ПАМЯТКА К РАБОТЕ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ
МОБУ ООШ с.Инзелга
ПАМЯТКА К РАБОТЕ
НАД
ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ
ОШИБКАМИ
2015 год
ПАМЯТКА К РАБОТЕ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ.
ГЛАСНЫЕ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ.
А) После шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
Выпиши слово, подчеркни гласную после шипящей, допиши три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.
Роща, щавель, удача, часы.
Берёзовая роща.
В добрых делах мне сопутствует удача.
Б) В корне слова гласные, проверяемые ударением.
Выпиши слово, поставь ударение, подбери проверочное слово, допиши три однокоренных слова, выдели корень. Составь и запиши словосочетание и предложение с данным словом.
Село – сельский, поселковый, заселился, сёла.
Ближайшее село.
Наше село утопает в зелени садов.
В) В корне слова гласные, не проверяемые ударением.
Выпиши слово, поставь ударе6ние и подчеркни безударную гласную, проверь по словарю. Допиши три однокоренных слова. Составь и запиши словосочетание и предложение.
Дорога – дорожная, подорожник, придорожный.
Дорожная сумка.
Дорога круто поднималась в гору.
Г) В приставках.
Выпиши слово, выдели приставку, образуй три новых слова с этой приставкой. Составь и запиши словосочетание и предложение.
Находка, наезд, напомнил, навёл.
Удачная находка.
Саша принёс корзину белых грибов и порадовал своей находкой маму.
Д) В суффиксах.
Выпиши слово, отметь суффикс, запиши ещё три слова с данным суффиксом. Составь и запиши словосочетание и предложение.
Замочек – замочка, ключик – ключика, звоночек, дружочек.
Дверной замочек.
Замочек на моей куртке был сломан.
Е) В безударных окончаниях имен существительных.
Выпиши словосочетание, определи род, склонение, падеж существительного; подбери слово данного склонения с ударным окончанием. Запиши три других словосочетания с существительными данного склонения в этом же падеже. Запиши предложение.
Купался на речке – ж.р.,1-е скл., П.п., на земле, находился на даче, думал о погоде, заботился о мальчишке.
Федя с друзьями до позднего вечера купался на речке.
Ж) В безударных окончаниях имен прилагательных.
Выпиши словосочетание, поставь вопрос к прилагательному, определи окончание по вопросу. Запиши три словосочетания с прилагательным, отвечающими на этот вопрос. Запиши предложение.
Зелёная трава, трава (какая?) зелёная (ая-яя); зимняя погода, весёлая прогулка, радостная весть.
Зелёная трава блестела от капелек росы.
З) В безударных окончаниях глаголов.
Выпиши глагол, по неопределённой форме определи спряжение; вспомни, не является ли этот глагол исключением, определи окончание по спряжению. Запиши три глагола данного спряжения. Запиши предложение.
Играет: что делать; Играть – I спр., думает, знает, сочиняет.
Ира лучше всех играет в теннис.
СОГЛАСНЫЕ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ.
А) Парные звонкие и глухие согласные.
Выпиши слово, подбери к нему проверочное слово, запиши три родственных слова, составь словосочетание, запиши предложение.
Зубки – зубок, зубастый, зубочистка, зубной.
Острые зубки.
У рыженькой белки острые зубки.
Б) Непроизносимые
Выпиши слово, подбери проверочное слово, проверь по словарю. Запиши три однокоренных слова. Составь словосочетания. Запиши предложение.
Поздно – опоздал, поздний, опоздавший, припозднился. Встаёт поздно.
Зимой солнце встаёт поздно.
В) Двойные.
Выпиши слово, подчеркни двойную согласную, подбери три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.
Ранний, весенний, осенний, данный.
Раннее утро.
Ранним утром воздух особенно свеж и душист.
Г) В приставках.
Выпиши слово, выдели приставку. Вспомни правило, запиши три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.
Развезти, раздать, раздумывать, развесить.
Развезти по домам.
Школьный автобус развёз детей по домам.
НАПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА.
А) Мягкий знак – показатель мягкости согласных.
Выпиши слово, подчеркни орфограмму, напиши три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.
День, соль, мальчик, пальчик.
Новый день.
