Логопедическое занятие.Дифференциация звуков С-Ш. Лексическая тема: «Путешествие в Осень».
Коррекционная тема занятия: Дифференциация звуков С-Ш.Лексическая тема: «Путешествие в Осень».Подготовила учитель-логопед: Конькова В.Г
Коррекционно-образовательная задача:
систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; ---- активизировать глагольный словарь по данной теме;
продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; продолжать учить согласовывать движения с речью.
Коррекционно-развивающая задача:
развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Оборудование: презентация, осенние листья( природный материал), музыка «Звуки осеннего леса», . Предварительная работа: Разучивание стихотворений об осенних месяцах, венок и букет осенних листьев; листочки на веревочках; изображения деревьев и листьев: дуба, клёна, березы, каштана, ели, рябины; карточки; сюрпризы (природный материал: шишки,яблоки).
Предварительная работа:-разучивание слов и движений к физкультминутке;-разучивание движений к сказке «Ежик» по мелкой моторики -закрепление знаний о признаках осени, названиях деревьев.
Содержание совместной организованной деятельности логопеда и детей.
На протяжении всего занятия за правильные ответы детям дарятся призы в виде шишки (природный материал).Ход занятия
Слайд № 4
1.Организационный момент.
Учитель-логопед предлагает встать детям в круг:
Скорей становись-ка, со мною в кружок!
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"(Сәлем!
Гостям всем: "Привет!"
Дети рассаживаются за парты.
Логопед: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?
Пусты поля,Мокнет земля,Дождь поливает.Когда это бывает?(осенью) Күз
Логопед: Правильно, мы отправляемся в Осень.
Звучит музыка осеннего леса. Логопед: - Закройте глаза. ( в класс заходит «Осень» на голове венок из осенних листьев). Кто я?
-ответ детей - Осень
Слайд № 5
2. Сейчас мы поиграем в игру, называется она «Осенняя копилка» (Проводит Осень):
- Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). – Логопед : мы не только знаем осенние месяца но и можем рассказать стихотворение о каждом месяце. Расскажите стихотворения об осени
(Дети рассказывают стихи об осенних месяцах).
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь) Қыркүйек
Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Смолкли птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился…
Что за месяц к нам явился? (октябрь) Қазан
Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц, подскажи? ( ноябрь) Қараша
Слайд №6-7
Логопед: - Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете? Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Дует злой северный ветер. Часто идет холодный дождь. Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай. В лесу появились грибы и ягоды.
( Осень садится на почетное место)
Слайд №8
3.Развитие плавного длительного выдоха. Дыхательная гимнастика .Логопед:- Сегодня Осень к нам пришла с осенними листочками.
( К верёвочкам прикреплены из листики- природный материал)-Наденьте их на пальчик и поймайте на ладошку листочек. Поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте её от лица. Подуйте на листочек, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох носом, выдох ртом, вытянув губы вперёд трубочкой. Подуйте на листок.-Подул лёгкий ветерок (поддувание длинной, лёгкой воздушной струёй);- Подул сильный ветерок (поддувание длинной, более сильной воздушной струёй);–Молодцы.
Логопед: (работа с трафаретами)
Ребята Осень вам принесла свои листочки. Посмотрите и скажите :трафареты каких листьев у вас в руках. Назовите эти деревья, какие растут в наших лесах? Давайте их раскрасим цветными карандашами наши листочки. И приклеим их на наше осеннее дерево, на нашем дереве будут висеть листья разных деревьев.
Слайд №9
4. Упражнение на развитие мелкой моторики рук :
Су-Джок «Сказка про Ёжика»(презентация)
1 сл. Жил – да был ёжик в лесу
В своем домике -норке.
(зажать шарик в ладошке)
2. сл. Выглянул ежик из своей норки
(раскрыть ладошки и показать шарик)
и увидел солнышко.
Улыбнулся ежик солнышку
( улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером)
и решил прогуляться по лесу.
3. сл. Покатился ежик по прямой дорожке
(прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)
4. сл. Катился- катился и прибежал на красивую, круглую полянку
( ладошки соединить в форме круга).
Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке
(зажимать шарик между ладошками).
Стал цветочки нюхать.
(прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).
5 сл. Вдруг набежали тучки
(зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться),
и закапал дождик: кап-кап-кап .(кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика)
6. сл. Спрятался ежик под большой грибок
(ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним)
и укрылся от дождя
7. сл. А когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб
(показать пальчики). Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их
так много… Как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки .(каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика)
8. сл. Довольный ёжик побежал домой
(прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
Слайд №17,18,19
5.Звуковая, графомоторная разминка.
Сегодня к нам на праздник пришли звуки. Что же это за звуки давайте отгадаем их?
