Урок литературного чтения по теме : «Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А. Крылов «Ворона и Лисица».
Тема : «Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А. Крылов «Ворона и Лисица».
3 класс.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: Познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица».
Задачи:
Образовательная – раскрыть отличительные особенности басен Крылова на примере басни «Ворона и Лисица» Развивать умение работать с басней: правильно называть; выделять вступление, рассказ, мораль.
Развивающая - научить постигать ход художественной мысли автора, логику его образов; развивать индивидуальные творческие возможности учащихся.
Воспитательная - воспитывать неприязнь к таким чертам, как лесть
УУД:
Личностные: развивать интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.
Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
Регулятивные: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.
Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.
ХОД УРОКА
Актуализация знаний.
Прием «Корзина идей»
– Посмотрите на доску. Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?
Эзоп Лафонтен КрыловДр. Греция Франция РоссияVI век до н. э. XVII век XIX век
(Обсуждение в парах).
-Выскажите свои предположения относительно записей, данных на доске.
- Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский.
- Как вы думаете, кто такие баснописцы?–Что такое басня?– Давайте прочитаем определение басни в толковом словаре:
Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Басня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными–Сравним эти два определения. Что общего? Чем отличаются? – Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню?
II. Знакомство с творчеством И.А. Крылова
Сегодня мы поближе познакомимся с биографией и творчеством Ивана Андреевича Крылова. Прочитайте текст про себя и подготовьтесь в конце урока ответить на вопросы по содержанию данного текста.
Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1762 года в Москве, в семье армейского капитана. Он рано потерял отца. Мать еле сводила концы с концами, и потому Ваня не учился в школе. Сначала его учителем была мать. А потом Ваня самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Ещё подростком Ваня был вынужден поступить на работу. Несмотря на все трудности Иван Андреевич стал образованным, известным человеком. Он писал комедии, повести, но особенно его прославили именно басни. За свою жизнь Иван Андреевич написал 201 басню. Большую часть жизни Крылов провел в Санкт-Петербурге. Там же он и умер в 1844 году.
- Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик о творчестве И.А. Крылова.
III. Изучение нового материала
- Сегодня вы познакомитесь с новой басней И.А. Крылова, которая называется «Ворона и Лисица».
– Что вам известно об этих животных?
- А вот что рассказал о них И.А. Крылов (Прослушивание аудиозаписи басни).
– Понравилась вам басня?– Какая же история приключилась с Вороной?
-Прочитайте басню еще раз и подчеркните в тексте непонятные для вас слова.
-Найдем толкование данных слов в толковом словаре.
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.Гнусный – отвратительный, омерзительный.Не впрок – не на пользуВзгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.Пленить – очаровать, покорить чем – либо.Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.Ангельский (голосок) – нежный, добрый.Царь – птица – главная среди птиц.Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?– Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит?
- Какие слова из басни раскрывают характер лисы?
-Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.–Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?– А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.–Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?–А что говорила о голосе Вороны Лиса?– Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?
- Какова мораль бани?
– Чем интересна эта мораль?
-Разбейтесь на тройки и подготовьте чтение басни по ролям (прослушивание выразительного чтения 2-3 троек).
IV. Контроль и оценка знаний
Приём «Верные и неверные утверждения»
-Послушайте вопросы, дайте ответ: Да или нет.
1. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года. да
2. Он родился в городе Самаре. нет
3. Его семья жила бедно. да
4. Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге. да
5. Он работал продавцом. нет
6. Крылов выучил несколько языков. да
7. Он начал писать в 16 лет. нет
8. Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками. да
9. В первой книге Крылова были рассказы. нет
10. Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит Гоголю. да
Приём «Перевёрнутые логические цепочки»
-Расположите цепочки слов в нужной последовательности:
а) ворона нашла кусочек сыру;б) лиса близёхонько бежала;в) ворона каркнула;г) лисица говорит сладкие слова вороне;д) плутовка подходит на цыпочках;ж) лисица схватила сыр и убежала;к) сыр выпал.
-Проверим как вы справились с заданиями. Выставьте оценку в соответствии с данными критериями.
-Кто не допустил при выполнении заданий ни одной ошибки? Кто допустил 1-2, 3-4 ошибки? Проанализируйте свои ошибки. Что необходимо сделать, чтобы не допускать в дальнейшем таких ошибок?
V. Стадия рефлексии:
-Продолжите фразы:
– Было интересно …– Сегодня на уроке я узнал, что …– Я хотел узнать ещё о баснях …– Больше всего мне понравилось …– Новым для меня стало …
- Наш урок подходит к концу. В заключение мне хочется вам сказать: Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Известный русский писатель Николай Васильевич Гоголь назвал басни Крылова «…книгой мудрости самого народа». Читайте басни Ивана Андреевича, становитесь мудрее!
VI. Домашнее задание):- Предлагаю вам задание по выбору:
чтение басни по ролям;
инсценировка басни;
выучить басню наизусть;
проиллюстрировать басню