Тема: «Метод проектов как средство реализации ФГОС »
Тема: «Метод проектов как средство реализации ФГОС »
«Создание интерактивной тематической папки - лэпбук как пример использования метода проектов на уроках».
«Метод проектов как средство реализации ФГОС »
Мастер – класс: «Создание интерактивной тематической папки лэпбук как пример использования метода проектов на уроках физики».
Цели:
Представление позитивного опыта использования активных методов обучения, направленное на раскрытие перед педагогами практико-ориентированного, деятельностного подхода в обучении, повышение профессиональной компетенции. Мотивация педагогов на применение в своей образовательной деятельности метода проектов.
Мастер-класс адресован:
Тем, кто постоянно занимается саморазвитием!
Тем, кто хочет повысить эффективность самообучения!
Тем, кто хочет показать детям, что учиться — это интересно!
Тем, кто любит структурировать информацию, чтобы лучше ее запомнить!
Тем, кто готов не просто слушать, а применять полученные знания на практике!
В условиях реализации ФГОС учителю приходится искать такие средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации и применять её в различных жизненных ситуациях. Как же сделать так, чтобы учащийся мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование на уроках и во внеурочной деятельности метода проектов.
С 2015г я работаю над проблемой : «Метод проектов как средство развития ключевых компетенций обучающихся»
Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Всё это имеет место при создании лэпбука.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся необходимые материалы по теме.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой может быть представлена в виде карманчиков, окошек, вращающихся кругов, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Зачем нужен лэпбук?
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с учащимися, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ученик участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
- Он помогает ученику по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
- Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ученик просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
- Ученик научится самостоятельно собирать и организовывать информацию, формируя навыки школьного обучения.
Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение рисовать и т. д.) и сделать коллективную книжку.
- Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки.
- Это просто интересно!
Из чего состоит лэпбук?
Лэпбук состоит из папки формата А4 в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, и другие детали с наглядной информацией по теме лэпбука.
Что вам понадобится?
Оборудование-инструменты и материалы:
картонная папка или лист плотной бумаги формата А3 или два листа А4,;
распечатанные шаблоны лэпбука;
цветная бумага для принтера;
ножницы разной конфигурации;
степлер;
клей;
дыроколы фигурные.
Порядок работы над лэпбуком полностью соответствует этапам работы над проектом: Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация.
1. Выбор темы.
2. План - определение круга вопросов, которые будут освещаться в папке.
3. Разработка макета лэпбука.
4. Оформление.
1) Подготовка шаблонов лэпбука.
Элементы оформления::- мини-книжки;
- конверты;
- вращающиеся круги;
- книжки-гармошки;
- листы, сложенные в 2-4 раза;
- книжка-веер;
- блокнотики;
- книжки-шкафчики;
и другие.
2)Сборка тематической папки.
Можно заранее подготовить мини-книжки, наклеить в книжку-раскладушку и предложить детям заполнить их, ответить на вопросы. А можно вместе с учащимися определить, какие мини-книжки будут использоваться для каждого вопроса, как будут наклеены эти книжки в папку.
Затем идет поиск информации, заполнение лэпбука и его представление.
Возникает проблема «Как нам представить, сохранить эту информацию, чтобы ею можно было воспользоваться в другой раз в случае необходимости, или поделиться ею с другими ребятами, родителями?»
Дети предлагают сделать эту работу в письменном виде, как доклад, сообщение, с красочным оформлением.
Тогда я предлагаю использовать для этого не лист А4, как обычно, а папку.
А теперь, уважаемые коллеги я предлагаю и вам принять участие в создании своего лэпбука.
1.Выбор темы.
2. Распределение ролей в группе.
3. Поиск информации.
4.Оформление лэпбука.
5. Презентация.
6. Рефлексия.
Уважаемые участники!
Подведем итоги нашего мастер-класса.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы :Оправдал ли мастер-класс ваши ожидания?
Будете ли вы использовать данное средство обучения в своей работе,?Спасибо большое за внимание, надеюсь что информация и практические умения, полученные на этом мастер - классе будет вам полезны. Желаю вам творческих успехов!