Вспомни какой звук издают предметы (насос), изображённые на картинки. Возьми карандашик и четко произнеси указанные звуки столько, сколько ведёшь карандашиком по дорожкам. (карточка)
Теперь посмотри на картинку. На ней санки. Хлопни в ладоши, если услышишь, что я правильно сказала слово «санки».
Вспомни какой звук издают предметы (змея), изображённые на картинки. Возьми карандашик и четко произнеси указанные звуки столько, сколько ведёшь карандашиком по дорожкам. (карточка)
Теперь посмотри на картинку. На ней шишка. Хлопни в ладоши, если услышишь, что я правильно сказала слово «шишка».
Правильно сегодня мы будем говорить о звуке [ с ] и [ ш ].
Слайд №20
Игра «Доскажи словечко»
Как – то вечером старушки
Пили чай и грызли ___________.
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладет под голову ___________.
Слайд №21,22
6. Характеристика звуков [с], [ш], их отличие.
Профили: артикуляция, Звук [с] – согласный, глухой, твердый, на письме обозначает букву «эс», звук [ш]- согласный, глухой, твердый, на письме обозначает букву «ша». Тактильная гимнастика для пальцев: закрой глаза, на столе лежат разные буквы ты в начале правой рукой должен найти букву «ша», а затем левой рукой букву «эс».
Слайд №23
7. Физминутка ( с музыкальным сопровождением)
Слайд №24
8. Попеременное произнесение звуков [с] - [ш].
Какой звук издает насос?
Какой звук издает змея?
Игра «Радиограмма»
Логопед: - наша гостья «Осень» принесла нам радиограмму. Давайте попробуем ее расшифровать. Она не знает какая погода их ожидает в ближайшее время, а мы поможем ей её расшифровать (стрелка вверх (ладонь вверх) обозначает холодно – радио издает звук [Ш], а стрелка вниз (ладонь вниз) обозначает звук [С].
Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д. (Произносят громко [Ш], тихо [С])
Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].
Логопед: - Молодцы! Правильно расшифровали и это обозначает что: «Осенью ожидает попеременно, то дождь и ветер, то спокойная теплая погода».
Слайд №25
9.Логоритмика (проводит Осень на автоматизацию звуков[с ]и [ ш],под музыкальный инструмент – баян)
Конфетки
Ши,ши,ши,ши, как конфеты хороши.
Шо,шо,шо,шо, мойте руки хорошо.
Шу,шушу,шу, я к столу вас приглашу.
Ша,ша,ша,ша, будем кушать не спеша.
Лиса
Су,су,су,су, не пускают в дом лису.
Са,са,са,са, ждет у дома два часа.
Сы,сы,сы,сы, она хочет колбасы.
Си,си,си,си, ей кусочек отнеси.
Слайд №26
10.Дифференциация звуков [с]и [ш] в слогах, словах.
Игры на развитие фонематического слуха
« Повтори за мной».
«Повтори, не ошибись»:
Са – са- ша, сы – ши – сы,
су – шу – су, аса – аша – аса,
шва – сва – сва, шас – шос – шус.
Логопед: - А теперь мы покажем , как мы умеем слушать и слышать: будь внимателен, повтори за мной слоги, без первого звука:
СШО, ШСО, ОШО, УСЫ, ШУ, АС,
Слайд №27
Игра называется «Наоборот» ты смышленый, давай ещё поиграем, другое задание тебе: если я произношу слог со звуком С ты заменишь на звук Ш и наоборот.
а) слоги:
са-са-са — ша-ша-ша аш-аш-аш – ас-ас-ассо-со-со - ош-ош-ош –су-су-су - уш-уш-уш –сы-сы-сы - иш-иш-иш –б) слова:
уши – усы вас – вашшутки - посол –кашка - масса –Машка - Сашка –Мишка - саман –шины - басня –наш - мыс –Слайд №28
11.Подведение итогов занятия. (Звучит музыка «Осень»)
Логопед: - Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? – Правильно мы говорили о «Золотой Осени» и побывали вместе с вами у нее в гостях. А о каких звуках мы сегодня говорили? – Правильно о звуках [ с ] и [ш ]. К сожалению, Осени пора возвращаться в лес готовиться к зиме. Но мы с вами тоже ей приготовили сюрприз - это наша открытка с нашими нарисованными листочками. Давайте ее подарим нашей госте « Осени», чтобы она отнесла ее в лес. А пока вы играли и рисовали, «Осень» приготовил и вам сюрприз, посмотрите что это?Осень достает из корзинки сюрпризы, яблоки и дарит детям и гостям.
Дети: Спасибо. Рахмет!
Логопед: До скорых встреч. Коза Кездескенше!