Каждый день утро надо начинать с зарядки.
Б) В именах существительных после шипящих.
Выпиши слово, определи род, запиши три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.
Речь – ж.р., печь, мышь, рожь.
Длинная речь.
Наша речь состоит из слов.
В) В глаголах после шипящих всегда пишется мягкий знак.
Думаешь, пьёшь, занимаешься, поднимаешься.
Думаешь о лете.
Ты думаешь о предстоящих каникулах.
Г) В глаголах на –ться, -тся.
Поставь вопрос.
Что делать? – купаться
Что делает? – купается
Купаться, зачитаться, препираться, догадываться.
Купаться в реке.
Дети любят купаться в реке. Но: купается в реке.
Д) Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово, выдели корень, подчеркни гласную после мягкого знака, запиши три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.
Семья, листья, вьюга, Илья.
Дружная семья.
Этим летом наша семья отдыхала на море.
НАПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО ТВЁРДОГО ЗНАКА.
Выпиши слово, выдели приставку и корень, подчеркни гласную букву в начале корня, запиши три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.
Съезд, подъём, съел, подъезд.
Съезд писателей.
На съезде писателей утвердили новый устав.
5. НАПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ.
А) Выпиши слово, выдели приставку и корень, подбери однокоренные слова, запиши три слова с такой приставкой. Составь словосочетание. Запиши предложение.
Походка, ходил, заходит, приход.
Повозка, повязка, поведение.
Красивая походка.
У Леночки очень грациозная походка.
Б) Поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. Запиши три слова на это правило. Составь словосочетание.
По (какому?) лесу, по зелёному лесу, по дороге, на земле, в роще.
В тенистом лесу.
6. ПЕРЕНОС СЛОВ.
Выпиши слово, раздели на слоги, раздели для переноса. Запиши ещё три слова и раздели их на слоги и для переноса.
Заведение – за/ве/де/ни/е, за – ведение, заве – дение, заведе – ние.
Ужи – у/жи, ужи. Лужа – лу/жа, лу – жа. Завод – за/вод, за – вод.
7. СЛОЖНЫЕ СЛОВА.
Выпиши слова, выдели корни и соединительные гласные. Запиши три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.
Самолёт, вертолёт, земледелие, камнеломка.
Реактивный самолёт.
Самолёт на Москву задерживается на два часа.
8. ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, КЛИЧКАХ, НАЗВАНИЯХ.
Выпиши слово, подчеркни заглавную букву, подбери три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.
Кира, Лена, Дружок, Волга.
Девочка Кира.
Кира Иванова отлично выполнила домашнюю работу.
9. ПРЯМАЯ РЕЧЬ.
Выпиши предложение, правильно расставь знаки препинания, прямую речь подчеркни одной чертой, слова автора – двумя. Запиши ещё одно предложение с прямой речью.
Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
«А у тебя способности есть?» - спросил директор.
«Я вчера видел Илью», - сказал Саша.
10. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Выпиши предложение, подчеркни главные члены каждого предложения. Составь и запиши сложное предложение.
Дождик вымочит, а солнце высушит.
Ветер весело шумит, судно весело бежит.
11. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ (перечисление).
Выпиши предложение, подчеркни однородные члены. Составь и запиши предложение с однородными членами. Правильно расставь знаки препинания.
Дети в школе пишут, читают, считают.
Таня, Марина и Оля слепили снеговика.
12. ПРОПУСК И ЗАМЕНА БУКВ, ИСКАЖЕНИЕ СЛОВ.
Запиши слово правильно, раздели его на слоги и для переноса. Составь словосочетание. Запиши предложение.
Цветной – цвет/ной, цвет – ной
Цветной телевизор.
Вчера мы купили цветной телевизор.
Список используемой литературы:
Пособие для индивидуальной работы «Учусь писать без ошибок» М.И.Кузнецова,
Москва «Вентана-Граф», 2009 год.
2. Рабочая тетрадь № 1 и № 2 «Пишем грамотно», М.И.Кузнецова, Москва
«Вентана-Граф», 2009 год.
3. «Русский язык» (Сборник проверочных и контрольных работ. 1 – 4 классы)
В.А.Шукейло, Москва «Вентана-Граф», 2007 год.
15