Современные педагогические технологии на уроках математики и во внеклассной деятельности как средство оптимизации учебно – воспитательного процесса
Современные педагогические технологии на уроках математики и во внеклассной деятельности как средство оптимизации учебно – воспитательного процесса
Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся образования, а также книги, статьи, исследования ключевыми в идеологии образования называют идею развития, выделяя три важных постулата:
1.образование является важнейшим фактором развития личности;
2. образование - есть действенный перспективный фактор развития российского общества;
3.систему образования необходимо постоянно развивать.
Развитие образования может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях).
Причиной выбора этой темы является следующее:
1.в условиях существующей классно-урочной системы занятий современные педагогические технологии наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивая содержание обучения;
2.образовательные технологии позволяют достигать поставленные программой конкретных целей;
3.педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основного направления педагогической стратегии: личностно-ориентированного подхода;
4.они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, четкую ориентацию на развитие творческой деятельности;
5.обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
6.отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые способствуют развитию и основным направлениям педагогической стратегии, а также самостоятельной разработке и конструированию новых технологий обучения и воспитания необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «педагогическая технология».
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».
«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Методическая система отвечает на вопросы: Чему учить? Зачем учить? Как учить?
Педагогическая технология отвечает на вопрос: Как учить результативно?
Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
1.однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
2.отбор и структура содержания (что);
3.оптимальная организация учебного процесса (как);
4.методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
5.а так же учет необходимого реального уровня квалификации педагога (кто);
6.и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:
1.гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
2.экономичность резерва учебного времени,
3.оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
4.применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.
Педагогические технологии ориентированы:
1.на формирование положительной мотивации к учебному труду,
2.интенсификацию коммуникативной среды,
3.развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,
4.охрану здоровья учащихся
«Классификация современных педагогических технологий»
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
1.традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;
2.Классно-урочная технология обучения -обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков
3.Интерактивные технологии или групповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу). Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.
4.Игровая технология (дидактическая игра).Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве
5.Технология проблемного обучения (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения). Приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей
6.Технология перспективно-опережающего обучения. Достижение учащимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата). Способствовать формированию методологической компетентности. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем.
7.Технология мастерских. Создание условий, способствующих осмыслению учащимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности.
8.Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) или
Технология решения исследовательских (изобретательских) задач (ТРИЗ). Обучение учащихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы).
9.ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута.
10.Педагогика сотрудничества. Реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора учащимися образовательного маршрута.
11.Технология проведения коллективных творческих дел. Создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Вовлечение учащихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций. Формирование организаторских способностей учащихся.
12.Методы активного обучения (МАО) -совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности
1.Коммуникативные технологии
2.Технология портфолио
3.Развитие критического мышления
4.Модульное обучение
5.Дистанционное обучение
6.Тестовые технологии
7.Технология выявления и поддержки одаренных детей
8.Технологии дополнительного образования
Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще педагоги пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?
Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии педагог основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.
При подготовке к занятиям педагог озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.
При этом преподнесение обучающимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.
В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ детей в общее обсуждение.
Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология.
Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Характеризуя современные педагогические технологии, необходимо оценить результаты их применения с точки зрения современных тенденций развития образования, обеспечения его качества, учёта их ресурсоёмкости, а также обосновать применение каждой из них.
При обосновании выбора педагогических технологий и методик обучения, воспитания и развития, обучающихся необходимо учитывать несколько факторов.
модель выпускника или обучающегося, т.к. характеристика качеств выпускника - это основа для выбора педагогических технологий, направленных на формирование и развитие необходимых качеств;
принцип преемственности в использовании педагогических технологий по ступеням обучения;
уровень учебно-методического обеспечения школы; наличие подготовленных учителей, желающих использовать в работе данную технологию.
Прежде, чем использовать различные элементы педтехнологий, мы считаем, что в начале необходимо изучить возможности каждого класса. Для этого проводится анализ интеллектуальных и организационных умений и навыков, (журнал «Школьный психолог №7 -2007 г»)
Современный урок - это прежде всего урок на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ (самодеятельность, самоорганизация, коллективная деятельность, ответственность учеников).
Развивающий аспект триединой цели урока: учить анализировать, выделять главное сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и решать проблемы.
Воспитывающий аспект триединой цели урока: развитие нравственных качеств, трудовых качеств и т.д.
