Открытый урок по русскому языку на тему Глагол в неопределённой форме (3 класс)


Конспект открытого урока
по теме: «Неопределённая форма глагола»
русский язык
3 класс
по программе УМК «Гармония»

урок составила: учитель начальных классов,
учитель высшей категории,
Рыженко Ирина Николаевна
ГБОУ СОШ №29
г.Севастополя 2015г.

Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3-Б  класс
Учитель Рыженко Ирина Николаевна.
Автор УМК « Гармония»:М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Русский язык 3 класс
Тема урока «Глагол в неопределенной форме» Тип урока. Технология Урок открытия новых знаний
Информационно-коммуникативная, игровая. ирЦель Познакомить с особенностями глаголов в неопределённой форме. Задачи - стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; - развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; - воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.  Планируемый
результат Предметные умения Универсальные учебные действия (УУД)
Распознавать глагол среди других частей речи, характеризовать морфологические признаки, находить заданную форму в тексте. Ставить глагол в неопределённую форму, выполнять для этого необходимую последовательность действий.
Личностные УУД
Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять
интерес к учебному материалу. Развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД
Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения  об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку).
Коммуникативные УУД
Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Методы
Формы работы Методы: частично-поисковый, наглядный.
Фронтальная, парная, групповая Оборудование Презентация, карточки, рабочие тетради. Этапы
 урока Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
1.Самоопределение
 к деятельности
Цель:
проверка  готовности
обучающихся, их настроя
на работу У:  Сегодня у нас много гостей, и как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
Д. ( хором)
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно есть классы и лучше и краше,
Но пусть Вам будет у нас светло,
Пусть будет уютно и очень тепло!
У.- Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием погостят в нашем классе и порадуются за Ваши успехи!
У. – А теперь я обращаюсь к Вам дети.
У. –Настроенье каково?
Д. – Во!
У. – Все такого мнения?
Д.- Все, без исключения!
У. – Желаю на уроке продуктивно потрудиться и открыть для себя новые знания.
У.-  Открываем тетради, записываем число, классная работа. Приветствует обучающихся,
проверяет их  готовность куроку, включает в деловой ритм.
Эмоциональный настрой. Приветствуют гостей, учителя,
проверяют свою готовность к уроку. Личностные:
мотивация к учебнойдеятельности и
самоопределение
2. а) Актуализация знаний
Цель:
 быстрое включение в работу.
б) Выход на тему урока. У: Подготовим руку к письму.
У. –Руки? На месте!
- Ноги? Вместе.
- Локти? У края.
- Спина? Прямая.
Минутка чистописания. 
-Пропишите сочетания букв  по образцу в тетрадях.
На доске: ть//ти//чь//
У. – В какой части речи встречаются эти сочетания?
Д. – У глаголов.
У. Что мы знаем о глаголе?
Д. говорят правило и заполняют обобщающую таблицу( Кластер)
На экране телевизора Слайд№ 1
Сохранить, везти, беречь.
У. – Прочитайте слова, запишите их к себе в тетради и укажите форму глагола.
Д. –В начальной форме.
У. Что мы знаем о этой форме?
На правой части доски таблица:
Я знаю Узнал новое
Д. заполняют таблицу.
Я знаю Узнал новое
Что делать?
Что сделать -ть, -ти, -чьУ. Предположите какая тема?(НФГ)
 
