворение?
3. Рассказ учителя:
Любящему сердцу было непереносимо тяжело. Это ж такой скандал был! Такая замечательная «многоножная» и «многокольчатая» сплетня! Ударила сплетня в Елену Александровну, отрикошетила, ударила по тётке, и та была вынуждена оставить Смольный. Отец, живший со второй женой, вдруг объявился – и только для того, чтобы отречься от дочери. Двери всех домов захлопнулись. И наступила бы полная немота, полный вакуум, если бы не заполнился он для Елены Александровны её огромной, непереносимой, грешной и святой любовью. Да, грешной – ведь не в браке; да, святой – ведь одна и на всю жизнь. И вот колыбель, первая их дочь – Елена-младшая, и его шёпот, как раскаяние и как мольба.
- Чтение учителем «Не раз ты слышала признанье».
Не раз ты слышала признанье:
«Не стою я любви твоей».
Пускай моё она созданье —
Но как я беден перед ней...
Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе-
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе...
Когда порой так умиленно,
С такою верой и мольбой
Невольно клонишь ты колено
Пред колыбелью дорогой,
Где спит она — твое рожденье -
Твой безымянный херувим,—
Пойми ж и ты мое смиренье
Пред сердцем любящим твоим.
1851, после 20 мая
- Чтение стихотворения обучающимися.
- Вопрос: - Какие чувства испытывает лирический герой при виде своей любимой?
4. Рассказ учителя:
Ели Денисьева была отвержена «светом», то Тютчев по-прежнему оставался завсегдатаем петербургских аристократических салонов, постоянно бывал на раутах у великих княгинь. С семьёй Тютчев не порывал и никогда не смог бы решиться на это. Он не был однолюбом… и это вносило в его отношения к обеим женщинам мучительную раздвоенность.
Да, Елена Александровна была выше в любви, цельнее, безогляднее. Она не писала стихов, но Фёдор Иванович помог выразиться её сердцу, обратившись к самому себе от её лица:
- Чтение стихотворения «Не говори: меня он, как и прежде, любит».
Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.
То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу... им, им одним живу я
Но эта жизнь!.. О, как горька она!
Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.
Между июлем 1850 и серединой 1851
- Чтение стихотворения обучающимися.
- Вопросы: - От чьего лица ведётся монолог?
- Что она чувствует?
- Действительно ли было так? Ведь пишет Тютчев?
5. Рассказ учителя:
У них родятся трое детей, все – Тютчевы, все – незаконнорожденные; рок, о котором и он, и она столь часто вспоминали, беспощадно расправится с Еленой-младшей – она умрёт в 14 лет от скоротечной чахотки, а на другой день – скончался от той же болезни годовалый Николай. Слава Богу, мать не увидела этого – она умерла от той же чахотки, когда Николаю исполнилось всего два месяца, - и было ей тогда 38 лет. Тютчеву она подарила 14 лет жизни, счастья и боли.
«Всё кончено – вчера мы её хоронили. Что это такое? Что случилось? О чём это я вам пишу – не знаю. Во мне всё убито: мысль, чувство, память, всё…»
Рассказ учителя:
Но незадолго до этого скорбного дня, за десятилетие или более того, Фёдор Иванович всё это уже знал – именно знал и это знание – самая таинственная и скорбная загадка поэзии.
В 12 строках уместилась и вечная загадка Фауста, и разгадка, не дающая облегчения, и только у вечного космоса можно попросить не остановленного мгновения, но промедления этого мгновения. Прочитаем это заклинание вслух, и вы почувствуете в длинной выбивающейся строке этот сердечный растянутый удар, - такие стихи пишутся раз в жизни даже гением.
- Чтение стихотворения «Последняя любовь».
ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет.
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,—
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.
Между серединой 1851 и началом 1854
- Чтение стихотворения обучающимися.
7. Рассказ учителя:
Человек-Тютчев был часто слаб, Тютчев-поэт строил памятник Женщине. «Денисьевский цикл» как «роман в стихах» обладает необычайно своеобразной структурой, совсем не традиционной для литературного изображения любви, не знающей подобия в прозаических произведениях.
Поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших созданий поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца. Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Л. Н. Толстой как-то сказал начинающему Горькому: «Надо учиться стихам у Пушкина, Тютчева, Шеншина»
Рефлексия:
- Что нового узнали на уроке?
- Какое стихотворение из любовной лирики поэта более близко вам, почему?
- В чём, по-вашему, поэтический гений поэта?
VI. Домашнее задание:
1) Читать стихотворения о любви.
2) Выучить наизусть стихотворение «Последняя любовь» или
«Я встретил вас…».
3) Подготовить анализ стихотворения.