Развивающий урок направлен на создание условий, в которых ребёнок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности. Урок строится на основе взаимодействия учителя с учащимися, базирующимися на принципе взаимозависимости и ответственности, на осознание цели коллективной деятельности, на взаимном уважении и доверии. На таких уроках учитель умело использует интерактивные формы организации учебного процесса:
- фронтальная работа в кругу;
-статичные группы (группы постоянного состава); -мигрирующие группы (группы находящиеся в движении ); -пары постоянного состава;
- пары сменного состава.
При использовании групповой работы у учащихся
-развиваются коммуникативные качества (умение вести дискуссию, высказывать в красивой, корректной форме свою точку зрения, доказывать и аргументировать).
-воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, великодушие, терпение, трудолюбие, доброта), дети учатся работать в паре и команде, устанавливать партнёрские отношения, дружить.
Изучив возможности класса учителя нашей школы проводят не только стандартные уроки (уроки ознакомления с новым материалом, урок обобщения и систематизации урок проверки и коррекции знаний и умений), но другие виды уроков, например, уроки - лекции, уроки - консультации, уроки - зачёты, уроки – семинары при блочном изучении материала.
Я хочу предложить использование педтехнологий учителей нашей школы, школ других районов.
1. Обучающий зачет
Педагог совместно с учащимся в присутствии всех желающих разбирает ответы и решения.
2. Тестирование с вариантами ответов
Варианты:
Одни ученики разрабатывают тесты по программе в рамках пройденного материала, другие придумывают к ним правильные и неправильные ответы, затем осуществляется непосредственно тестирование.
Каждая микрогруппа по предложенным учителем тестам выбирает правильный ответ, затем пишет обоснование выбора и доказательство правильности своего выбора.
3. Имитация экзаменов
Проводится в ходе повторительно-обобщающих уроков. Учитель предлагает билеты, варианты задач и заданий, перечень литературы. Ученики делятся на малые группы и приступают к подготовке. Экзамен проводят сами учащиеся. В ходе экзамена оценки ниже «4» не ставятся. При неудачном ответе ученик вместе с консультантами из своей микрогруппы продолжает подготовку и на следующем уроке и пересдает экзамен.
4. Викторина
Класс делится на несколько групп, каждая из которых разрабатывает по определенной тематике задания и полные ответы для викторины, за что и получает после проверки и уточнения соответствующие оценки. Затем каждая микрогруппа проводит обучающе-консультативные занятия с учениками других групп во внеурочное время. И, наконец, каждая микрогруппа проводит «свою» викторину и, проверив работы, выставляет оценки.
5. Опрос при помощи системы карточек
Группа карточек охватывает вопросы по целой теме и включает задания, тесты, задачи, алгоритмы и решений к ним. Работа с карточками требует системности. Если ученик один-два раза в году работает с карточками, то смысла в этом мало. Задача в том, чтобы, используя разные контрольно-диагностические процедуры, охватить весь учебный материал.
6. Контрольные, лабораторные, исследовательские работы
Каждый ученик имеет право и возможность сначала участвовать в репетиционных занятиях, и только затем проводятся сами контрольные мероприятия. Важно, чтобы по итогам контрольных мероприятий учитель разобрал диалектику движения к успеху каждого ученика.
7. Письменные и устные зачеты
Учитель выдает каждому ученику книжку учебной деятельности, в которой отражаются работы, выполненные учеником по каждой теме и форма этих работ. Отражаются также выполненные творческие работы, участие в конкурсах, результаты, награды. Ученик и учитель договариваются заранее, когда, в какой форме, на каком уровне, и в каком, объеме ученик показывает свои знания и умения.
8. Заполнение пробелов в содержательных матрицах
В разрывы текста ученик должен вставить недостающую информацию. В процессе объяснения нового материала ученикам выдают текст, в котором оставлены смысловые пробелы. Задача ученика –
во время активного слушания находить главное и заполнять пробелы.
9. Творческие работы
Творческий процесс начинается с выбора учащимся предмета, формы и содержания деятельности, продолжается в виде исследования, поиска, проекта и завершается общественным признанием.
10. Защита проектов
Сам проектный способ обучения довольно широко описан в печати. Как правило, проект разрабатывается группой учащихся, защита проходит в торжественной обстановке в актовом зале в послеурочное время в присутствии родителей, представителей общественности, учащихся, ученых, администрации и сопровождается награждением.