Подготовка к введению новой темы.
Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку
учебной задачи
Учитель проверяет и оценивает ответы.
Оценка в лист самооценки(раздел устные ответы) 1 балл. Дети прописывают буквы по образцу. Отвечают на вопросы.
Самостоятельно узнают глаголы, правильно определяют грамматические признаки, обобщают знания по этой теме.
Формулируют тему урока и определяют задачи. ааПознавательные:
Обобщение предметных знаний по теме Глагол.
Регулятивные:
целеполагание – постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и   неизвестно.
3.Выявление места и причины затруднения.
Цель: выход на тему урока,  постановка учебных целей.
У. – Попробуйте определить время?
У. - В каком порядке вы будете выполнять это задание.?У.- Какое затруднение возникло?
У. Почему у глаголов не получается определить время?
Попробуйте определить другие признаки: число, лицо.
Д. - Кто совершает действия понять нельзя.
Я сохраню, везу, сберегу.
Мы сохраним, везём,, сбережём.
Но это уже другая форма слова.
( нельзя определить лицо)
Д. - И сколько людей совершают действие то же определить нельзя.
( нельзя определить число)
Д. – Аналогично невозможно указать род.
( нельзя определить род)
Я знаю Узнал новое
Что делать?
Что сделать Нельзя определить
время, число, лицо, род.
-ть, -ти, -чьУ. Если предположения, как можно назвать такие глаголы, у которых нельзя определить время и число?
Д. – Неопределенная форма глагола
Организует самостоятельную учебную работу.
Определяют время по вопросу и окончанию.
Составляют план
достижения
цели и
определяют
средства,
аргументируют свои высказывания, делают выводы.
Определяют время по вопросу и окончанию.
Дети подставляют новые знания в таблицу.
Обучающиеся высказывают предположения( гипотезы).
Формулируют тему урока. Познавательные: решение частной задачи, применение известного способа решения.
Регулятивные:
планирование –
составление
плана действий.
6.Выявление новых знаний о глаголах в неопределённой форме
У. Ребята,а где мы можем проверить правы мы или нет?
Работа в учебнике.
Д. – В учебнике.
У.-Откройте стр.101. Прочитайте правило.
Дети читают правило.
У. –И так какое новое название носит начальная форма глагола?
Д.- Неопределённая форма глагола.
У. – Это не единственное название.
Слайд №2
В переводе с латинского «неопределённый» звучит как ИНФИНИТИВ. Учитель выносит на доску карточку с НФГ.
Сообщает об инфинитиве.
Учитель выносит на доску карточку ИНФИНИТИВ.
Соотносят вопросы глаголов неопределённой формы.
Называют
признаки глаголов неопределённой формы.
Делают вывод. Познавательные:
Осуществлять анализ, проводить
сравнение, классификацию изученных фактов языка
по заданным основаниям.
Регулятивные:
самоконтроль и самооценка -
сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона,
сохранение учебной задачи урока на каждом этапе.
7. ФизминуткаФизкультминутка
Пришла пора нам отдохнуть.
Предлагаю дружно встать
И легонько поскакать (1,2,3.)
Руки вверх поднять
Трижды ими помахать (1,2,3.)
А теперь их опустить
И ножками потопать(1,2,3.)
Ручками похлопать (1,2,3.)
Головою покачать, вправо, влево посмотреть
Улыбнуться, тихо сесть.
У. – В какой форме стоят, названные глаголы? Вызывает двигательную активность у детей Дети меняют вид деятельности. 8. Первичное закрепление.
Фронтальная работа
Цель: освоение новых способов действий Слайд № 3
У. – Сыграйте в игру: »Кто самый внимательный»
На слайде слова разных частей речи.
Учащиеся должны выписать как можно больше глаголов. Среди них 5 глаголов в НФГ.
Пчела, испечь, жужжит, нести, красный, читать, ходьба, мечтать, холод, смотреть, синий. У.- Сравните по образцу. Посчитайте баллы. Поставьте в оценочный лист
Задание 1
У. – Как узнавали что это глагол в начальной форме?
Организует деятельность детей.
Контролирует выполнение работы.
Оговаривает условия оценивания: -одно слово -1бал. Учатся находить глаголы неопределённой формы. Находят отличительные признаки глаголов неопределённой формы.
Оценивают свою работу. Выставляют в оценочные листы.
Познавательные:
ориентация в тексте Полноценное понимание и
воспроизведение, выполнение
действий и сравнение сэталоном.
Регулятивные:
действие по намеченномуплану, сохранение
учебной задачи урока на каждом этапе.
8.Закрепление.
а)Самостоятельная работа в парах.
б) Работа в группах. На партах карточки с заданием 1,2
У:- Образуйте от данных слов неопределённую форму глагола.
Как будете действовать? Составьте алгоритм.
Карточки голубого цвета: 1.чёрный-
мороз -; 2 . Глаголы в скобках заменить глаголами неопределённой формы.
Родину надо (берегут). Решила старуха колобок (испекла).
карточки оранжевого цвета:1. обед –
стережёт - ;2 Заменить одним словом фразеологизмы.
Зарубить на носу-
Повесить нос -
Водить за нос -;карточка желтого цвета: 1.стрижка –
пошёл - ; 2. : Найдите в тексте глаголы неопределённой формы и подчеркните.
«Как обращаться с книгой.» Книгу нужно содержать в чистоте. Нельзя её перегибать. Лист нужно переворачивать за верхний угол. Нельзя вырывать листы из книги, писать на книге.
Каждый ученик обязан сохранить книгу для других.
У. - Проверяем.
Пара с разными карточками читают свои ответы.

У. – Работаем в группах. Задание 3.
Возьмите конверты. Прочитайте задание. Выберите старшего.
1.группа: Дополнить определение «Глагол в неопределённой форме» нужными словами. Подготовить защиту.
2 группа: Составить модель правила
«Глагол в неопределённой форме».
Подготовить защиту.
3 группа: Дать определение «Глагол в неопределённой форме» в виде рисунка, с указанием всех признаков.
Заслушиваем старших. Оцениваем работы.
Организует самостоятельную деятельность детей.
Оценивает 2 балла, если оба образованы правильно( по 1 баллу за слово).
Оцениваем работу 3 балла. Самостоятельное выполнение задания . Оценивание
Делают выводы.
Ставят баллы в оценочный лист. Познавательные:
чтение учебных заданий, их полноценное понимание и
воспроизведение.
Регулятивные: действие по
намеченному плану.
Коммуникативные: распределить функции участников, учебное сотрудничество, освоение способов взаимодействия.
9.Рефлексия деятельности.
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
Самооценка учащихся.
10. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению У: Подведём итоги.
-Какие открытия сделали на уроке?
- Используя таблицу расскажите о глаголах НФ?
Если есть время записать кластер в тетрадь.
НФГ
101516254310015793675431
Что делать? Что сделать?
-ть, -ти. –чьНельзя
Время, число, род. Лицо.
Рефлексия.
Урок понравился- поднимите смайлики…
Лист самооценки.
Выставление оценок учителем.
Д/з Упр.270. с.103 или 5 пословиц с гл. неопр. формы или В «Сказке об Инфинитиве найти и подчеркнуть все грамматические признаки НФГ.
Вы все были молодцы! Спасибо за работу на уроке! Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности. Оценивают
результаты
своей
деятельности
на уроке Регулятивные:
оценка своихдостижений,
осознание трудностей
Личностные:
Учебно-познавательный мотив
изучения русского языка.  
Ориентация на понимание
причин успеха в учебе, проявление
интереса к новому учебному материалу, развитие
способности к самооценке
Приложение1№ Вид работы Ко-во
баллов
1. Игра «Кто самый внимательный» 2. Работа в парах 3. Работа в группе № Вид работы Ко-во
баллов
1. Игра «Кто самый внимательный» 2. Работа в парах 3. Работа в группе