11. Конкурсы
Учебные, познавательные конкурсы основываются на принципах соревновательности, интереса, быстрой реакции и очаровании участников. Что же делать тому, кто глубоко и основательно умен, интеллигентен, сдержан и внешне маловыразителен да если еще, как это свойственно глубоким натурам, он отличается основательностью, медлительностью и рассудочностью? Такому победить в конкурсе, где главное - реакция, отсутствие глубины, наитие и случайный успех, конечно, не удастся. Поэтому при разработке формы и заданий конкурсов следует учитывать как их сиюминутный характер, поскольку динамичность и скорость - одна из важных составляющих, так и задания, требующие длительной самостоятельной работы.
12. Решение задач
Любовь учителя к своему предмету порой приносит большие неприятности ученикам, поскольку учитель заставляет всех и каждого знать много, глубоко, знать все. Однако если одним этот предмет необходим, то для других достаточно уложиться в те минимальные требования, которые разработаны Министерством образования. Сегодня одинаковый подход ко всем учащимся вреден. Дифференциация позволяет предложить одним для решения задачи со звездочкой, вторым и третьим ученикам задачи легче и проще, кому-то можно поручить сочинять задачи, кому-то - консультировать и репетировать других.
13. Устные ответы
Устный ответ у доски обычно проблематичен и психологически драматичен для учащихся. Учителя больше пользуются фронтальным опросом с мест, но эта форма работы предполагает короткий ответ и не развивает в достаточной степени монологическую речь учащихся. Однако отказ от ответа перед классом нельзя считать продуктивным, поскольку наряду со знанием предмета речь идет о приучении детей к общественному взаимодействию и умению подавлять волнение, группироваться. Наибольшая сложность в этом виде контроля заключается в том, что, когда один ученик отвечает у доски, остальные, как правило, не слушают и заняты своими внеучебными делами. Поскольку в среднем в течение каждого урока опрос длится 15 минут, то за все годы обучения будет потеряно около 30% учебного времени, если педагог не научится организовывать познавательную, творческую деятельность, как в процессе объяснения нового материала, так и в ходе опроса.
ПРИМЕР
Во время ответа ученика у доски педагог просит остальных учащихся:
- дополнять ответ;
- подготовить устную рецензию на ответ;
-подготовить интересные вопросы;
-оценить достоинства ответа;
-подсказывать отвечающему;
- записать конспективно или тезисно ответ.
14. Индивидуальная программа для одаренных и талантливых и для учащихся, имеющих пробелы в знаниях
Одаренных обычно очень мало, и не всегда одаренность проявляется в школьной деятельности. Важнее то, что в школе очень много талантливых учащихся. Однако педагоги нередко не замечают талантов детей, не ищут их. Чаще бывает так, что выразительные, яркие дети бывают несдержанны, резки, не удобны в общении, обучении и воспитании, и учителя не находят ничего лучшего, как не замечать и порой преследовать таких детей. Между тем попытки школы напичкать ребенка знаниями по всем предметам нивелирует ребенка, и очень важно обнаружить проявление детских пристрастий, интересов, таланта и трепетно, душевно поддерживать и развивать его.
По-другому складывается ситуация, когда ученики отстают от своих сверстников в знаниях. Понятно, что одни дети могут догнать сверстников, другие все больше отстают и мстят окружающим за свою несостоятельность. В любом случае нужно с точностью до урока, темы, понятия выявить пробелы в знаниях учеников, разработать программу их поддержки, утвердить срок и содержание ее выполнения на малом педсовете и всем педагогам включиться в работу по выведению ученика на запланированный уровень. Для решения этой проблемы в большинстве случаев необходима тесная связь с семьей.
15. Практические работы
Практические работы связаны с запросами жизни, что позволяет научиться применять полученные знания в различных ситуациях. Работая в микрогруппах, учащиеся имеют возможность оказывать друг другу помощь, поэтому важно:
- разработать темы практических работ с их прагматическим выходом;
- согласовать с учениками те работы, которые они хотели бы выполнять наряду с инвариантом и в продолжение его;.
16. Олимпиады
Участие в олимпиадах, марафонах и прочих конкурсах носят активно-воспитывающий характер, способствуют организации ученического самоуправления и самодеятельности. Учащиеся могут принимать участие в разработке условий конкурсов, заданий для них, рекламного обеспечения и совместно с родителями и педагогами решать вопрос об организации, проведении и стимулировании участников школьных конкурсов. Если в школе создана атмосфера, при которой большинство учащихся с удовольствием участвуют в организации и проведении конкурсов, если педагоги создают репетиционно-тренерские группы, если все это проходит торжественно, красиво, в дни, когда в школе отменяются занятия и всякий любящий эту школу может прийти и поучаствовать в работе жюри, быть зрителем или участником - вот тогда польза будет!
15